Двигатели этих автомобилей имеют жидкостную систему охлаждения, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Емкость системы охлаждения с учетом отопителя и подогревателя двигателя у автомобиля КамАЗ-4310 35л. Система охлаждения рассчитана на применение низкозамерзающих жидкостей. Допускается применение летом воды в сочетании с умягчающими и антикоррозионными присадками.
Рис. 18. Схема системы охлаждения двигателя автомобилей
КамАЗ-4310 и Урал-4320
1-перепускная труба от двигателя к бачку; 2-соединительная труба от компрессора к бачку; 3-компрессор; 4-соединительная труба; 5-датчик-сигнализатор перегрева жидкости; 6-перепускная труба термостатов; 7-жидкостной насос; 8-отводящий трубопровод; 9-вентилятор; 10-сливной кран; 11-подводящий трубопровод к правому блоку цилиндров; 12-головка блока; 13-регулятор-выключателъ гидромуфты привода вентилятора; 14-коробка термостатов; 15-патрубок отбора жидкости в отопитель;16-кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 17-воздухопароотводящая труба от радиатора к бачку; 18-расширительный бачок; 19-датчик указателя температуры жидкости; 20-термостаты; I -поток жидкости в радиатор при открытых термостатах; II – поток жидкости в насос при закрытых термостатах; III-поток жидкости из радиатора
Система охлаждения (рис.18) состоит из жидкостного насоса 7, вентилятора 9 с гидравлическим приводом, радиатора с жалюзи, расширительного бачка 18, двух термостатов 20, контрольно-измерительных приборов, рубашки охлаждения блока и головок блока, трубопроводов.
Рис. 19. Жидкостный насос: 1 — пылеотражатель; 2 — шкив; 3,4 — шарикоподшипники; 5 — корпус; 6 — крыльчатка; 7 —кольцо упорное; 8 — валик; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — сальник; 11 — водоотражатель
Жидкостный насос предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе. Насос центробежный установлен на переднем торце блока цилиндров, приводится в действие клиноременной передачей от шкива коленчатого вала. Основные детали насоса: корпус (рис 19), валик с двумя шариковыми подшипниками, крыльчатка, шкив, детали уплотнения и крепления. Крыльчатка напрессована на вал и закреплена гайкой, шкив установлен на валу на шпонке. Полость в корпусе уплотнена комбинированным сальником , запрессованным в корпус насоса. Сальник имеет резиновую манжету, пружину, металлический корпус и графитовое кольцо, которое постоянно упирается в стальное кольцо. Между кольцом и крыльчаткой установлено резиновое кольцо. Отдельные капельки жидкости, просочившиеся в полость подшипников, вытекают через дренажное отверстие, имеющиеся в корпусе. Постоянная течь свидетельствует о неисправности уплотнения. Подшипники смазываются смазкой Литол-24 , закладываемой в их полость при сборке.
Вентилятор служит для создания потока воздуха через радиатор. Вентилятор осевого типа, пятилопастный, крепится на ступице ведомого вала гидромуфты, размещен в кожухе, который уменьшает поток воздуха через сердцевину радиатора. Привод вентилятора гидравлический и состоит из гидромуфты и выключателя.
Рис. 20. Гидромуфта привода вентилятора двигателя автомобиля
КамАЗ-4310: 1 — ступица вентилятора; 2 — вал шкива; 3, 17 — манжеты; 4 — шкив; 5 — корпус подшипника; 6 — корпус-кронштейн; 7 —кожух ведущего колеса; 8, 15, 16 — подшипники шариковые; 9 — подшипник упорный; 10—уплотнитель ведущего вала; 11 — крышка корпуса-кронштейна; 12 — колесо ведомое; 13 –патрубок сливной; 14 — колесо ведущее; 18 — вал ведомого колеса
Гидромуфта (рис.20) предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала к вентилятору, автоматического регулирования частоты вращения вентилятора, гашения инерционных нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта расположена в передней части двигателя соосно с коленчатым валом(в двигателе автомобиля КамАЗ-4310) в полости между крышкой блока и корпусом подшипника. Гидромуфта состоит из ведущих и ведомых деталей, К ведущим деталям относятся шлицевый вал, корпус, ведущее колесо генератора. Все ведущие детали соединены между собой и вращаются на двух шариковых подшипниках и от коленчатого вала через шлицевый вал. К ведомым деталям относятся: ведомое колесо, вал, ступица вентилятора. Ведомые детали соединены между собой и вращаются на двух шариковых подшипниках.
Уплотнение гидромуфты обеспечивается резиновыми манжетами. На внутренних поверхностях ведущего и ведомого колес имеются радиальные лопатки, отлитые заодно с колесами. Передача крутящего момента через гидромуфту возможна только при заполнении рабочей полости и между лопатками колес маслом. При работе двигателя масло из смазочной системы может поступать в эту полость, где оно разгоняется лопатками ведущего колеса и, ударяясь о лопатки ведомого колеса, заставляет его вращаться. Частота вращения ведомого колеса, а вместе с ним и вентилятора, зависит от количества масла, поступающего в рабочую полость. В случае резкого изменения частоты вращения коленчатого вала при работающей гидромуфте происходит проскальзывание ведущего колеса относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в приводе вентилятора.
Рис. 21. Выключатель гидромуфты: 1 — крышка корпуса; 2 —тяга; 3 — корпус; 4 — шайба возвратной пружины; 5 — пружина возвратная; 6 — золотник; 7,8 — кольда уплотнительные; 9 — пробка; 10 — рычаг; 11 — пружина фиксатора; 12 — фиксатор; 13 — крышка пробки; 14— шайба регулировочные; 15 — гайка крепления термосилового датчика; 16 — датчик термосиловой
Читайте также: Хочу разбираться в машинах с чего начать
Выключатель гидромуфты служит для автоматической подачи масла в полость гидромуфты из смазочной системы в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения, а также позволяет принудительно включать или выключать гидромуфту. Выключатель золотникового типа, установлен на патрубке, подводящим, жидкость к правому ряду цилиндров. Основные детали выключателя; корпус (рис.21) с крышкой, золотник с возвратной пружиной; термосиловой датчик; кран, включающий в себя трубку, рычаг и фиксатор. Термосиловой датчик размещается внутри патрубка и постоянно омывается жидкостью, циркулирующей от жидкостного насоса в рубашку правого ряда цилиндров. Прокладками можно регулировать температуру срабатывания датчика.
Выключатель обеспечивает работу гидромуфты и, следовательно, вентилятора в трех режимах: автоматического управления, принудительного включения, принудительного отключения.
Для работы вентилятора в автоматическом режиме рычаг и кран устанавливается в положение «В». По мере нагрева охлаждающей жидкости масса, заполняющая баллон датчика (церезин или нефтяной воск), плавится и увеличивается в объеме, при этом перемещается шток датчика и золотник. Это приводит к открытию канала в корпусе, по которому масло из нагнетательной магистрали смазочного насоса проходит в полость гидромуфты. При температуре жидкости 85°, 90°С золотник полностью открывает канал, что ведет к максимальной подаче масла и наибольшей производительности насоса.
При снижении температуры жидкости ниже 85 °С объем наполнителя датчика уменьшается, под действием пружины золотник перекрывает подачу масла в гидромуфту. Масло, находившееся в гидромуфте, сливается в поддон двигателя; вентилятор отключается или будет медленно вращаться от встречного потока воздуха или за счет сил трения в подшипниках гидромуфты.
Автоматический режим управления работой вентилятора является основным. Он обеспечивает оптимальную температуру Охлаждающей жидкости, снижает затраты мощности на привод вентилятора.
При неисправности термосилового датчика двигатель может перегреваться. Тогда кран выключателя устанавливают в положение "П"; что соответствует работе вентилятора в принудительном режиме. В таком случае масло проходит через выключатель независимо от температуры жидкости и вентилятор вращается постоянно. Длительная работа в таком режиме нежелательна и следует выявить и устранить причину неисправности термосилового датчика. При преодолении бродов вентилятор отключается постановкой рычага крана 6 в положение «О», при котором отключается подача масла в гидромуфту.
Рис. 22. Радиатор и жалюзи: 1-кронштейн; 2-тяга; 3-боковина остова радиатора; 4-нижний Бачок; 5-боковина жалюзи; 6-трос; 7-жалюзи; 8-рамка жалюзи; 9-сердцевина радиатора; 10-рукоятка; ll-верхний бачок; 12-кожух радиатора.
Радиатор (рис. 22) служит для интенсивного охлаждения жидкости потоком воздуха. На двигателе автомобиля КамАЗ-4310 радиатор трубчатоленточный, трехрядный, расположен перед двигателем и вместе с кожухом 12 вентилятора крепится по бокам к кронштейнам рамы через резиновые кольца, а внизу удерживается тягой 2.
Радиатор состоит из верхнего II и нижнего 4 бачков, сердцевины 9 и остова 3. Сердцевину образуют три ряда овальных трубок, расположенных вертикально и впаянных в бачки. Между трубками горизонтально расположены гофрированные пластины из медной ленты, припаянные к боковым поверхностям трубок и увеличивающие поверхность охлаждения. Каркас образуют стальные боковые и нижняя пластины, припаянные к бачкам. Через каркас радиатор крепится к кожуху вентилятора. В верхнем бачке имеется патрубок для подвода нагретой жидкости из головок блока цилиндров и отвода части ее в расширительный бачок. Нижний бачок имеет патрубок для отвода охлажденной жидкости к насосу.
Жалюзи (7) предназначены для регулирования потока воздуха, проходящего через радиатор. Жалюзи установлены перед радиатором и представляют собой набор пластин-створок, шарнирно закрепленных в каркасе. Привод жалюзи осуществляется с помощью рукоятки 10, расположенной в кабине под щитком приборов, и троса 6. Рукоятка привода может стопориться в различных положениях с помощью шарикового фиксатора. При вытягивании рукоятки жалюзи закрываются. Пользоваться жалюзи следует при прогреве двигателя и при движении, если температуры охлаждающей жидкости менее 70° С.
Рис. 23. Расширительный бачок: 1-кран контроля уровня жидкости; 2-патрубок; 3-пароотводная трубка; 4-пробка; 5-трубка от компрессора; 6-псрспускная трубка от двигателя к радиатору; 7-корпус
Расширительный бачок (рис. 23) служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удаления из нее воздуха и пара. Бачок установлен над двигателем с правой стороны по ходу автомобиля и соединен трубами о верхним бачком радиатора, коробкой термостатов, рубашкой охлаждения блока и компрессором.
Рис. 24. Пробка бачка: 1 – корпус; 2 – стержень; 3 -пружина, выпускного клапана; 4-пластинчатая пружина; 5 – выпускной клапан; 6 – впускной клапан; 7-уплотнитсльная прокладка; 8 -пружина впускного клапана.
Заливная горловина бачка закрывается пробкой (рис.24), в которой имеется выпускной 5 и впускной 6 клапаны. Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе избыточное давление" до , 63,7 кПа. При таком давлении охлаждающая жидкость кипит при температуре 113. 114°. При увеличении давления выше указанной величины клапан открывается, выпуская пар в атмосферу, тем самым радиатор и трубопроводы предохраняются от разрушений.
Читайте также: Где находится датчик температуры двигателя ваз 2114
Впускной клапан 6, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разрежения при остывании Двигателя. Он открывается при разрежении 10 . 13 кПа и сообщает систему охлаждения с атмосферой.
Охлаждающая жидкость заливается в систему через заливную горловину расширительного бачка. Верхний уровень в системе составляет 2/3 объема расширительного бачка и определяется визуально. Нижний уровень контролируется краном 1 (см.рис.23).
Термостаты предназначены для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости. Термостаты с твердым наполнителем размещены в коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда цилиндров.
Рис. 25. Термостат: 1,8- стойки; 2 – баллон; 3 – активная масса; 4, 12 – клапаны; 5,7 -пружины; 10 – регулировочные гайки; 9 – шток; 11 – резиновая втулка; 13 -основание.
Основные детали термостата (рис. 25): основание 13, две стойки 1 и 8, баллон 2 с активной массой 3 и резиновой втулкой 11, два клапана 4 и 12 с пружинами 5 и 7.
В исходном положении под действием своих пружин клапан 12 закрыт, а клапан 4 открыт. При прогреве холодного двигателя жидкость, поступающая в коробку термостатов, не может пройти к радиатора через закрытый клапан 12, а проходит через открытый клапан 4 к насосу. Жидкость в этом случае циркулирует по малому кругу, минуя радиатор, что способствует быстрому прогреву двигателя.
При достижении температуры охлаждающей жидкости 75±2° С активная масса, заключенная в баллоне 2, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон 2 перемещается, клапан 12 начинает открываться, а клапан 4 закрываться. Охлаждающая жидкость начинает поступать к радиатору. При достижении температуры 93 ± 2° клапан 12 полностью открывается, клапан 4 закрывается, вся жидкость циркулирует через радиатор (по большому кругу). При снижении температуры жидкости до 80°С и ниже объем активной массы баллона 2 уменьшается и клапаны 4 и 12 под действием своих пружин занимают первоначальное положение.
Контрольно-измерительные приборы предназначены для контроля теплового состояния двигателя. К этим приборам относится указатель температуры охлаждающей жидкости, установленный на щитке приборов, и сигнальная лампа красного цвета, вмонтированная в шкалу указателя. Датчик указателя температуры размещен на коробке термостатов, датчик сигнальной лампы установлен в трубопроводе 4 (см. рис.18), Сигнальная лампа загорается при температуре жидкости выше 101 ± 3° С.
Работа системы охлаждения. При работе двигателя насос забирает охлажденную жидкость из нижнего бачка радиатора и подает ее непосредственно в блок к цилиндрам левого ряда цилиндров (по ходу движения) и по трубопроводу 11 в блок к цилиндрам правого ряда. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, жидкость поступает в рубашки головок цилиндров и далее по трубопроводам в коробку термостатов. В зависимости от температуры жидкости термостаты направляют ее по большому кругу в верхний бачок радиатора или по малому кругу к насосу или по обоим кругам одновременно.
Оптимальный тепловой режим в системе поддерживается с помощью термостатов и работой гидромуфты привода вентилятора в автоматическом режиме.
У камаз-5320 – 175 или 250 л,
У камаз-53212 – 250 л, диз.топливо;
Система охлаждения (с подогревателем) – 35 л, охл. Жидкость – тосол А-40;
Система смазки двигателя – 26л, летом М-10Г (к)зимой М-8Г2(к), всесезонно ДВ-асзп-10В;
Гидроусилитель рулевого управления – 3,7 л, масло марки Р;
Коробка передач с делителем – 12л, ТСП-15К;
Картеры ведущих мостов – 2×7 л, тсп-15К;
Гидравлическая система выключения сцепления – 0,28 л, тормозная жидкость "Нева";
Амортизаторы – 2×0,475 л, жидкость АЖ-12Т;
Предохранитель против замерзания конденсата в тормозном приводе – 0,2 л или 1,0 л, этиловый спирт;
Бачок омывателя ветрового стекла – 1,8 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.
Двигатель со сцеплением – 770,
Коробка передач с делителем – 320,
Карданные валы – 49(59),
Передний мост – 255,
Средний мост – 592,
Задний мост- 555,
Кабина в сборе с оборудованием – 577(603),
Колесо в сборе с шиной – 80,
На схеме автомобиля камаз-53212 в скобках даны размеры для алюминиевой платформы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КамАЗ-5320
КамАЗ-53212
8000
10000
7080
8000
3320
3525
3760
4475
15305
18225
4375
4290
10930
13935
11500
14000
26805
32225
80
80
80
80
35
40
70
90
30
30
18
18
700
800
36,7
36,7
38,5
38,5
23,0
24,4
29,6
31,5
32,5
33,0
43,7
44,8
8,5
9,0
9,3
9,8
Читайте также: Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки приора
Мод. КамАЗ-740.10, дизель, V-o6p. (90°), 8-цилин., 120×120 мм, 10,85 л, степень сжатия 17, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8, мощность 154 кВт (210 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 637 Н-м (65 кгс-м) при 1500-1800 об/мин. Форсунки – закрытого типа, ТНДВ – V-обр., 8-секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр – сухой, со сменным картонным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и (по заказу) предпусковым подогревателем ПЖД-30.
Трансмиссия
Сцепление – двухдисковое, с периферийными пружинами, привод выключения – гидравлический с пневмоусилителем. Коробка передач – 5-ступенчатая, с передним делителем, общее число передач – десять вперед и две назад, передат. числа: I-7,82 и 6,38; II-4,03 и 3,29; III-2,5 и 2,04; IV-1,53 и 1,25; V-1,0 и 0,815; ЗХ-7,38 и 6,02. Синхронизаторы – на II, III, IV и V передачах. Делитель снабжен синхронизатором, управление делителем – пневмомеханическое, преселекторное. Карданная передача – два карданных вала. Главная передача – двойная (коническая и цилиндрическая), передат. число – 6,53 (по заказу – 7,22; 5,94; 5,43); средний мост – проходной, с межосевым дифференциалом, блокируемым с помощью электропневматического или пневматического привода.
Колеса и шины
Колеса – бездисковые, обод 7,0-20, крепление на 5 шпильках. Шины – 9.00R20 (260R508), мод. И-Н142Б, давление в шинах передних колес – 7,3; задних: КамАЗ-5320 – 4,3; КамАЗ-53212 – 5,3 кгс/см 2 ; число колес 10+1.
Подвеска
Зависимая: передняя – на полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, с амортизаторами; задняя – балансирная, на полуэллиптических рессорах, с шестью реактивными штангами, концы рессор – скользящие.
Тормоза
Рабочая тормозная система – с барабанными механизмами (диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим – кулачковый), двухконтурным пневмоприводом. Тормозные камеры: передние – типа 24, тележки – 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз – на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель с пневмоприводом. Привод тормозов прицепа – комбинированный (двух- и одноприводный). Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.
Рулевое управление
Рулевой механизм – винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки, передат. число 20. Гидроусилитель – встроенный, давление масла в усилителе 80-90 кгс/см 2 .
Электрооборудование
Напряжение 24 В, ак. батарея 6СТ-190ТР или -190 ТМ (2 шт.), генераторная установка Г-273 с регулятором напряжения Я120М, стартер СТ142-Б.
Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы Топливные баки:
у КамАЗ-5320 – 175 или 250 л,
у КамАЗ-53212 – 250 л, диз. топливо;
система охлаждения (с подогревателем) – 35 л, охл. жидкость – тосол А-40;
система смазки двигателя – 26 л, летом М-10Г (к)зимой М-8Г2(к), всесезонно ДВ-АСЗп-10В;
гидроусилитель рулевого управления – 3,7 л, масло марки Р;
коробка передач с делителем – 12 л, ТСП-15К;
картеры ведущих мостов – 2×7 л, ТСп-15К;
гидравлическая система выключения сцепления – 0,28 л, тормозная жидкость "Нева";
амортизаторы – 2×0,475 л, жидкость АЖ-12Т;
предохранитель против замерзания конденсата в тормозном приводе – 0,2 л или 1,0 л, этиловый спирт;
бачок омывателя ветрового стекла – 1,8 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.
Масса агрегатов (в кг):
Двигатель со сцеплением – 770,
коробка передач с делителем – 320,
карданные валы – 49 (59),
передний мост – 255,
средний мост – 592,
задний мост – 555,
рама – 605 (738),
кузов – 870 (1010),
кабина в сборе с оборудованием – 577(603),
колесо в сборе с шиной – 80,
радиатор – 25.