Система охлаждения двигателя индикатор температуры

Авто

Содержание

  • Схема индикатора температуры
  • Детали индикатора
  • Принцип действия и функции прибора
  • Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
  • Испытание на работоспособность
  • Универсальный индикатор температуры двигателя с функцией диагностики
    • ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  • Универсальный индикатор температуры двигателя с функцией диагностики
    • ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    • Рекомендуем посмотреть:

Автомобильный двигатель, как и живой организм, правильно работает только приопределенной температуре, не выходящей за некоторые пределы. На самом деле, проблема в том, что двигатель металлический, а металл расширяется и сужается под действием температуры. При этом, двигатель сложный механизм, в котором многие детали работают с определенными зазорами между собой.

Эти же зазоры сильно зависят от температуры, и правильной величины они могут быть только при температуре, находящейся в некоторых пределах. Именно по этому, важно соблюдать температурный режим двигателя.

Здесь приводится описание электронного датчика системы охлаждения автомобиля, который выполняет одновременно две функции, – он служит индикатором температуры и управляет системой обдува радиатора. В индикаторе четыре светодиода.

При правильной настройке индикатора, зеленый светодиод загорается когда двигатель прогрет до температуры, при которой уже можно начинать ехать. Два желтых светодиода показывают температуру включения и выключения вентилятора обдува радиатора. Один красный светодиод загорается только при перегреве двигателя.

Схема индикатора температуры

Схема построена на основе четырехпозиционного индикатора температуры, опубликованного в Л.1. Там датчиком температуры служит специализированный датчик LM235AH, здесь в качестве цепи -источника напряжения, зависимого от температуры используется штатная цепь индикации температуры автомобиля, состоящая из датчика – терморезистора и магнито-электрического индикатора.

Напряжение берется с точки соединения датчика температуры и магнитоэлектрического индикатора температуры. Это напряжение через цепь R1-C2 поступает на соединенные вместе инверсные входы всех четырех компараторов микросхемы А1 типа LM339. Цепь R1-C2 нужна для подавления помех от работы систем автомобиля, которые могут поступить с цепи датчика температуры.

Рис. 1. Принципиальная схема индикатора температуры системы охлаждения двигателя в авто.

На неинверсные входы компараторов поступают опорные напряжения, на каждый вход, от отдельного потенциометра R2-R5, с помощью этих потенциометров можно индивидуально задать порог температуры для каждого из компараторов.

Экспериментируя с состоянием двигателя, нужно потенциометром R5 установить так, чтобы при прогреве холодного двигателя до температуры, когда можно начинать движение (обычно 30-40°С) загорался светодиод HL4. Это светодиод зеленого цвета.

Далее, потенциометром R3 нужно установить так, чтобы при достижении температуры включения обдува радиатора (обычно, температуры немного ниже температуры кипения используемой охлаждающей жидкости), загорался светодиод HL2 желтого цвета.

На следующем этапе, потенциометром R4 нужно установить так, чтобы при достижении температуры выключения обдува радиатора загорался светодиод HL3 желтого цвета.

Ну, и последний этап – установка потенциометром R2 максимальной температуры, например, температуры кипения используемой охлаждающей жидкости, при которой должен загораться красный светодиод HL1.

Все что выше описано, – это индикация. Управление обдувом осуществляется схемой на микросхеме D1. Это RS-триггер на элементах D1.2, D1.3 и два инвертора D1.1 и D1.4.

Когда температура достигает значения, при котором должен включаться вентилятор, напряжение на выходе А1.2 падает до напряжения логического нуля. Триггер D1.2-D1.3 переключается в состояние логического нуля на выходе D1.3. Этот уровень инвертируется элементом D1.1 и на его выходе – логическая единица.

Ключ на транзисторах VT1 и VT2 открывается и включает реле вентилятора. Вентилятор работает. Температура начинает понижаться, и светодиод HL2 гаснет, но триггер D1.2-D1.3 остается в этом состоянии и вентилятор продолжает работать.

Температура еще понижается, и гаснет светодиод HL3. На входы инвертора D1.4 поступает напряжение логической единицы, а на его выходе – ноль. Этот ноль переключает триггер D1.2-D1.3 в состояние с логической единицей на выходе D1.3.

Читайте также:  Scher khan magicar 9 пульт

На выходе D1.4 – ноль, ключ на VT1 и VT2 закрывается и вентилятор выключается.

Детали индикатора

Очень важные детали данного устройства – подстроечные резисторы R2-R5. Нужно обязательно использовать многооборотные подстроечные резисторы, потому что только такие позволят точно установить опорное напряжение и не будут изменять свое состояние под действием вибрации и тряски, имеющей место при эксплуатации в автомобиле. Сопротивления этих резисторов могут быть и другими.

Практически подойдут любые многооборотные подстроечные резисторы сопротивлением от 5 до 200 кОм. Можно использовать даже в качестве таковых, переменные многооборотные резисторы от блоков переключения программ старых телевизоров (обычно там многооборотные переменные или подстроечные резисторы сопротивлением 100 кОм), но, конечно же, лучше подстроечные с боковым червячным приводом вроде 3006-Р-1, СП5-2 или аналогичные.

При отсутствии многооборотных подстроечных резисторов можно использовать временные переменные резисторы на время налаживания, а затем заменять их парами подобранных по сопротивлению постоянных. Но это усложняет налаживание и не дает возможности оперативно изменять настройки. Светодиоды – любые индикаторные соответствующих цветов.

Шеклев М. В. РК-2016-04.

Литература: 1. Клотов Н. «Четырехпозиционный индикатор температуры», РК2016-02.

Электронные приборы для измерения температуры антифриза, циркулирующего по водяной рубашке двигателя, применяются на автомобилях еще со времен СССР. Поломка этого элемента всегда считалась серьезной проблемой, поскольку без контроля температуры в системе охлаждения можно легко перегреть мотор и вывести из строя поршневую группу. Поэтому начинающему автомобилисту важно знать, как вовремя выявить симптомы неисправности температурного датчика, а поменять его не составит большого труда.

Принцип действия и функции прибора

Конструкция и принцип работы измерителя температуры мало изменились с момента его первого применения на авто. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчика, он уменьшился в размерах, а точность показаний выросла. Прибор представляет собой термический переменный резистор, заключенный внутрь металлического корпуса с резьбовым наконечником. При нагреве термоэлемент снижает сопротивление электрической цепи, что позволяет электронному блоку управления (иначе – контроллеру, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.

От работы температурного датчика зависят следующие функции:

  • Традиционно от сигналов измерителя функционирует указатель температуры охлаждающей жидкости.
  • Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного порога температуры (около 100 °С).
  • Обогащение топливовоздушной смеси и повышение оборотов холостого хода на непрогретом моторе.
  • Во время езды контроллер собирает показания всех датчиков и на этой основе формирует соотношение топлива и воздуха в смеси. Измеритель температуры также участвует в этом процессе.
  • Конструкцией современного авто может предусматриваться установка нескольких измерителей нагрева, отвечающих за определенные функции. Их расположение бывает разным:

    • на верхнем патрубке, ведущем от блока цилиндров к радиатору;
    • в корпусе термостата;
    • в головке цилиндров;
    • непосредственно в радиаторе.

    Отличить термоэлементы от других типов датчиков несложно. Все приборы, встроенные в систему охлаждения двигателя и соединенные проводами с контроллером, предназначены для замеров температуры. Единственный момент: когда вы станете искать местонахождение температурного измерителя с целью проверки, не перепутайте прибор с датчиком детонации, встроенным прямо в блок цилиндров. Когда на машине стоит несколько термических элементов, их функции обычно распределяются так:

    • измеритель, встроенный в патрубок, участвует в приготовлении топливной смеси для двигателя;
    • прибор, стоящий в радиаторе, обеспечивает включение охлаждающего вентилятора (или двух);
    • датчик в головке цилиндров отвечает за указатель температуры охлаждающей жидкости.

    На большинстве автомобилей низшей и средней ценовой категории применяется один температурный датчик, выполняющий все функции одновременно. Обычно он стоит на корпусе термостата либо на верхнем патрубке радиатора.

    Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

    В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:

    • перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
    • охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
    • протечка антифриза из-под корпуса детали;
    • вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.

    Читайте также:  На каких клапанах стоят маслосъемные колпачки

    Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:

  • Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  • Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
  • Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.
  • Исправность электронного измерителя температуры можно проверить в домашних условиях. Если наблюдаются косвенные симптомы неисправности, то испытание поможет их выявить или исключить из ряда деталей, находящихся «под подозрением». При успешной проверке неполадки придется искать в другом месте или обращаться в ближайшую автомастерскую.

    Испытание на работоспособность

    Чтобы проверить термический датчик, его придется снять с автомобиля. Для этого выполните такие действия:

  • Дайте двигателю остыть до 40—50 °С, чтобы при работе не обжечь руки. Частично или полностью слейте антифриз из системы охлаждения.
  • Отключите аккумуляторную батарею от бортовой электросети, сняв «минусовый» провод.
  • Отсоедините от термоэлемента колодку с проводами.
  • Выкрутите деталь, пользуясь ключом подходящего размера.
  • Если прибор установлен в верхней точке системы, то опорожнять ее целиком необязательно, достаточно спустить в емкость третью часть жидкости. Сливать весь антифриз нужно в том случае, когда термоэлемент стоит в нижней части радиатора.

    Для проведения испытаний вам понадобится:

    • мультиметр или другой прибор, способный мерить сопротивление цепи;
    • небольшая емкость для воды (можно обычный стакан);
    • термометр со шкалой до 100 °С.

    Термометр необходим, если вы хотите провести точные замеры сопротивления, сверяясь с эталонной таблицей для вашего автомобиля. Когда таблицы нет, то исправность детали проверяется без термометра по ее принципу работы: чем горячее вода в стакане, тем меньше должно быть сопротивление на контактах.

    Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости под нагревом, прозвоните его контакты омметром. Может статься, что прибор перегорел либо в нем возникло короткое замыкание. Тогда дальнейшие манипуляции теряют смысл и элемент надо менять, поскольку ремонту он не подлежит.

    Если мультиметр показал определенное сопротивление, то погрузите термоэлемент в стакан с холодной водой и зафиксируйте показания. Затем доливайте горячую воду и следите за изменением сопротивления, оно должно уменьшаться. При отсутствии каких-либо изменений покупайте и устанавливайте новый температурный датчик.

    Если испытания прошли успешно и приборчик меняет сопротивление при нагреве воды, то стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто бывают причиной крупных неисправностей.

    Универсальный индикатор температуры двигателя с функцией диагностики

    Индикатор предназначен для отображения температуры охлаждающей жидкости в цифровом виде, а так же отображения и стирания диагностических кодов, возникающих при появлении неисправностей в системе управления двигателем и трансмиссией. Индикатор применяется в автомобилях, оснащенных цифровой информационной шиной CAN.

    ВНИМАНИЕ! Индикатор не работает на автомобилях группы VAG(Фольксваген, Ауди,Шкода,Сеат).

    Читайте также:  Где находится контроллер на калине

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Параметр
    Значение
    Напряжение питания, В
    10. 15
    Потребляемый ток, не более, мА
    50
    Цвет индикатора
    красный
    Габаритные размеры, мм
    55*43*14

    ПЕРЕЧЕНЬ ПОДДЕРЖИВАЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

    МАРКА
    МОДЕЛЬ
    ЛАДА

    ГРАНТА, КАЛИНА 2, ПРИОРА с 2013г

    ПРИОРА 2, XRAY, Vesta с 2017 по 2019г.

    CHEVROLET
    COBALT, AVEO T300
    FORD
    FOCUS 2
    KIA
    RIO 3, Sportage 3 поколение, CERATO 2
    RENAULT
    LOGAN 2, SANDERO 2, MASTER III, DUSTER с 2016г, CAPTUR
    SUBARU
    XV, FORESTER с 2011г, OUTBACK c 2007г.
    TOYOTA

    COROLLA c 2006, RAV4 c 2013г

    NISSAN
    TERRANO 3

    Список автомобилей будет увеличиваться по мере проведения испытаний.

    ВНИМАНИЕ! Индикатор не работает на автомобилях группы VAG.

    СПОСОБ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К АВТОМОБИЛЮ

    Температура охлаждающей жидкости отображается на индикаторе в течении нескольких секунд после включения зажигания. Индикатор периодически посылает запрос в CAN шину и обновляет показания температуры.

    Диагностика двигателя и коробки происходит при включении зажигания, на индикаторе отображается количество сохраненных ошибок в формате EXX, где XX количество ошибок. Далее бегущей строкой отображаются коды ошибок. Код состоит и пяти символов: одной буквы и четырех цифр. Расшифровку кодов можно найти в интернете. После отображения всех ошибок индикатор покажет температуру двигателя.

    Чтобы стереть коды из памяти блоков автомобиля необходимо выключить зажигание, затем нажать педаль акселератора до максимума, включить зажигание и дождаться появления уведомления о стирании ошибок "clr" на индикаторе. Если ошибки не пропали, повторите процедуру стирания.

    • Артикул: 9280

    Универсальный индикатор температуры двигателя с функцией диагностики

    Индикатор предназначен для отображения температуры охлаждающей жидкости в цифровом виде, а так же отображения и стирания диагностических кодов, возникающих при появлении неисправностей в системе управления двигателем и трансмиссией. Индикатор применяется в автомобилях, оснащенных цифровой информационной шиной CAN.

    ВНИМАНИЕ! Индикатор не работает на автомобилях группы VAG(Фольксваген, Ауди,Шкода,Сеат).

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Параметр
    Значение
    Напряжение питания, В
    10. 15
    Потребляемый ток, не более, мА
    50
    Цвет индикатора
    красный
    Габаритные размеры, мм
    55*43*14

    ПЕРЕЧЕНЬ ПОДДЕРЖИВАЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

    МАРКА
    МОДЕЛЬ
    ЛАДА

    ГРАНТА, КАЛИНА 2, ПРИОРА с 2013г

    ПРИОРА 2, XRAY, Vesta с 2017 по 2019г.

    CHEVROLET
    COBALT, AVEO T300
    FORD
    FOCUS 2
    KIA
    RIO 3, Sportage 3 поколение, CERATO 2
    RENAULT
    LOGAN 2, SANDERO 2, MASTER III, DUSTER с 2016г, CAPTUR
    SUBARU
    XV, FORESTER с 2011г, OUTBACK c 2007г.
    TOYOTA

    COROLLA c 2006, RAV4 c 2013г

    NISSAN
    TERRANO 3

    Список автомобилей будет увеличиваться по мере проведения испытаний.

    ВНИМАНИЕ! Индикатор не работает на автомобилях группы VAG.

    СПОСОБ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К АВТОМОБИЛЮ

    Температура охлаждающей жидкости отображается на индикаторе в течении нескольких секунд после включения зажигания. Индикатор периодически посылает запрос в CAN шину и обновляет показания температуры.

    Диагностика двигателя и коробки происходит при включении зажигания, на индикаторе отображается количество сохраненных ошибок в формате EXX, где XX количество ошибок. Далее бегущей строкой отображаются коды ошибок. Код состоит и пяти символов: одной буквы и четырех цифр. Расшифровку кодов можно найти в интернете. После отображения всех ошибок индикатор покажет температуру двигателя.

    Чтобы стереть коды из памяти блоков автомобиля необходимо выключить зажигание, затем нажать педаль акселератора до максимума, включить зажигание и дождаться появления уведомления о стирании ошибок "clr" на индикаторе. Если ошибки не пропали, повторите процедуру стирания.

    Санкт-Петербург, Искровский пр. д.12 тел. +7-921-980-50-84 Посмотреть на карте.

    Вступайте в нашу группу в контакте, будьте в курсе новостей!

    Пишите и читайте отзывы о нас:

    Вступайте в наши сообщества: