Содержание
- «Анатомия» генератора
- Корпус
- Обмотка
- Ротор
- Реле-регулятор
- Выпрямитель
- Работа автомобильного генератора
- Как продлить жизнь генератору
- Замена генератора на более мощный
- Схема подключения генератора ВАЗ-2101
- Схема подключения генератора ВАЗ-2106
- Схема подключения генератора ВАЗ-2107
- Схема подключения генератора ВАЗ-2108
- Схема подключения генератора ВАЗ-2109
- Схема подключения генератора ВАЗ-2110
- Как проверить генератор своими руками
- Замена и снятие электрогенератора
- Принцип функционирования генератора ВАЗ-2110
- Технические характеристики
- Ротор и статор
- Что такое запас прочности?
- Выбор генератора для ВАЗ-2110
- Рекомендуем посмотреть:
Наиболее важным звеном в электрической системе любого автомобиля является генератор.
Данный агрегат предназначен для выработки электричества, без которого невозможна работа двигателя и всего оборудования.
К слову сказать, без генератора мотор работать сможет, но не долго – до разрядки аккумуляторной батареи. Независимо от марки и модели автомобиля, будь то ВАЗ-2110, ВАЗ-2107 или Шевроле Камаро, устройство генератора практически одно и то же.
На современные автомобили производители устанавливают трехфазные генераторы переменного тока. Основными частями данного агрегата являются:
«Анатомия» генератора
Корпус
Корпус автомобильного генератора изготавливается из сплавов легких металлов (как правило, применяется дюралюминий) для уменьшения веса устройства. Для обеспечения эффективного теплоотвода в корпусе имеется большое количество вентиляционных отверстий. Устройство системы охлаждения у разных моделей генераторов различно и зависит от величины рабочих оборотов генератора и от того, насколько тяжелы температурные условия в подкапотном пространстве автомобиля.
Например, у ВАЗ-2106 имеется одна крыльчатка, выгоняющая горячий воздух из корпуса, тогда как у ВАЗ-2109, а также у моделей 2110 и 2112 два вентилятора гонят воздушные потоки навстречу друг другу. В передней и задней стенках размещены подшипники, на которых вращается ротор.
Обмотка
Обмотка статора выполняется из медного провода, уложенного в пазы сердечника. Сам сердечник изготавливается из трансформаторного железа, обладающего улучшенными магнитными свойствами. Поскольку генератор трехфазный, у статора имеются три обмотки, соединенные друг с другом треугольником.
Ротор
Ротор – это электромагнит с одной обмоткой, расположенной на валу. Поверх обмотки закреплен ферро-магнитный сердечник диаметром немного меньше внутреннего диаметра статора (на 1,5 – 2 мм). На валу ротора также размещаются медные кольца, соединяющиеся с его обмоткой посредством графитовых щеток. Кольца предназначены для подачи управляющего напряжения с реле-регулятора на обмотку ротора.
Реле-регулятор
Реле-регулятор – это электронная схема, которая контролирует и регулирует напряжение на выходе генератора. Данное реле служит для защиты агрегата от перегрузок и поддерживает напряжение в бортовой сети автомобиля порядка 13,5 В.
Более совершенные реле-регуляторы имеют датчик температуры для того, чтобы в зимнее время устройство выдавало более высокое напряжение (до 14,7 В). Устанавливается либо внутри генератора в одном корпусе с графитовыми щетками, либо (чаще всего) вне корпуса, в этом случае щетки крепятся на специальном щеткодержателе.
Выпрямитель
Выпрямитель, или диодный мост, состоит из шести диодов, расположенных на печатной плате и соединенных между собой попарно по схеме Ларионова. Задача выпрямителя – преобразование трехфазного переменного тока в постоянный. Автомастера нередко называют его «подковой» за внешний вид.
Работа автомобильного генератора
Основополагающий принцип работы автомобильного генератора – возникновение переменного электрического тока в обмотках статора под действием постоянного магнитного поля, образующегося вокруг сердечника ротора. После запуска двигателя ротор приводится в действие приводным ремнем.
На моделях ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 он зубчатый, на автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, ВАЗ-2112 – ручейчатый, или поликлиновый. Применение поликлинового ремня позволяет обеспечить большее передаточное отношение, а следовательно более высокие рабочие обороты агрегата и большую эффективность.
Обычный клиновый ремень невозможно применять для высокооборотистых генераторов, подобных 94.3701, устанавливаемых на автомобили ВАЗ-2110 и ВАЗ-2112, поскольку он будет усиленно изнашиваться из-за слишком маленького шкива.
На обмотку ротора подается напряжение, и возникает магнитный поток. Во время вращения ротора в обмотках статора возникает ЭДС. Реле-регулятор изменяет силу тока в зависимости от нагрузки, снимаемой с положительной клеммы генератора таким образом, чтобы обеспечить зарядку аккумулятора или поддержание уровня его заряда, а также обеспечить электричеством каждое устройство, подключенное к бортовой сети автомобиля.
" alt="">
Как продлить жизнь генератору
Первое, за чем нужно тщательно следить, натяжение приводного ремня. При недостаточном натяжении ремень будет постоянно пробуксовывать, в результате чего быстро износится, а генератор не сможет выдать требуемое напряжение. Сильно натянутый ремень излишне перегружает подшипники агрегата, что ведет к быстрому их износу и замене.
Читайте также: Расточка двигателя ваз 2114
О неполадках в работе автомобильного генератора сигнализирует контрольная лампа на панели приборов. Если она загорается, значит, устройство не справляется со своей задачей, а именно выдает недостаточное напряжение. Признаками неполадок являются:
- периодический недозаряд или перезаряд аккумулятора;
- более тусклый свет фар автомобиля при работе мотора на холостых оборотах;
- изменение интенсивности светового потока в зависимости от частоты вращения коленчатого вала;
- посторонние звуки (писк, стуки), исходящие от генератора.
Если своевременно выявить неисправность, цена ремонта будет невысокой. В противном случае невнимательность или простая халатность приведет к замене всего устройства.
Замена генератора на более мощный
Многие владельцы ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 недовольны работой штатного генератора, который способен выдать силу тока всего 42 Ампера. В качестве альтернативы идеально подходит агрегат от автомобиля ВАЗ-2109 мощностью 55 Ампер. Его крепления в точности совпадают с «родными».
Разница лишь в том, что у автомобиля ВАЗ-2109 в генератор втыкается один провод вместо двух у «шестерочного», поэтому лишний провод, идущий от реле напряжения нужно изолировать от остальных. Также потребуется заменить зарядное реле РС-702, установленное штатно на генератор ВАЗ-2106 (2107), на более современное РС-527 или его аналог. Если этого не сделать, то на панели приборов автомобиля постоянно будет гореть лампочка разряда, гаснуть же она будет, наоборот, когда аккумулятор разряжается.
Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов
Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов. Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов. Маркировка и обозначение проводов:
- Р — розовый.
- Ф — фиолетовый.
- О — оранжевый.
- ЧБ — черно-белый.
- КБ — коричнево-белый.
- ЧГ — черно-голубой.
- К — коричневый.
- Ч — черный.
- Б — белый.
Схема подключения генератора ВАЗ-2101
Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:
- Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
- Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
- Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
- Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
- Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
- Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
- Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).
Схема подключения генератора ВАЗ-2106
Схема подключения генератора ВАЗ-2107
1 — аккумуляторная батарея; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — генератор; 5 — положительный диод; 6 — обмотка статора; 7 — регулятор напряжения; 8 — обмотка ротора; 9 — конденсатор для подавления радиопомех; 10 — монтажный блок; 11 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 — вольтметр; 13 — реле зажигания; 14 — выключатель зажигания.
Схема подключения генератора ВАЗ-2108
Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.
Схема подключения генератора ВАЗ-2109
Читайте также: Ремонт редуктора мотоцикла м 72
Схема подключения генератора ВАЗ-2110
На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.
Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке:
Как проверить генератор своими руками
Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.
Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.
«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.
Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.
Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.
Замена и снятие электрогенератора
Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.
подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень.
Генератор представляет собой устройство, преобразующее механическую работу силового агрегата в электроэнергию. Благодаря его функционированию в автомобилях ВАЗ-2110, так же как и других транспортных средствах, работают все электроприборы и другие агрегаты. Генератор имеет своим особенности. Например, в руководстве по эксплуатации указано, что диагностику генератора ВАЗ-2110 рекомендуется проводить через 15000 км. Остановимся подробнее на генераторе десятки, его особенностях и принципах работы.
Принцип функционирования генератора ВАЗ-2110
Устройство работает по следующему принципу:
Функция автомобильного генератора заключается в том, чтобы обеспечить энергией все электрическое оборудование.
Многие новички считают, что электропитание обеспечивает АКБ.
На самом деле, аккумуляторная батарея используется исключительно для функционирования электроприборов при выключенном силовом агрегате. Обычно речь идет о поддержании работоспособности магнитолы, автомобильной сигнализации и т.д..
После включения силового агрегата с помощью аккумуляторной батареи, все функции по электрообеспечению транспортного средства выполняет генератор. Он обеспечивает работу стеклоочистителей, климатического оборудования, магнитолы и других систем. Вторая функция генератора заключается в зарядке аккумуляторной батареи. Это происходит только тогда, когда функционирует силовой агрегат. Поэтому без генератора автовладельцу пришлось бы регулярно снимать и заряжать аккумуляторную батарею.
Технические характеристики
Также как и любая другая деталь транспортного средства, генератор может выйти из строя. Поэтому многие автовладельцы задаются вопросом, какому устройству отдать преимущество. В действительности, придумывать ничего не нужно.
Оптимальное решение – приобрести штатный генератор, который был установлен на десятке.
Также можно выбрать более мощное устройство. На сегодняшний день для автомобилей10 модели Волжского автозавода устанавливают три вида генераторов:
Читайте также: Ваз десятка по россии
В том случае, если автовладелец пользуется пылесосом, компрессором, а также подключается целый ряд мощных устройств, рекомендуется монтировать генератор на 120 ампер.
Рассматривая модели и устройство генератора ВАЗ 2110,необходимо отметить, что на авторынке предлагаются компактные и стандартные модели.
Отличия заключаются в размерах. При этом принцип строения всех устройств остаётся стандартным и предусматривает использование следующих элементов:
- якорь;
- кронштейн;
- приводной шкив и провод возбуждения;
- крепежные элементы.
Рекомендуем ознакомиться схемой устройства генератора десятки с обзором основных элементов и функций.
Корпус генератора. Корпус представляет собой верхнюю и нижнюю крышку, которые соединены между собой болтами. Конструкция изготовлена из алюминиевого сплава. Разбирается корпус достаточно просто. Для этого достаточно открутить болты. В верхней части кронштейна крепежный элемент состоит из двух болтов, в нижней – из одного. В редких случаях нижний элемент удерживается посредством двух болтов. Водители с опытом не рекомендуют переделывать кронштейны, так как эти элементы предназначены для удерживания устройства. Также рекомендуется контролировать их состояние.
Ротор и статор
Статор – это неподвижная часть генератора, состоящая из трехфазного элемента. Обмотка устройства предназначена для создания переменного тока. В свою очередь, ротор предназначен для создания магнитного поля. Это вращающийся элемент, получающий питание от контактных колец. Здесь же находится приводной шкив, крыльчатка вентилятора, подшипники и провода обмотки возбуждения.
Рассматривая генератор на ВАЗ 2110 инжектор, нельзя обойти вниманием выпрямительный блок, функция которого сводится к трансформации переменного тока в постоянный.
В блоке установлено 6 диодов. Устройство обеспечивает зарядку АКБ. Еще одной важной деталью устройства является ременной привод передач. Его предназначение сводится к увеличению скорости в зависимости от степени вращения коленчатого вала. В современных автомобилях устанавливается поликлиновый привод. Его же рекомендуется устанавливать на генератор десятки. Преимуществом ремня является высокая устойчивость к износу.
Также в генераторе автомобиля ВАЗ-2110 есть два важных элемента: узел щеткодержателя и щёточный узел. Узел щеткодержателя находится в современных устройствах Катек.
В случае поломки регулятора, автомобилисту придется полностью менять весь узел. В свою очередь, щеточный узел состоит из щёток, изготовленных из графита. Их задача сводится к прижиманию щеткодержателя посредством пружины.
Что такое запас прочности?
Речь идет о ресурсе устройства. Например, штатный генератор Катек рассчитан приблизительно на10 лет эксплуатации. Обычно устройство хватает на 140000 км в оптимальном режиме эксплуатации. Некоторые автомобилисты беспокоиться о том, что мощное устройство, в частности, рассчитанное на 120А, может негативно отразиться на работе аккумуляторной батареи. В действительности это заблуждение. Профессиональные автомобилисты рекомендуют устанавливать мощные агрегаты на десятках и другие модели АвтоВАЗа, если владелец планирует использовать дополнительное электрооборудование.
Выбор генератора для ВАЗ-2110
Генератор отечественного производства Катек, выпускаемый КЗАТЭ, является не единственным в ассортименте рассматриваемых устройств. Поэтому в случае поломки у автомобилиста есть альтернатива. В целом можно выделить несколько вариантов:
Без сомнения, импортные аналоги отличаются высокими эксплуатационными параметрами и надежностью. Цена таких генераторов несколько выше, чем изделий отечественного производства. Но, учитывая, что речь идет о важном узле транспортного средства, экономить не рекомендуется.
Среди импортных аналогов необходимо выделить следующие бренды:
- Eldix (выпускается в Болгарии);
- БАТЭ – агрегаты белорусского производства;
- Динамо — устройство болгарского производителя.
При покупке нового устройства на ВАЗ 2110 рекомендуется обращать внимание на запас прочности и технические параметры. Производитель имеет второстепенное значение. В тоже время, необходимо осторожно относиться к изделиям из Китая.