Схема работы генератора ваз 2110

Авто

Содержание

  • «Анатомия» генератора
    • Корпус
    • Обмотка
    • Ротор
    • Реле-регулятор
    • Выпрямитель
  • Работа автомобильного генератора
  • Как продлить жизнь генератору
  • Замена генератора на более мощный
  • Схема подключения генератора ВАЗ-2101
  • Схема подключения генератора ВАЗ-2106
  • Схема подключения генератора ВАЗ-2107
  • Схема подключения генератора ВАЗ-2108
  • Схема подключения генератора ВАЗ-2109
  • Схема подключения генератора ВАЗ-2110
  • Как проверить генератор своими руками
  • Замена и снятие электрогенератора
  • Принцип функционирования генератора ВАЗ-2110
  • Технические характеристики
  • Ротор и статор
  • Что такое запас прочности?
    • Выбор генератора для ВАЗ-2110
    • Рекомендуем посмотреть:

Наиболее важным звеном в электрической системе любого автомобиля является генератор.

Данный агрегат предназначен для выработки электричества, без которого невозможна работа двигателя и всего оборудования.

К слову сказать, без генератора мотор работать сможет, но не долго – до разрядки аккумуляторной батареи. Независимо от марки и модели автомобиля, будь то ВАЗ-2110, ВАЗ-2107 или Шевроле Камаро, устройство генератора практически одно и то же.

На современные автомобили производители устанавливают трехфазные генераторы переменного тока. Основными частями данного агрегата являются:

  • корпус, изготовленный из легкосплавного материала;
  • статор – неподвижная внешняя обмотка, закрепленная внутри корпуса;
  • ротор – подвижная обмотка, вращающаяся внутри статора;
  • реле-регулятор напряжения;
  • выпрямитель напряжения.
  • «Анатомия» генератора

    Корпус

    Корпус автомобильного генератора изготавливается из сплавов легких металлов (как правило, применяется дюралюминий) для уменьшения веса устройства. Для обеспечения эффективного теплоотвода в корпусе имеется большое количество вентиляционных отверстий. Устройство системы охлаждения у разных моделей генераторов различно и зависит от величины рабочих оборотов генератора и от того, насколько тяжелы температурные условия в подкапотном пространстве автомобиля.

    Например, у ВАЗ-2106 имеется одна крыльчатка, выгоняющая горячий воздух из корпуса, тогда как у ВАЗ-2109, а также у моделей 2110 и 2112 два вентилятора гонят воздушные потоки навстречу друг другу. В передней и задней стенках размещены подшипники, на которых вращается ротор.

    Обмотка

    Обмотка статора выполняется из медного провода, уложенного в пазы сердечника. Сам сердечник изготавливается из трансформаторного железа, обладающего улучшенными магнитными свойствами. Поскольку генератор трехфазный, у статора имеются три обмотки, соединенные друг с другом треугольником.

    Ротор

    Ротор – это электромагнит с одной обмоткой, расположенной на валу. Поверх обмотки закреплен ферро-магнитный сердечник диаметром немного меньше внутреннего диаметра статора (на 1,5 – 2 мм). На валу ротора также размещаются медные кольца, соединяющиеся с его обмоткой посредством графитовых щеток. Кольца предназначены для подачи управляющего напряжения с реле-регулятора на обмотку ротора.

    Реле-регулятор

    Реле-регулятор – это электронная схема, которая контролирует и регулирует напряжение на выходе генератора. Данное реле служит для защиты агрегата от перегрузок и поддерживает напряжение в бортовой сети автомобиля порядка 13,5 В.

    Более совершенные реле-регуляторы имеют датчик температуры для того, чтобы в зимнее время устройство выдавало более высокое напряжение (до 14,7 В). Устанавливается либо внутри генератора в одном корпусе с графитовыми щетками, либо (чаще всего) вне корпуса, в этом случае щетки крепятся на специальном щеткодержателе.

    Выпрямитель

    Выпрямитель, или диодный мост, состоит из шести диодов, расположенных на печатной плате и соединенных между собой попарно по схеме Ларионова. Задача выпрямителя – преобразование трехфазного переменного тока в постоянный. Автомастера нередко называют его «подковой» за внешний вид.

    Работа автомобильного генератора

    Основополагающий принцип работы автомобильного генератора – возникновение переменного электрического тока в обмотках статора под действием постоянного магнитного поля, образующегося вокруг сердечника ротора. После запуска двигателя ротор приводится в действие приводным ремнем.

    На моделях ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 он зубчатый, на автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, ВАЗ-2112 – ручейчатый, или поликлиновый. Применение поликлинового ремня позволяет обеспечить большее передаточное отношение, а следовательно более высокие рабочие обороты агрегата и большую эффективность.

    Обычный клиновый ремень невозможно применять для высокооборотистых генераторов, подобных 94.3701, устанавливаемых на автомобили ВАЗ-2110 и ВАЗ-2112, поскольку он будет усиленно изнашиваться из-за слишком маленького шкива.

    На обмотку ротора подается напряжение, и возникает магнитный поток. Во время вращения ротора в обмотках статора возникает ЭДС. Реле-регулятор изменяет силу тока в зависимости от нагрузки, снимаемой с положительной клеммы генератора таким образом, чтобы обеспечить зарядку аккумулятора или поддержание уровня его заряда, а также обеспечить электричеством каждое устройство, подключенное к бортовой сети автомобиля.
    " alt="">

    Как продлить жизнь генератору

    Первое, за чем нужно тщательно следить, натяжение приводного ремня. При недостаточном натяжении ремень будет постоянно пробуксовывать, в результате чего быстро износится, а генератор не сможет выдать требуемое напряжение. Сильно натянутый ремень излишне перегружает подшипники агрегата, что ведет к быстрому их износу и замене.

    Читайте также:  Расточка двигателя ваз 2114

    О неполадках в работе автомобильного генератора сигнализирует контрольная лампа на панели приборов. Если она загорается, значит, устройство не справляется со своей задачей, а именно выдает недостаточное напряжение. Признаками неполадок являются:

    • периодический недозаряд или перезаряд аккумулятора;
    • более тусклый свет фар автомобиля при работе мотора на холостых оборотах;
    • изменение интенсивности светового потока в зависимости от частоты вращения коленчатого вала;
    • посторонние звуки (писк, стуки), исходящие от генератора.

    Если своевременно выявить неисправность, цена ремонта будет невысокой. В противном случае невнимательность или простая халатность приведет к замене всего устройства.

    Замена генератора на более мощный

    Многие владельцы ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107 недовольны работой штатного генератора, который способен выдать силу тока всего 42 Ампера. В качестве альтернативы идеально подходит агрегат от автомобиля ВАЗ-2109 мощностью 55 Ампер. Его крепления в точности совпадают с «родными».

    Разница лишь в том, что у автомобиля ВАЗ-2109 в генератор втыкается один провод вместо двух у «шестерочного», поэтому лишний провод, идущий от реле напряжения нужно изолировать от остальных. Также потребуется заменить зарядное реле РС-702, установленное штатно на генератор ВАЗ-2106 (2107), на более современное РС-527 или его аналог. Если этого не сделать, то на панели приборов автомобиля постоянно будет гореть лампочка разряда, гаснуть же она будет, наоборот, когда аккумулятор разряжается.

    Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

    Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов. Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов. Маркировка и обозначение проводов:

    • Р — розовый.
    • Ф — фиолетовый.
    • О — оранжевый.
    • ЧБ — черно-белый.
    • КБ — коричнево-белый.
    • ЧГ — черно-голубой.
    • К — коричневый.
    • Ч — черный.
    • Б — белый.

    Схема подключения генератора ВАЗ-2101

    Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:

    • Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
    • Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
    • Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
    • Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
    • Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
    • Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
    • Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

    Схема подключения генератора ВАЗ-2106

    Схема подключения генератора ВАЗ-2107

    1 — аккумуляторная батарея; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — генератор; 5 — положительный диод; 6 — обмотка статора; 7 — регулятор напряжения; 8 — обмотка ротора; 9 — конденсатор для подавления радиопомех; 10 — монтажный блок; 11 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 — вольтметр; 13 — реле зажигания; 14 — выключатель зажигания.

    Схема подключения генератора ВАЗ-2108

    Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.

    Схема подключения генератора ВАЗ-2109

  • Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
  • Отрицательный диод.
  • Дополнительный диод.
  • Положительный диод.
  • Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
  • Комбинация приборов.
  • Вольтметр.
  • Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
  • Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
  • Реле зажигания.
  • Замок зажигания.
  • Аккумуляторная батарея.
  • Конденсатор.
  • Обмотка ротора.
  • Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.
  • Читайте также:  Ремонт редуктора мотоцикла м 72

    Схема подключения генератора ВАЗ-2110

    На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7 Вольт.

    Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке:

  • Аккумулятор 12В;
  • генератор 94.3701;
  • монтажный блок;
  • замок зажигания;
  • контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов
  • Как проверить генератор своими руками

    Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.

    Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.

    «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» – подключаться к зажиму «B+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они повредятся.

    Не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме «В+» генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в бортовой сети автомобиля.

    Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «В+» генератора с массой. При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются.

    Замена и снятие электрогенератора

    Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.

  • Отсоединить аккумуляторную батарею.
  • Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
  • Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
  • Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего
    подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень.
  • Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.
  • Генератор представляет собой устройство, преобразующее механическую работу силового агрегата в электроэнергию. Благодаря его функционированию в автомобилях ВАЗ-2110, так же как и других транспортных средствах, работают все электроприборы и другие агрегаты. Генератор имеет своим особенности. Например, в руководстве по эксплуатации указано, что диагностику генератора ВАЗ-2110 рекомендуется проводить через 15000 км. Остановимся подробнее на генераторе десятки, его особенностях и принципах работы.

    Принцип функционирования генератора ВАЗ-2110

    Устройство работает по следующему принципу:

  • после включения зажигания по проводам начинает поступать ток;
  • возникает магнитное поле и на выводах обмотки статора возникает напряжение;
  • в результате вращения якоря возникает режим самовозбуждения;
  • происходит трансформация переменного тока в постоянный. Эту функцию выполняет выпрямительный блок десятки;
  • включается в работу регулятор напряжения.
  • Функция автомобильного генератора заключается в том, чтобы обеспечить энергией все электрическое оборудование.

    Многие новички считают, что электропитание обеспечивает АКБ.

    На самом деле, аккумуляторная батарея используется исключительно для функционирования электроприборов при выключенном силовом агрегате. Обычно речь идет о поддержании работоспособности магнитолы, автомобильной сигнализации и т.д..

    После включения силового агрегата с помощью аккумуляторной батареи, все функции по электрообеспечению транспортного средства выполняет генератор. Он обеспечивает работу стеклоочистителей, климатического оборудования, магнитолы и других систем. Вторая функция генератора заключается в зарядке аккумуляторной батареи. Это происходит только тогда, когда функционирует силовой агрегат. Поэтому без генератора автовладельцу пришлось бы регулярно снимать и заряжать аккумуляторную батарею.

    Технические характеристики

    Также как и любая другая деталь транспортного средства, генератор может выйти из строя. Поэтому многие автовладельцы задаются вопросом, какому устройству отдать преимущество. В действительности, придумывать ничего не нужно.

    Оптимальное решение – приобрести штатный генератор, который был установлен на десятке.

    Также можно выбрать более мощное устройство. На сегодняшний день для автомобилей10 модели Волжского автозавода устанавливают три вида генераторов:

  • Катек 5102.3771.Устройство обладает минимальной мощностью, а именно, 80 ампер;
  • Катек 94.3701 – обладает практически такими же техническими характеристиками;
  • Катек 120. Это отличное решение в современных условиях, а именно, когда владелец десятки пользуется не только магнитолой и видеорегистратором, а подключает целый ряд дополнительных девайсов.
  • Читайте также:  Ваз десятка по россии

    В том случае, если автовладелец пользуется пылесосом, компрессором, а также подключается целый ряд мощных устройств, рекомендуется монтировать генератор на 120 ампер.

    Рассматривая модели и устройство генератора ВАЗ 2110,необходимо отметить, что на авторынке предлагаются компактные и стандартные модели.

    Отличия заключаются в размерах. При этом принцип строения всех устройств остаётся стандартным и предусматривает использование следующих элементов:

    • якорь;
    • кронштейн;
    • приводной шкив и провод возбуждения;
    • крепежные элементы.

    Рекомендуем ознакомиться схемой устройства генератора десятки с обзором основных элементов и функций.

    Корпус генератора. Корпус представляет собой верхнюю и нижнюю крышку, которые соединены между собой болтами. Конструкция изготовлена из алюминиевого сплава. Разбирается корпус достаточно просто. Для этого достаточно открутить болты. В верхней части кронштейна крепежный элемент состоит из двух болтов, в нижней – из одного. В редких случаях нижний элемент удерживается посредством двух болтов. Водители с опытом не рекомендуют переделывать кронштейны, так как эти элементы предназначены для удерживания устройства. Также рекомендуется контролировать их состояние.

    Ротор и статор

    Статор – это неподвижная часть генератора, состоящая из трехфазного элемента. Обмотка устройства предназначена для создания переменного тока. В свою очередь, ротор предназначен для создания магнитного поля. Это вращающийся элемент, получающий питание от контактных колец. Здесь же находится приводной шкив, крыльчатка вентилятора, подшипники и провода обмотки возбуждения.

    Рассматривая генератор на ВАЗ 2110 инжектор, нельзя обойти вниманием выпрямительный блок, функция которого сводится к трансформации переменного тока в постоянный.

    В блоке установлено 6 диодов. Устройство обеспечивает зарядку АКБ. Еще одной важной деталью устройства является ременной привод передач. Его предназначение сводится к увеличению скорости в зависимости от степени вращения коленчатого вала. В современных автомобилях устанавливается поликлиновый привод. Его же рекомендуется устанавливать на генератор десятки. Преимуществом ремня является высокая устойчивость к износу.

    Также в генераторе автомобиля ВАЗ-2110 есть два важных элемента: узел щеткодержателя и щёточный узел. Узел щеткодержателя находится в современных устройствах Катек.

    В случае поломки регулятора, автомобилисту придется полностью менять весь узел. В свою очередь, щеточный узел состоит из щёток, изготовленных из графита. Их задача сводится к прижиманию щеткодержателя посредством пружины.

    Что такое запас прочности?

    Речь идет о ресурсе устройства. Например, штатный генератор Катек рассчитан приблизительно на10 лет эксплуатации. Обычно устройство хватает на 140000 км в оптимальном режиме эксплуатации. Некоторые автомобилисты беспокоиться о том, что мощное устройство, в частности, рассчитанное на 120А, может негативно отразиться на работе аккумуляторной батареи. В действительности это заблуждение. Профессиональные автомобилисты рекомендуют устанавливать мощные агрегаты на десятках и другие модели АвтоВАЗа, если владелец планирует использовать дополнительное электрооборудование.

    Выбор генератора для ВАЗ-2110

    Генератор отечественного производства Катек, выпускаемый КЗАТЭ, является не единственным в ассортименте рассматриваемых устройств. Поэтому в случае поломки у автомобилиста есть альтернатива. В целом можно выделить несколько вариантов:

  • на всех моделях десятки установлен штатный Катек. Он отличается достаточно высокой эффективностью, надежностью и невысокой ценой. Поскольку речь идёт об отечественном производителе, то АвтоВАЗ устанавливает именно эти устройства;
  • китайские генераторы. Так как из Поднебесной поступает очень много некачественных товаров, у автовладельцев сложилось неоднозначное отношение к китайским агрегатам. Но на сегодняшний день можно найти изделия китайской сборки в достаточно хорошем исполнении;
  • устройства Delphi, Bosch и других брендов.
  • Без сомнения, импортные аналоги отличаются высокими эксплуатационными параметрами и надежностью. Цена таких генераторов несколько выше, чем изделий отечественного производства. Но, учитывая, что речь идет о важном узле транспортного средства, экономить не рекомендуется.

    Среди импортных аналогов необходимо выделить следующие бренды:

    • Eldix (выпускается в Болгарии);
    • БАТЭ – агрегаты белорусского производства;
    • Динамо — устройство болгарского производителя.

    При покупке нового устройства на ВАЗ 2110 рекомендуется обращать внимание на запас прочности и технические параметры. Производитель имеет второстепенное значение. В тоже время, необходимо осторожно относиться к изделиям из Китая.