Поршневая группа ваз 21083 размеры

Авто

Содержание

      • 1200 руб. за фотоотчёт
  • Информация на поверхности поршня
  • Где расположена маркировка поршня
  • Маркировка поршней ВАЗ
    • ВАЗ 2110
    • ВАЗ 21083
  • Маркировка поршней ЗМЗ
  • Маркировка поршней «Тойота»
  • Поршни завода «Мотордеталь»
    • Рекомендуем посмотреть:

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Маркировка поршней позволяет судить не только об их геометрических размерах, но и материале изготовления, технологии производства, допустимом монтажном зазоре, товарном знаке производителя, направлении установки и многом другом. В связи с тем, что в продаже встречаются поршни как отечественного, так и импортного производства, то автовладельцы порой сталкиваются с проблемой расшифровки тех или иных обозначений. В данном материале собран максимум информации, позволяющий получить сведения об маркировке на поршне и разобраться что значат цифры, буквы и стрелки.

Картинка интерактивна. При наведении появляется информация о расшифровке

Информация на поверхности поршня

Обсуждения вопроса о том, что означает маркировка на поршнях стоит начать с того, какую вообще информацию производитель наносит на изделие.

  • Размер поршня. В некоторых случаях в маркировке на днище поршня можно найти цифры, означающие его размер, выраженный в сотых долях миллиметра. Пример — 83.93. Эта информация означает, что диаметр не превышает указанного значения с учетом допуска (группы допуска обсудим чуть ниже, у разных марок машин они отличаются). Замер производится при температуре +20°С.
  • Монтажный зазор. Другое его название — температурный (поскольку может изменяться вместе с изменением температурного режима в двигателе). Имеет обозначение — Sp. Приводится в дробных числах, означающих миллиметры. Например, обозначение маркировки на поршне SP0.03 говорит о том, что зазор в данном случае должен быть 0,03 мм с учетом поля допуска.
  • Товарный знак. Или эмблема. Производители таким образом не только идентифицируют себя, но и дают информацию мастерам о том, чьей документацией (товарными каталогами) необходимо пользоваться при подборе нового поршня.
  • Направление установки. Эта информация дает ответ на вопрос — на что указывает стрелка на поршне? Она «говорит» о том, каким образом должен быть смонтирован поршень, в частности, стрелка нарисована по направлению движения автомобиля вперед. На машинах, у которых двигатель расположен сзади вместо стрелки зачастую изображают символический коленчатый вал с маховиком.
  • Номер отливки. Это цифры и буквы, схематически указывающие на геометрические размеры поршня. Обычно такие обозначения можно встретить на европейских машинах, для которых элементы поршневой группы изготавливают такие компании как MAHLE, Kolbenschm >
  • Кроме этих обозначений также существуют и другие, и они могут отличаться у разных производителей.

    Где расположена маркировка поршня

    Многих автолюбителей интересует ответ на вопрос, где находится маркировка поршней. Это зависит от двух обстоятельств — стандартов конкретного производителя и той или иной информации о поршне. Так, основные сведения печатаются на его нижней части («лицевой» стороне), на ступице в районе отверстия под поршневой палец, на весовой бобышке.

    Маркировка поршней ВАЗ

    По статистике, маркировкой ремонтных поршней чаще всего интересуются владельцы или мастера по ремонту двигателей автомобилей ВАЗ. Далее приведем информацию по различным поршням.

    ВАЗ 2110

    Для примера возьмем двигатель автомобиля ВАЗ-2110. Чаще всего в данной модели используются поршни с маркировкой 1004015. Изделие производится непосредственно на ОАО «АвтоВАЗ». Краткая техническая информация:

    • номинальный диаметр поршня — 82,0 мм;
    • диаметр поршня после первого ремонта — 82,4 мм;
    • диаметр поршня после второго ремонта — 82,8 мм;
    • высота поршня — 65,9;
    • компрессионная высота — 37,9 мм;
    • рекомендованный зазор в цилиндре — 0,025…0,045 мм.

    Непосредственно на корпусе поршня может быть нанесена дополнительная информация. Например:

    • «21» и «10» в районе отверстия под палец — обозначение модели изделия (другие варианты — «213» обозначает двигатель ВАЗ 21213, а к примеру, «23» — ВАЗ 2123);
    • «ВАЗ» на юбке с внутренней стороны — обозначение производителя;
    • буквы и цифры на юбке с внутренней стороны — специфическое обозначение литейного оборудования (расшифровать его можно с помощью документации производителя, но в большинстве случаев эта информация бесполезна);
    • «АЛ34» на юбке с внутренней стороны — обозначение литейного сплава.

    Основные маркировочные символы, наносимые на днище поршня:

    • Стрелка — это маркер ориентации, указывающий направление в сторону привода распределительного вала. На так называемых «классических» моделях ВАЗ иногда вместо стрелки можно встретить букву «П», что означает «перед». Аналогично, тот край, где изображена буква, нужно направлять в сторону движения машины.
    • Один из следующих символов — A, B, C, D, E. Это маркеры класса диаметра, показывающие отклонение в значении по наружному диаметру. Далее приведена таблица с конкретными значениями.
    • Маркеры группы массы поршня. «Г» — нормальная масса, «+» — увеличенная на 5 грамм масса, «-» — уменьшенная на 5 грамм масса.
    • Одна из цифр — 1, 2, 3. Это маркер класса отверстия поршневого пальца, определяет отклонение по диаметру отверстия под поршневой палец. В дополнение к этому имеется цветовое обозначение данного параметра. Так, краска наносится на внутреннюю сторону днища. Синий цвет — 1 класс, зеленый цвет — 2 класс, красный цвет — 3 класс. Далее приведена дополнительная информация.

    Для ремонтных поршней ВАЗ также существуют два отдельных обозначения:

    • треугольник — первый ремонт (диаметр увеличен на 0,4 мм от номинального размера);
    • квадрат — второй ремонт (диаметр увеличен на 0,8 мм от номинального размера).

    Обратите внимание, что для различных марок машин (в том числе для разных двигателей) значение отличия ремонтных поршней нужно смотреть в справочной информации.

    ВАЗ 21083

    Другим популярным «ВАЗовским» поршнем является 21083-1004015. Он также производится на ОАО АвтоВАЗ. Его технические размеры и параметры:

    • номинальный диаметр — 82 мм;
    • диаметр после первого ремонта — 82,4 мм;
    • диаметр после второго ремонта — 82,8 мм;
    • диаметр поршневого пальца — 22 мм.

    Читайте также:  Заглушка подушки безопасности приора

    Он имеет аналогичные обозначения, что и ВАЗ 2110-1004015. Остановимся немного подробнее на классе поршня по наружному диаметру и классе отверстия под поршневой палец. Соответствующая информация сведена в таблицы.

    Класс поршня по наружному диаметру
    A
    B
    C
    D
    E
    Диаметр поршня 82,0 (мм)
    81,965-81,975
    81,975-81,985
    81,985-81,995
    81,995-82,005
    82,005-82,015
    Диаметр поршня 82,4 (мм)
    82,365-82,375
    82,375-82,385
    82,385-82,395
    82,395-82,405
    82,405-82,415
    Диаметр поршня 82,8 (мм)
    82,765-82,775
    82,775-82,785
    82,785-82,795
    82,795-82,805
    82,805-82,815

    Интересно, что модели поршней ВАЗ 11194 и ВАЗ 21126 выпускаются только в трех классах — A, B и C. При этом размер шага соответствует 0,01 мм.

    Таблица соответствия моделей поршня и моделей двигателя (марки) автомобилей ВАЗ.

    Модель двигателя ВАЗ
    Модель поршня
    2101
    21011
    2105
    21213
    2123
    2108
    21083
    2110
    2112
    21124
    21126
    21128
    11194
    2101
    21011
    2103
    2104
    2105
    2106
    21073
    2121
    21213
    21214
    2123
    2130
    2108
    21081
    21083
    2110
    2111
    21114
    11183
    2112
    21124
    21126
    21128
    11194

    Отверстия под поршневой палец:

    Класс отверстия под поршневой палец
    1
    2
    3
    Диаметр отверстия под поршневой палец(мм)
    21,982-21,986
    21,986-21,990
    21,990-21,994

    Маркировка поршней ЗМЗ

    Другая категория автовладельцев, интересующихся маркировкой поршней, имеет в своем распоряжении моторы марки ЗМЗ. Они устанавливаются на автомобили ГАЗ — Волга, Газель, Соболь и другие. Рассмотрим обозначения, имеющиеся на их корпусах.

    Обозначение «406» означает, что поршень предназначен для установки в двигатель ЗМЗ-406. На днище поршня выбито два обозначения. По букве, нанесенной краской, на новом блоке поршень подбирается к цилиндру. При ремонте с расточкой цилиндров требуемые зазоры выполняются в процессе расточки и хонингования под заранее приобретенные поршни с нужным размером.

    Римская цифра на поршне указывает на нужную группу поршневого пальца. Диаметры отверстий в бобышках поршня, головке шатуна, а также наружные диаметры поршневого пальца делятся на четыре группы, помеченные краской: I — белая, II — зеленая, III — желтая, IV — красная. На пальцах номер группы также обозначен краской на внутренней поверхности или на торцах. Он должен совпадать с группой, указанной на поршне.

    Непосредственно на шатуне номер группы аналогично должен отмечаться краской. При этом упомянутый номер должен или совпадать или находиться рядом с номером группы пальца. Такой подбор обеспечивает ситуацию, когда смазанный палец с небольшим усилием перемещается в головке шатуна, однако не выпадает из него. В отличие от поршней ВАЗ, где направление указывается стрелкой, на поршнях ЗМЗ производитель прямо пишет слово «ПЕРЕД» или просто ставит букву «П». При сборке выступ на нижней головке шатуна должен совпадать с этой надписью (быть на той же стороне).

    Существует пять групп, с шагом, равным 0,012 мм, которые обозначаются буквами А, Б, В, Г, Д. Эти размерные группы выбираются по наружному диаметру юбки. Они соответствуют:

    • А — 91,988…92,000 мм;
    • Б — 92,000…92,012 мм;
    • В — 92,012…92,024 мм;
    • Г — 92,024…92,036 мм;
    • Д — 92,036…92,048 мм.

    Значение группы поршня клеймится на его днище. Так, существуют четыре размерные группы, которые маркируются краской на бобышках поршня:

    • 1 — белая (22,0000…21,9975 мм);
    • 2 — зеленая (21,9975…21,9950 мм);
    • 3 — желтая (21,9950…21,9925 мм);
    • 4 — красная (21,9925…21,9900 мм).

    Метки группы отверстия под палец могут также быть нанесены на днище поршня римскими цифрами, при этом каждой цифре соответствует свой цвет (I — белый, II — зеленый, III — желтый, IV — красный). Размерные группы подобранных поршней и поршневых пальцев должны совпадать.

    Двигатель ЗМЗ-405 устанавливается на автомобиль ГАЗ-3302 «Газель Бизнес» и ГАЗ-2752 «Соболь». Расчетный зазор между юбкой поршня и цилиндром (для новых деталей) должен быть равен 0,024…0,048 мм. Он определяется как разность размеров минимального диаметра цилиндра и максимального диаметра юбки поршня. Существует пять групп, с шагом, равным 0,012 мм, которые обозначаются буквами А, Б, В, Г, Д. Эти размерные группы выбираются по наружному диаметру юбки. Они соответствуют:

    • А — 95,488…95,500 мм;
    • Б — 95,500…95,512 мм;
    • В — 95,512…95,524 мм;
    • Г — 95,524…95,536 мм;
    • Д — 95,536…95,548 мм.

    Значение группы поршня клеймится на его днище. Так, существуют четыре размерные группы, которые маркируются краской на бобышках поршня:

    • 1 — белая (22,0000…21,9975 мм);
    • 2 — зеленая (21,9975…21,9950 мм);
    • 3 — желтая (21,9950…21,9925 мм);
    • 4 — красная (21,9925…21,9900 мм).

    Таким образом, если на поршне двигателя ГАЗ стоит, например, буква В, то это означает, что двигатель дважды подвергался капитальному ремонту.

    В ЗМЗ 409 почти все размеры те же, что и в ЗМЗ 405, за исключением выемки (лужа), она глубже, чем в 405. Делается это для компенсации степени сжатия, размер h увеличивается на поршнях 409. Также компрессионная высота у 409 равна 34 мм, а у 405 — 38мм.

    Приведем аналогичную информацию для двигателя марки ЗМЗ 402.

    • А — 91,988…92,000 мм;
    • Б — 92,000…92,012 мм;
    • В — 92,012…92,024 мм;
    • Г — 92,024…92,036 мм;
    • Д — 92,036…92,048 мм.

    Надпись «Селективный подбор» на поршнях

    • 1 — белая; 25,0000…24,9975 мм;
    • 2 — зеленая; 24,9975…24,9950 мм;
    • 3 — желтая; 24,9950…24,9925 мм;
    • 4 — красная; 24,9925…24,9900 мм.

    Обратите внимание, что с октября 2005 года на поршнях 53, 523, 524 (устанавливаются в том числе на многие модели двигателей ЗМЗ), на их днище устанавливается печать «Селективный подбор». Такие поршни изготавливаются по более прогрессивной технологии, о которой отдельно написано в технической документации к ним.

    Марка поршня ЗМЗ
    Нанесенное обозначение
    Куда нанесено обозначение
    Метод нанесения надписи
    53-1004015-22; 523.1004015; 524.1004015; (410.1004014).
    Товарный знак ЗМЗ
    На ступице в районе отверстия под поршневой палец
    Литье
    Обозначение модели поршня
    На ступице в районе отверстия под поршневой палец
    Литье
    «Перед»
    На ступице в районе отверстия под поршневой палец
    Литье
    Маркировка диаметра поршня А, Б, В, Г, Д.
    На днище поршня
    Травление
    Клеймо БТК
    На днище поршня
    Краской
    Маркировка диаметра под палец (белый, зеленый, желтый)
    На весовой бобышке
    Краской

    Читайте также:  Для чего нужна масса в автомобиле

    Аналогичная информация поршня 406.1004015:

    Марка поршня ЗМЗ
    Нанесенное обозначение
    Куда нанесено обозначение
    Метод нанесения надписи
    406.1004015; 405.1004015; 4061.1004015; 409.1004015.
    Товарный знак ЗМЗ
    На ступице в районе отверстия под поршневой палец
    Литье
    «Перед»
    Модель «406, 405, 4061,409» (406- АР; 406-БР)
    Маркировка диаметра поршня А, Б, В, Г, Д
    На днище поршня
    Ударный
    Маркировка диаметра под палец (белый, зеленый, желтый, красный)
    На весовой бобышке
    Краской
    Материал изготовления «АК12ММгН»
    В районе отверстия под поршневой палец
    Литье
    Клеймо БТК
    На днище поршня
    Травлением

    Маркировка поршней «Тойота»

    У поршней на двигателях «Тойота» также имеются свои обозначения и размеры. Например, на популярной машине Land Cruiser поршни обозначаются английскими буквами A, B и C, а также числами от 1 до 3. Соответственно, буквы означают размер отверстия под поршневой палец, а цифры — размер диаметра поршня в районе «юбки». Ремонтный поршень имеет +0,5 мм по сравнению к стандартному по диаметру. То есть, у ремонтных меняются лишь обозначения букв.

    Обратите внимание, что при покупке бывшего в употреблении поршня необходимо замерить тепловой зазор между юбкой поршня и стенкой цилиндра. Он должен находиться в пределах 0,04…0,06 мм. В противном случае необходимо проводить дополнительную диагностику двигателя и при необходимости выполнять ремонт.

    Поршни завода «Мотордеталь»

    На многих отечественных и импортных машинах используются ремонтные поршни, изготовленные на производственных мощностях костромского производителя поршневых групп «Мотордеталь-Кострома». Данное предприятие выпускает поршни с диаметром от 76 до 150 мм. На сегодняшний день производятся такие типы поршней:

    • цельнолитой;
    • с терморегулирующей вставкой;
    • с вставкой под верхнее компрессионное кольцо;
    • с каналом масляного охлаждения.

    Поршни, выпущенные под указанной торговой маркой, имеют собственные обозначения. При этом информация (маркировка) может быть нанесена двумя способами — лазером и микроударом. Для начала рассмотрим на конкретных примерах маркировку, сделанную при помощи лазерной гравировки:

    • EAL — соответствие техническому регламенту таможенного союза;
    • Сделано в России — прямое указание страны-производителя;
    • 1 — группа по массе;
    • H1 — группа по диаметру;
    • 20-0305А-1 — номер изделия;
    • К1 (в кружочке) — знак отдела технического контроля (ОТК);
    • 15.05.2016 — прямое указание на дату производства поршня;
    • Sp 0,2 — зазор между поршнем и цилиндром (температурный).

    Теперь рассмотрим обозначения, нанесенные при помощи так называемого микроудара, на конкретных примерах:

    • 95,5 — общий размер по диаметру;
    • В — группа по диаметру;
    • III — группа по диаметру пальца;
    • К (в кружочке) — знак ОТК (контроля качества);
    • 26.04.2017 — прямое указание даты производства поршня.

    Здесь же стоит отметить, что для производства разных поршней используются различные же алюминиевые сплавы с легирующими добавками. Однако эта информация не указывается прямо на корпусе поршня, но записывается в его технической документации.

    замер поршня
    4. Для определения зазора измерьте диаметр цилиндра (смотрите подраздел) и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня.

    5. Измерьте щупом зазор между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор превышает предельно допустимый (смотрите таблицу), замените поршни с кольцами.

    6 замерить зазор замка колец. нужно Вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (смотрите таблицу). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

    Зазор в замках поршневых колец: (таблица)
    Номинальный-0,25-0,45mm
    Предельно допустимый-1,0mm


    примечания:

    обозначения на поршне:
    1-й ремонтный – треугольник,
    2-й ремонтный – квадрат.
    Обозначение группы по массе:
    нормальная – “Г”,
    увеличенная на 5 грамм – “ ”,
    уменьшенная на 5 грамм – “-”.

    17. Поверните поршневые кольца так, чтобы их замки располагались под углом 120° друг к другу.

    Наминальные размеры цилиндров ипоршней:

    Модель двигателя ВАЗ-21083
    размерная группа-Е
    диаметр цилиндра-82,04-82,05mm
    диаметр поршня-82,005-82,015mm

    Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.

    я тут не понял чет. наминальный зазор-это зазор который должен быть между цилиндром и поршнем, так?
    он написано должен быть 0,025-0.045mm. т.е. запихну я щуп 0.025mm между поршнем и стенкой цилиндра и он должен поместиться, так? но не более 0.045mm. т.е. щуп 0.046mm уже большой зазор. но тут же следующей строкой что предельнодопустимый зазор 0.15mm. я так понимаю что главное не юольше 0.15mm зазор должен быть, так? это максимум зазор получается. че тогда в первом предложении написано 0.045mm ?как бы между 0,045 и 0,15 растояние большое…ок. дальше написано если зазор не превышает 0.15mm то можно подобрать поршни большего размера чтобы был зазор ближе в 0,025-0,045…опять тупняк. не пойму, зачем? 0,15 это же максимальный как бы зазор и его превышать не льзя, а тут написано что если он не превышен то ставьте больше поршня чтоб он стал еще меньше…дальше еще интереснее сказано, если зазор больше 0,15, т.е. капец какой большой! то точите цилиндры под следующие рем размеры. тут единственное понятное и логичное. либо там опечатка либо я хз, но все таки расстояние между 0,025-0,045 и 0,15 большое…объясните мне кто-то что это значит. я понял следующее: зазор должен быть в пределах 0,025-0,045 это збс. но может быть больше, главное чтоб не больше 0.15mm! если больше то следующий рем размер точим и меняем поршневую

    у меня влез щуп 0.25mm ((((((и группа Е. последняя((((еще и квадрат на поршне(((

    Читайте также:  Как натянуть ремень генератора на акценте

    Первый ремонтный размерувеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм.
    Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.

    Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

    по поводу цифры у буквы Е это класс пальца. они делятся на 3 класса с шагом кажется в 0.04mm.

    я правильно понял, что мои поршня должны быть по размеру:
    номинальный размер (82,005-82,015) + ремонтный размер (0,8)= 82,805-82,815.
    если прибавить еще толщину щупа который влез в зазор, то цилиндр размером:
    поршень размером (82,805-82,815) + щуп (0,25)=83,055-83,065
    а должны быть по размерам:
    поршень размером (82,805 -82,815) + зазор номинальный (0,025 -0,045) =82,83
    поршень размером (82,805 -82,815) + зазор номинальный ( 0,025 -0,045)=82,85
    поршень размером ( 82,805- 82,815) + зазор номинальный (0,025 -0,045) =82,84
    поршень размером ( 82,805- 82,815) + зазор номинальный ( 0,025 -0,045)=82,86
    с зазором в 0,15=82,955-82,965
    выходит что цилиндр может варировать щас при замере от 82,83mm до 82.965mm, но Нутрометра у меня нет проверить(((
    правда в середине ноября будет микрометр и можно было бы замерить толщину поршня)))

    итоги:
    у меня безвтыковые поршни фирмы стк с последним классом (Е) с пальцем второго класса да и еще второго (последнего причем) ремонтного размера с увеличением 0.8mm. крутотень! блок гбц больше не ремонтнопригодный! Либо гильзование (интересно почем это дело, новый блок не дешевле ли?) либо новый блок! ГБЦ тоже испоганена и тоже на замену…что делать? как и планировал. собираю щас на том, что есть. меняю вклыдыши только. и ксати они тоже ремонтные! первый размер 0,25! еще и осевой люфт…катаю кое как полгода-год и покупаю новый двигатель если будет это возможно…

    Основные размеры шатунно-поршневой группы даны на рис. 1, 2, 3.

    Поршень — алюминиевый литой.

    По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму.

    Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня.

    По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм.

    Поршневые кольца изготовлены из чугуна.

    Верхнее компрессионное кольцо — с хромированной бочкообразной наружной поверхностью.

    Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа.

    Маслосъемное кольцо — с хромированными рабочими кромками и с разжимной витой пружиной.

    На кольцах ремонтных размеров ставится цифровая маркировка «40» или «80», что соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 или 0,8 мм.

    Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (рис. 4).

    По массе поршни сортируются на три группы: нормальную, увеличенную и уменьшенную на 5 г.

    Этим группам соответствует маркировка на днище поршня: «Г», «+» и «—».

    На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе.

    Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром.

    Увеличению на 0,4 мм соответствует маркировка в виде треугольника, а увеличению на 0,8 мм — в виде квадрата.

    Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

    Поршневой палец — стальной полый, плавающего типа, свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна.

    В отверстии поршня палец фиксируется двумя стопорными кольцами.

    По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм.

    Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка — первый, зеленая — второй, а красная — третий класс.

    Шатун — стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы.

    Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 2 (рис. 5) цилиндра, в который они устанавливаются.

    В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка.

    По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм.

    Номер класса 1 клеймится на крышке шатуна.

    По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые либо буквой, либо краской на крышке шатуна.

    На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе.

    Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на верхней головке и на крышке до минимальных размеров 33 и 32 мм (рис. 6).

    После удаления металла с крышки шатуна на ней необходимо клеймить классы шатуна по отверстию под поршневой палец и по массе.

    Классы шатунов по массе верхней и нижней головок

    Источник: kalina-2.ru