Подогрев дизтоплива своими руками 12 вольт

Авто

Содержание

  • Основы процесса
    • Сам себе мастер
      • А если заплатить
  • Что такое подогреватель топлива
  • Предпусковой подогреватель
    • Подогреватель бандажного типа
    • Подогрев ленточного типа
    • Подогрев топливозаборника
  • Что такое жидкостный подогрев
  • Как установить подогреватель жидкостного топлива своими руками
    • Фотогалерея: основные этапы работы
    • Рекомендуем посмотреть:

Владельцам дизельных машин порой приходится сталкиваться с такими трудностями, о которых водители обычных бензиновых легковушек даже не подозревают. Одной из таких проблем является способность солярки на морозе выделять кристаллы парафина и превращаться в желеобразную массу.

Как происходит этот процесс? Сначала наблюдается помутнение топлива. Это наступает примерно при — 20 градусах по Цельсию. Далее солярка доходит до уровня предельной фильтруемости – образующиеся кристаллы парафина уже способны забить фильтры. Застывание дизтоплива происходит при –35 градусах по Цельсию.

Наиболее удачный путь решения такой проблемы – подогрев топливного фильтра. К тому же, он попутно решает другие задачи. Перечислим их здесь по пунктам:

  • заметно облегчается зимний запуск дизельного двигателя;
  • не меняется пропускная способность очистительного элемента, ведь без подогрева его ячейки забиваются большими по размеру кристаллами парафина;
  • подогрев дизтоплива прямо в топливном фильтре способствует тому, что больше не падает мощность мотора из-за наличия частичек парафина в топливе – их больше не наблюдается;
  • пропадают провалы работы двигателя – опять же из-за отсутствия способствовавших провалам частичек парафина.

Мы видим, что подогрев топливного фильтра очень действенен для такого типа двигателей внутреннего сгорания. Далее разберемся, как он вообще устроен, каким образом можно сделать подогрев своими руками.

Основы процесса

Обычно подогрев дизельного топливного фильтра производится неким электрическим прибором. Наиболее эффективным можно назвать накладной бандажный обогреватель.

  • Он устанавливается на фильтр тонкой очистки – самое уязвимое место машин, о которых идет речь.
  • Он напоминает обойму.
  • Подключается проводами к аккумулятору.
  • Включается водителем до запуска мотора.
  • Также узнайте почему высокие обороты на холостом ходу и регулировку холостого хода ваз 2107.

    Хотя есть и другой вариант обеспечения тепла. Например, подогрев топливного фильтра для дизеля осуществляется проточным обогревателем.

  • Он устанавливается прямо в топливопровод непосредственно перед элементом тонкой очистки.
  • Похож на трубку.
  • Подключается также к аккумулятору.
  • Существуют еще ленточные обогреватели, которыми обматывается очищающий элемент. Они также подключаются к бортовой электросети. Из приведенной информации должно быть понятно, как работает у дизелей подогрев фильтра. Он просто посредством миниатюрных тэнов, питаемых аккумуляторным электричеством, разогревает горючее.

    А если точнее, вот инструкция, как пользоваться, например, накладным прибором.

  • Включить прибор за несколько минут до запуска мотора, хотя бы за десять минут.
  • Завести двигатель после прогрева топлива.
  • Отключить прибор при прогреве двигателя.
  • Срок службы такого аппарата должен составить около пяти лет.
  • Однако если вдруг появились сомнения, работает ли такой аппарат, есть ли вообще на машине подогрев фильтра? Как проверить в этом случае наличие и работу подогрева топливного фильтра, перечислим по пунктам.

  • Осмотреть магистраль около очистителя. Найти, где расположен аппарат – это естественно.
  • Потрогать его рукой – нагрелся ли, теплый ли хотя бы.
  • Взять электрический тестер, отсоединить питание от установки, проверить подачу электропитания.
  • Проверить сопротивление установки, сравнить значение с паспортными данными.
  • Вот такая последовательность.

    Сам себе мастер

    Разберем теперь, как сделать подогрев фильтра дизеля на своем авто своими руками. Рассмотрим для начала установку накладного бандажного подогревателя. Предварительно его необходимо приобрести. Думаем, вопросов про то, где вообще купить подогрев, возникнуть не должно – нужно просто посетить крупный автомагазин или интернет-сайт продаж.

    Но, допустим, он уже приобретен. Что мы делаем.

  • Обматываем очищающий узел нагревательным элементом, укрепляем теплоизоляцией, а также пластиковыми скобами.
  • Один провод подключаем на массу (кузов) автомобиля.
  • Второй в соответствии со схемой, прилагаемой к товару, проводим через салон.
  • Устанавливаем по схеме штатный переключатель для водителя плюс реле из комплекта.
  • Подсоединяем провод от реле к предохранителю, затем к плюсовой клемме аккумуляторной батареи.
  • Заметим, что развернутая инструкция, описывающая монтаж, обязательно должна иметься внутри упаковки товара, среди сопроводительной документации.

    А теперь рассмотрим, как сделать подогрев исключительно своими руками, без магазинных аппаратов. Для такого способа возьмем следующие материалы:

    • нихром под видом проволоки, 10 м;
    • кнопка стандартная;
    • стеклоткань, герметик;
    • стандартный предохранитель;
    • два универсальных хомута;
    • паяльник с паяльными аксессуарами.

    Приступаем к монтажу.

  • На стеклоткань наносим герметик, приклеиваем стеклоткань к очищающему элементу, даем просохнуть.
  • Наматываем нихромовую проволоку на обернутый стеклотканью корпус, к концам проволоки приделываем хомуты.
  • Снова обертываем стеклотканью, обмазанной герметиком, даем просохнуть.
  • Припаиваем провода к хомутам.
  • Эти электрические выводы подключаем в сеть автомобиля по выше описанной схеме, а именно, один провод выводим на массу, то есть подсоединяем к удобному месту на кузове, второй проводим к электросети.
  • Точнее, сначала на его вывод в салоне, около водителя, «цепляем» кнопку, которую пристраиваем на панель приборов.
  • Затем от кнопки отводим провод к предохранителю. Последний можно установить в штатном блоке, если найдется место.
  • От предохранителя выводим провод к плюсовому полюсу аккумулятора.
  • На этом монтаж окончен.

    Данный метод, если что непонятно, возможно изучить по сети, просто набрав поисковый запрос типа такого – подогрев топливного фильтра своими руками. Можно посмотреть видео.

    А если заплатить

    Далее рассмотрим возможность доработать дизельный топливный фильтр, соединив его с подогревом, на специализированных автосервисах. Точнее, определимся со стоимостью установки системы по крупным городам России. Воспользовавшись услугами различных известных компаний, можно потратить немаленькие суммы. Они, наряду с наименованиями компаний, указаны в следующей таблице. Данная таблица перед вами.

    Город
    Стоимость плюс тип подогрева
    Адреса компаний
    Москва
    От 1250 руб. – ленточного типа и от 2900 руб. – бандаж с кнопкой.

    Читайте также:  Ваз 2109 дёргается и глохнет

    Автоклимат – сервис климатического оборудования.

    ул. Дмитровское шоссе, 116А

    Санкт-Петербург
    2990 руб. – бандаж с кнопкой.
    ООО «Люмен Авто», ул. Седова, д. 13, офис 231
    Екатеринбург
    2630 руб. – бандажный с кнопкой.
    Тюнинг-центр, УНЦ, ул. Мостовая, д. 65/1
    Самара
    3500 руб. – бандажного типа с переключателем.
    Автохолод – транспортное климатическое оборудование, ул. Заводское шоссе
    Новосибирск
    От 3000 руб. – бандажного типа, за дополнительную плату 1700 руб. возможна установка.
    Сервисный центр «Авто Климат 54», ул. Якушева, д. 56

    Из таблицы видно, что продаются обычно не топливные фильтры для дизельных двигателей вкупе с подогревом, а просто подогревающие аппараты для установки на очиститель горючего. Причем, стоимость не назовешь небольшой.

    Однако, как можно понять из приведенной по ходу статьи информации, без применения такого важного аппарата не обойтись. Ведь используя солярку зимой, когда наступают морозы, просто невозможно обеспечить нормальную эксплуатацию машины без описанных систем.

    Подводя итог, заметим, что среди всей этой информации, приведенной выше, были даны рекомендации по самостоятельному монтажу. Данные рекомендации могут быть полезными для тех, кто не захочет платить сервисному центру и решится на собственноручные работы.

    АКЦИЯ: РАСПРОДАЖА НОВЫХ АВТО 2018 ГОДА ВЫПУСКА

    от 606 900 руб.

    от 489 000 руб.

    Автор материала: Думченков Михаил

    Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями:

    Есть вопросы по ремонту автомобиля? Задайте их в разделе консультаций, для этого нажмите на ссылку ниже.

    Задать вопрос автомеханику

    • Audi
    • Brilliance
    • Faw
    • Ford
    • Chevrolet
    • Citroen
    • Geely
    • Haval
    • Changan
    • Chery
    • Datsun
    • Great Wall
    • Hyundai
    • Kia
    • Lada
    • Volkswagen
    • Renault
    • Nissan
    • Toyota
    • Honda
    • Mitsubishi
    • Opel
    • Lifan
    • Mazda
    • Skoda
    • Остальные

    • Acura
    • Alfa Romeo
    • Audi
    • Bentley
    • BMW
    • Cadillac
    • Chery
    • Chevrolet
    • Citroen
    • Daewoo
    • Dodge
    • Fiat
    • Ford
    • GAZ
    • Geely
    • Hawtai
    • Honda
    • Hyundai
    • Infiniti
    • Jaguar
    • Jeep
    • KIA
    • Land Rover
    • Lexus
    • Lifan
    • Lincoln
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • Mini
    • Mitsubishi
    • Nissan
    • Opel
    • Peugeot
    • Porsche
    • Renault
    • Skoda
    • SsangYong
    • Subaru
    • Suzuki
    • Toyota
    • UAZ
    • VAZ
    • Volkswagen
    • Volvo

    Реклама

    • Новинки машин 2019
    • Новые машины 2018
    • Тест-драйвы
    • Джипы
    • Ремонт и обслуживание
    • Двигатель
    • Ходовая часть
    • Электрооборудование
    • Сигнализация
    • Прикуриватель
    • Обзоры автомобилей
    • Фото и видеогалереи
    • Новости
    • Шины

    © 2019 Daciaclubmd.ru. Если Вы не согласны с каким-либо положением «Отказа от ответственности», не используйте данный Сайт. Перед использованием прочтите Отказ от ответственности и Политика конфиденциальности.

    Копирование материалов разрешено только с активной гиперссылкой на наш сайт.

    Водители дизельных легковых автомобилей часто сталкиваются с такой проблемой, как затруднение запуска двигателя. Обычно мотор начинает «капризничать» зимой, при этом сюрпризы с запуском возможны даже при сравнительно приемлемых для холодного времени года температурах. Чтобы облегчить запуск двигателя в работу, автопроизводители уже на заводах оснащают модели специальными устройствами для подогрева. Причём подогревается именно топливо, так как из-за него и происходят неполадки в быстром запуске мотора.

    Что такое подогреватель топлива

    «Изюминкой» в работе дизельного мотора можно назвать увеличение вязкости топлива при понижении температуры на улице. Соответственно, дизельное горючее, наращивая вязкость, хуже проходит по топливным каналам, мутнеет, кристаллизуется и даже может совсем застыть. Все эти проблемы ведут к тому, что двигатель либо плохо запускается в работу, либо совсем не заводится.

    Чтобы минимизировать такие неполадки, производители устанавливают на дизельные двигатели подогреватели топлива. Это простые устройства, которые адаптированы для прогревания компонентов из разных материалов в составе машины.

    Как правило, каждый подогреватель выполняет две функции:

  • Прогревает топливо при запуске мотора (такие подогреватели называются предпусковыми).
  • Поддерживает необходимый минимум тепла при штатной работе двигателя (это маршевый вид подогревателей).
  • Типовое оснащение дизельных легковых автомобилей предполагает наличие АКБ 12 V, когда как на грузовых транспортных средствах устанавливаются более мощные устройства 24 V. Аккумулятор регулирует напряжение во всей питающей сети, поэтому для легковых и грузовых дизельных машин подогреватели нужно подбирать исходя из мощности АКБ.

    Оснащение легковых автомобилей предполагает наличие аккумулятора на 12 V

    Предпусковой подогреватель

    Не каждый водитель знает, что в качестве предпусковых подогревателей могут выступать сразу несколько устройств:

    • подогреватели фильтра первичной очистки топлива;
    • ленточные устройства;
    • топливозаборники с функцией подогрева.

    Собственно говоря, это и есть три основных вида предпусковых подогревателей. Главная их особенность заключается в том, что они подключаются напрямую к аккумулятору и работают только от его энергии.

    В основу каждого из этих устройств вмонтирован специальный нагревательный элемент, который запитан от АКБ. Главное назначение предпускового подогревателя — сделать возможным запуск двигателя при минусовых температурах. Так, если топливная система автомобиля оснащена предпусковыми обогревательными элементами, то лёгкий запуск мотора обеспечивается даже при сильных морозах.

    Подогреватель бандажного типа

    Опытному водителю понятно, что при повышении вязкости топлива первым делом будет страдать фильтр тонкой очистки. Дизельное топливо просто закупорит поры фильтра и не даст мотору получить необходимое количество энергии для запуска.

    Чтобы топливный фильтр в любое время года работал без перебоев, на него накладывается специальный бандажный подогреватель, который подключается к аккумулятору машины. Подогревающее устройство включается простым нажатием кнопки из салона, период его работы составляет не более пяти минут, после чего оно самостоятельно отключается. За это время фильтр успевает полностью прогреться, топливо приобретает оптимальную вязкость, и двигатель запускается с первого раза.

    Бандажный подогреватель представляет собой пластины со встроенными в них электрическими приборами обогрева. Разумеется, они адаптированы к системам автомобиля и считаются полностью безопасными.

    Устройство бандажного подогревателя: нагревательный элемент, термоизоляция и металлические хомуты крепления

    Подогрев ленточного типа

    Главное достоинство, которым обладает только ленточный подогреватель, это, безусловно, гибкость. Поэтому такой тип обогрева применим практически для любого устройства. Он представляет собой обычную пластиковую ленту, внутри которой располагается нагревательный элемент. По уровню эффективности подогрев ленточного типа нельзя сравнивать с бандажным, однако тепла вполне хватает на обогрев труднодоступных участков топливопровода.

    Основная сфера использования ленточных предпусковых подогревателей — это прогрев труднодоступных мест и узлов, на которые невозможно или очень трудно установить другие типы обогревающих устройств.

    Гибкую ленту подогревателя можно провести в любые места топливной системы — она очень эластична

    Читайте также:  Common rail что это такое в машине

    Подогрев топливозаборника

    Подогреватель — оптимальный вариант подогревающего устройства, так как позволяет не только подготовить двигатель к запуску, но и довести до нужной температуры всю топливную систему во время движения автомобиля.

    Подогреватель топливозаборника изготавливается в форме насадки, которая присоединяется к устройству. Поэтому топливо в бензобаке всегда имеет нужную температуру и поступает к фильтру в оптимальной консистенции вязкости. Этот вид подогревателей дизельного топлива считается одним из лучших и эффективных, так как он работает в непрерывном режиме (по команде водителя) и хорошо прогревает горючее сразу в заборнике.

    Топливозаборник прогревается через специальную насадку, которая не даёт топливу замерзать

    Что такое жидкостный подогрев

    Если предпусковые подогреватели рассчитаны только на то, чтобы подготовить мотор к запуску, то жидкостные проточные устройства призваны поддерживать нужный диапазон температур во время работы мотора. Проточные обогреватели запитываются только от генератора, так как включаются в работу вместе с мотором.

    Современные топливные системы дизельных автомобилей могут оснащаться двумя видами проточных подогревателей — электронными и жидкостными.

    Жидкостные признаны наиболее эффективными и простыми в эксплуатации, так как их работа основана на использовании охлаждающей жидкости (антифриза). Проточный обогрев осуществляется при взаимодействии топливной системы и системы охлаждения. Антифриз в процессе работы двигателя сильно нагревается и при циркуляции передаёт температуру и топливу. Соответственно, за счёт такого взаимодействия антифриз остывает, а топливо становится менее вязким.

    Обычно автомобили с дизельными двигателями оснащаются целой системой подогрева, которая работает в автоматическом режиме. Одним блоком управления, пульт от которого находится в салоне автомобиля, водитель осуществляет управление сразу несколькими устройствами:

    • подогревателями (бандажным и проточным);
    • датчиками температуры, которые стоят в корпусе мотора;
    • контрольным блоком, который регулирует работу всех устройств.

    Применение комплексного подогрева позволяет упростить уход за мотором и сделать запуск двигателя лёгким даже при низких температурах.

    Как установить подогреватель жидкостного топлива своими руками

    Установка подогревателя дизельного топлива в машину — это процесс довольно трудоёмкий, так как потребуется не только правильно установить устройство, но ещё и подключить его. Проще всего установить бандажный подогреватель на фильтр тонкой очистки — это потребует минимум времени и знаний.

    Стандартная установка производится следующим образом:

  • В топливной системе сбрасывается давление (отключается разъём питания бензонасоса). Можно поступить ещё проще и начать работу при пустом бензобаке, когда давление в системе и так практически нулевое.
  • Фильтр тонкой очистки отсоединяется от подводящих шлангов (лучше сразу подставить под него ёмкость или проложить ветошь, так как топливо будет интенсивно вытекать).
  • Корпус фильтра оборачивается нагревательным элементом.
  • На элемент накладывается теплоудерживающий материал, который не даст теплу уходить на располагающиеся рядом устройства.
  • Нагревательный элемент подключается к сети транспортного средства по приведённой ниже схеме.
  • Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

    Для нормальной работы бандажного подогревателя рекомендуется придерживаться данной схемы подключения

    Фотогалерея: основные этапы работы

    Выключатель от установки обогрева можно разместить в любой точке салона — на усмотрение самого водителя.

    Не все автомобили с дизельными двигателями изначально оснащаются системами подогрева, поэтому владелец может при необходимости самостоятельно установить простой бандажный подогреватель на фильтр. Монтаж ленточного обогрева или насадки на топливозаборник потребует специальных навыков, поэтому за получением этой услуги лучше обратиться в СТО.

    У многих дизелистов зимой возникают проблемы с топливной. В большинстве случаев главная проблема – завоздушивание, но если система все-таки герметична, а морозы лютуют, то может появиться еще одна – непроходимость топливного фильтра. Да, можно покупать так называемую Арктику. Можно лить антигель (кстати сказать, я им не доверяю). Можно понадеяться и на штатную систему, но они, зачастую, не справляются. Можно выложить кругленькую сумму за подогрев бандажного типа. Но все эти варианты не для нас: мы будем делать свой подогрев!

    Сразу скажу, что подогрев мы будем делать для стандартного топливного фильтра в герметичном завальцованном (запаянном) металлическом корпусе. Штатно у меня в Вектре стоял фильтр-вставка в пластиковом корпусе, но в разгаре борьбы против воздуха я заменил всю топливную магистраль вместе с фильтром и ни сколько об этом не жалею.

    Итак, приступим! Ингридиенты:

    • Медная проволока в лаковой изоляции. Или что-либо идентичное. Но, главное, покрытое чем-нибудь изолирующим и, желательно, термостойким, длиной около пяти – десяти метров. Чем чаще будет намотано – тем равномерней будет прогрев и лучше теплоотдача. Сечение брать такое, чтобы при 12 вольтах этот кусок жрал около 5-ти ампер. У меня, например, жрет 6. Нихром использовать будет не рационально, т.к. у него для таких дел слишком большое сопротивление.
    • Изолента. (Ну как же без нее, родимой?) Причем, термостойкая.
    • Паяльник, олово, канифоль – соединения желательно будет пропаять, все-таки наружное применение.
    • Хороший, толстый провод – чтобы всю эту систему подключить.
    • Предохранитель на 10 ампер.
    • Реле на 12 вольт, 20 ампер (можно и 40, хуже не станет). И, опционально, тумблер – для включения устройства.
    • Штекеры – для подключения проводов к релюхе. Опять же опционально, можно и тупо припаять, но ведь со штекерами поэстетичней будет.
    • Термостойкая, теплоизоляционная, огнеупорная (желательно) ткань – ей мы будем обматывать фильтр снаружи, чтобы наш подогрев подогревал солярку, а не улицу.

    Читайте также:  Как погрузить легковой автомобиль в грузовик

    Сперва делаем два изоляционных кольца изолентой сверху и снизу фильтра. Сверху к одному из колец мы прилепляем начало проволоки и начинаем оттуда постепенно жестко и крепко обматывать ей корпус фильтра. Так, чтобы равномерно распределить всю подготовленную под нужный ток проволоку по поверхности фильтра между нашими кольцами. Сделали? Хорошо! На уровне колец припаиваем к проволоке с обеих сторон куски нашего толстого провода и выводим один вверх, а второй, соответственно, вниз. Получится что-то вроде этого:

    Пол дела сделано!

    Проверяем. Убедившись, что все нормально греется – продолжаем. Кстати, греться должно прилично, ведь солярка там течёт холодная и густая. Течёт она быстро, и надо успеть ее разогреть. Т.к. места спайки у нас не заизолированы – дополнительно изолируем их и приматываем к сделанным ранее изоляционным кольцам изолентой. По желанию заматываем все это дело сверху чем-нибудь липким и термостойким, например, хорошей изолентой, чтобы зафиксировать все витки на своих местах. Сверху, опять же, плотно и жёстко, заматываем теплоизоляционной тканью и закрепляем все это дело на своем законном месте.

    Как подключать? Варианты есть разные: от зажигания / от штатного разъёма / от тумблера. В любом случае тянем от аккумулятора +12 вольт (а если нужно, и -12 вольт), подключаем через предохранитель к релюхе. Так, чтобы релюха активировалась плюсом с зажигания / штатного разъёма подогрева / тумблера соответственно, и пускала "+" с аккума на фильтр. Сам корпус фильтра, благодаря тому, что он у нас замотан в ткань, к бортовой системе электрооборудования не подключен.

    Зима уже закончилась, и я могу сказать, что благодаря этой системе я всю зиму каждый день заводился и ездил на работу на машине. Причем ездил я в основном на старых запасах летней солярки. Только когда были самые сильные морозы (ниже -20) я заправлялся на заправке (не Арктикой, а обычной зимней). И ни разу мой подогрев меня не подвел. Короче говоря, советую всем!

    P.S. Продолжение этой статьи читайте здесь!

    P.P.S. По заявкам трудящихся нарисовал две схемы подключения подогревателя:

    Схема 1 (для автомобилей со штатной системой подогрева топлива)

    Тут мы видим, что контакты катушки реле Rel подключены к разъёму штатного подогрева топливного фильтра. Провод от полюсовой клеммы аккумулятора Bat1 идёт через предохранитель F к одному из нормально разомкнутых контактов реле Rel. Провода от намотанного на корпус фильтра самодельного нагревательного элемента V идут к минусовой клемме аккумулятора Bat1 и ко второму нормально разомкнутому контакту реле Rel.

    Схема 2 (для автомобилей без штатной системы подогрева топливного фильтра)

    Отличие этой схемы от первой в том, что тут подогрев включается переключателем S, который можно, например, вывести в салон (не открывать же каждый раз капот, верно?). Здесь мы видим, что на переключатель приходит +12 вольт через предохранитель F2 в полампера. Не обязательно эти +12 вольт для него брать именно от аккумулятора: при установке его в салоне гораздо проще найти 12 вольт где-нибудь поблизости места его установки. Но вот провод с выхода переключателя как не крути, а придётся тянуть к катушке реле Rel. Остальная часть схемы осталась без изменений, за исключением опционального пунктирного блока со светодиодом HL1 для индикации состояния подогревателя (включён или выключен). Резистор R для него подобран из рассчёта напряжения в бортовой сети 14.5 вольт, падении напряжения на диоде 3.3 вольта и его рабочем токе в 20 миллиампер. Если светодиод будет светить слишком ярко (а с таким резистором он, поверьте, будет) – просто поставьте резистор с большим номиналом, например 1-2 кОм. Подробнее о подключении светодиодов вы всегда можете прочесть в соответствующей статье моего блога.

    Предохранитель F1 подбирается в зависимости от того, сколько в итоге будет жрать ваша система, но не больше 10 А, ведь куда уж больше, это опасно! Совсем в притык ставить не надо, а то он будет греться; например, если ваш подогрев будет кушать 3 ампера – предохранитель на 5 будет в самый раз. А вот предохранитель F2 можно было бы поставить и на 200 мА, ведь катушка в реле жрёт совсем немного. И, пожалуйста, не забывайте, что силовые цепи должны быть подключены хорошим проводом соответствующего сечения! После сборки обязательно проверьте, что ни провода, ни контакты у вас не греются!

    Теперь насчёт релюх. Как видно по схемам, нужно обычное реле с четырьмя выводами, но можно и с пятью, где есть и нормально разомкнутые, и нормально замкнутые контакты, просто один контакт не будет использоваться. Обычно контакты на реле обозначены числами (иногда с буквами). Для этого проекта нам нужны контакты 85 и 86 – это контакты катушки и контакты 30 и 87 – это нормально разомкнутые контакты. Если будет ещё и контакт 87а, то в паре с тридцатым они будут нормально замкнутыми, как я уже и говорил. Проверить соответствие номеров контактов их реальному назначению можно тестером. Также при покупке можно проконсультироваться у продавца.

    Успехов вам в этом нелёгком, но увлекательном и полезном деле!

    Источник: kalina-2.ru