Содержание
- Зачем это делать?
- Как часто прокачивается тормозная система
- Схема прокачки тормозов (ВАЗ-2110)
- Советы перед началом работ
- Приступаем к работе
- Что далее?
- Заключение
- Основные типы тормозных систем автомобилей
- Назначение, характеристика, устройство тормозной системы автомобиля ВАЗ-2110
- Рекомендуем посмотреть:
Одна из наиболее ответственных систем в любом автомобиле – это тормоза. Данный узел должен быть максимально надежным. Ведь исправность тормозной системы напрямую влияет на безопасность движения. В процессе эксплуатации она может завоздушиваться. В результате торможение становится менее эффективным. В сегодняшней статье мы поговорим о том, как прокачивать тормоза на ВАЗ-2110, зачем это делать и что для этого нужно.
Зачем это делать?
Прокачка – одна из наиболее частых профилактических мер в обслуживании автомобиля. Суть операции заключается в удалении из системы лишнего воздуха. Как мы знаем, на «десятках» используется гидравлический привод. Плотность жидкости и воздуха существенно отличается.
Как часто прокачивается тормозная система
ВАЗ-2110 укомплектован вакуумным усилителем, а также главными и рабочими тормозными цилиндрами. Поэтому при замене любого из вышеперечисленных элементов нужно удалять воздух из системы. Также данная операция производится при замене резиновых или металлических трубок. Как часто должна прокачиваться тормозная система? ВАЗ-2110 должен подвергаться такой операции как минимум раз в год, даже при условии, что элементы системы не менялись. Почему именно так?
Производитель регламентирует срок замены жидкости. Он составляет 2 года, или 60 тысяч километров пробега. Многие задаются вопросом о том, зачем ее менять, если все и так работает. Дело в том, что тормозная жидкость хорошо впитывает влагу. Она может вызывать внутреннюю коррозию.
Также во время работы главного и рабочего тормозных цилиндров появляется выработка. Эта металлическая стружка забивает каналы системы, ухудшая эффективность работы тормозов. Жидкость не способна пройти сквозь контуры уже в том количестве, как ранее. Поэтому дабы исключить засор и коррозию системы, рекомендуется полностью менять тормозную жидкость раз в два года.
Также отметим признаки, которые указывают на то, что машине нужна внеплановая прокачка. Первый симптом – это увеличенный свободный ход педали. Да, его можно выставить путем закручивания регулировочных болтов. Однако проблема вскоре повторится. Еще один признак – это характер нажатия педали тормоза. Если в системе есть воздух, она будет мягко проваливаться вниз. Со временем эффект будет лишь усиливаться. Не стоит тянуть с заменой жидкости.
Схема прокачки тормозов (ВАЗ-2110)
Поскольку в автомобиле несколько контуров системы, встает вопрос об очередности прокачки каждого из них. Как выполнить работу правильно? Последовательность прокачки тормозов (ВАЗ-2110) следующая. Сначала удаляется воздух из заднего правого колеса.
Советы перед началом работ
Перед тем как прокачивать тормоза на ВАЗ-2110 своими руками, подготовьте новую гидравлическую жидкость. Она должна быть той же марки, что используется сейчас в автомобиле. Если вы не знаете, какая именно жидкость использовалась до этого, загляните в инструкцию по эксплуатации. Существует несколько классов в зависимости от температуры закипания – от 3 до 5.1 (маркировка «Дот»).
Приступаем к работе
Только после тщательного осмотра деталей производится правильная прокачка тормозов. ВАЗ-2110 ставится на ровную площадку. Сначала вывешивается задняя правая часть, и снимается колесо. Далее проверяют уровень жидкости в пластиковом бачке. Он должен находиться на среднем уровне, но не ниже минимального. Итак, доливаем жидкость до отметки МАХ и приступаем к прокачке тормозов. Сначала очищаем клапан от грязи. Далее снимаем с него защитный резиновый колпачок. На головку клапана надевается шланг. Второй его конец опускается в чистую прозрачную бутылку (например, из-под минералки).
Что далее?
После этого закрываем клапан. Повторяем операцию еще раз. Так делается до тех пор, пока из системы полностью не удалится воздух. Жидкость не должна иметь пузырьков. Обычно это достигается за два-три повтора. Во время прокачки важно следить за уровнем жидкости в пластиковом бачке под капотом. Если уровень упал до минимального, долейте ее хотя бы до середины и повторите операцию вновь. По завершении работ следует извлечь резиновые шланги из клапана и закрыть последний специальным колпачком.
Заключение
Итак, мы выяснили, как прокачивать тормоза на ВАЗ-2110 своими руками. Как видите, операцию можно выполнить в условиях гаража. Среди инструментов вам нужна лишь пустая бутылка, ключ для клапана и шланги. Перед тем как прокачать тормоза на ВАЗ-2110 (если заменил тормозной цилиндр), всегда проверяйте уровень жидкости. Если он будет минимальным, в систему вновь попадет воздух. Ситуация не из приятных – потерянное время плюс потраченная зря жидкость. В таком случае прокачка займет очень много времени.
Основные типы тормозных систем автомобилей
В эти типы тормозных систем входят:
Рабочая тормозная система служит для снижения скорости автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до полной остановки не зависимо от скорости нагрузки и величины наклона дорог для которых он предназначен.
Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения или остановки автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей тормозной системы.
Стояночная тормозная система автомобиля предназначена удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке пути или уклоне даже при отсутствии водителя.
Вспомогательная тормозная система предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля при движении его на затяжных спусках гор или дорог и регулирования его самостоятельно или одновременно с рабочей тормозной системой с целью разгрузки тормозных механизмов.
Назначение, характеристика, устройство тормозной системы автомобиля ВАЗ-2110
Тормозная система ВАЗ-2110 предназначена для управления изменения скорости автомобиля его остановки, а также удержания на месте длительное время за счёт использования тормозной силой между колесом и дорогой. На автомобиле ваз 2110 применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров (рис.1), что значительно повышает безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода тормозов обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой тормозной контур – левого переднего и правого заднего.
Рис. 1. Схема тормозной системы автомобилей ваз 2110: 1 – тормозной механизм переднего колеса; 2 – трубопровод контура левый передний-правый задний тормоз; 3 – главный тормозной цилиндр; 4 – трубопровод контура правый передний-левый задний тормоз; 5 – бачок главного тормозного цилиндра; 6 – вакуумный усилитель тормозов; 7 – тормозной механизм заднего колеса; 8 – упругий рычаг привода регулятора давления тормозов; 9 – регулятор давления тормозов; 10 – рычаг привода регулятора давления тормозов; 11 – педаль тормоза; А – гибкий шланг переднего тормоза; В – гибкий шланг заднего тормоза.
При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.
В гидравлический привод тормозов включены вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор давления задних тормозов 9. Стояночная тормозная система на автомобиле ваз 2110 имеет привод на тормозные механизмы
Устройство привода регулятора давления
Основное назначение регулятора давления тормозов состоит в создании необходимого тормозного усилия в задних барабанных тормозах автомобиля в зависимости от нагрузки машины и от резкости торможения.
Чем больше задняя ось машины приподнимается, тем хуже становится сцепление задних колёс с дорогой, поэтому регулятор делает так, чтобы задние колёса тормозили менее интенсивно. Простой пример тому – резкое торможение ненагруженной машины.
Если регулятор не будет препятствовать торможению задними колёсами, то они легко заблокируются раньше передних и машину поведёт в сторону.
Читайте также: Как сбросить настройки на сигнализации томагавк 9010
Соответственно, при всё большей загруженности машины, особенно багажника и задних сидений, сцепление с дорогой у задних колёс увеличивается, поэтому регулятор давления позволяет задним колодкам тормозить эффективнее.
Рис. 3. Привод регулятора давления тормозов автомобилей ваз 2110:
1 – регулятор давления; 2,16 – болты крепления регулятора давления; 3 – кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 – штифт; 5 – рычаг привода регулятора давления; 6 – ось рычага привода регулятора давления; 7 – пружина рычага; 8 – кронштейн кузова; 9 – кронштейн крепления регулятора давления; 10 – упругий рычаг привода регулятора давления; 11 – серьга; 12 – скоба серьги; 13 – шайба; 14 – стопорное кольцо; 15 – палец кронштейна; А, В, С – отверстия.
Регулятор давления тормозов 1 (рис. 3) прикреплен к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления тормозов. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 закреплен двуплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединен с кронштейном рычага задней подвески.
Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления. Таким образом, регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора давления тормозов.
Рис. 4. Регулятор давления тормозов автомобилей ваз 2110:
1 – корпус регулятора давления; 2 – поршень; 3 – защитный колпачок; 4, 8 – стопорные кольца; 5 – втулка поршня; 6 – пружина поршня; 7 – втулка корпуса; 9, 22 – опорные шайбы; 10 – уплотнительные кольца толкателя; 11 – опорная тарелка; 12 – пружина втулки толкателя; 13 – кольцо уплотнительное седла клапана; 14 – седло клапана; 15 – уплотнительная прокладка; 16 – пробка; 17 – пружина клапана; 18 – клапан; 19 – втулка толкателя; 20 – толкатель; 21 – уплотнитель головки поршня; 23 – уплотнитель штока поршня; 24 – заглушка; А, О – камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С – камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н – зазоры.
В регуляторе давления тормозов четыре камеры: А и D (рис.4) соединяются с главным тормозным цилиндром, В – с правым колесным цилиндром задних тормозов, С – с левым колесным цилиндром задних тормозов. В исходном положении педали тормоза поршень 2 поджат рычагом 5 (см. рис. 3) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис. 4), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла, в результате чего образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры регулятора давления тормозов А и D сообщаются с камерами В и С.
При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть поршень из корпуса. Когда усилие давления жидкости превысит усилие упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах регулятора давления тормозов D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21.
Зависимость между значениями давления в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки. При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см. рис. 3) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, т.е. момент касания головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. 4) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.
При отказе контура тормозов правый передний-левый задний тормоз уплотнительные кольца 10 и втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора при отказе названного контура аналогична работе при исправной тормозной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора давления тормозов такой же, как и при исправной тормозной системе.
При отказе контура тормозов левый передний-правый задний тормоз давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, рост давления в камере С прекращается, т.е. регулятор давления тормозов в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигнутого значения давления достаточно для надежной работы заднего тормоза.
В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о не герметичности колец 10.
Главный цилиндр с бачком
Главный тормозной цилиндр – центральный конструктивный элемент рабочей тормозной системы. Он преобразует усилие, прикладываемое к педали тормоза, в гидравлическое давление в тормозной системе. Работа главного тормозного цилиндра основана на свойстве тормозной жидкости, не сжиматься под действием внешних сил.
Рис. 5. Главный тормозной цилиндр с тормозным бачком автомобили ваз 2110:
1 – корпус главного цилиндра; 2 – уплотнительное кольцо низкого давления; 3 – поршень привода контура "левый передний-правый задний тормоза"; 4 – распорное кольцо; 5 – уплотнительное кольцо высокого давления; 6 – прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 – тарелка пружины; 8 – возвратная пружина поршня; 9 – шайба; 10 – стопорный винт; 11 – поршень привода контура "правый передний-левый задний тормоза"; 12 – соединительная втулка; 13 – бачок; 14 – датчик аварийного уровня тормозной жидкости; А – зазор.
Главный тормозной цилиндр (рис. 5) с последовательным расположением поршней. На корпусе главного тормозного цилиндра крепится тормозной бачок 13, в наливной горловине которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяемы.
Устройство датчика аварийного уровня тормозной жидкости
Рис. 10. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости автомобили ваз 2110: 1 – защитный колпачок; 2 – корпус датчика; 3 – основание датчика; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – зажимное кольцо; 6 – отражатель; 7 – толкатель; 8 – втулка; 9 – поплавок; 10 – неподвижные контакты; 11 – подвижный контакт.
Читайте также: Стапель что это такое фото
Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус 2 (рис.10) датчика с уплотнителем 4 поджимается к основанию 3 зажимным кольцом 5, которое навинчивается на горловину тормозного бачка. Одновременно к торцу горловины поджимается фланец отражателя 6. В этом положении зажимное кольцо удерживается двумя фиксаторами, изготовленными на основании 3. Через отверстие основания проходит толкатель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен подвижный контакт 11, а на корпусе датчика – неподвижные контакты 10. Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1. При понижении уровня тормозной жидкости в тормозном бачке до предельно допустимого подвижного контакта опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации в комбинации приборов.
На автомобиле ВАЗ-2110 применяются:
- • рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, действующая на все колеса;
- • запасная тормозная система, являющаяся частью рабочей и действующая при выходе из строя одного из контуров;
- • стояночная тормозная система, действующая на задние колеса. Рабочая тормозная система включает в себя тормозные механизмы
передних и задних колес и гидравлический привод с вакуумным усилителем тормозов (рис. 13.4).
Рис. 13.4. Схема рабочей тормозной системы автомобиля ВАЗ-2110:
А — контур правого переднего и левого заднего колес;
- — Б — контур левого переднего и правого заднего колес 1,5 — тормозные механизмы передних колес; 2,4 — гибкие тормозные шланги передних колес; 3 — главный тормозной цилиндр; 6 — вакуумный усилитель;
- 7 — регулятор давления тормозной жидкости в задних тормозных механизмах; 8,11 — тормозные механизмы задних колес; 9,10 — гибкие тормозные шланги
Тормозные механизмы передних колес (рис. 13.5) дисковые, с плавающей скобой, с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском, с сигнализатором износа колодок. На суппорте 2, закрепленном двумя болтами на поворотном кулаке, устанавливается подвижная скоба 3. Подвижная скоба крепится болтами к направляющим шпилькам 10, свободно перемещающимся в отверстиях суппорта. В эти отверстия заложена смазка, и они уплотнены резиновыми чехлами. К специальным пазам суппорта пружинами поджаты колодки. Внутренняя колодка имеет сигнализатор износа. Внутри цилиндра 4 установлен поршень 5 с резиновым уплотнительным кольцом 6, за счет упругости которого поддерживается определенный зазор между колодкой и диском. На цилиндре установлен перепускной клапан 8 для удаления воздуха из гидропривода. Тормозной диск 11 крепится к ступице 12 двумя направляющими штифтами, а также четырьмя болтами крепления колеса.
Рис. 13.5. Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ВАЗ-2110:
а — тормозной механизм; б — работа уплотнительного резинового кольца;
1 — защитный щиток; 2 — суппорт тормозного механизма; 3 — подвижная скоба; 4 — корпус тормозного цилиндра; 5 — поршень тормозного цилиндра;
б — уплотнительное резиновое кольцо; 7 — провод сигнализатора износа тормозных колодок; 8 — перепускной клапан прокачки тормозов; 9 — гибкий тормозной шланг; 10 — направляющая шпилька подвижной скобы;
11 — тормозной диск; 12 — ступица переднего колеса
Тормозные механизмы задних колес (рис. 13.6) —барабанные с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. На тормозном щите 15 вверху установлен колесный тормозной цилиндр 8, а внизу — неподвижная упорная планка 1 для колодок. Две колодки 3 стягиваются между собой пружинами 2 и 7 и упираются верхним торцом в толкатель 13 поршня 12, а нижним — в неподвижную упорную планку. От осевого смещения каждая колодка удерживается направляющей пружиной. Между колодками установлена распорная планка 6, а на задней колодке механизма пальцем 14 закреплен рычаг 16 привода стояночного тормоза.
Устройство автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном расположено в колесном цилиндре. Упорное разрезное кольцо 10 установлено на поршне 12 между буртиком упорного винта 20 и сухарем 17 с зазором 1,25—1,65 мм. В цилиндре упорные кольца устанавливаются с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс). Это превышает усилие стягивающих пружин. По мере износа накладок зазор выбирается, и когда буртик упорного винта упрется в упорное кольцо, при нажатии на педаль тормоза происходит сдвиг упорного кольца. При отпускании педали тормоза поршни возвращаются назад до упора в сухари под действием стяжных пружин. Таким образом, между колодками и барабаном будет поддерживаться необходимый зазор. Тормозной щит крепится к фланцу оси заднего колеса, а тормозной барабан — к ступице заднего колеса.
Рис. 13.6. Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ВАЗ-2110:
- 1 — упорная планка; 2 — нижняя стяжная пружина; 3 — тормозная колодка;
- 4 — фрикционная накладка; 5 — трос привода стояночной тормозной системы;
- 6 — распорная планка; 7 — верхняя стяжная пружина; 8 — резиновая манжета;
- 9 — рабочий тормозной цилиндр 10 — упорное кольцо; 11 — резиновая манжета; 12 — поршень рабочего тормозного цилиндра; 13 — толкатель поршня; 14 — палец крепления рычага привода стояночной тормозной системы;
- 15 — тормозной щит; 16 — рычаг привода стояночной тормозной системы;
- 17 — сухарь; 18 — упорная шайба пружины манжеты; 19 — пружина манжеты;
- 20 — упорный винт
Гидравлический привод рабочей тормозной системы —двухконтурный. Один контур обеспечивает торможение правого переднего и левого заднего колес, другой — левого переднего и правого заднего. В состав гидравлического привода входят: главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель тормозов, регулятор давления жидкости в тормозных механизмах задних колес и трубопроводы. В системе имеется также датчик аварийного уровня тормозной жидкости, который находится в пробке бачка главного тормозного цилиндра.
Главный тормозной цилиндр (рис. 13.7) двухсекционный с последовательным расположением поршней. Поршни 2 могут перемещаться в корпусе 1 под действием штока 21 в пределах фрезеровок, выполненных в нижней части поршня. Болты 3 ограничивают их продольное перемещение и предотвращают проворачивание в корпусе цилиндра. В кольцевую проточку поршня с зазоромА установлено резиновое уплотнительное кольцо 5. Между уплотнительным кольцом и поршнем размещено упорное кольцо 4, которое установлено в цилиндре с небольшим натягом. Величина натяга меньше усилия возвратной пружины 8 поршня. На корпусе главного тормозного цилиндра крепится бачок 10, в пробке которого установлен сигнализатор аварийного уровня жидкости.
Рис. 13.7. Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем автомобиля ВАЗ-2110:
- 1 — корпус главного тормозного цилиндра; 2 — поршень; 3 — стопорный болт;
- 4 — упорное кольцо; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — пружина уплотнительного кольца; 7 — тарелка пружины; 8 — пружина поршня; 9 — пробка; 10 — бачок;
- 11 — пробка бачка с сигнализатором уровня тормозной жидкости; 12 — обратный клапан; 13 — корпус вакуумного усилителя; 14 — диафрагма вакуумного усилителя; 15 — крышка вакуумного усилителя; 16 — уплотнительный чехол;
- 17 — воздушный фильтр; 18 — клапан вакуумного усилителя; 19 — поршень вакуумного усилителя; 20 — корпус клапана; 21 — буфер штока; 22 — шток вакуумного усилителя; 23 — пружина диафрагмы; 24 — толкатель;
- 25 — включатель стоп-сигнала; 26 — педаль тормоза; 27 — упор включателя
При отпущенной педали тормоза поршни под действием возвратных пружин находятся в крайнем заднем положении. Распорные кольца, установленные в цилиндре с натягом, прижимают уплотнительное кольцо к переднему буртику поршня. В результате этого рабочая полость цилиндра оказывается соединенной с питательным бачком через осевое отверстие в поршне, радиальные отверстия, выходящие в кольцевую канавку под уплотнительным кольцом, и зазор в замке упорного кольца. При нажатии на педаль тормоза задний поршень перемещается вперед в пределах зазора А. Уплотнительное кольцо прижимается пружиной к заднему буртику поршня и разобщает рабочую полость цилиндра от бачка. В рабочей полости создается давление жидкости, которое передается к тормозным механизмам левого переднего и правого заднего колес. Под этим же давлением начинает двигаться передний поршень, аналогично создавая давление жидкости в контуре «правого переднего — левого заднего колес». Если в контуре передней секции нарушится герметичность (лопнет тормозной шланг), передний поршень сдвинется вперед до упора в пробку главного тормозного цилиндра и в контуре задней секции будет необходимое для работы тормозных механизмов давление. Если выйдет из строя контур задней секции, то задний поршень переместится до переднего и заставит работать переднюю секцию. В обоих случаях увеличивается ход педали, но будет обеспечено торможение одним из контуров. В этом проявляется работа запасной тормозной системы.
Читайте также: Муфта системы охлаждения газель
Вакуумный усилитель (см. рис. 13.7) состоит из корпуса 13, крышки 15 и зажатой между ними диафрагмы 14 с закрепленным в ней корпусом клапана 20 вакуумного усилителя. Диафрагма делит вакуумный усилитель на две полости: вакуумную — соединенную шлангом через обратный клапан 12 с впускным трубопроводом двигателя и атмосферную — соединенную через фильтр 17 с атмосферой. Корпус клапана вакуумного усилителя пластмассовый. На выходе из крышки он уплотнен гофрированным резиновым чехлом. В корпусе клапана размещены: шток 22, буфер штока 21, поршень клапана 19, клапан 18 с возвратной пружиной, толкатель 24 со своей возвратной пружиной, воздушный фильтр 17.
При отпущенной педали 26 тормоза толкатель с поршнем отведен назад возвратной пружиной, причем поршень прижимается к клапану и разъединяет атмосферную полость от атмосферы. Одновременно через каналС атмосферная полость соединяется с вакуумной. В обеих полостях вакуум и под действием пружины 23 диафрагма отведена к крышке усилителя.
При нажатии на педаль тормоза толкатель перемещает поршень и отводит его от клапана, тем самым давая возможность атмосферному воздуху через фильтр поступить в атмосферную полость через канал В. Клапан тоже двигаясь вперед перекрывает канал С, разъединяя вакуумную и атмосферные полости. За счет разности давлений диафрагма прогибается вперед, увеличивая усилие водителя на шток главного тормозного цилиндра. Если водитель остановит движение педали, то диафрагма прогнется еще немного, поршень прижмется к клапану, закрывая проход атмосферному воздуху, но каналС еще не откроется. Диафрагма остановится в результате равновесия силы возвратной пружины диафрагмы и давления в атмосферной полости. При отпускании педали откроется каналС, и из атмосферной полости часть воздуха отсасывается в вакуумную. Разность давлений уменьшится, соответственно уменьшится усилие на шток главного тормозного цилиндра. В этом сказывается следящее действие вакуумного усилителя.
Регулятор давления регулирует давление жидкости в колесных цилиндрах тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки автомобиля. Чем больше нагрузка на задние колеса автомобиля, тем больше должно быть давление тормозной жидкости в колесных цилиндрах. Но при торможении за счет сил инерции часть веса автомобиля переходит на передние колеса. Задние колеса разгружаются, и регулятор уменьшает давление жидкости в колесных цилиндрах. Этим уменьшается вероятность юза задних колес при торможении.
Регулятор крепится к кронштейну кузова в районе заднего левого колеса. В регуляторе (рис. 13.8) имеется четыре полости: А, В, С и D. Полости А и D соединяются с рабочими полостями главного тормозного цилиндра и принадлежат разным контурам. Полости В и С соединены соответственно с правым и левым колесными цилиндрами задних тормозных механизмов. На выступающий конец поршня регулятора через систему рычагов действует усилие, пропорциональное весовой нагрузке на задние колеса автомобиля. Этому усилию пртиво- действует пружина через втулку, стопорное кольцо и толкатель. Кроме этого, поскольку поршень имеет переменное сечение, на него будет действовать давление тормозной жидкости в полости А. В исходном положении весовая нагрузка поджимает поршень 2 к толкателю 20. Между головкой поршня и уплотнителем 21 появляется зазор К, а между клапаном 18 и седлом 14 — зазор Я. Через эти зазоры камеры А и D соединяются, соответственно, с камерами В и С, и при торможении через эти зазоры жидкость поступает из главного тормозного цилиндра в колесные. С увеличением давления жидкости увеличивается усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса, но этому препятствует усилие от весовой нагрузки. Когда давление жидкости станет больше, поршень начнет выдвигаться из корпуса. Вместе с ним начнет двигаться и толкатель под действием пружин 12 и 17 вместе со втулкой 19 и уплотнительными кольцами 10. Зазоры К и Я уменьшаются. Когда зазор Я выберется полностью, жидкость в полостьС поступать не будет, но давление в ней будет изменяться в зависимости от давления в полости В. Таким образом, в обоих задних тормозных механизмах будет одинаковое давление. При дальнейшем увеличении усилия на педали поршень продолжает выдвигаться из корпуса, и зазор К также выбирается. В задних колесных тормозных цилиндрах давление жидкости будет расти медленнее, чем в полостиА из-за дроссилирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. При увеличении весовой нагрузки на задние колеса на поршень будет действовать большее усилие от системы рычагов, а значит и давление жидкости для перемещения поршня потребуется больше, соответственно и в задних тормозных механизмах будет большее давление.
Рис. 13.8. Регулятор давления тормозной жидкости в задних тормозных механизмах:
- 1 — корпус регулятора; 2 — кронштейн рычага привода регулятора; 3 — рычаг привода регулятора; 4 — ось рычага; 5 — пружина рычага; 6 — кронштейн кузова; 7 — упругий рычаг привода; 8 — скоба серьги; 9 — серьга; 10 — болты крепления регулятора; 11 — пробка; 12 — пружина клапана; 13 — клапан;
- 14 — седло клапана; 15 — толкатель; 16 — втулка толкателя; 17 — втулка корпуса; 18 — уплотнитель головки поршня; 19 — уплотнитель поршня; 20 — поршень;
- 21 — втулка поршня
Таким образом, регулятор повышает эффективность торможения и предотвращает блокировку задних колес.
При отказе контура тормозов «левый передний — правый задний» втулка 19 сместится в сторону пробки 26 до упора тарелки 22 в седло 24. Давление в заднем тормозе будет регулироваться передней частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 и уплотнитель 21.
При отказе контура тормозов «правый передний — левый задний» втулка 29 давлением жидкости и толкатель 20 усилием пружины 22 упираются в поршень, и будет работать задняя секция. Она включает в себя клапан 18 и седло 24.
В этих случаях регулятор работает как ограничитель давления, но его величина достаточна для эффективной работы тормоза.
Стояночная тормозная система с механическим приводом действует на задние тормозные механизмы. Привод состоит из рычага, тяги, уравнителя и троса в оболочке. При перемещении рычага трос действует на рычаг 26 (см. рис. 13.6) привода стояночного тормоза в механизме. Тот, в свою очередь, упираясь в разжимную планку 6, раздвигает колодки и прижимает их к барабану.
Источник: