Содержание
- RS-толкатели
- RS распредвалы и толкатели в эксплуатации
- Мы переехали!
- Рекомендуем посмотреть:
RS-толкателей
RS-толкатели
RS (Radius Side) толкатели отличаются от обычных плоских толкателей тем, что периферийная часть рабочей поверхности сформирована радиусом, выходящим на край толкателя под небольшим углом к плоской части рабочей поверхности.
RS-толкатели – новая разработка, защищенная Российским патентом 2257479. Они являются крайне полезным дополнением, расширяющим возможности широко известных распредвалов DynaCAMS.
Для чего это сделано и что это дает.
Одним из основных ограничений при проектировании кулачков распредвала является диаметр рабочей поверхности толкателя. Как правило, линия контакта кулачка и толкателя не умещается в пределах рабочей поверхности и кулачок в зоне, прилегающей к вершине, по краям линии контакта свешивается с толкателя. Это приводит к характерным задирам в этой зоне кулачка. Такие задиры присутствуют, например, на 100% распредвалов ВАЗ 2108/2110.
По теории механизмов и машин смещение линии контакта от оси толкателя является аналогом скорости. И ограничивая при проектировании кулачка смещение линии контакта, мы тем самым уменьшаем скорость подъема клапана. Это приводит, при заданном подъеме клапана, к увеличению фазы открытия клапана и/или к увеличению положительных ускорений (определяющих нагрузки в механизме), отрицательных ускорений (определяющих разрыв кинематики), к заострению вершины кулачка и увеличению контактных напряжений.
Геометрия RS-толкателя эквивалентна увеличению эффективного диаметра рабочей поверхности толкателя примерно на 10%. RS-толкатель не допускает кромочного касания кулачка и рабочей поверхности толкателя. А возможность увеличить скорость подъема толкателя (клапана) приводит к тому, что при проектировании распредвала можно уменьшить перекрытие клапанов, или увеличить при заданном подъеме и фазе открытия клапана, снизить нагрузки в механизме и уменьшить требования к клапанным пружинам.
Подобным, даже более значительным эффектом обладают RX-толкатели – невращающиеся толкатели с цилиндрической рабочей поверхностью. Это направление активно разрабатывалось в ОКБ "Динамика" в 2002-04 гг. Но их производство оказалось трудоемким, а необходимость доработки головки блока цилиндров ограничивала их использование. Поэтому RX-толкатели, при всех своих положительных качествах, не получили широкого распространения.
Опыт использования RX-толкателей привел в результате к созданию RS-толкателей, которые технологически являются менее трудоемкими, а их установка не отличается от установки обычных серийных плоских толкателей и не требует никакой доработки головки блока цилиндров. RS-толкатели оказались простым и легко реализуемым техническим решением, обеспечивающим положительный эффект, ранее достигаемый только применением RX-толкателей.
RS-толкатели легко получаются из любых плоских толкателей, гидротолкателей или регулировочных шайб. Технология доработки позволяет выполнение данной операции непосредственно при установке распредвала.
Читайте также: Соль мажор три вида
"ОКБ Двигатель" предоставит все необходимое для доработки RS-толкателей всем, кто будет их использовать. Это особенно актуально для двигателей ВАЗ 2108/2110/2111, в которых для выставления зазоров используются регулировочные шайбы.
Что касается гидротолкателей, то RS-гидротолкатели, например, для двигателя ВАЗ 2112, входят в производственную программу "ОКБ Двигатель". Их можно заказать в комплекте с RS-распредвалами. При этом "ОКБ Двигатель" изготавливает RS-гидротолкатели, используя новые гидротолкатели немецкой фирмы INA, ведущей фирмы по выпуску гидротолкателей в Европе.
Эффективность применения RS-толкателей хорошо показывает новая серия распредвалов: . Весьма популярный "52-й" распредвал в RS исполнении приобрел совершенно спокойный холостой ход и выраженную "полку" кривой крутящего момента ВСХ.
RS серия распредвалов для 16-ти клапанника ВАЗ 2112 также открывает новые возможности тюнинга этого двигателя.
Еще одна актуальная возможность использования RS-толкателей – тюнинг двигателей иномарок. Опыт показывает, что мощность многих двигателей иномарок можно повысить на 15. 20% путем увеличения подъема клапанов. Практически это можно сделать только единственным способом – перешлифовать кулачки распредвала. Но при этом желательно сохранить угловые установки распредвала, чтобы распредвал остался взаимозаменяемым с серийным, и не увеличить значительно перекрытие клапанов. Т.е. увеличение подъема кулачка не должно приводить к значительному расширению фазы. Но в таком случае увеличивается скорость подъема клапана. Применение RS-толкателей допускает такую возможность. При этом нужно одновременно с перешлифовкой распредвала также доработать толкатели, превратив их в RS.
Тюнинг с применением RS-толкателей уже выполнялся на двигателях SAAB, BMW X5 и других иномарок.
RS распредвалы и толкатели в эксплуатации
Осенью 2005 года на двигатель ВАЗ 21114 был установлен распредвал 2110–RS52 и в январе 2006 года пробег автомобиля с новым распредвалом составил 6000 км – достаточно для того, чтобы увидеть характер приработки RS-регулировочных шайб и распредвала.
Все, кто видел бывший в употреблении серийный распредвал 2110, могли наблюдать характерные серпообразные следы на кулачке в зоне перед и за вершиной кулачка. Эти следы являются следствием скобления кулачка об острый край регулировочной шайбы (см. фото справа). У тюнинговых распредвалов, имеющих увеличенные подъемы кулачков, это скобление проявляется еще в большей мере.
Совершенно иной характер приработки кулачка распредвала 2110–RS52. На фото видно – в зоне, прилегающей к вершине, ширина пятна контакта сужается примерно до 7 мм и затем на вершине снова увеличивается до ширины кулачка. Кромочное касание и скобление о край регулировочной шайбы исключены! При этом надо помнить, что подъемы кулачков распредвала 2110–RS52 превышают подъемы серийных кулачков 2110 примерно на 1 мм.
А что же RS-регулировочные шайбы? Они имеют зеркальную поверхность! Как будто их все это время терли бархоткой (серийные плоские регулировочные шайбы обычно имеют следы работы в виде концентрических окружностей). На фото поработавших RS-регулировочных шайб ясно видно, что граница рабочей поверхности отстоит от края на величину около 1,5 мм.
Обращает на себя внимание очень ровная и тихая работа двигателя на холостых оборотах.
Читайте также: Какой класс lada vesta
В сентябре 2005 г. нашими партнерами (DMS Авто) был выполнен тюнинг двигателя BMW X5 3,0i (атмосферный, рядный 6-ти цилиндровый, 4 клапана на цилиндр). Нами была выполнена перешлифовка кулачков распредвалов с увеличением подъема с доработкой серийных гидротолкателей в RS. Анализ после пробега 30000 км показывает нормальную, характерную для RS, приработку кулачков (см. фото). А RS-толкатели совершенно не имеют износа! Обычный режим использования автомобиля владельцем – с места педаль акселератора утапливается до пола.
Последнее обновление страницы 12.07.07
© 2005-11 ОКБ Двигатель. Все права защищены. Копирование материалов сайта без согласования с ОКБ Двигатель не допускается.
21213/14 – 1006010 –
серийные
14
44
74
480
680
780
2101
21213/14
Подъемы клапанов, мм
впускного
выпускного
Опережение открытия до НМТ
выпускного клапана, град.
Запаздывание закрытия после НМТ
впускного клапана, град.
Высота перекрытия клапанов, мм
Базовый диаметр, мм
Зазор на выпускном/впускном
кулачке, мм
Занижение седел клапанов
(увеличение длины клапана), мм
- Фазы приведены при установке точки перекрытия клапанов в ВМТ коленвала. Для компенсации износа цепи рекомендуется распредвал устанавливать так, чтобы в ВМТ подъем впускного клапана был примерно на 0,4 мм больше подъема выпускного клапана. При этом может потребоваться регулируемая звездочка.
- При установке распредвала 74 и 780 необходимо занизить седла клапанов или изменить другим способом (например, торцеванием корпуса подшипников распредвала) положение торца клапана относительно оси распредвала, что необходимо для правильной работы рычага привода клапана и уменьшения износа торцов клапанов.
- Для уменьшения силы затяжки пружин, обеспечения увеличенного хода клапанов и уменьшения износа цепи и ГРМ требуется применение доработанных тарелок пружины клапана.
- Распредвалы 21214 для работы с гидрокомпенсаторами отличаются высотой сбега кулачков и маркируются: 4-14, 4-44, 4-480, 4-680. Распредвалы 74 и 780 выпускаются только с механической регулировкой зазора.
- После установки распредвала следует отрегулировать карбюратор. УОЗ рекомендуется устанавливать по возникновению детонации. Для оптимизации инжекторных двигателей требуется калибровка контроллера.
- Параметры серийных распредвалов приведены для справки.
Источник: