Содержание
- Классификация по принципу работы
- Устройство и принцип работы
- Схема подключения
- Характерные неисправности
- Как самостоятельно найти причину неисправности
- Стрелка тахометра дергается
-
-
- Опции темы
- Поиск по теме
-
-
- проблема со стрелкой тахометра
- Рекомендуем посмотреть:
Тахометр в автомобиле используется для индикации количества оборотов коленчатого вала двигателя. Рассмотрим, почему не работает тахометр, как найти и устранить причину поломки. Обязательно остановимся на устройстве и принципе работы, что поможет выяснить, почему перестал работать тахометр, стрелка дергается либо ведет себя неадекватно.
Классификация по принципу работы
- Механические либо электромеханические тахометры с прямым приводом. На стрелочный указатель обороты передаются через гибкий вал, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основывается на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного тахометра крайне схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных авто подобная конструкция тахометра не применяется.
- Электромашинные. Отличительная черта – подключение к генератору. Используется преимущественно на дизельных двигателях, но в целях унификации устройство такого типа может использовать и на бензиновых моторах.
- Электронные. Сигнал может быть взят как с системы зажигания, так и непосредственно с ЭБУ. Устанавливается на бензиновые и дизельные ДВС.
Устройство и принцип работы
Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:
- измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
- блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
- вспомогательные элементы.
Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.
Схема подключения
При поиске причины, из-за которой не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существуют 3 типовые схемы подключения:
- к бесконтактной системе зажигания (провод тахометра подключается к первичной цепи катушки зажигания). Принцип работы основывается на измерении частоты скачков напряжения в первичной цепи системы зажигания. Расчет угла зажигания невозможен без ориентирования на количество оборотов коленчатого вала, поэтому частота искрообразования прямо зависит от скорости вращения коленвала. На 4-цилиндровых ДВС полному обороту коленчатого вала соответствует 2 импульса напряжения в первичной цепи. Соответственно, чем выше скорость вращения коленвала, тем большей будет частота скачков напряжения;
- подключение к контактной системе зажигания. Принцип работы и схема подключения схожи с БСЗ, но устройство измерительного блока будет иметь отличия в зависимости от вольтажа входной цепи;
- подключение к ЭБУ двигателя. Принцип работы все так же основывается на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал к тахометру поступает от блока управления двигателем;
- подключение к генератору (сигнальный контакт тахометра подключается к выводу W генератора). Вращение шкива генератора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора будет всегда пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение количества оборотов коленчатого вала можно рассчитать, постоянно измеряя генерируемую на обмотке величину ЭДС. По своему принципу работы электромашинный тахометр напоминает обычный вольтметр.
Читайте также: Обогрев наружных зеркал заднего вида
Характерные неисправности
Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.
На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:
- целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
- качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
- целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.
На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.
В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.
Как самостоятельно найти причину неисправности
Помимо визуального осмотра, для диагностики своими руками потребуется универсальный измерительный прибор. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда проверить питание, «массу», а также прозвонить сигнальный провод на предмет обрыва.
Проверка питания производится в режиме измерения постоянного тока, диапазон измерений – до 20 В. «Минус» — постоянный, «плюс» появляется только после включения зажигания. Импульсы на сигнальном проводе должны появляться при вращении коленчатого вала. Для поиска обрыва мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления – омметр. Иногда для обнаружения плохого контакта достаточно пошевелить разъем или жгут, в котором проложен сигнальный провод индикатора оборотов.
Читайте также: Тонированные задние фары приора
Стрелка тахометра дергается
Проблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.
Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
собсна вчера на светофоре стою, гляжу – стрелка тахометра на нуле.
думал заглох, газанул – при оборотах стрелка всё в норме, показывает.
а на холостых обороты (по тахометру) на нуле, а движок работает нормально, без сбоев.
едешь – тахометр всё показывает как надо, останавливаешься – на холостых по тахометру опять в ноль валится, а движок работает нормально.
через некоторое время тахометр стал показывать нормально, на холостых обороты нормально показывает.
сегодня опять – поначалу и на холостых и при движении – всё в норме, тахометр показывает.
поездил немного, смотрю, опять при остановке тахометр в ноль валится, а движок работает нормально, в движении тахометр показывает всё нормально.
ещё поездил – опять заработал, показывает и на холостых и в движении.
повангуйте плиз – чё такое, куда копать?
если чё – мицу лансер. ¶
Опции темы
Поиск по теме
проблема со стрелкой тахометра
Приехал я в магазин, заглушил машину, ушел минут на 10, прихожу в машину, поворачиваю ключ ( но не завожу) смотрю на тахометр , а у меня стрелка поднялась в 3000 оборотов и прыгает от 2000- до 3000 (машина не заведенная)
заводишь ничего не меняется, показывает больше на 2000 оборотов. Ключ повернешь выключишь зажигание она опускается.
Что за беда не могу понять??
Датчик оборотов возможно засорился. Если не ошибаюсь он стоит под защитной крышкой ГРМ. Внизу около шестеренки коленвала.
Читайте также: Замена помпы ваз 21124 16 клапанов
Ищи аналогичную приборку и пересаживай тахометр. или ищи ХОРОШЕГО радиоинженера по интегральной электронике чтобы восстановили тахометр.
у меня была такая фигня.стрелка жила своей жизнью, ХХ показывала как 4500 об/мин. и не объективно показывала изменения оборотв при езде.
имею небольшой опыт по работе со схемами, но решил что дешевле будет заменить. купил приборку от ниссана и из нее все кишки сунул в свою приборку. у меня кузов ЕЛ43.
все влезло, после обработки напильником. все впихнул.
была вот такая ниссановская после моего Лёгкого вмешательства
а после впихивания деталей, получилось вот что
датчика оборотов нет на наших машинах. сигнал идет с системы зажигания.
если двигатель заовдится и работает, то значит с ситемой зажигания все нормально, в плане что пробелма корявой работы тахометра явно не в системе зажигания.
Последний раз редактировалось Rus_adon; 15.04.2015 в 13:37 .
Руслан спасибо за подробное описание;)
Кстати сейчас ехал и он заработал, потом опять стал прыгать, в общем зажил своей жизнью.
у меня еще было что стукнешь по торпеде, и начинает работать, потом опять показывает погоду на Юпитере)))
для смеха я даже от ваз 2106 ставил тахометр))))))))))))))) привык к тахометру)))
не удобно, на кочках стрелка прыгает)))))
З.Ы. Ниссановские буквенные обозначения контактов и тойотвские у меня отличались. если чисто бы по буквенным обозначениям контактов подключал, то спалил бы новый тахометр. какие именно контакты отличались, не помню. но сам факт помню.
Так что если буедшь ставить от другой машины (у япошек они все одинаковые почти, главное похожую приборку найди). и обрати внимания на контакты, где Плюс, где минус и где сигнал.
Источник: