На что влияет трамблер

Авто

Содержание

  • Что такое трамблер и для чего он нужен?
  • Как устроен трамблер и как он работает
  • Важные характеристики трамблера
  • Распространенные неисправности трамблера
  • Как проверить трамблер
  • Неисправность трамблёра приводит к сбою в работе системы зажигания.
  • Неисправность контактного трамблёра.
  • Неисправность бесконтактного трамблёра.
    • Рекомендуем посмотреть:

Система зажигания современных автомобилей с бензиновым двигателем представляет собой сложный высокоточный комплекс, состоящий из различных элементов, каждый из которых выполняет строго определенную функцию. Одним их ключевых компонентов этой системы является трамблер. Именно благодаря ему свечи в необходимый момент создают искру, от которой воспламеняется топливно-воздушная смесь. При возникновении неполадок в работе трамблера эффективность работы двигателя снижается, более того — двигатель может вообще не работать.

Что такое трамблер и для чего он нужен?

По своей своему функциональному назначению трамблер является прерывателем-распределителем в электрической системе автомобиля. Он обеспечивает регулировку подачи напряжения от аккумулятора на свечи зажигания и момента образования искры. Специфика многоцилиндровых двигателей в том, что воспламенение сжатого поршнем топлива в каждом цилиндре происходит в разное время. Поэтому очень важно обеспечить точность срабатывания механизма зажигания. Эту функцию и выполняет трамблер.

Если рассматривать работу данного устройства более детально, то можно выделить следующие его задачи:

  • инициация образования искры в результате размыкания электрических контактов;
  • передача образовавшегося в цепи напряжения на подходящую свечу;
  • регулировка момента искрообразования в соответствии с режимом движения автомобиля и характеристиками бензина;
  • накопление резервного запаса энергии на специальной бобине.

Как можно увидеть, этот модуль обладает широким функционалом и имеет большое значение для обеспечения работоспособности двигателя.

Как устроен трамблер и как он работает

В состав этого механизма входит множество компонентов различного назначения. Основными среди них являются следующие:

  • ротор — обеспечивает сцепление с вращающимися шестернями распредвала;
  • прерыватель — модуль с кулачковой муфтой, которая соединяется специальными контактами с центробежной муфтой;
  • катушка зажигания, снабженная двойной обмоткой;
  • вращающийся одновременно с валом бегунок, расположенный на крышке трамблера и передающий напряжение на свечу;
  • крышка, через которую токоведущие провода отходят к свечам;
  • регулятор вакуумного типа, обеспечивающий работу функции опережения зажигания;
  • оснащение бесконтактного типа — используется на наиболее современных моделях трамблеров.

Кроме того, многие устройства снабжаются октан-корректором, который изменяет режим работы трамблера в соответствии с качеством бензина.

Принцип работы трамблера в зависимости от конкретной модели автомобиля может иметь индивидуальные особенности. Однако общая специфика действия этого элемента во всех моделях двигателей практически одинаково.При проворачивании коленвала поршни воздействуют на кулачок трамблера, в результате чего размыкаются его контакты. Это приводит к возникновению высокого напряжения, которое через специальный бегунок передается на ту или иную свечу. Данный процесс во время работы двигателя непрерывно повторяется, изменяются только свечи, на которые подается напряжение.

Четкая взаимосвязь с коленвалом и поршнями обеспечивает высокую точность работы трамблера, что, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всего двигателя автомобиля.

Читайте также: Что такое иридиевые свечи зажигания и когда их стоит использовать.

Читайте также:  Лада гарантия на лакокрасочное покрытие

Важные характеристики трамблера

Точнее понять принцип работы трамблера помогают понятия УЗСК и УОЗ.

УЗСК — угол замкнутого состояния контактов. Он характеризует время замыкания контактов, входящих в конструкцию трамблера. Другими словами, величина УЗСК определяет энергию, которая аккумулируется на катушке зажигания после формирования искры. Кроме того, от данного параметра зависит то, сколько электроэнергии будет подано для образования на свече искры.

При чересчур малом расстоянии между контактами не будет накапливаться достаточное количество энергии, из-за чего мотор будет работать нестабильно. Если не устранить дефект, то время разрыва будет постоянно уменьшаться, а эффективность работы двигателя — падать.

Для настройки УЗСК в отдельных случаях выполняется регулировка трамблера. Это связано с тем, что для каждого двигателя величина угла замкнутого состояния контактов определяется в индивидуальном порядке.

УОЗ — это угол опережения зажигания. От этой величины непосредственно зависит момент возгорания топливной смеси в цилиндрах. Сущность опережения зажигания в том, что для эффективной работы двигателя воспламенение бензина происходит раньше, чем поршень занимает верхнее положение — это необходимо из-за того, что ТВС не сгорает в один момент. В зависимости от режима эксплуатации двигателя, стиля езды УОЗ изменяется — соответственно, напряжение должно подаваться на свечи в различное время. И эту возможность как раз и обеспечивает трамблер — в его конструкции имеется специальный регулятор центробежного типа, который отвечает за оптимизацию промежутка времени, в который происходит сгорание топливно-воздушной смеси.

Распространенные неисправности трамблера

Сложная конструкция, обилие мелких элементов обусловливают большое разнообразие неполадок, которые могут возникнуть в работе трамблера. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них:

  • повреждение крышки — проявляется нестабильностью работы двигателя, его дерганием, провалами оборотов, во влажную погоду — глохнущим мотором. Неполадки могут быть механическими (трещины, сколы, попадание влаги внутрь крышки) либо химическими (окисление скрытых под крышкой контактов);
  • перегорание предохранителя бегунка — в результате становится невозможна передача электричества на катушку зажигания;
  • выход из строя конденсатора, приводящий к подаче на свечи избыточного напряжения;
  • нарушение геометрии вращения вала, его заклинивание либо прогиб, повреждение корпуса трамблера — являются следствием серьезных механических повреждений, требуют полной замены вышедшей из строя детали.
  • вакуумный регулятор зажигания — приходит в негодность при разрыве либо загрязнении диафрагмы.

Отметим, что это лишь наиболее распространенные неисправности — на практике можно столкнуться и с другими проблемами, выявить которые сможет только специалист.

Читайте также: Какие бывают признаки неисправности свечей зажигания.

Как проверить трамблер

Для выявления различных видов неполадок в работе трамблера проводятся те или иные диагностические процедуры — причем многие из них можно выполнить и самостоятельно:

  • при подозрении на неполадки с крышкой ее достаточно осмотреть при хорошем освещении на предмет механических повреждений, стертых контактов, следов конденсата или воды. Чтобы диагностика была максимально точной, рекомендуется снять крышку трамблера и очистить ее внутреннюю и внешнюю поверхности. Особенно внимательно нужно проверить внутреннюю часть: осмотрите контакты на наличие графитовой пыли, а также графитовый стержень. Клеммы не должны быть обуглены, кнопка бегунка должна быть в рабочем состоянии. При обнаружении любого повреждения следует как можно скорее заменить деталь;
  • для проверки вакуумного регулятора его придется разобрать — диафрагма устройства скрыта под защитным кожухом. После разбора осмотрите ее на наличие повреждений и следов грязи;
  • проверка конденсатора выполняется мультиметром в режиме не более 20 микрофорат. При отклонении его показаний от заводских следует заменить конденсатор;
  • неисправности ротора трамблера диагностируются следующим образом: снимите крышку трамблера и поднесите к его бегунку центральный кабель катушки зажигания — появление искры будет свидетельствовать о пробитом роторе.

Читайте также:  Лукойл дот 4 технические характеристики

Для более точной диагностики и последующего ремонта трамблера вашего автомобиля рекомендуется обращаться к квалифицированным мастерам.

Читайте также: Почему троит двигатель и что делать в такой ситуации.

Неисправность трамблёра приводит к сбою в работе системы зажигания.

Характерными признаками, когда есть неисправность трамблёра, являются неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, рывки при движении, на автомобилях оборудованных тахометром (кроме ГАЗ-3110) вибрация его стрелки.

Неисправность контактного трамблёра.

Неисправность трамблёра при контактном зажигании обусловлено изменением зазора в контактах или загрязнение их. На работу контактного трамблёра, в отличие от бесконтактного, очень большое влияние оказывает состояние контактов, которое надо проверять через 10000 км. К неисправностям трамблёра относится износ кулачков вала и упора контактов скользящего по ним, износ втулок в которых вращается вал, разрушение подшипника подвижной контактной пластины, ослабление контактной пружины, заедание контактов на оси, подгорание, эрозия или загрязнение контактов.

Все эти неисправности приводят к изменению зазора или нарушение контакта между контактами. Как следствие потеря мощности двигателя, прекращение работы двигателя на холостом ходу, снижение приёмистости, возможны рывки при резком нажатии на педаль газа.

При большом износе или разрушении подшипника подвижной контактной пластины, критическом износе втулок, обрыве минусового шунта, нарушение контакта рычага контактной пары и самого контакта приводит к возникновению хлопков во впускном коллекторе и глушителе. Так же это возможно при сгорании резистора от радиопомех, находящийся в бегунке распределителя.

Когда двигатель не заводится это может быть связано с отсутствием контакта или зазора в контактной паре, так же пробой бегунка. Отсутствие, загрязнение или выгорание контактов определяется визуально, если отсутствует искровой разряд на высоковольтном проводе идущем от катушки зажигания. При наличии искры на центральном проводе и отсутствии на свечных проводах, свидетельствует о пробое бегунка. Так же к неисправностям относится неисправность центробежного и вакуумного регуляторов. При слабой искре на центральном проводе и большом искрении между контактах скорей всего неисправен конденсатор. Не следует устанавливать дополнительные конденсаторы и конденсаторы большей ёмкости. Ёмкость конденсатора должна быть в пределах 0,15 — 0,35 мкФ.

Неисправность бесконтактного трамблёра.

При работе бесконтактных трамблёров основной неисправностью является неисправность датчика холла или индуктивного датчика. Незначительный износ и люфт во втулках и подшипнике подвижной контактной пластине на работу трамблёра не влияют, пока ротор датчика не будет касаться статора.

Читайте также:  Выбор сцепления ваз 2114

Такие неисправности как пробой бегунка, сгорание его сопротивления. Пробить может так же крышку трамблёра между цилиндрами. Эта неисправность характерна для бесконтактных трамблёров, так как вторичное напряжение в этих системах в два раза выше чем в контактной.

Прерыватель-распределитель зажигания (жарг. трамблёр, от фр. trembler — вибратор, прерыватель) — механизм, определяющий момент формирования низковольтных импульсов в системе зажигания и используется для распределения высоковольтного электрического зажигания по цилиндрам карбюраторных и ранних инжекторных бензиновых двигателей внутреннего сгорания.

Дизельные, компрессионные, калильные, а также двигатели с калильной головкой имеют иной принцип воспламенения топливо-воздушной смеси и прерыватель-распределитель им не нужен. Не имеют прерывателя-распределителя и современные бензиновые двигатели с электронной системой управления, так как момент начала искрообразования в них определяется программно, а оснащение каждой свечи индивидуальной катушкой зажигания делает ненужным распределение высокого напряжения.

В классическом виде устройство включает в себя прерыватель тока низкого напряжения, распределитель тока высокого напряжения, центробежный, вакуумный регуляторы опережения зажигания и октан-корректор.

  • Контакты прерывателя в определённый момент размыкаются, разрывая первичную цепь обмотки катушки зажигания, что вызывает индуцирование тока высокого напряжения в её вторичной обмотке. Параллельно контактам подключен конденсатор для уменьшения искрения.
  • Вакуумный регулятор (встроен в корпус) изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель, которая пропорциональна разрежению за дроссельной заслонкой. Вакуумный регулятор соединён с задроссельным пространством (впускной коллектор) трубкой.
  • Центробежный регулятор (встроен в корпус) изменяет угол опережения зажигания соответственно изменению частоты вращения коленчатого вала.
  • Октан-корректор, установленный на корпусе прерывателя, позволяет вручную корректировать угол опережения зажигания.
  • Высоковольтное напряжение от вторичной обмотки катушки зажигания по высоковольтному проводу поступает к центральному контакту крышки распределителя.
  • Через контактный уголёк (щётка, установленная в крышке распределителя) высокое напряжение поступает на бегунок (ротор с токоразносной пластиной)
  • При прохождении вращающегося бегунка мимо боковых электрических контактов (по числу цилиндров) ток высокого напряжения подаётся по высоковольтным проводам к свечам зажигания соответствующих цилиндров. Токоразносная пластина механически не касается боковых контактов крышки, через зазор проскакивает искра.
  • В более современной бесконтактной системе зажигания механический прерыватель отсутствует. Он заменён устройством формирования задающих импульсов на эффекте Холла для формирования искры блоком управления зажиганием (коммутатором). Также могут применяться оптические или магнитные датчики, например комплект зажигания «Сонар».

    Некоторые инжекторные двигатели с распределителем зажигания не содержат центробежного и (или) вакуумного регулятора коррекции угла опережения зажигания.

    Например, на автомобилях «Ока» установлен датчик Холла и двухискровая катушка зажигания, распределитель отсутствует.

    Источник: kalina-2.ru