Содержание
- Как устроена работа стоп-сигнала
- На что нужно обратить внимание
- Особенности такого тюнинга
- Как выполнить поиск неисправности?
- Неисправность самих фонарей
- Дополнительные советы
- Рекомендуем посмотреть:
В этой теме представлены три несложных и полезных устройства для легкового автомобиля. Устройства подключаются к электрооборудованию автомобиля ВАЗ 2114, но могут быть адаптированы для автомобилей других марок. Известно, что при движении по дороге наиболее заметны мигающие огни по сравнению с просто горящими источниками света. Именно поэтому, поворотные и аварийные световые сигналы для автотранспорта работают в мигающем режиме. При торможении автомобиля включаются задние фонари стоп-сигнала и горят, пока удерживается нажатой педаль тормоза.
В транспортном потоке иногда этого бывает недостаточно, особенно, когда водитель следующей за вами машины не внимателен и не сразу замечает уже включенные фонари стоп-сигнала, поэтому случаются ДТП. В этом смысле гораздо заметнее мигающий световой стоп-сигнал. С другой стороны, например, на регулируемом перекрестке, когда автомобиль остановлен, а педаль тормоза удерживается наж…
В этой теме представлены три несложных и полезных устройства для легкового автомобиля. Устройства подключаются к электрооборудованию автомобиля ВАЗ 2114, но могут быть адаптированы для автомобилей других марок. Известно, что при движении по дороге наиболее заметны мигающие огни по сравнению с просто горящими источниками света. Именно поэтому, поворотные и аварийные световые сигналы для автотранспорта работают в мигающем режиме. При торможении автомобиля включаются задние фонари стоп-сигнала и горят, пока удерживается нажатой педаль тормоза.
В транспортном потоке иногда этого бывает недостаточно, особенно, когда водитель следующей за вами машины не внимателен и не сразу замечает уже включенные фонари стоп-сигнала, поэтому случаются ДТП. В этом смысле гораздо заметнее мигающий световой стоп-сигнал. С другой стороны, например, на регулируемом перекрестке, когда автомобиль остановлен, а педаль тормоза удерживается нажатой, мигающий стоп-сигнал может раздражать водителя стоящей сзади машины.
Поэтому, оптимальная работа светового стоп-сигнала будет такой при нажатии и удержании педали тормоза включается стоп-сигнал и некоторое время мигает, затем мигающий режим переходит в постоянное свечение. Для штатных задних фонарей стоп-сигнала мигающий режим устанавливать не будем, а вот для дополнительного фонаря он не помешает. В автомобиле ВАЗ 2114 таким дополнительным стоп-сигналом служит красный фонарь, встроенный в спойлер. Фонарь представляет собой восемь светодиодов. При снятии электрических характеристик, фонарь был подключен к источнику напряжения Uпит=12,4V, при этом потребляемый ток составил порядка Iпотр=70mA. Принципиальная схема устройства показана на РИС.
1:
Назначение элементов указано на схеме, поэтому, остановлюсь только на некоторых нюансах. Автомобиль эксплуатируется в широком диапазоне температур. Чтобы исключить влияние температурного фактора на стабильность временных характеристик (число вспышек, длительность режима мигания), используются электролитические конденсаторы. Формирование временных интервалов происходит аналоговым способом (заряд/разряд конденсаторов), которое сильно зависит от напряжения питания. Бортовое напряжение автомобиля изменяется в довольно широком диапазоне. Чтобы минимизировать эту зависимость, в схему добавлен параметрический стабилизатор напряжения.
При подаче питания через VD1 стабилизатор R2-VD2 формирует напряжение питания Uстаб=6,0V для DD1 (выводы 14 и 7). От этого же напряжения начинает заряжаться С1 через R3, следовательно, на входе 1DD1. 1 установится разрешающий высокий уровень напряжения. Конденсатор С2 разряжен, следовательно, на выходе 3DD1. 1 высокий уровень напряжения, поэтому VT1 откроется и включит фонарь.
Имея малую емкость, С2 быстро зарядится через R4 до порогового напряжения 2DD1. 1. Выход 3DD1. 1 переключится в низкий уровень напряжения, значит, транзистор VT1 закроется и фонарь погаснет. Теперь С2 будет разряжаться через R4 и выход 3DD1. 1.
Таким образом, возникает устойчивая генерация, которая будет продолжаться до тех пор, пока напряжение на R3 не уменьшится до порога переключения входа 1DD1. 1. После заряда С1 на выходе 3DD1. 1 установится высокий уровень напряжения и VT1 откроется фонарь перестанет мигать и включится постоянным светом. После отпускания педали тормоза С1 быстро разрядится по цепи R2-R1-VD3, и устройство вернется в исходное состояние. Корпус устройства, завернутый в резиновую перчатку, поместили под пластмассовую обивку двери багажного отделения.
Обивка закрывает винтовые крепления спойлера и замок двери. Тут же имеется доступ к проводам фонаря стоп-сигнала. Разъемы, установленные на красном и черном проводах, отходящих от фонаря, разъединяются.
Устройство подключается между ответными частями этих разъемов. Следующая примочка привлечет внимание окружающих к автомобилю, который начинает движение задним ходом, т. Е. Речь пойдет о звуковом сигнализаторе. Такое устройство особенно актуально для начинающих водителей, нередко забывающих посмотреть по сторонам и в зеркала заднего вида.
Управляя транспортным средством, которое движется задним ходом, надо быть особенно внимательным, в частности на дворовых территориях, где много играющих детей. В настоящее время, каких только звуковых сигнализаторов не продают. Ради интереса был приобретен недорогой сигнализатор REVERSE HORN. Этот сигнализатор голосом на русском языке должен выдавать фразу Внимание! Задний ход! :
С обратной стороны упаковки была инструкция по установке и схема подключения. Понятное дело, что подключать сигнализатор нужно к фонарям движения задним ходом. Внешний вид этого устройства показан на фото:
Разберем мулюлюкалку и посмотрим, что внутри:
Плата УМЗЧ закреплена винтом-саморезом, а плата голосового ЧИПа зафиксирована термоклеем:
При подключении к источнику питания Uпит=12V, это чудо ожило.
Признаться, по началу, вообще не понял, что проговаривается. Потом с трудом различил словосочетание Задний ход. Слово Внимание до сих пор слышится как У моей или ругательное Е-ма. Ролик показывает работу этого чуда:
По печатной плате была нарисована принципиальная схема, показанная на РИС.
2:
Схема УМЗЧ представляет собой простейший двухтактный усилитель, который могут собрать школьники в кружке очумелые ручки. Делитель R6-R5 понижает входной сигнал до требуемого уровня. Речевой модуль запитан от параметрического стабилизатора R2-D2 с Uстаб=3,0V. Диод D1 защищает схему от неправильного подключения.
Порядковых номеров электролитических конденсаторов на плате не было. Между базами Q1 и Q2 отсутствует диодная цепочка, устраняющая искажения вида ступенька, а может она тут и не нужна, т. К. От источника звука поступает ШИМ-сигнал. Параллельно стабилитрону D2 подключался конденсатор 100mF (в ролике видно) для проверки улучшения звучания, но звук не улучшился, зато громкость стала намного тише.
Напряжения замерены без входного сигнала. Потребляемый ток достигает Iраб=0,5А при выдаче сообщения. Итого, резюме: жирный минус некачественный звук, сопровождаемый высокочастотными искажениями. Тонкий плюс приличная громкость УМЗЧ, а главное – удобный герметичный (и вместительный) корпус с крепежной пластиной. Вывод выкидываем источник звука (плату речевого модуля) и устанавливаем свой.
Какие есть готовые решения для формирования сигнала? Много чего, например, микросхемы, работающие в тонально-вызывных устройствах (ТВУ) телефонов. Минимум деталей в обвязке, интересное звучание с широкими регулировками и т. П. Используем ИС ТВУ типа LS1240.
Вот ее структурная схема:
Для формирования двухтонального сигнала понадобятся только резистор и конденсатор. Подключать питание будем к выводам 7 и 2. Входы напряжения переменного тока (выводы 1 и 8), а также инверсный выход напряжения звуковой частоты (выв.
Читайте также: Замена сцепления на соболе
6) не используем. Выход напряжения звуковой частоты (выв. 5) к входу УМЗЧ подключим через переменный (подстроечный) резистор, чтобы была возможность плавной регулировки уровня громкости. Схема звукового генератора показана на РИС.
3:
Схема комментариев не требует. Вторая схема сигнализатора формирует настоящую телефонную трель с паузами. В качестве прерывателя сигналов используется автомобильное реле типа РАЛД. 07.
3747. Перед установкой реле в схему его надо немного доработать. Для этого вскрываем корпус и видим:
Кружочком обозначено место печатного проводника, в котором этот проводник нужно аккуратно перерезать. Для чего это нужно? Посмотрим на структурную схему реле:
Вывод 7 микросхемы контролирует ток, протекающий через лампы поворотов. Если одна из ламп перегорит, то контрольные лампочки на приборной панели автомобиля начнут мигать с большей частотой. Ток потребления микросхемой LS1240 (Iраб=2,0mA) значительно меньше тока, потребляемого лампами, поэтому паузы в трели получатся очень короткие.
С отключенным входом компаратора (выв. 7) от шунта R3, микросхема перестает контролировать ток, и ее генератор работает с необходимой частотой. Кстати, эту частоту можно регулировать элементами C1 и R1.
Схема второго варианта звукового генератора показана на РИС. 4:
Испытания схем на РИС. 3 и РИС. 4 показаны на фото:
На фото видно разобранное и доработанное реле РАЛД. 07. 3747 и плата ТВУ с микросхемой LS1240, выход которой подключен к входу УМЗЧ.
Если хочется как-то выделить автомобиль, придать ему свою изюминку, то сигнализатор можно сделать мелодичным. Нашлась старенькая музыкальная поздравительная открытка. Открываешь обложку открытки, и звучит мелодия. Под бумажкой спрятан мелодичный генератор, работающий на пьезоизлучатель:
Питается генератор от одной часовой батарейки с номинальным напряжением Uбат=1,5V. Если открытку долго не закрывать, то мелодия будет повторяться. Схема мелодичного сигнализатора движения автомобиля задним ходом показана на РИС.
5:
Доработка сводится к замене стабилитрона D2 двумя диодами в последовательном включении. На схеме они обозначены VD1 и VD2. Падение напряжения на этих диодах используется для питания мелодичного генератора.
Фрагмент сборки показан на фото:
Ролик показывает работу устройства при проверке от источника питания с Uвых=12,4V:
Третья примочка избавит владельца ВАЗ 2114 от необходимости нажимать кнопку включения фар ближнего света в дневное время суток каждый раз перед началом движения, как того требуют правила дорожного движения. Устройство автоматически включит фары ближнего света при запуске двигателя, причем момент включения произойдет с задержкой Т=1315 секунд. Задержка по времени облегчает запуск двигателя, что особенно актуально для зимнего периода.
Отключение ламп происходит одновременно с выключением двигателя (при извлечении ключа из замка зажигания). Установка устройства в автомобиль не требует вмешательства в силовую часть электрооборудования, т. Е. В цепи питания ламп ближнего света ничего менять не придется. Эту схему также можно использовать при установке на автомобиль дневных ходовых огней (ДХО), следует только изменить цепь включения контактов исполнительного реле.
Элементы устройства размещены в корпусе автомобильного реле. Принципиальная схема устройства показана на РИС. 6, а подключение к электрооборудованию автомобиля на РИС.
7:
Сигналом для включения фар служит напряжение, снимаемое с датчика давления масла (см. РИС. 7).
Внутри датчика расположены подпружиненные нормально замкнутые контакты. После пуска двигателя из-за возрастающего давления масла пружина сжимается и через одну-две секунды контакты размыкаются. В цепь контактов датчика включена контрольная лампа недостаточного давления масла.
После запуска двигателя и нормальном давлении масла лампа гаснет. В этом случае напряжение бортовой сети +12V через лампу поступит на контакт 87 (см. РИС. 6). Через резистор R1 начнется зарядка конденсатора С1. Через время Т=1315сек напряжение на С1 достигнет уровня Uпорог=1,21,5V и транзистор VT1 откроется.
Реле К1 сработает. Контакты реле К1 подключены параллельно контактам кнопки управления ближним светом (см. РИС. 7), в результате фары ближнего света начинают работать.
При выключении двигателя давление масла падает, и контакты датчика замыкаются. Через диод VD1 и замкнутые контакты датчика конденсатор С1 разрядится. Схема быстро вернется в исходное состояние.
Без диода VD1 повторный запуск (если возникнет необходимость) двигателя происходил бы одновременно с включением ламп, т. К. С1 некоторое время сохраняет заряд и нужно было бы выдерживать паузу между запусками двигателя. Стабилитрон VD3 защищает затвор транзистора VT1, ограничивая напряжение на уровне не более Uстаб=6,2V, диод VD2 защищает переход сток-исток транзистора VT1 от обратных выбросов напряжения при отпускании реле К1.
Питание на схему подается также с блок-кнопки плюс на контакт 86, минус на контакт 85. Конструкция размещена в корпусе переключающего реле типа 231. 3787, внутренняя схема и цоколевка которого показаны на РИС.
6. Из реле извлекается обмотка вместе с переключающим пакетом. Сделать это не сложно. Снаружи основания реле (со стороны выводов) имеются загнутые фиксаторы обмотки, которые выпрямляются подходящим инструментом так, чтобы их можно было просунуть обратно через отверстия, в которые они вставлены.
Отпаяв или перекусив проводники соединяющие начинку реле с выводами, отделяют обмотку от основания реле. Далее производят напайку элементов схемы на выводы реле. Начать лучше с установки реле К1. На фото показаны этапы сборки:
1. Установка реле К1: 2. Установка транзистора VT1 КП501А:
3.
Установка резистора R1 1M: 4. Установка стабилитрона VD3 КС162А:
5. Установка конденсатора С1 47mFх10V
Диод VD1 припаивают параллельно резистору R1, а диод VD2 устанавливают под реле К1 и припаивают к выводам обмотки. Для проверки используют источник питания с Uвых=1214V и рабочим током не менее Iраб=0,2А. К контактам 88 и 30 подключают мультиметр в режиме прозвонки цепей. Вместо датчика давления масла любой слаботочный выключатель или нормально замкнутая кнопка, вместо контрольной лампы приборной панели обычная 12-ти вольтовая лампочка накаливания.
После сборки проверочной схемы и подключения источника питания приступают к тестированию схемы на предмет определения времени срабатывания реле К1 от момента размыкания выключателя. Нужное время устанавливают подбором емкости конденсатора С1. При положительном результате проверки устройство подключают к электрооборудованию автомобиля.
На РИС. 7 показано как это сделать. На фото ниже показана последовательность действий, чтобы добраться до разъема блок-кнопки. Фотографии взяты из интернета:
Если вместо заглушки установлен бортовой компьютер, то он вытаскивается из своего посадочного места. Устройство располагают в нише у задней стенки так, чтобы была возможность обратной установки бортового компьютера. Места в нише более чем достаточно, но все равно, рассчитывают длину соединительных проводов для удобства выполнения работы.
В ролике показано, что в итоге должно получиться:
В заключение темы еще одна полезная рекомендация, о которой рассказано на некоторых автомобильных сайтах (эта тема тоже про автомобиль). Сейчас многие автовладельцы устанавливают на свои авто светодиодные лампы взамен ламп накаливания. По другому, их еще называют кластерами.
Википедия дает такое определение светодиодному кластеру: устройство или часть устройства определенного размера с несколькими работающими совместно светодиодами и представляющее собой единый управляемый светодиодный излучатель. Вот такие кластеры были куплены для замены ламп накаливания в передних габаритных огнях:
Дают очень яркий бело-голубой свет, похожий на свет ксеноновой дуговой лампы. Приведу технические характеристики этих ламп, производимых PHILIPS под торговой маркой X-tremeVision LED:
Тип цоколя: W2.
Читайте также: При отпускании педали сцепления появляется шум
1х9. 5D;
В 5 раз больше света по сравнению с обычной лампой накаливания типа W5W (А12-5). Весьма полезная штука, но при установке в блок-фары автомобиля появляется небольшая проблемка при включении ламп габаритных огней каждый раз срабатывает звуковой сигнализатор, а световой индикатор блока контрольных ламп мигает 5-7 секунд, после чего постоянно светится, т. Е.
Каждый раз отрабатывает функция контроля исправности ламп, когда цепи фар ставятся под напряжение. Как-то напрягает. За эту функцию в автомобиле ВАЗ 2114 отвечает реле контроля исправности ламп – РКИЛ 4412. 3747.
В реле установлена ИС типа ASXP194P производства Рижского завода полупроводниковых приборов. Структура микросхемы показана на рисунке:
Микросхема содержит пять компараторов с токовыми входами, которые имеют заданные пороги срабатывания. Ниже показана типовая схема включения ИС ASXP194P в составе РКИЛ:
R4 R8, включаемых параллельно входам компараторов
(шунт R4-правый борт, шунт R6-левый борт)
сопротивление шунтов по 0,05 Ом
для задних габаритных огней две лампы А12-5 мощностью 5 Вт (шунты R5-правый борт, шунт R7-левый борт) сопротивление шунтов по 0,05 Ом;
для стоп-сигнала две лампы А12-21-3 мощностью 21 Вт сопротивление шунта R8=0,02 Ом.
В тексте цветом выделен ответ на вопрос, почему отрабатывает функция контроля ламп. Потребляемая мощность светодиодных ламп (смотри технические характеристики) в четыре раза меньше мощности потребления штатными лампами габаритных огней, поэтому РКИЛ, измеряя в цепи ламп пониженный ток, расценивает это как перегоревшую лампу и выдает аварийный сигнал. Проблемка решается банальным увеличением сопротивления шунтов в четыре раза. Таким образом, шунты сопротивлением R=0,05 Ом меняются на шунты с сопротивлением не менее Rш=0,05х4=0,2 Ома.
Подбирать сопротивление шунтов, считая витки проволоки дело не благодарное. Заменим их обычными резисторами. В наличии имелись только резисторы R=1 Ом, P=0,5Вт. Рассчитаем, какая мощность будет выделяться на резисторах Rш=1 Ом. Расчет произведем при максимально возможном напряжении бортовой сети Uпит=14,5В:
Рабочий ток (Iраб) светодиодной лампы при Uпит=14,5В:
Iраб = Pпотребл / Uпит = 1Вт / 14,5В = 0,069А;
Напряжение (Uш), выделяемое на резисторе шунта:
Uш = Iраб х Rш = 0,069А х 1 Ом = 0,069В;
Тогда, мощность (Pш), выделяемая на резисторе шунта:
Pш = Iраб х Uш = 0,069А х 0,069В = 0,00476Вт. Округлим результат: 0,005Вт.
Получается, что резистор с рассеиваемой мощностью 0,5Вт (например, МЛТ-0,5) дает 100-кратный запас по мощности. Далее на фото, взятых из интернета, практически показан процесс решения проблемы. Реле РКИЛ 4412. 3747 установлено в монтажном блоке (блок реле и предохранителей).
На автомобиле Самара-2 одно из мест расположения сигнала стоп — спойлер ВАЗ-2114. Такой сигнал получил актуальность еще несколько лет назад, такие автомобили давали возможность водителям почувствовать себя владельцем новой обновленной «ласточки». Самое интересное, что спойлер действительно украшает дизайн классического автомобиля, придает ему новизну и уникальность. Стоп-сигнал на спойлере более заметен.
Установить спойлер самостоятельно может практически каждый водитель, если он разбирается в своей машине. Следуя четким инструкциям, можно настроить на нужный лад не только спойлер, но и любую другую часть машины ВАЗ-2114.
Как устроена работа стоп-сигнала
Для того чтобы настроить стоп-сигнал, который горит в нужное время, на бампере, необходимо в первую очередь понять, как устроена система подачи информации от педали тормоза ВАЗ-2114. Без необходимых знаний даже не нужно начинать делать все вручную, потому что, вероятнее всего, у водителя ничего не получится.
После того как водитель нажимает на педаль тормоза, загорается фонарь стоп-сигнала. От него подается напряжение по всем необходимым проводкам на устройство деления того самого тока, откуда он подается на аналоговый вход. После этого активируется 14 цифровых пинов благодаря специально настроенным импульсам.
Они соединены с соответствующими ключами, для того чтобы мощность свечения увеличивалась, в случае если светодиодные лампочки имеют 1 Ватт, после чего уменьшается нагрузка на микроконтроллере. На выходе видно, что светодиоды стоп-сигнала спойлера ВАЗ-2114 подключены к транзисторной цепи, после всех операций они становятся активными.
Мощность светодиодов не имеет большого значения. Важно помнить, что, для того чтобы стоп-сигнал корректно отображался в спойлере и его было видно водителю, который едет сзади, необязательно ставить лампочки высокой мощности, 1 Вт будет вполне достаточно.
На что нужно обратить внимание
Стоп-сигнал в бампере должен выполнять свою функцию так же корректно, как и обычный стоп-сигнал ВАЗ-2114. Такого рода тюнинг может привлекать внимание своей необычной анимацией. Водители и другие участники дорожного движения могут обратить большее внимание именно на эту анимацию, нежели на действие самого водителя в плане реального торможения на трассе. Поэтому не все сразу успевают оценить ситуацию и могут перепутать поворот с торможением. В таком случае может произойти дорожно-транспортное происшествие.
При нажатии на педаль торможения все лампочки стоп-сигнал одновременно должны светиться, для того чтобы как можно сильнее привлечь внимание водителя, находящегося сзади, а уже потом можно включать необходимую анимацию для визуального отображения. В основном у водителей стоп-сигнал выполняет совсем другую функцию.
Если водитель совершает поворот, ему необходимо в первую очередь притормозить, перед тем как повернуть в нужную ему сторону, после чего загорается стоп-сигнал. Для безопасности рекомендуется хотя бы на 2 секунды включать сразу 2 анимации, чтобы другим водителям было понятно, что машина сначала притормозит, а уже потом повернет. Многие поступают иначе: сначала включают поворотник, потом торможение, поэтому не всегда видно, что водитель будет тормозить или поворачивать, потому что мигающий поворотник плохо заметен на светодиодах, хотя он и горит.
Бегущие огни поворота могут выглядеть эффектнее, если под конец своего действия анимация будет ускоряться. Это придает большую элегантность спойлеру, но и при этом добавляет внимательности другим участникам движения. С такими поворотниками видно, что водитель уже сейчас повернет в нужном направлении и торможение он уже закончил.
Как правило, все эти тонкости украшают автомобиль на дороге, но многие водители считают, что эти «штучки» являются угрозой для движения и могут привести к дорожно-транспортному происшествию.
Особенности такого тюнинга
Стоп-сигнал в спойлере имеет ряд преимуществ:
Читайте также: Как разобрать моторчик печки на приоре
Хоть спойлер и является украшением автомобиля, но почему его ставят именно на ВАЗ, сложно сказать. Скорее всего, это связано с тем, что автомобиль классической марки смотрится модернизированным и стильным по сравнению со стандартной версией.
Тем водителям, которые хотят самостоятельно разобраться в том, как все это провернуть, нужно в первую очередь понять суть работы микросхем, потому что они являются одними из основных частей, предназначенных для подачи информации, без чего операция будет просто невозможна. Также водителю не помешает почитать в специальной литературе про антикрыло.
Для того чтобы организовать самостоятельную установку спойлера, нужно в магазине радиодеталей приобрести печатную плату, монтажные сверла, хлорное железо и необходимое количество светодиодных ламп (обычно не превышает 16). Печатная плата изготавливается только согласно схеме.
В завершение можно сказать, что процесс установки стоп-сигнала на спойлере ВАЗ-2114 несложен. Главное — получить желаемый результат и уметь правильно им пользоваться. Далеко не все водители корректно используют стоп-сигнал в своей машине.
Важно отметить, что спойлер требует особого внимания и стоп-сигнал на нем не так прост в управлении, как кажется. Необходимо запомнить принцип работы светодиодов на стоп-сигнале и управлять свечением лампочек, потому что спойлер горит именно так, как захочет водитель. Соответственно, от самого водителя зависит, будет ли дорожно-транспортное происшествие или нет. Удачной вам дороги!
Согласно действующим ПДД, движение на автомашине, у которой не работают стоп-сигналы — запрещено, и это следует четко запомнить. Правда, учитывать это правило на практике можно только в случае выезда из гаража. Но что делать, если стопы на ваз 2114 вышли из строя уже во время поездки? Не вызывать же из-за подобной неприятности эвакуатор? На самом деле, решить такую проблему можно даже в пути.
Для это следует лишь иметь минимальный набор инструментов:
- мультиметр (подойдет даже самый простой);
- набор отверток;
- наждачная бумага (для очистки окисленных поверхностей);
- набор гаечных ключей.
Кроме этого, хорошо иметь под рукой и схему блока предохранителей.
Как выполнить поиск неисправности?
Наиболее частыми причинами того, что стоп сигнал на ваз 2114 не работает, являются следующие факторы:
Самой частой и одновременно — самой легко устранимой из указанных выше причин является перегорание предохранителя. Чтобы выявить подобную неисправность — нужно исследовать блок предохранителей. За стоп-сигналы отвечает 10 амперный предохранитель F3, защищающий, кроме того, замок зажигания, компьютер и подсветку салона.
Неполадки в работе последних также могут указывать на неисправность предохранителя стопов (и в этом случае поиск неисправностей следует начать именно с блока). Если оказалось, что предохранитель перегорел, то следует заменить его на новый, аналогичный.
Новый предохранитель, устанавливаемый вместо вышедшего из строя, должен быть рассчитан точно на такую же максимальную силу тока. Если она будет меньше, то предохранители будут перегорать чаще, а если больше — перегореть может уже само защищаемое устройство.
Проблема может быть и в самом блоке предохранителей — порой перегорают дорожки на его печатных платах или окисляются контактные ножки. Для того, чтобы проверить его исправность, достаточно измерить напряжение на контактах вновь установленного предохранителя.
Еще одной частой причиной, по которой не горят стопы ваз 2114, является неисправность концевого выключателя, осуществляющего включение сигналов. Располагается он на кронштейне педали тормоза и всегда находится в рабочем состоянии, в не зависимости от того, включен ли двигатель автомашины или нет.
Срабатывает он автоматически при нажатии на педаль. Для того, чтобы проверить его исправность — достаточно посмотреть, подходит ли питание к его контактам (на одном из контактов наличие питания должно быть постоянным). Кроме этого, если нажать педаль и включить таким образом концевик, то на его разъемах можно будет измерить напряжение.
В случае, если на контактах выключателя ток отсутствует, то следует проверить провод, идущий к концевику от блока предохранителей. Если прозвонка показала, что провод неисправен (есть разрыв), то его следует заменить на новый и повторить проверку.
В противном случае (если с проводом все в порядке) следует отсоединить его (а также другой провод, подходящий ко второму разъему) от выключателя и соединить напрямую. Если после такой операции стоп-сигнал заработал, значит вышел из строя сам концевик, и его следует заменить.
Приобретать новый концевой выключатель стоп-сигналов следует точной такой же модели, как и вышедший из строя. Установка выключателя другого типа может привести к некорректной работе сигнала.
Неисправность самих фонарей
Если в ходе проверки от блока предохранителей и до концевика проблем не обнаружено, то следует двигаться дальше. Теперь следует прозвонить тестером проводку от второго разъема концевого выключателя до разъемов стопов. Если она исправна, то нужно проверить плату. Печатная плата, на которой монтируются задние фонари, не идеальна, и является одной из самых больших проблем всех ВАЗовских автомашин.
Ее дорожки часто перегорают или отслаиваются, в результате чего фонари перестают работать. Решить эту проблему можно двумя путями — или перепаять дорожки (что можно сделать обычным паяльником, правда, не в дорожных условиях) или заменить плату на новую (большинство автомобилистов выбирает именно второй вариант).
Еще одной причиной того, почему не работают стоп сигналы ваз 2114, может быть окисление патронов ламп. Для того, чтобы устранить эту проблему, достаточно зачистить все контакты от появившихся на них окислов.
Лучше всего это выполнять одним из следующих способов:
- наждачной бумагой небольшой зернистости;
- раствором WD-40;
- керосином;
- очищенным бензином («калоша»).
Использовать же для очистки контактов автомобильный бензин или другие растворители — категорически не следует.
Последним вариантом неисправности стопов остаются сами лампочки. Давать здесь какие-либо развернутые советы не имеет смысла — нужно просто заменить перегоревшие лампочки на новые.
Следуя всем перечисленным выше советам, автолюбитель получает возможность проверить полностью всю электрическую цепь стоп-сигналов, начиная от блока предохранителей и заканчивая лампочками в фонарях. Благодаря этому гарантия того, что неисправность будет точно обнаружена и устранена, составляет 100%.
Дополнительные советы
Перед каждым выездом, особенно на дальние расстояния, следует проверять работоспособность всей светосигнальной аппаратуры, в том числе и стоп-сигналов. Для того, чтобы снизить вероятность поломки в пути, нужно периодически проверять состояние патронов и цоколей ламп задних фонарей, и периодически очищать их от окислов и грязи.
На случай же, если поломка все-таки произойдет, следует всегда иметь в машине дополнительный комплект лампочек и 10 амперных предохранителей, а также мультиметр для их проверки.
Источник: