Содержание
- Устройство свечи зажигания
- Основные параметры свечей
- Маркировка свечей зажигания
- Тенденции развития
- Гарантийный срок эксплуатации
- Снятие и установка
- Выявление и устранение причин отказа
- Проверка работоспособности свечей
- Отличительные признаки сечей производимых в России
- Рекомендуем посмотреть:
© ЗАО "Полезные страницы"; ОАО "За рулем"; 2001 выпуск № 8.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Б. А. Басса, зав. отделом свечей зажигания НИИАЭ.
Прислал в электронном виде Станислав Бирюлин
Искровые свечи зажигания не претерпели принципиальных изменений с момента их применения в начале XX века. Развитие этого элемента бензинового двигателя идет по пути усовершенствования элементов конструкции, материалов и технологии производства.
Детали свечи, находящиеся в камере сгорания, подвергаются высоким термическим, механическим, элек-трическим нагрузкам, а также химическому воздействию продуктов неполного сгорания топлива. Температура в ней изменяется от 70 до 2500°С, давление газов достигает 50 – 60 бар, а напряжение на электродах доходит до 20 кВ и выше. Такие жесткие условия работы определяют особенности конструкции свечей и применяемых мате-риалов, так как от бесперебойности искрообразования зависят мощность, топливная экономичность, пусковые свойства двигателей, а также токсичность отработавших газов.
Устройство свечи зажигания
Основными элементами любой свечи зажигания являются металлический корпус, керамический изолятор, электроды и контактный стержень. Корпус имеет резьбу, которая ввинчивается в головку блока цилиндров, шестигранник "под ключ" и специальное покрытие для защиты от коррозии. Опорная поверхность (ею свеча "упирается" в головку) может быть плоской или конической. В первом случае для надежной герметизации свечного отверстия используется уплотнительное кольцо. Коническая поверхность сама хорошо герметизирует соединение свечи с головкой блока. Материалом изолятора служит высокопрочная техническая керамика. Для предотвращения утечки электричества на его поверхности (в "верхней" части изолятора) делают кольцевые канавки (барьеры тока) и наносят специальную глазурь, а часть изолятора со стороны камеры сгорания выполняют в форме конуса (назы-ваемого тепловым). Внутри керамической части свечи закреплены центральный электрод и контактный стержень, между которыми может быть расположен резистор, подавляющий радиопомехи. Герметизация соединения этих деталей осуществляется токопроводящей стекломассой (стеклогерметиком). Боковой электрод ("массы") приварен к кор-пусу. Электроды изготавливают из жаростойкого металла или сплава. Для улучшения отвода тепла от теплового конуса центральный электрод могут делать из двух металлов (биметаллический электрод) – центральную часть из меди заключают в жаростойкую оболочку. Биметаллический боковой электрод обладает повышенным ресурсом благодаря тому, что хорошая теплопроводность меди препятствует чрезмерному его нагреву.
Рис. 1. Устройство свечи зажигания с плоской опорной поверхностью: 1 – контактная (штекерная) гайка; 2 – изолятор; 3 – ореб-рение изо-лятора (барьеры тока); 4 – контактный стержень; 5 – корпус свечи; 6 – токопроводящий стеклогерметик; 7 – уплотни-тельное кольцо; 8 – центральный электрод с медным сердечником (биметаллический); 9 – теплоотводящая шайба; 10 – тепло-вой конус изолятора; 11 – боковой электрод ("массы"); h – искровой зазор.
Основные параметры свечей
Для обеспечения всего спектра бензиновых двигателей свечами зажигания последние производят с раз-личными параметрами, которые отражаются в условном обозначении свечи (приводятся ниже).
Габаритно-присоединительные размеры – это диаметр и шаг резьбы, длина резьбовой части и размер шестигранника "под ключ". Все они строго определенны для каждого двигателя.
Калильное число является показателем тепловых свойств свечи (ее способности нагреваться при различ-ных тепловых нагрузках двигателя). Оно пропорционально среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке в ее цилиндре начинает появляться калильное зажигание (не-управляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи). Свечи с небольшим ка-лильным числом называют горя-чими. Их тепловой конус нагревается до темпе-ратуры 900°С (температура начала калильного зажигания) при относительно небольшой тепло-вой нагрузке. Такие свечи применяются на ма-лофорсированных двигателях с небольшими степенями сжатия. У холодных свечей калиль-ное зажигание возни-кает при больших тепло-вых нагрузках, и они используются на высокофорсированных двигателях.
Пока тепловой конус не нагреется до 400°С, на нем образуется нагар, приводящий к утеч-кам тока и нару-шению искрообразования. По достижении этой температуры он (нагар) начинает сгорать, происходит очищение свечи (самоочищение).
Чем длиннее тепловой конус, тем больше его площадь, поэтому он нагревается до темпера-туры самоочи-щения при меньшей тепловой на-грузке. К тому же выступание этой части изолятора из корпуса усиливает ее обдув газами, что дополнительно ускоряет прогрев и улучшает очищение от нагара. Увеличение длины тепло-вого конуса приводит к уменьшению калильного числа (свеча становится "го-рячее"). Чтобы оставить его неизменным в конструкции применяют би-металлические центральные электроды, луч-ше отводящие тепло. Такие свечи (их называют термоэластичными) быстрее прогреваются до температуры самоочищения (как горячие), но вызывают калильное зажигание при высоких тепловых нагрузках (как холодные).
Отечественная промышленность выпускает свечи зажигания с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. За рубежом не существует единой шкалы калильных чисел.
Величина искрового зазора указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля (но может быть ука-зана также на упаковке или в маркировке свечи) и находится в пределах от 0,5 до 2 мм.
В зависимости от конструкции электродов зазор бывает регулируемым (за счет подгибания бокового элек-трода) и нерегулируемым (в свечах с несколькими "объединенными" боковыми электродами или не имеющих боковых электродов).
Маркировка свечей зажигания
На свече зажигания российского производства должны быть указаны:
– дата изготовления (месяц или квартал и (или) две последние цифры года изготовления);
– товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
– условное обозначение типа свечи (расшифровка приведена далее);
– надпись "Сделано в России" или RUS.
Из-за отсутствия за рубежом единой системы маркировки определить соответствие све-чей зажигания раз-личных производителей можно только при помощи каталогов или таблиц взаимозаменяемости (табл. 1).
Читайте также: Ваз 21099 кабриолет фото
Тенденции развития
В настоящее время все больше свечей зажигания выпускается с биметаллическим электро-дом. Это позво-ляет, помимо улучшения термо-эластичности, повысить их надежность и долговечность.
Растет объем производства свечей зажигания с выступанием теплового конуса изолятора из металлическо-го корпуса, что обеспечивает улучшенное самоочищение от нагара.
С целью увеличения срока эксплуатации, не требующего регулировки искрового зазора, выпускают свечи зажигания с несколькими электродами "массы".
Для улучшения процесса искрообразования (воспламеняющей способности искры) разра-батывают свечи с увеличенным искровым за-зором, изменяют форму и профиль электродов, а на их поверхности наносят платину.
Растет производство свечей зажигания с использованием поверхностного разряда (в ко-торых нет электрода "массы", а искра идет от центрального электрода к корпусу по поверх-ности изолятора).
Для снижение уровня помех радиоприему все больше свечей зажигания снабжаются встроен-ным помехо-подавительным резистором.
Таблица 1. Взаимозаменяемость основных типов свечей (прочерк – аналог отсутствует)
AUTOLITE
BERU
BOSCH
BRISK
CHAMPION
EYQUEM
MAGNETI MARELLI
NGK
NIPPON DENSO
425
14-9A
W9A
N19
L86
406
FL4N
B4H
W14F
414
14R-9A
WR9A
NR19
RL86
–
FL4NR
BR4H
W14FR
275
14-8B
W8B
N17Y
L92Y
550S
FL5NR
BP5H
W16FP
275
14-8BU
W8BC
N17YC
L92YC
C32S
F5NC
BP5HS
W16FP-U
–
14R-7B
WR8B
NR17Y
–
–
FL5NPR
BPR5H
W14FPR
405
14-8C
W8C
L17
N5
–
FL5L
B5EB
W17E
55
14-8D
W8D
L17Y
N11Y
600LS
FL5LP
BP5E
W16EX
4265
14R-8D
WR8D
LR17Y
NR11Y
–
FL5LPR
BPR5E
W16EXR
65
14R-8DU
WR8DC
LR17YC
RN11YC
RC52LS
F5LCR
BPR5ES
W16EXR-U
273
14-7B
W7B
N15Y
L87Y
600S
FL6NP
BP6H
W20FP
404
14-7C
W7C
L15
N4
–
FL6L
B6EM
W20EA
64
14-7D
W7D
L15Y
N9Y
707LS
FL7LP
BP6E
W20EP
64
14-7DU
W7DC
L15YC
N9YC
C52LS
F7LC
BP6ES
W20EP-U
64
14R-7D
WR7D
LR15Y
RN9Y
–
FL7LPR
BPR6E
W20EXR
64
14R-7DU
WR7DC
LR15YC
RN9YC
RC52LS
F7LPR
BPR6ES
W20EPR-U
3924
14FR-7DU
FR7DCU
DR15YC
RC9YC
RFC52LS
7LPR
BCPR6ES
Q20PR-U
4054
14-6C
W6C
L14
N3
–
FL7L
B7E
W22ES
4092
14-5A
W5A
N12
L82
–
FL8N
B8H
W24FS
273
14-5B
W5B
N12Y
L82Y
755
FL8NP
BP8H
W24FP
403
14-5CU
W5CC
L82C
N3C
75LB
CW8L
B8ES
W24ES-U
52
14-5DU
W5DC
L12YC
N6YC
C82LS
F8LC
BP8ES
W24EP-U
Гарантийный срок эксплуатации
По требованиям ОСТ 37.003.081 "Свечи зажигания искровые" изготовитель должен гаран-тировать беспе-ребойную работу свечей зажи-гания в течение 18 месяцев при условии, что пробег автомобиля с классической системой зажигания не превысил 30 тыс. км, а с элек-тронной системой – 20 тыс. км. Это справедливо только при условии соответствия свечей зажигания модели двигателя и соблюдении правил эксплуатации автомобиля, их монтажа, транспортирования и хранения. По мнению специалистов на двигателях в хорошем техническом состоянии фактический срок службы свечей может быть больше в 2 раза.
Снятие и установка
Демонтаж свечи зажигания с двигателя производят в следующей последовательности:
– снимают наконечник провода высокого напряжения (недопустимо тянуть за провод);
– отворачивают свечу на один оборот специальным ключом, затем поверхность в углублении головки цилиндра вокруг нее очищают сжа-тым воздухом или кисточкой, чтобы частицы грязи не попали в резьбу или камеру сгорания;
– выворачивают свечу;
– проверяют наличие уплотнительного кольца (для свечей с плоской опорной поверхностью);
– тщательно осматривают свечу на наличие механических повреждений изолятора, корпуса и электродов.
Установка производится в следующей последовательности:
– новые свечи, покрытые консервационной смазкой, необходимо протереть и промыть в растворителе (бензине). Допустимо прокипя-тить свечи в воде и просушить;
– внимательно осматривают свечу на нали-чие механических повреждений, уплотнительного кольца, контактной гайки;
– проверяют и при необходимости регулиру-ют искровой зазор (подгибая электрод "массы") до величины, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля;
– свечу заворачивают рукой в свечное от-верстие и затягивают специальным ключом с усилием 2 кгм.
Выявление и устранение причин отказа
Наиболее вероятными причинами отказа свечей зажигания является загрязнение их проду-ктами неполного сгорания или увеличение ис-крового зазора из-за износа электродов. Причем решающее влияние на работоспособность свечей оказывает техническое состояние двигателя.
Если свечи зажигания систематически покрываются нагаром, следует найти и устранить причину загрязнения (табл. 2).
Очистить свечи зажигания можно с помощью растворителей и щетки (не металлической). На станциях технического обслуживания свечи очищают на специальных пескоструйных аппаратах.
Таблица 2. Определение состояния двигателя по виду свечей зажигания
Возможная причина
Сопутствующий признак
Способ устранения
Двигатель находится в исправном состоянии. Свеча соответствует двигателю по калильному числу.
Расход топлива, моторного масла и токсичность ОГ соответствуют норме.
Очистить свечи от налета и при необходимости отрегулировать искровой зазор.
Неправильная регулировка карбюратора или угла опережения зажигания.
Повышенный расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск.
Отрегулировать карбюратор или зажигание.
Отремонтировать двигатель.
Заменить фильтр.
Отрегулировать искровой зазор.
Заменить свечу.
Заменить свечу.
Попадание масла в камеру сгорания.
Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск.
Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней.
Низкое качество бензина или масла.
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск.
Заменить топливо или моторное масло. Промыть систему смазки.
Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине.
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск.
Заменить топливо.
Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя.
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск.
Заменить свечу.
Перегрев двигателя.
Найти и устранить неисправность системы охлаждения.
Детонация в цилиндрах (характерный металлический стук).
Отрегулировать угол опережения зажигания.
Заменить топливо.
Читайте также: Какое напряжение для зарядки аккумулятора автомобиля
Рис. 3. Вид загрязнений свечи при нормальном состоянии двигателя.
Рис. 4. Матовая черная копоть на свече.
Рис. 5. Черный маслянистый нагар на свече.
Рис. 6. Толстый слой рыхлых отложений на свече.
Рис. 7. Отложения красного цвета.
Рис. 8. Оплавление центрального электрода.
Рис. 9. Разрушение теплового конуса изолятора.
Проверка работоспособности свечей
Осуществляют ее с помощью специального оборудования для проверки бесперебойности искрообразования и герметичности соединения деталей свечи.
В первом случае свечу устанавливают в барокамеру (при атмосферном давлении свеча ведет себя иначе, чем в камере сгорания), которая обеспечивает давление газа до 10 кг/см? и позволяет наблюдать искрообразование между электродами. Оно должно быть бесперебойным после подведения к свече напряжения не менее 22 кВ.
Свеча считается неисправной при перебоях в искрообразовании, не устраняемых очисткой от нагара, под давлением, указанным в табл. 3.
Для проверки герметичности соединения деталей свечи ее устанавливают в барокамеру, создающую давление до 20 кг/см2, и измеряют утечку газа не менее 30 с. Ее величина не должна пре-вышать 5 см3/мин. При этом не учитывают утечку через соединения свечи с барокамерой.
Допускается проводить контроль герметичности на свечах зажигания, не укомплектованных уплотнительными кольцами.
При техническом обслуживании автомобиля разрешается проверять утечку газа через соединения деталей свечей зажигания под давлением 10 кг/см2.
Таблица 3. Минимально допустимое давление бесперебойного искрообразования (критерии предельного состояния свечи)
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
1,0
7,0
6,0
5,0
4,5
4,0
3,5
Примечания.
1. Проверку свечей зажигания следует проводить при величине искрового зазора, указанного в инструкции по эксплуатации автомобиля.
2. Если после очистки свеча не обеспечивает бесперебойного искрообразования при давлении большем, чем указано в таблице, она считается негодной к дальнейшей эксплуатации.
3. Испытательное напряжение для проверки свечей зажигания при техническом обслуживании автомобиля должно быть не более 18 кВ.
Свечи зажигания служат для воспламенения топливовоздушной смеси в камере сгорания карбюраторных или инжекторных бензиновых двигателях. Для каждого типа бензинового двигателя выпускаются «родные» свечи зажигания, рекомендованные заводом-изготовителем, полностью отвечающие его тепловой и мощностной характеристикам.
Для подбора свечей под определенный двигатель, на них наносится специальная маркировка свечей зажигания.
Маркировка свечей зажигания
На каждой свече зажигания нанесена особая маркировка, позволяющая определить ее тип, исполнение и предназначение. Свечи также разделяются на свечи для карбюраторного двигателя и свечи зажигания на инжектор. На сегодняшний день не существует единой маркировки свечей и для одной и той же свечи с аналогичными параметрами, каждый производитель использует для нее свое обозначение.
Российские свечи зажигания
В России существует единая маркировка свечей для всех производителей, отвечающая требованиям государственного стандарта – ОСТ 37.003.081.
Маркировка российских свечей включает в себя буквы и цифры, например, А11, А17, А23, А26ДВ и т.д., где:
• Первая буква, это обозначение размера резьбы свечи. В большинстве случаев это стандартный размер резьбы – М14х1.25, имеющий обозначение «А». Когда первой буквой идет «М», то это будет резьба – М18х1.5 (подобные свечи использовались раньше);
• Цифра, стоящая за первой буквой, обозначает калильное число. Чем ниже значение числа, тем при более высокой температуре возникает искра;
Российские производители выпускают свечи с значением калильного числа от 8 до 26-ти. Самые ходовые, это свечи с числом – 11, 14, 17 и 23. В зависимости от числа свечи могут быть «холодные» и «горячие».
Холодные и горячие свечи
Холодные свечи предназначены для высокофорсированных моторов. Например, свеча зажигания для вазовских моторов – А 17 ДВ: стандартная резьба, калильное число -17, Д – длина резьбы 9мм (буква отсутствует, когда резьба короче), В – выступающий конус изолятора свечи.
Свеча может иметь и такую маркировку – А17ДВР, где буква «Р» обозначает наличие помехоподавляющего резистора в центральном электроде. Если в конце маркировки стоит «М», то значит оболочка центрального электрода выполнена из жаростойкого медного материала.
Свеча – АУ17ДВРМ, где «У» обозначает увеличенный размер шестигранника под свечной ключ -16мм (обычно идет 14мм), когда размер шестигранника 19мм, то вместо «У» будет стоять буква «М», например – АМ17В.
По таблице взаимозаменяемости маркировка свечей выглядит следующим образом:
Свечи NGK, Япония
• B4H – аналог российской свечи А11;
• BP6E – А17ДВР.
Свечи BOSCH, Германия
• W7D – А17ДВР (например для ваз 2101-2108).
Свечи BERU, Германия
• 14R-7DU (W7D) – А17ДВР
Свечи Nippon Denso, Чехия
W20EP – А17ДВР
Свечи AC Delco, США
• CR42XLS – А17ДВР
Свечи зажигания для инжекторных двигателей отличаются от карбюраторных в основном увеличенной толщиной электродов и величиной зазора между ними.
Российские свечи зажигания для моделей ваз:
• Карбюраторные моторы ваз 2101-07, 2121 – с контактной системой зажигания – А17ДВ, А17ДВМ, зазор 0.5-0.7мм;
• Карбюраторные моторы ваз с бесконтактной системой зажигания (ваз 2101-07, 08, Ока, Таврия, М2141) – А17ДВ-10, зазор 0.7- 0.8 мм;
• Инжекторные 8 –клапанные моторы ваз- А17ДВРМ, зазор 0.9-1.0 мм;
• Инжекторные моторы ваз 16-клапанные, АУ17ДВРМ, зазор 0.9- 1.1 мм.
Читайте также: Система охлаждения двигателя индикатор температуры
В любом случае, при выборе свечей необходимо ориентироваться на инструкцию к своему авто.
В соответствии с требованиями ОСТ 37.003 081-98, свеча зажигания имеет следующие условные обозначения (см. рис. 13).
Рис. 13. Вариант условного обозначения свечей отечественного производства
1. Резьба на корпусе М 14×1.25 – «А»: М 18×1,5 (по ТУ) – «М»
2. Размер шестигранника под ключ: 16,0 мм – «У»; 19,0 мм – «М».
Если маркировка не содержит букв «У« или «М», размер шестигранника под ключ 20,8 мм.
3. Коническая опорная поверхность: «К».
4 Длина резьбовой части корпуса для свечей с коническим посадочным местом: 7.8 мм – «М»: 17,5 мм – «Д»: 25.0 мм – «С» Если маркировка не содержит букв «М». «Д» или «С» перед обозначением калильного числа, длина резьбовой части корпуса 11,2 мм.
5. Калильное число: 8: 11: 14; 17; 20; 23 или 26.
6. Длина резьбовой части корпуса для свечей с плоской опорной поверхностью: 19,0 мм – «Д». Если маркировка не содержит буквы -Д», длина резьбовой части корпуса 12.7 мм, за исключением свечей зажигания с размером шестигранника под ключ 19,0 мм. для которых этот размер один – 9,5 мм.
7. Выступание теплового конуса изолятора за торец корпуса: «В».
8. Наличие встроенного резистора: «Р».
9. Биметаллический центральный электрод: «М> (с медным сердечником).
10. Порядковый номер разработки или модернизации (кроме базовых конструкций): одна или две цифры в конце маркировки.
Пример условного обозначения свечи с резьбой на корпусе М 14×1,25, калильным числом 17, длиной резьбовой части корпуса 19,0 мм, имеющей выступание теплового конуса изолятора за торец корпуса, со встроенным помехоподавительным резистором, с биметаллическим центральным электродом и имеющей базовую конструкцию: А17ДВРМ
Кроме условного обозначения типа, на каждой свече должны быть указаны: дата изготовления (месяц или квартал, или две последние цифры года изготовления);
наименование или товарный знак изготовителя; страна изготовления.
Отличительные признаки сечей производимых в России
Отличительные признаки свечей:
один из токарных знаков ЭЗ. APS) на изоляторе;
изолятор белого цвета имеет в верхней части три канавки;
на изоляторе изображение товарного знака, условное обозначение типа свечи и дата изготовления изолятора, зашифрованная трехзначным числом; на металлическом корпусе выдавлена надпись «Россия», с двух сторон надписи нанесено по одному ромбу, далее римскими цифрами квартал изготовления и арабскими цифрами последние две цифры года изготовления, затем рифление, состоящее из вертикальных черточек, расположенное от надписи до даты изготовления.
«УЗЭТИ» «РГУП «УАПО»
Уфимский завод электротехнических изделий, входящий в состав ФГУЛ «’Уфимское агрегатное производственное объединение»
ФГУП -УАПО» начало производство свечей зажигания в 1966 г. с выпуска свечи А7.5СС для двигателя М-412 автомобиля «Москвич*.
В связи с расширением номенклатуры и ростом производства возникла потребность в специализации, был образован Уфимский завод электротехнических изделий -УЗЭТИ- в составе ФГУП «УАПО- УЗЭТИ производит свечи зажигания At 1-1; А11-3: А14В; А14В-2; А14ВР; А14Д; А14ДВ; А14ДВРМ; А17В. А17Д; А17ДВ-1; А17ДВ-10. А17ДВРМ. АУ17ДВРМ. А20Д-1; А23В: А23ДМ; А23ДВРМ; АУ23ДВРМ и СИ-12РТ. Производство осуществляется по полному производственному циклу от подготовки сырья до готовой продукции, так как завод имеет собственное керамическое производство изоляторов методом изостатического прессования.
УЗЭТИ отличается системой контроля технологических процессов и качества готовой продукции, во многом заимствованной от базового производства авиационных свечей.
Подготавливается производство перспективных конструкций свечей с уменьшенным шестигранником, со встроенным резистором и биметаллическим центральным электродом. Осуществляется переход от корпусов свечей с оксидным покрытием черного цвета на никелированные.
Отличительные признаки свечей «УЗЭТИ»: товарный знак ФГУП «УАПО» на изоляторе; изолятор белого цвета без ребер или с оребрением в верхней части в виде от одной до трех радиусных канавок; на изоляторе условное обозначение типа свечи и в некоторых случаях надпись «Уфа»; на металлическом корпусе выдавлена дата изготовления.
ООО НПФ «ГРАН-ЛТД»
ООО Научно-производственная фирма «ГРАН-ЛТД», г. Энгельс
Является специализированным предприятием, с 1991 г. производящим свечи АЮН. All: А14В; А17В. А14ДВ; А17ДВ: А17ДВ-10; А17ДВМ; А17ДВW; А20Д; А23В и СИ 12. Осуществляет сборку свечей по наиболее распространенной в отечественной промышленности технологии с использованием деталей, поставляемых конверсионными предприятиями.
Отличительные признаки свечей ООО НПФ .ГРАН-ЛТД.
товарный знак ООО НПФ ‘ГРАН-ЛТД. на изоляторе;
изолятор боз ребер или с оребрением в верхней части;
покрытие корпуса: химическое оксидирование, цинкование или никелирование. Иногда на корпусе нанесена звездочка или надпись – RU.
ООО «элис-эз»
ООО «ЭЛИС-ЭЗ», г. Саратов
ООО «Элис-ЭЗ – основано в 1990 г. и производит свечи: А10Н; А11-5: А14В; А14ДВ: А17В; А17ДВ; А17ДВ-10; А17ДВМ; А20Д; А23В, СИ-12 и М-8Т из комплектующих деталей, изготовляемых совместно с предприятиями ВПК
Отличительные признаки свечей ООО «Элис-ЭЗ»:
товарный знак ООО *Элис-ЭЗ’ на изоляторе белого или серо-голубого цвета; изолятор без ребер или с оребрением в верхней части;
на корпусе декоративное рифление в виде вертикальных черточек, в промежутке дата выпуска, пятиконечная звездочка и надпись -RU".
Источник: