Лямбда зонд проверка работоспособности

Авто

Содержание

  • Описание устройства и где находится
  • Схема устройства
  • Основные признаки и причины неисправности лямбда-зонда
  • Как проверить датчик кислорода?
    • Визуальный осмотр
    • Проверка мультиметром
    • Проверка с помощью осциллографа
    • Как проверить датчик с помощью сканера ELM327 USB OBD II
  • Инструкция по замене датчика своими руками
  • Как ремонтировать лямбда-зонд?
    • Ремонт нагревательного элемента
    • Ремонт неисправной проводки
    • Очистка от нагара и сажи
  • Сколько стоит датчик кислорода?
  • Видео «Проверка лямбда-зонда»
        • АвтоНовости / Обзоры / Тесты
    • Как Проверить Одноконтактный Лямбда Зонд
  • Особенности работы и устройства лямбда зонда
    • Проверка одноконтактного лямбда-зонда honda accord 3
    • Топ 4 способа Как проверить лямбда зонд. 4 Методики проверки датчика кислорода
  • Как проверить лямбда зонд мультиметром
    • Очередь просмотра
    • Очередь
  • YouTube Premium
    • Хотите сохраните это видео?
    • Пожаловаться на видео?
    • Понравилось?
    • Не понравилось?
  • Текст видео
    • Рекомендуем посмотреть:

Современные автомобили оборудованы системами электронного впрыска горючего с возможностью регулировки состава смеси. В случае поломки устройства знание признаков неисправности лямбда-зонда поможет определить причину проблемы.

Описание устройства и где находится

С появлением систем электронного впрыска бензина перед конструкторами встала задача корректировки состава топливной смеси. Для этого стали применяться датчики кислорода или лямбда-зонды. Устройства поддерживают состав топливной смеси в определенных переделах, что позволяет обеспечивать максимальную эффективность каталитического нейтрализатора. При иных составах смеси нейтрализатор начинает работать некорректно и выходит из строя.

В зависимости от конструкции выхлопной системы используется один или два датчика:

  • Первый установлен непосредственно в выхлопном коллекторе и замеряет состав выхлопных газов перед каталитическим нейтрализатором. На ранних системах этот девайс был единственным.
  • С введением нормативов Евро-3 стал применяться второй зонд, расположенный после нейтрализатора. Электронный блок управления анализирует данные от двух зондов и косвенно оценивает эффективность работы катализатора, а также корректирует состав смеси.
  • Варианты исполнения лямбда-зондов

    Производители установили для изделий срок службы:

    • зонд без спирали подогрева — не более 80 тыс. км;
    • узел с подогревом — до 100 тыс. км;
    • планарные (широкополосные) зонды — до 160 тыс. км.

    Заявленный ресурс зондов не является точным. Срок работы устройств зависит от множества факторов и может быть меньше или больше указанных значений.

    Схема устройства

    Рассмотрим схему зонда, дающую представление о размещении узлов. Знание конструкции позволяет понять места расположения деталей, подверженных поломкам.

    Пример конструкции зонда

    • 1 — металлический штуцер, предназначенный для установки зонда, на внешней поверхности имеются грани под ключ, ниже расположена резьба;
    • 2 — керамический изолятор;
    • 3 — уплотнительный элемент для ввода жгута проводов;
    • 4 — сигнальные провода;
    • 5 — металлический защитный колпачок, оснащенный вентиляционными продухами, предназначен для защиты измерительного элемента от повреждений;
    • 6 — пружинная контактная часть;
    • 7 — чувствительный элемент, выполненный из керамики;
    • 8 — нагревательный стержень;
    • 9 — вентиляционный канал;
    • 10 — внешний металлический корпус.

    Основные признаки и причины неисправности лямбда-зонда

    Основные признаки неисправности лямбда-зонда:

    • перебои в работе и плавающие обороты на холостом ходу или низкой частоте вращения вала;
    • снижение разгонных параметров автомобиля;
    • заметное (иногда на несколько литров) увеличение расхода топлива;
    • включение индикатора Check Engine и появление ошибок в памяти блока управления.

    Причинами неисправности кислородного датчика могут быть:

    • поврежденный чувствительный элемент;
    • засорение рабочей зоны зонда сажей или свинцом;
    • разрушение проводки;
    • выход из строя элемента подогрева.

    Как проверить датчик кислорода?

    При возникновении перечисленных выше проблем необходимо проверить состояние датчика кислорода. Проверка лямбда-зонда выполняется визуальным методом и с помощью электронного оборудования.

    Визуальный осмотр

    Самым первым этапом проверки является внешний осмотр детали, который состоит из этапов:

  • Провести визуальный осмотр проводки и штекеров. Недопустимы оплавления изоляции, механические повреждения, окисления контактов.
  • На рабочей поверхности датчика не должно иметься налета сажи и копоти. Слой сажи возникает при износе поршневых колец или плохой герметичности клапанов. Копоть изменяет чувствительность зонда, который передает неверную информацию на блок управления двигателем. После очистки детали работоспособность восстанавливается. Очистка производится мягкой щеткой и выдерживанием зонда в ортофосфорной кислоте в течение 15-20 минут.
  • Если на поверхности чувствительного элемента присутствуют отложения белого или светло-серого цвета, то это свидетельствует о применении топлива с присадками на основе тетраэтилсвинца. Как правило, такой датчик быстро выходит из строя.
  • Внешний осмотр лямбда-зонда позволяет определить только малую часть неисправностей, более тщательный анализ выполняется при помощи тестера или мультиметра.

    Проверка мультиметром

    В устройстве могут перегореть цепи подогрева или начаться разрушение рабочего элемента. Эти неисправности могут быть обнаружены при помощи электронных тестовых приборов.

    Существуют три разновидности штекеров лямбда-зонда:

    • двухпроводной (заземление и сигнальный);
    • трехпроводной (добавляется положительный провод питания нагревательного элемента);
    • четырехпроводной (имеется дополнительное заземление нагревательной спирали).

    Для выполнения проверки лямбда-зонда требуется заводская документация, позволяющая определить назначение проводов и цифровой мультиметр, переключенный в режим вольтметра и омметра.

    Примерная последовательность действий:

  • Прогреть двигатель до рабочей температуры, поскольку только в этом случае обеспечивается возможность снятия корректных данных.
  • Прозвонить цепи подогрева. В нормальных условиях сопротивление находится в пределах 2-15 Ом, более точные данные можно получить из справочной литературы. Сопротивление измеряется подключением к двум пинам в штекере (для четырехпроводного зонда) или к пину нагревателя и корпусу автомобиля (в трехпроводных). Если сопротивление равно нулю, это значит, что выявлено короткое замыкание обмоток подогревательного элемента. Стремление сопротивления к бесконечности является симптомом обрыва нихромовых нитей обогрева.
  • Прозвонить проводку, идущую к подогревателю от блока управления, на отсутствие разрывов.
  • Проверить напряжение в сигнальной цепи. Отрицательный сигнал может браться с корпуса автомобиля или непосредственно с клеммы аккумулятора. Перед проверкой двигатель должен поработать на средних оборотах (2500-3000 об/мин) в течение 2-3 минут. Разъединить штекер и подключить тестовый прибор.
  • Довести обороты до 2500-2600 об/мин и резко бросить педаль газа. Показания вольтметра находятся в пределах 0,2-1,0 вольта и меняются с частотой 1 Гц (в среднем один раз в секунду).
  • Отключить трубку вакуума от регулятора давления для проверки степени обеднения смеси. Возможно принудительное обеднение смеси закрыванием рукой воздухозаборного отверстия дроссельного узла. Провести замер напряжения, которое должно находиться в пределах 0,2 вольта или ниже.
  • Установить трубку обратно.
  • Резко поднять обороты до максимальных. При этом напряжение должно составлять около 1 вольта.
  • Читайте также:  На холодную плавают обороты ваз 21124

    Косвенным признаком неработоспособности зонда является стабильное напряжение около 0,45-0,5 вольта, которое не меняется от режима работы и состава смеси. Однако для подтверждения поломки рекомендуется проводить тщательную проверку осциллографом или тестовым компьютером.

    Проверка с помощью осциллографа

    Преимуществом проверки зонда осциллографом является возможность контроля не только значения напряжения, но и амплитуды изменения по времени. Сдвиги амплитудных характеристик в небольших пределах вызывают изменение параметров работы двигателя, но не регистрируются блоком управления, как ошибка. Проверка осциллографом проводится в условиях специализированного сервиса, поскольку в личном владении прибор встречается нечасто.

  • Прогреть двигатель.
  • Подключить выводы осциллографа к датчику.
  • Провести тестирование на холостых оборотах. Ниже приведены примерные кривые, снятые осциллографом. По амплитуде сигнала можно сделать вывод о состоянии детали.
  • Поменять поврежденную деталь и провести повторное тестирование.
  • Примеры графиков, снятых осциллографом

    Как проверить датчик с помощью сканера ELM327 USB OBD II

    Владелец может самостоятельно протестировать датчик при помощи сканера ELM327, работающего по протоколу OBD II. Устройство совместимо с большинством автомобилей российского и зарубежного производства.

  • Подключить тестер к диагностическому разъему. Место расположения разъема необходимо уточнить по документации, прилагаемой к автомобилю.
  • Считать параметры работы и передать их на ноутбук с предустановленным специальным программным обеспечением. Наиболее распространена утилита Torque Pro, которая находится в открытом доступе.
  • Ниже приведен видеоурок по работе сканера ELM327 с утилитой Torque Pro, предоставленный каналом Savontiy.

    Инструкция по замене датчика своими руками

    Перед началом работ требуется подготовить материалы и инструменты:

  • Новый зонд.
  • Гаечный ключ или насадку, которая позволит выкрутить корпус датчика из коллектора. На некоторых автомобилях можно попытаться снять устройство обычным рожковым ключом на 22 мм или газовым разводным ключом. Но основная часть машин требует использования специализированной насадки.
  • Удлинитель для насадки.
  • Динамометрический ключ до 50-100 Н/м.
  • Защитные перчатки и нарукавники, поскольку работы производятся на нагретом коллекторе.
  • Гаечные ключи для демонтажа защитных теплоизоляционных экранов и/или коллектора.
  • Менять лямбда-зонды следует на такую же модель или аналогичную, подходящую по параметрам. Устанавливать первый попавшийся датчик нельзя. Перед монтажом нужно внимательно изучить инструкцию, прилагаемую производителем.

    Приблизительная последовательность действий при замене первого зонда:

  • Прогреть силовой агрегат до рабочей температуры. При этом происходит термическое расширение элементов выхлопной системы, что позволяет облегчить задачу выкручивания сенсора из коллектора или выхлопной трубы.
  • Выключить двигатель.
  • Снять клемму с аккумулятора для исключения вероятности запуска электрического вентилятора системы охлаждения.
  • Аккуратно разъединить разъем зонда с проводкой.
  • Надеть защитные перчатки и снять провод зонда с фиксаторов.
  • При помощи насадки выкрутить зонд. На этом этапе возможны трудности, поскольку стык зонда и коллектора забивается ржавчиной и сгоревшей смазкой. Для облегчения процесса может применяться локальный прогрев газовой горелкой, который позволяет выжечь ржавчину. После этого следует попытаться сдернуть зонд с места, если деталь не начала откручиваться — прогрев повторить заново.
  • Протереть место установки от остатков старой графитной смазки.
  • Проверить наличие штатной смазки на резьбе нового зонда. Средство может входить в комплект поставки в отдельном пакетике. Смазывающее вещество наносится тонким равномерным слоем на резьбу. Категорически запрещается нанесение на защитный колпачок, поскольку это приводит к образованию твердого нагара и ухудшению параметров работы зонда. Если на автомобиле использован датчик, закрепленный двумя болтами, то они не нуждаются в смазке.
  • Аккуратно закрутить датчик на место от руки до упора.
  • Затянуть зонд ключом с требуемым моментом. Большинство производителей указывают силу 40-45 Н/м, но рекомендуется уточнять значение по сервисной литературе. При отсутствии динамометрического ключа затяжка производится доворотом зонда на 180º после закручивания рукой до упора.
  • Проложить жгут по фиксаторам, закрепить при необходимости хомутами.
  • Подключить аккумулятор и удалить ошибки из блока управления. Ошибки убираются при помощи компьютера или иным способом (в зависимости от марки и модели автомобиля).
  • При установке зонда требуется соблюдать момент затяжки. Превышение силы приводит к разрушению корпуса зонда или срыву резьбы, низкий момент является причиной прорыва выхлопных газов и неравномерного прогрева детали.

    Читайте также:  Прокладка гбц своими руками видео

    Как ремонтировать лямбда-зонд?

    Производители лямбда-зондов позиционируют детали, как неразборные и не подлежащие ремонту. Однако некоторые автовладельцы с определенным успехом пытаются разбирать и ремонтировать датчики, собирая из двух или более поврежденных устройств одно работоспособное.

    Владельцу автомобиля следует помнить, что подобный ремонт лямбда-зонда является временным мероприятием. Рекомендуется приобрести новый датчик, а отремонтированный использовать в качестве запасного.

    Ремонт нагревательного элемента

    Примерная последовательность разборки и ремонта датчика с поврежденным нагревательным элементом:

  • Аккуратно распилить внешний корпус датчика.
  • Аналогичным образом распиливается второй датчик.
  • Вынуть из распиленных корпусов нагревательные стержни. Целое устройство необходимо протереть от нагара и грязи сухой материей. Использовать чистящие вещества не рекомендуется, поскольку возможно повреждение нагревателя в результате химических реакций.
  • Установить нагреватель в зонд, который будет применяться на автомобиле.
  • Спаять корпус медно-фосфорным припоем, имеющим температуру плавления около 700 ºС. В качестве источника тепла применяется газовая ювелирная горелка.
  • Проверить работоспособность изделия тестером и установить зонд в коллектор. Если отремонтированное устройство не работает, то можно попробовать поменять нагреватель еще раз. Ниже приведены фотографии, поясняющие процесс ремонта.
  • Ремонт неисправной проводки

    Встречаются рекомендации по установке дополнительного резистора в цепь обогрева при выходе ее из строя. По идее авторов полученное сопротивление должно давать корректный сигнал в блок управления и выключать информацию об ошибке. Фактически так и происходит, но срок жизни дополнительного сопротивления составляет от нескольких часов до нескольких дней. Нагревающийся до высоких температур резистор может стать причиной возгорания в моторном отсеке.

    Устранить неисправность, связанную с разорванным жгутом проводки, можно следующим образом:

  • Пропилить корпус на верхней части зонда.
  • Демонтировать полностью старые провода, поскольку изоляция со временем изнашивается и трескается.
  • Вынуть из колодки-донора пины с припаянными проводами. В качестве донора может использоваться любая штекерная колодка из имеющихся в наличии.
  • Для дальнейшей работы необходимо выпаять из пинов соединительные элементы.
  • Собрать новый жгут проводки, используя штатное резиновое уплотнение от зонда.
  • Установить на концы проводов снятые соединительные элементы.
  • Соединить проводку с ответными кабелями лямбда-зонда.
  • Обжать контакты и дополнительно пропаять тугоплавким медно-фосфорным припоем.
  • Запаять корпус и промазать место ввода жгута проводов в датчик термостойким герметиком.
  • При ремонте проводки лямбда-зонда рекомендуется на каждом этапе проверять отсутствие замыканий проводником на «массу» или между собой.

    Очистка от нагара и сажи

    Еще одним вариантом ремонта является очистка измерительного элемента от нагара и сажи:

  • Аккуратно спилить защитные колпачки.
  • Выдержать датчик в ортофосфорной кислоте, затем аккуратно счистить нагар кисточкой. Не рекомендуется прилагать усилие, поскольку измерительный элемент крайне хрупкий.
  • При необходимости дополнительно очистить элемент путем нагрева на газовой горелке. Процедуру следует выполнять аккуратно, поскольку возможно растрескивание детали. Рекомендуемый в ряде источников нагрев и охлаждение холодной водой делать запрещено, поскольку это приведет к полному выходу зонда из строя.
  • Собрать датчик обратно, соединив детали тугоплавким припоем или точечной сваркой.
  • Сколько стоит датчик кислорода?

    Стоимость датчика зависит от типа изделия и распространенности модели. Ниже приведены справочные цены на устройства, применяемые на некоторых моделях авто.

    Наименование
    Цена, руб
    Лямбда-зонд на ВАЗ-2114
    1500-2000
    Лямбда-зонд на Hyundai Solaris
    4500
    Лямбда-зонд на Volkswagen Polo Седан
    3500-5000
    Лямбда-зонд на Газель, Волга
    1600-2600
    Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар

    Видео «Проверка лямбда-зонда»

    Рекомендации по проверке лямбда-зонда показаны в видеоролике, снятом автором канала «v_i_t_a_l_y».

    АвтоНовости / Обзоры / Тесты

    Как Проверить Одноконтактный Лямбда Зонд

    Как проверить лямбда зонд мультиметром либо тестером

    Лямбда зондом именуется датчик содержания кислорода в выхлопных газах автомобиля. Устройство заходит в систему автоматического регулирования концентрации газовоздушной консистенции, подаваемой в камеры сгорания мотора. Он устанавливается конкретно на выходе коллектора мотора, перед катализатором либо на катализаторе. Полное сгорание горючего в цилиндре обеспечивает увеличение КПД мотора, его экономичность и уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

    Датчик содержания кислорода в выхлопных газах автомобиля именуется лямбда зондом

    Установлено, что полное сгорание горючего в камере ДВС происходит при достижении рационального соотношения количества горючего к количеству воздуха 1:14,7. В теории движков для оценки состава газовоздушной горючей консистенции введено понятие коэффициента излишка воздуха, определяемое как отношение подаваемого количества воздуха в цилиндры к количеству воздуха в рациональном составе консистенции, который обозначается греческой буковкой «лямбда». Если λ=1, то смесь считается обеднённой.

    В связи с ужесточением экологических требований все современные ДВС выполняются с системой автоматического электрического регулирования подачи горючего на базе микрочипа, который не только лишь управляет форсунками, да и производит простый контроль исправности зонда по значению напряжения на его выходе. Если напряжение падает ниже рабочих значений, то контроллер говорит о неисправности, зажигая табло «СЕ» (Check Engine).

    Проверка работоспособности лямбда зонда является нужным условием в поиске обстоятельств завышенного расхода горючего при работе мотора. Она должна выполняться с применением измерительных устройств — тестером либо осциллографом.

    Читайте также:  Подлокотник газель своими руками размеры чертежи фото

    Видеоролик о том, как работает лямбда зонд

    Особенности работы и устройства лямбда зонда

    Конструкция зонда припоминает устройство свечи зажигания и состоит из стального корпуса с гранями и резьбой для вкручивания в корпус коллектора системы выхлопа. Уплотнительное кольцо поверх резьбы обеспечивает плотность крепления. В корпусе установлен чувствительный глиняний полый наконечник из диоксида циркония с платиновым напылением на внутренней и наружной поверхности.

    Наружняя поверхность наконечника, защищённая от механических повреждений экраном с отверстиями, помещается в поток отработанных газов, а на внутреннюю поверхность попадает атмосферный воздух. При достижении рабочей температуры наконечника 300-3500С из-за разности окислительных реакций меж поверхностями появляется разность потенциалов, которая выводится наружу при помощи токосъёмника.

    Проверка одноконтактного лямбда-зонда honda accord 3

    Помоги в развитии канала: Yandex.Средства 4100 1247 4375 83 Сбер.Карта 4276 6726 9189 5432 Обсуждаем неисправности …

    Топ 4 способа Как проверить лямбда зонд. 4 Методики проверки датчика кислорода

    Если это видео оказалось полезным, то буду благодарен за подписку и лайки …

    Глиняний изолятор и уплотнительная манжета обеспечивают надёжное крепление соединительных проводов и задерживают накальную спираль в полости наконечника. Спираль, созданная для резвого обогрева наконечника до рабочей температуры, находится не во всех типах зондов.

    Осциллограф нужен для проверки работоспособности лямбда зонда

    Потому есть одно-, двух-, трёх- и четырёхпроводные зонды зависимо от наличия подогревателя, схемы подачи питания на него и съёма сигнального напряжения. Современные модели авто фактически все оснащаются зондами с обогревом. Одно и двухпроводные типы зондов встречаются на старенькых выпусках Гольф 3 либо Пассат Б3.

    Как проверить лямбда зонд мультиметром

    В инструкциях по эксплуатации всех марок автомобилей проверка лямбда зонда в главном ограничивается измерением значений напряжения, выдаваемых им в разных режимах работы мотора, при помощи цифрового либо стрелочного мультиметра.

    Техническую исправность зонда следует проверять в следующих случаях:

    • завышенный расход горючего;
    • возникновение самопроизвольных рывков автомобиля в движении;
    • нестабильной работе мотора;
    • повышение норм по токсичности выхлопа;
    • после 5-10 тыс. км пробега.

    Принцип и порядок проверки зонда на всех моделях авто схож, может отличаться зависимо от типа используемых зондов их расположением и значением рабочих напряжений. Так, на автомобилях марки ВАЗ 2114 либо более ранешних моделей 2110 трёхпроводные лямбда зонды могут размещаться в различных местах системы выхлопа.

    Разглядим порядок проверки на обычном примере зонда компании BOSH, используемого на автомобилях марки Audi 80 либо Audi 100.

    Обычно предпосылкой отказа лямбда зонда является неисправность цепи накала либо понижение чувствительности наконечника. Целостность накальной спирали и проводов можно «прозвонить» омметром, подключая концы устройства к зажимам 2-ух белоснежных проводов зонда — контакты 3-4 разъёма (в неких типах — белоснежный и карий провод), которые должны быть за ранее отсоединены от колодки. Сопротивление спирали должно быть наименее 5 Ом.

    Чувствительность наконечника может быть ухудшена из-за лишнего покрытия её рабочей поверхности сажей, сероватым нагаром либо свинцовым налётом, что определяется зрительным осмотром. При наличии таких изъянов зонд подлежит подмене. Для проверки термоэлектрических характеристик зонда следует подключить концы стрелочного либо цифрового вольтметра к контактам 1-2 разъёма либо зажимам чёрного и сероватого проводов лямбда зонда. Проверку необходимо проводить при работающем и прогретом движке.

    Отменно оценить работоспособность кислородного лямбда зонда можно вольтметром

    Установить обороты мотора 3000 и проверить показания вольтметра на пределе 2В. Устройство должен показывать напряжение около 0,55В. Нажимая и опуская педаль газа, резко наращивать и уменьшать обороты мотора. При всем этом показания устройства должны соответственно возрости до 0,8-1В либо уменьшаться до 0,4В и ниже. Динамические конфигурации показаний устройства в обозначенных границах молвят о обычном состоянии зонда. Отсутствие колебаний либо более вялые колебания стрелки устройства в наименьших границах молвят о необходимости подмены зонда.

    Таким образом, вольтметром можно отменно оценить работоспособность кислородного лямбда зонда. Более четкая черта чувствительности датчика определяется при помощи осциллографа.

    Очередь просмотра

    Очередь

    • Удалить все
    • Отключить

    YouTube Premium

    Хотите сохраните это видео?

    • Пожаловаться

    Пожаловаться на видео?

    Понравилось?

    Не понравилось?

    Текст видео

    В поиске работы? Есть отличная вакансия в крупном такси. Свободный график, быстрое оформление, до 80 000 рублей в месяц. Регистрируйтесь: https://goo.gl/XzMsej

    Обсуждаем неисправности в контакте: https://vk.com/club_autotema Рассмотрим 4 способа проверки датчика кислорода (лямбда зонда). Часто причины большого расхода топлива является неправильная работа кислородного датчика или же его неисправность.

    В задачи лямбда зонда входит регулировка состава топливо-воздушной смеси. Тем самым достигается оптимальный режим работы двигателя на различных оборотах.

    Мы рассмотрим такие проверки:
    1. Как проверить напряжение на датчике кислорода
    2. Как проверить исправность нагревателя датчика
    3. Как проверить сопротивление нагревателя
    4. Как проверить сигнал с датчика кислорода

    Источник: kalina-2.ru