Какой срок службы автомобильного аккумулятора

Авто

Содержание

  • Почему приходится менять батарею
  • Что влияет на срок эксплуатации
  • Влияние высокой и низкой температуры
  • Сколько должен служить аккумулятор
  • Средний срок эксплуатации батареи
  • Реальный срок службы АКБ
  • Можно ли продлить срок службы АКБ
    • Правильная процедура зарядки АКБ
  • Вовремя обнаруживаем проблемы с батареей
    • Рекомендуем посмотреть:

Аккумуляторные батареи нынче дороги. С каждым годом растут в цене цветные металлы, используемые в них. Немалая стоимость — один из поводов серьёзно отнестись к подбору АКБ для своего автомобиля. Сегодня мы расскажем, как выбрать лучший автомобильный аккумулятор и обеспечить его длительный срок службы.

Типы АКБ в зависимости от состояния электролита

Из множества существующих сегодня типов АКБ для легковых машин, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков применяют, в основном, три:

Свинцово-кислотные с жидким электролитом. Электроды из сплава свинца и сурьмы погружены в водный раствор серной кислоты. Такая батарея не может быть полностью герметичной. Электролит может выплёскиваться, выливаться при кипении и активно испаряться. Правда, его уровень и состав можно восстановить. При слабом заряде и слишком низкой плотности электролита жидкость может замёрзнуть и разрушить пластины и корпус. Обычные свинцово-кислотные батареи дешевле двух других типов.
Гелевый, технология GEL. Электролит представляет собой желеобразную массу, загущенную силикагелем. В таком виде электролит не выливается, не кипит, значительно меньше испаряется и обладает более высоким сопротивлением к высоким разрядным токам. Соответственно, электродные пластины подвергаются меньшему износу. Гелевые АКБ безопасны, не боятся тряски и переворачивания, меньше подвержены разрядке на морозе, дольше держат заряд при высоких тяговых нагрузках, менее чувствительны к глубокой разрядке. Недаром этот тип батарей всё больше используется в тяжёлых условиях эксплуатации: в электротранспорте, альтернативной энергетике, промышленности. Абсолютно по всем параметрам они превосходят обычные свинцово-кислотные. Недостаток единственный: автомобильные аккумуляторы лучшие — обычно самые дорогие.
АКБ с абсорбированным электролитом, технология AGM. Электролит абсорбирован до практически сухого состояния. По свойствам схожи с гелевыми, но всё же немного им уступают, в том числе по стоимости.
Классификация АКБ в зависимости от габаритов и типа

Размер, как правило, не имеет значения. Исключения бывают в некоторых моделях компактных легковушек, где площадка для установки батареи может иметь ограниченные габариты. Также изделия для японского и европейского рынков имеют разную ширину, и не всегда система крепления батареи универсальна.
Полярность тоже отличается. На отечественных авто до сих пор плюс располагали слева, минус справа. Такое расположение называют прямым. На европейских и большинстве азиатских наоборот. Это обратная полярность. У «американцев» встречаются оба типа, хотя преобладает обратный.
Клеммы на новых европейских и азиатских машинах отличаются диаметром (тип 1 — Европа, тип 3 — Азия). Причём «+» и «-» имеют разный размер, их не перепутаешь. Азиатские контакты тоньше. На старых иномарках и отечественных авто клеммы одинаковые, нужно быть внимательным, подсоединяя контакты. На японских изделиях, в отличие от европейских, клеммы выступают над корпусом. Общая высота выходит больше. В плотно «набитом» подкапотном пространстве некоторых «европейцев» японская батарея не помещается.

Типы АКБ в зависимости от возможности обслуживания

Обслуживаемые — обычные АКБ с доступом к жидкому кислотному электролиту. При нестабильной зарядке склонны к вскипанию и испарению электролита. Его необходимо доливать по мере испарения. Контролировать уровень и плотность электролита положено каждые 45-60 дней.
Малообслуживаемые схожи с предыдущим типом. Конструкция электродов снижают величину испарения электролита, но возможность обслуживания сохраняется.
Необслуживаемые батареи — неразборные батареи, состояние электролита контролировать невозможно. Нередко встречается утверждение, что необслуживаемые АКБ герметичны. Это не так, небольшие отверстия в них имеются и пары могут выходить наружу. Существует два типа данных устройств.
Первый — батареи с жидким электролитом и пластинами из сплава с низким содержанием сурьмы. Они обладают всеми свойствами и недостатками обслуживаемых аналогов. Строение корпуса, состав сплава, из которых изготовлены пластины минимизирует испарение жидкости. С другой стороны, если от перезарядки электролит всё же выкипит, долить его не получится.
Второй, намного лучший тип — необслуживаемые автомобильные аккумуляторы, что содержат загущенный или абсорбированный электролит. Они безопасны, не взрываются при зарядке, не лопаются на морозе и малочувствительны к тряске и переворачиванию.
Маркировка АКБ

Автомобильный аккумулятор: как выбрать устройство по маркировке? Обозначение на отечественных и зарубежных изделиях значительно отличаются.

Российский ГОСТ
Первая цифра должна быть 6, это 12В. Три банки устанавливают в редко применяющихся 6-вольтовых АКБ.

Третья цифра, зарядная ёмкость, измеренная в ампер/часах — наибольший полезный заряд, который способна воспринять и отдать батарея. Очень ориентировочно эта величина покажет, сколько времени в минутах можно проехать на автомобиле при неработающем генераторе, включенном свете фар и вентиляторе печки.

Значения маркировки аккумуляторных батарей

Величина тока холодной прокрутки (стартового тока) имеет решающее значение при пиковой нагрузке — пуске двигателя. По современному российскому ГОСТу и европейским нормам, измерения проводятся при морозе в -18 градусов в течение 30 секунд. Соотношение между величинами тока холодной прокрутки к зарядной ёмкости составляет примерно 6,5-8.

Ещё можно встретить немецкие АКБ, маркированные в соответствии с региональными стандартами DIN, новые изделия имеют общеевропейское обозначение. По старому ГОСТу, DIN и американским нормам стартовый ток определялся с помощью различных методик и имел разные значения.

Читайте также:  Устройство тягового реле стартера

Методика маркировки американских АКБ

Как мы видим, ёмкость вообще не указывается. Обратите внимание, что значение тока холодной прокрутки определяется иными, чем у нас, методиками. Как пересчитать, указано выше.
Важное обозначение, которое обязательно должно быть указано, — дата выпуска. Если продавец при вас маркером заполняет пустое поле на этикетке (бывает и такое — якобы в ваших же интересах, дольше гарантия), это повод насторожиться задуматься о том, каким в результате окажется срок службы автомобильного аккумулятора.

Как правильно выбрать автомобильный аккумулятор для конкретного авто? Полезные советы

Помните: идеальная АКБ — это не самая дорогая, мощная и надёжная. Лучшая — значит, наиболее подходящая именно для вашей машины.

1. Грамотно выбрать автомобильный аккумулятор — значит, в первую очередь, учесть его габариты, диаметры клемм и их полярность. Конечно, можно купить переходники и «приколхозить» любую к вашей машине. Однако нужно ли?

2. В инструкции к авто указаны необходимые параметры АКБ. Основная нагрузка — стартер при пуске двигателя, бортовая сеть потребляет не так много. Рациональным решением будет приобрести соответствующее рекомендациям производителя изделие.

На рисунке показана примерная необходимая ёмкость для различных типов машин:
Емкость АКБ в соответствии с моделью авто

3. Вопреки распространённому заблуждению, автомобильный аккумулятор большей ёмкости срок его службы не уменьшает. Большая емкость не приводит к недозаряду и быстрому износу батареи. Хотите поставить более мощный аккумулятор на автомобиль — пожалуйста. Так даже лучше при наличии дополнительного электророборудования. В конце-концов, это лишь вопрос цены. АКБ меньшей, чем рекомендуется, ёмкости, применять не стоит. Разве что, летом и недолго. При постоянном использовании её «жизнь» значительно сократится, а в морозы можно просто не завестись.

4. Какой тип автомобильного аккумулятора выбрать? Для «гибридов» и машин, оборудованных системой «start-stop», рекомендованы только абсорбированные (AGM) или гелевые (GEL). Обычные свинцово-кислотные недолго прослужат условиях многократных пусковых нагрузок. AGM и GEL ощутимо превосходят батареи с жидким электролитом практически по всем характеристикам, в том числе по такому важному параметру для автомобильных аккумуляторов как срок службы и способность сопротивляться экстремальным нагрузкам. Мы бы спокойно порекомендовали их всем и каждому, если бы не высокая цена. Дольше обычного обслуживаемого на 10-15% прослужит необслуживаемый свинцово-кислотный автомобильный аккумулятор. Может, и не лучший, но вполне приемлемый выбор для авто с обычным приводом от ДВС и нормально работающей электросистемой. Поэтому для древнего «корча» с изношенным генератором и прочими «прелестями» лучше выбрать недорогой обслуживаемый автомобильный аккумулятор и постоянно контролировать состояние электролита.

5. Что касается производителей, тут особенных ограничений нет. Традиционно высокое качество имеют Bosch, Varta, Exide, Baren, Kraft. Это отнюдь не весь список качественных изделий. Хороши российский Исток, белорусский Зубр и немало других отечественных марок.

6. Крайне важный параметр, о котором нередко забывают — дата выпуска. Вопреки утверждениям продавцов, время хранения новой батареи не является неограниченным. Оно не превышает полутора лет. Также имеют значение условия хранения. Срок службы автомобильного аккумулятора, «просроченного» и хранившегося в неотапливаемом помещении, значительно меньше. Поэтому берите «посвежее» и в приличном месте.

Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора?

Даже самый дорогой и лучший автомобильный аккумулятор можно «угробить» за считанные месяцы. Чтобы он долго радовал вас отличной работой, необходимо соблюдать следующие правила:

Наипервейшее условие — исправность электрооборудования автомобиля. Генератор и реле-регулятор должны выдавать зарядный ток положенных параметров (13,8 – 14,4 В), не должно быть утечек. Состояние стартера, двигателя и системы подачи топлива должны обеспечивать быстрый пуск. Клеммы должным быть хорошо зажаты.
Не допускать глубокого разряда батареи. Основные причины: неудачные и длительные попытки завестись, оставленный включенным ближний свет, утечка тока в электрооборудовании. Если уж разрядка случилось, сразу же поставить на зарядку.
Соблюдать правила пуска двигателя. Максимальное время непрерывной работы стартера — 10 секунд. Правильнее всего заводиться периодами по 3-5 секунд, выдерживая между ними минутный промежуток. В холодный период перед первым стартом рекомендуется включить и не забыть выключить для «разогрева» на 15 секунд дальний свет фар.
Не оставлять подключенную АКБ надолго на морозе. Решили поставить «железного коня» на зиму на прикол или уехать в отпуск — снимите клеммы. Полностью заряженную отключенную батарею можно оставить и в холоде, разряженную нужно обязательно занести в тёплое место.
Батареи с жидким электролитом нельзя переворачивать, в обслуживаемых необходимо контролировать уровень.
Рекомендуется периодически (один-два раза в месяц) на несколько часов подключать АКБ к зарядному устройству. Ток должен быть небольшим — 1-2 А.

Всем привет, дорогие читатели блога и постоянные подписчики! Все мы знаем, что исправный аккумулятор гарантирует устойчивый запуск двигателя практически в любую погоду, ну разве что, за исключением самых сильных морозов (см. материал на тему «какое масло лить в двигатель зимой»). В этой связи нам нужна информация о том, какой срок службы автомобильного аккумулятора, имеющая реальную практическую ценность для водителя.

Почему приходится менять батарею

К сожалению, ни одна АКБ (аккумуляторная батарея) не вечна, и раз в несколько лет нам придется ее утилизировать, заменив новой. Производители гарантируют обычно период действия до 5 лет, в течение которых батарея не должна доставлять владельцу авто серьезных проблем. Минимальный срок равен где-то 3 с половиной годам, поскольку многое зависит от интенсивности эксплуатации и ее особенностей.

Читайте также:  Чем отличается задний мост нивы от классики

Батарея может затрачивать больше энергии, чем это предусмотрено техническим паспортом изделия. Постоянный режим переразряда приводит к тому, что срок службы АКБ неуклонно сокращается. Порой даже 8–16 часов не хватает на то, чтобы вернуть аккумулятор «к жизни», поэтому, прежде, чем рассчитывать его ресурс, убедитесь в том, что он заряжен, насколько это возможно.

Что влияет на срок эксплуатации

Каждому известна истина, что максимальный объем энергии АКБ затрачивает в момент запуска силового агрегата. Поэтому за короткие поездки она попросту не успевает восстановиться, особенно, если водитель часто останавливается и глушить двигатель. То же самое можно сказать и о движении с включенным кондиционером. Активно разряжают батарею стереосистема, девайсы, запитанные через прикуриватель, заряжаемый телефон, я не говорю уже про внешние световые приборы. Свой баланс батарея способна качественно восстанавливать лишь при движении на длительных дистанциях.

Сокращают срок службы аккумулятора и пассивные потребители: сигнализация с индикатором работы, бортовой компьютер, система открывания дверей и прочее. Они работают даже в тот промежуток времени, когда авто стоит на стоянке либо в гараже. Чтобы не разряжать АКБ, достаточно просто отбросить минусовую клемму — таким приемом можно пользоваться, если планируется долгое время не эксплуатировать машину.

Влияние высокой и низкой температуры

Еще на средний период службы аккумулятора влияют погодные условия, в частности, температура воздуха. Морозы неблагоприятно воздействуют на вязкость электролита, а это, в свою очередь, увеличивает сопротивление проходящего заряда. Вследствие этого наблюдаются такие неблагоприятные процессы, как:

  • замерзание (загустение) электролита;
  • осыпание электродов;
  • снижение емкости;
  • деформация корпуса;
  • сокращение длительности службы с одновременным выходом из строя.

С другой стороны на то, сколько лет прослужит Ваша батарея, оказывает влияние и высокая температура воздуха. Она приводит к испарению жидкости, находящейся внутри банок,это приводит к недозаряду и переразряду, повышает вероятность коррозионных процессов. Существует допустимый уровень разряженности аккумулятора, который составляет зимой не более 25%, а летом — не выше 50%.

Сколько должен служить аккумулятор

Частое использование недозаряженной батареи приводит к ухудшению ее рабочих характеристик. Как видим, на эксплуатационные свойства такого оборудования влияет целая совокупность процессов и факторов. Быстрее всего выходит из строя АКБ на автомобилях, которые используются под такси, где период службы может не превышать 1–1,5 лет. Но бывают и ситуации, когда водителю удается ездить на одном аккумуляторе 6 и более лет.

Несмотря на то, что существует понятие гарантийного периода службы, который обязан соблюдать изготовитель. Министерство транспорта установило определенный норматив. Регламентируется он документом РД-3112199–1089-02. Речь в данном руководящем документе идет о сроках службы свинцовых кислотных АКБ на различных транспортных средствах.

Это востребовано при расчете амортизации и списании автомобильных батарей по сроку службы.

Для того, чтобы увеличить срок службы своей батареи, необходимо правильно за ней ухаживать. Нелишним будет 1–2 раза в месяц проверять уровень напряжения на клеммах АКБ с помощью нагрузочной вилки. Также необходимо проверять уровень электролита и, при надобности, доводить его до нормы, а также плотность с помощью нехитрого устройства, называемого ареометром. Также обратите внимание на статью об особенностях зарядки необслуживаемого аккумулятора.Не забывайте подписаться на обновления блога, чтобы быть в курсе самых интересных новостей. На сегодня все, и до новых встреч!

Аккумулятор в автомобиле – это важнейший, мощный и бесшумный элемент, от качества которого зависит работоспособность всех электронных систем, а также возможность пуска двигателя в любых условиях. Срок службы аккумулятора автомобиля не безграничен, имеет свой лимит, определяемый не только производителем, но и самим автовладельцем – от того, насколько качественно будет обслуживаться батарея в немалой степени зависит срок ее эксплуатации.

Во многом на срок службы аккумулятора влияет и условия эксплуатации. К примеру, постоянная городская езда в мегаполисе с многочасовыми пробками, приведет к тому, что батарея будет постоянно недозаряжена, что уменьшит срок ее службы. Состояние современного аккумулятора самостоятельно оценить достаточно трудно, и простые замеры напряжения на его клеммах не в состоянии дать полного представления о том, что творится у него внутри, а именно о степени чистоты и химическом составе электролита.

Средний срок эксплуатации батареи

При покупке большинство автовладельцев полагает, что аккумулятор гарантированно прослужит тот срок, который определил производитель. Как правило, срок службы аккумулятора составляет 3-4 года. Но если он выходит из строя раньше, не стоит обвинять производителя –он определяет для нормальных условий эксплуатации. К таким относит:

  • отсутствие экстремальных температур;
  • качественное обслуживание;
  • отсутствие в авто дополнительных электроприборов.

На практике таких условий практически не встретишь. Масса дополнительного оборудования, создающего повышенную нагрузку, отсутствие времени на периодическую зарядку, проверку электролита, чрезмерно низкие и высокие температуры в родном отечестве – все это неизбежно уменьшает «жизнь» батареи. Отдельно стоит упомянуть плохое крепление аккумулятора, что провоцирует воздействие на нее повышенной вибрационной нагрузки.

На срок службы автомобильного аккумулятора оказывает влияние и манера езды. Так, если автомобилист передвигается лишь по городу на небольшие расстояния и подолгу стоит в пробках, аккумулятор никогда не станет достаточно заряжен. В том случае, когда батарея испытывает постоянную нехватку заряда, электролит внутри расслаивается. В норме гомогенный состав делится на две фракции – внизу оказывается тяжелая кислота, а сверху легкая. Пластины сверху разъедаются легкой кислотой, а тяжелая способствует выработке большего количества энергии, чем нужно. Все это существенно снижает средний срок службы аккумулятора автомобиля.

Читайте также:  Как разобрать переднюю панель на калине

Реальный срок службы АКБ

Чтобы узнать какой реальный срок службы автомобильного аккумулятора, следует учитывать множество факторов его эксплуатации. они достаточно многочисленны:

  • только летняя или круглогодичная эксплуатация автомобиля;
  • пробег авто;
  • количество внештатной электроники, грамотность ее подключения;
  • стабильность работы автомобильного генератора и регулятора напряжения;
  • приоритетный температурный режим эксплуатации авто;
  • качество и постоянство технического обслуживания аккумулятора;
  • качество его крепления в авто.

Все эти факторы существенно влияют на то, какой будет срок службы аккумулятора автомобиля. В особенности непросто работается батареям на автомобилях с интенсивной эксплуатацией – такси, спецтранспорт и т. д. Электроды в таких АКБ изнашиваются прямо пропорционально пробегу самого авто, при наличии массы дополнительной электроники на не самом регулярном обслуживании, срок службы автомобильного аккумулятора может не превысить 1,5 лет – и это при заявленных производителем 4 годах.

Как показывает практика, автомобили, имеющие пробег до 20 тысяч в год, при условии соблюдения их владельцами норм ухода за АКБ, могут менять ее не чаще раза в 4 года. Известны факты, когда аккумулятор служил около 8-лет – сказался нормальный ритм вождения и грамотный уход за батареей. Конечно, на срок эксплуатации влияет не только отношение автовладельца к самой батарее, но и ее качество. Так, по многочисленным отзывам, АКБ известных брендов с легкостью могут отработать отведенный им срок, даже при небольших погрешностях в уходе.

Можно ли продлить срок службы АКБ

Для того, чтобы ответить на вопрос как продлить срок службы аккумулятора, следует внимательно изучить правила ее эксплуатации. Первое, что нужно выполнять регулярно – это контролировать напряжение на выводах аккумулятора – при плюсовой температуре оно должно составлять не менее 12,5 В. В том случае, если оно оказывается недостаточным, батарею необходимо зарядить, поскольку ее эксплуатация в недозаряженном состоянии существенно снижает срок ее службы.

Правильная процедура зарядки АКБ

  • снять батарею с автомобиля, очистить от грязи;
  • оценить выводы – при наличии окисления зачистить наждачной бумагой;
  • вывернуть пробки;
  • проверить уровень электролита, при его недостатке долить дистиллированную воду;
  • при открытых пробках присоединить зарядное устройство, включить его в сеть.

Процесс зарядки более целесообразно проводить малым током в 1-2 А в течение 12-14 часов. По окончании зарядки будет нелишним замерить плотность электролита, для чего удобно использовать специальный ареометр. При необходимости он подлежит коррекции. После обратной сборки АКБ ее можно устанавливать на автомобиль. В процессе эксплуатации следует периодически очищать батарею, осматривать ее корпус на предмет повреждений, очищать клеммы.

Существует перечень советов опытных автомобилистов и экспертов, соблюдение которых позволит максимально продлить срок службы аккумулятора автомобиля:

  • ни при каких обстоятельствах не допускается использование разряженной батареи;
  • чтобы максимально облегчить пуск двигателя следует всегда полностью выжимать сцепление, а в зимнее время «подготавливать» АКБ к пуску включением дальнего света на 20-30 секунд;
  • если двигатель не запускается с первого раза, все последующие попытки должны осуществляться с интервалом не менее 1 минуты;
  • при очистке батареи от грязи особое внимание следует обращать на вентиляционные отверстия, которые часто бываю сильно загрязнены;
  • не забывать отключать все энергопотребители перед постановкой машины на стоянке, а при наличии в авто массы, можно отключать и ее;
  • нельзя пренебрегать периодическими зарядками батареи на специальных устройствах.

Вовремя обнаруживаем проблемы с батареей

Если в процессе работы батареи с ней возникают неисправности, оперативное их обнаружение и устранение поможет максимально долго продлить ей жизнь. К числу наиболее распространенных проблем с АКБ можно отнести следующие.

  • Быстрый разряд аккумулятора. Из многочисленных причин такого «поведения» АКБ на первом месте загрязнение электролита. В него могут попасть посторонние примеси при обслуживании, может оказаться некачественным сам электролит или доливаемая дистиллированная вода. Устранить эту проблему можно самостоятельно. Для этого батарея разряжается, электролит сливается и меняется на новый. После зарядки необходимо проверить плотность, и АКБ можно эксплуатировать.
  • Короткие замыкания внутри батареи. О нем будет свидетельствовать резкое падение мощности и трудный пуск двигателя даже при плюсовой температуре. Если они возникают это говорит, прежде всего, о плохом обслуживании или о его полном отсутствии. Устранить проблему можно лишь заменой электродов, для чего аккумулятор полностью разбирается.
  • Постоянное окисление выводов. Наиболее частой причиной этого является избыточное количество электролита, уровень которого необходимо срочно привести в норму. Для этого нужно его проверить, и после откачать избыток грушей. После этого выводы тщательно зачищаются, и в качестве профилактики смазываются специальной смазкой или тонким слоем простого вазелина.
  • Несколько полезных советов о покупке и эксплуатации аккумуляторов можно увидеть на видео:

    Источник: kalina-2.ru