Как снять помпу на классике

Авто

Содержание

      • 1200 руб. за фотоотчёт
  • Неисправности водяных насосов «классики»
  • Руководство по ремонту помпы
    • Подготовительный этап — снятие детали
    • Как снять и поменять крыльчатку
      • Видео: технология демонтажа крыльчатки
    • Инструкция по замене подшипника и сальника
    • Установка нового шкива
    • Видео: как меняются детали помпы
  • Можно ли устранить течь насоса в пути
    • Видео: заделка трещины корпуса
    • Рекомендуем посмотреть:

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

В данном фото отчёте подробно показано как произвести замену водяной помпы на автомобилях русской классики ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107.

Производить замену помпы необходимо в двух случаях:

  • Помпа дала течь (серьёзный вариант, время на раздумье мало, т.к. может прорвать);
  • Помпа загудела (времени на раздумье чуть больше, но не всегда, может заклинить подшипник в любой момент);
  • Процедура замены средней степени сложности. Особых профессиональных навыков не требует, а по времени около 2-х часов.

    Необходимые инструменты и приспособления:

  • Гаечные ключи на 8, 10, 13, 17, 27, 30;
  • Плоская и крестообразная отвёртка;
  • Ёмкость для слива охлаждающей жидкости;
  • Проникающая смазка (WD-40);
  • Откручиваем сливную пробку на блоке двигателя и сливаем жидкость в заранее подготовленную емкость. Если же, собрались заменить и охлаждающую жидкость, то тогда ищем сливную пробку (или, как в моем случае, датчик вкл. вентилятора на радиаторе.

    На радиаторе охлаждения, откручиваем ее и сливаем жидкость.

    Снимаем аккумулятор. Разъединяем колодку электро-вентилятора.

    Откручиваем три болта крепления кожуха вентилятора к радиатору и вытаскиваем его.

    Ключом на 17 отпускаем (можно полностью не откручивать) гайку натяжки ремня генератора, ослабляем натяжку и снимаем ремень.

    После этого, так же ключом на 17 откручиваем гайку крепежа скобы к помпе и отводим скобу в сторону.

    Придерживая, отверткой, шкив помпы откручиваем три крепежных болта. Снимаем шкив.

    Теперь остается открутить четыре гайки крепежа помпы к двигателю и снять помпу. После этого, зачистить место посадки помпы от следов старой прокладки и грязи, установить новую прокладку (предварительно смазав ее герметиком) и установить новую помпу на автомобиль.

    Остальную сборку проводим в обратной последовательности. При заливке охлаждающей жидкости на забываем поставить рычаг управления краном радиатора отопления в открытое положение и для «развоздушки» системы, отсоединить шланг от впускного коллектора.

    Итак, всем доброго времени суток.

    Сделаю мануал типа того, что делал на Утке.

    Собственно для замены помпы, а также я поменял расширительный бачок, термостат и патрубки, потребуется тосол/антифриз я взял сразу 10л — 800р, комплект патрубков с хомутами 32-51+термостат

    600р(цифра примерная, поскольку это мне старый хозяин отдал в подарок), помпа (я взял тольяттинскую) — 1000р, расширительный бачок — 100р. Итого:

    2500р. Если учесть, что все делаем сами, то на сервисе вы сэкономите около 2000р, а потратить вам придется

    2-3 часа. У меня ушло 5 часов, поскольку я все выверял, делал первый раз и фиксировал на фото.

    Начнем с того, что движок должен быть абсолютно холодным. Из инструмента нужна трещотка маленькая и большая, головка на 7,8,10,13,14,17 и такие же ключи про запас. Отвертки, плюс что-нибудь типа рычага для перестановки генератора вверх-вниз.

    Сперва снимаем крышку радиатора и Р/б, подставляем под авто поддон для слива тосола, откручиваем сливной болт — находится под свечой четвертого цилиндра. Все, тосол пусть льется. Переходим к съему аккумулятора, ну тут уж все просто.

    Затем, ослабив ремень путем откручивания 17 гайки регулировки генератора, ключом на 13 ослабляем болты крепления шкива помпы их три. Шкив при этом чуть-чуть крутится, регулируйте его ход засчет натяжки ремня. Ослабил ремень — крутанул шкив до нужной гайки, подтянул ремень рычагом или как удобнее. Выкручиваем болты, снимаем шкив.

    Читайте также:  Сырой ковролин сзади у приоры

    Далее одна гайка на 17, которая крепит кронштейн регулировки генератора и плюс 4 гайки на 14, которые крепят саму помпу к двигателю. Их лучше маленькой трещеткой с короткой головкой крутить и осторожно проверить наличие шайб под гайками, могут вниз улететь. Открутили — вынимаем помпу, сразу не поддастся. Плоской отверткой простучать по месту соединения помпы и движка, или аккуратно молотком по самой помпе постучать. Подав ее немного вперед, чтобы со шпилек сошла, тянем чуть на себя и вверх.

    Водяной насос системы охлаждения на классических моделях ВАЗ 2101–07 не отличается надёжностью. В среднем пробег детали составляет 40 тыс. км, после чего она выходит из строя и подлежит замене. Но для мастеровитого владельца «Жигулей» есть другой путь — снять и отремонтировать помпу, заменив изношенные либо поломанные элементы: сальник, подшипник или крыльчатку. Если вам близок подобный подход, то перед началом работ стоит изучить подробную инструкцию по реставрации насосного агрегата «классики».

    Неисправности водяных насосов «классики»

    В старых моделях «Жигулей» двигатель охлаждается при помощи специальной незамерзающей жидкости — антифриза, циркулирующего от водяной рубашки мотора к основному радиатору. Двигаться жидкость по системе принуждает вращающаяся крыльчатка помпы, встроенной в переднюю часть силового агрегата. Она приводится в действие коленчатым валом посредством ременной передачи.

    Шкив насоса и генератора крутится ремнём от коленчатого вала

    Чтобы понимать причины неисправностей насоса, нужно знать его устройство. Деталь состоит из следующих основных элементов, выполняющих определённые функции:

    • корпус с фланцем служит для герметичного крепления к двигателю;
    • вал необходим для крепления крыльчатки и приводного шкива;
    • роликовый подшипник обеспечивает вращение вала;
    • крыльчатка с лопастями перекачивает охлаждающую жидкость;
    • ступица — крепёжный элемент приводного шкива;
    • сальник не даёт антифризу просачиваться внутрь подшипника;
    • стопорный винт фиксирует обойму подшипника внутри корпуса.

    Причиной поломки помпы обычно является роликовый подшипник и сальник

    Помпа прикручивается не напрямую к блоку цилиндров, а ко второму корпусу, куда подходит патрубок от термостата.

    Подавляющее большинство неисправностей водяного насоса возникает по причине износа двух элементов — сальника и подшипника. Хозяевам «классики» приходится сталкиваться с такими поломками:

    • течь антифриза через сальник и вал помпы;
    • увеличенный люфт вала вследствие износа подшипника;
    • крыльчатка, разбитая при аварийном контакте с поверхностью второго корпуса (случается при повышенном люфте вала);
    • заклинивание подшипниковых роликов и разламывание вала на 2 части;

    Вал с отломленным концом можно вытащить и поменять на новый

    Вследствие износа подшипника крыльчатка начинает задевать корпус и проламывает дыру, куда уходит весь тосол

    Все перечисленные неполадки можно устранить путём замены соответствующих элементов при условии, что не разбит сам корпус. В этом случае помпа меняется целиком.

    Руководство по ремонту помпы

    Чтобы устранить неисправности водяного насоса ВАЗ 2101—07, необходимо снять его с автомобиля. Исключение — операция по замене шкива, в данном случае помпу демонтировать не придётся. Для выполнения ремонтных работ приготовьте такой комплект инструментов и материалов:

    • молоток;
    • отвёртка с плоским шлицем;
    • стандартные наборы головок и накидных ключей (размеры 9—22 мм);
    • лопатка монтажная (монтировка);
    • ёмкость на 10 л и садовый шланг длиной 1 м для слива тосола из блока цилиндров;
    • 1 л антифриза на доливку;
    • ветошь и перчатки матерчатые.

    Для реставрации водяного насоса понадобится стандартный слесарный инструментарий

    Для замены шкива понадобятся ключи и монтировка, тазик под антифриз и шланг не потребуется.

    Отдельно под выпрессовку крыльчатки необходимо подготовить съёмник типа «болт в болте» с наружной резьбой М18 х 1,5. Также очень желательно располагать тисками, без них разборку помпы вести крайне неудобно. Если понадобится снимать пластиковую крыльчатку нового образца, то обязательно приготовьте метчик М18 х 1,5, дабы нарезать внутри неё резьбу. На старых металлических крыльчатках резьба сделана с завода.

    Читайте также:  Ваз 2107 люк на крышу

    Для нарезки качественной резьбы необходимо применять 2 метчика — номер первый и второй

    Подготовительный этап — снятие детали

    Перед разборкой узла необходимо опорожнить водяную рубашку двигателя, чтобы тосол не потёк через технологический проём после демонтажа помпы. Для этого отверните болт — пробку, находящийся на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по ходу движения авто). Под отверстие подставьте тазик и шланг, дабы не разлить антифриз на землю.

    Для опорожнения блока цилиндров следует выкрутить пробку и снять крышку радиатора

    После откручивания пробки на блоке откройте верхнюю крышку радиатора — охлаждающая жидкость стечёт быстрее.

    Когда струя тосола спадёт и станет течь по стенке блока, заверните пробку на место и переходите к разборке узла, выполняемой согласно пошаговой инструкции:

    Ключом на 17 мм ослабьте гайку на длинном болте крепления генератора, находящейся под его корпусом. Полностью откручивать гайку нет нужды.

    Для освобождения генератора и ослабления ремня нужно открутить гайку под его корпусом

    Ремень привода генератора, вращающий шкив помпы, снимается после откручивания фиксирующей гайки на кронштейне

    Помпа снимается после откручивания четырёх гаек крепления

    Крепёж шкива помпы удобнее ослаблять при натянутом ремне привода генератора, не позволяющем валу крутиться.

    Когда ремень находится в натянутом состоянии, болты шкива открутить легче

    После демонтажа очистите посадочное место водяного насоса от остатков прокладки и герметизирующего состава, а также протрите двигатель и находящиеся рядом узлы от потёков антифриза.

    Как снять и поменять крыльчатку

    Практика показывает, что разрушение лопастей крыльчатки происходит от соприкосновения с ответной частью корпуса, когда вал помпы сильно разболтан. Поэтому поломка лопастей при прочих работоспособных элементах насоса встречается крайне редко и бывает результатом заводского брака. Но если вы обнаружили именно такую неисправность, то процедура ограничится заменой крыльчатки без дальнейшей разборки детали.

    Разрушение крыльчатки обычно сопровождается износом подшипника насоса

    На водяных насосах автомобилей ВАЗ 2101—07 встречается 2 типа крыльчаток:

    • старого образца, изготовленные из металла и снабжённые внутренней резьбой М18 с шагом 1,5 мм;
    • нового образца — элементы из пластика, не имеющие резьбы.

    Все новые крыльчатки делаются без внутренней резьбы

    Обе разновидности крыльчаток крепятся на вал одинаково — путём запрессовки с натягом. Демонтаж пластмассового элемента нового образца выполняется в таком порядке:

  • Закрепите ступицу вала в тисках и нарежьте метчиками резьбу внутри крыльчатки. Перед использованием инструмент смажьте моторным или другим жидким маслом.
  • Вкрутите в отверстие съёмник типа «болт в болте» и слегка подтяните наружный болт.
  • Вращая головку внутреннего болта по часовой стрелке, выпрессуйте крыльчатку и снимите с вала.
  • Внутренний болт съёмника упирается в торец вала и выдавливает крыльчатку вверх

    Старые металлические (точнее, чугунные) элементы просто выдавливаются съёмником, поскольку резьба в них уже нарезана производителем.

    Новая крыльчатка насаживается на вал и напрессовывается лёгкими ударами молотка через наставку, дабы не разбить лопасти. Внимательно следите за посадкой элемента: нижняя часть должна упереться в графитовое кольцо на сальнике, а затем усадить его на 2—3 мм (внутри стоит пружина). Плоская поверхность вращающейся крыльчатки плотно прижимается к кольцу — таким образом обеспечивается герметичность стыка.

    После посадки нижняя кромка крыльчатки должна упираться в кольцо сальника

    Видео: технология демонтажа крыльчатки

    Инструкция по замене подшипника и сальника

    В помпах классических моделей «Жигулей» подшипник и вал представляют собой единую запчасть и продаются в сборе. Соответственно, при поломке вала он также меняется совместно с роликовым подшипником.

    Вал насоса продаётся в сборе с подшипником и бывает разной длины

    При покупке нового вала для водяного насоса ВАЗ 2101—07 обязательно возьмите с собой в магазин старую деталь. Дело в том, что в продаже имеются ремонтные комплекты для различных автомобилей, отличающиеся по длине и диаметру оси, а продавец не всегда компетентен в подобных мелочах.

    Читайте также:  Можно ли в антифриз добавить тосол

    Чтобы заменить вал, нужно действовать так:

  • Выпрессуйте крыльчатку съёмником, как описывалось в предыдущем разделе.
  • Ослабьте и выкрутите стопорный винт плоской отвёрткой.
  • Удерживая помпу за корпус одной рукой, ударяйте по торцу вала молотком на весу. Если деталь не поддаётся, закрепите насос в тисках и выбивайте её через наставку из дерева.
  • После демонтажа крыльчатки старый вал выбивается молотком

    Ступица насаживается на вал лёгкими ударами молотка

    Вставляя подшипник в обойму корпуса, проследите, чтобы отверстия под стопорный винт совпадали на обеих деталях. Не пытайтесь сильно затягивать стопор, иначе при следующей замене возникнут проблемы с разборкой и помпу придётся менять полностью.

    Сальник выбивается с помощью вала, повернутого толстым концом

    Если необходимо поменять протекающий сальник, то его несложно выбить с помощью старого вала. Обработайте корпус подшипника наждачной бумагой, затем переверните его другим концом и вставьте в отверстие помпы. Дальше забивайте стальную ось молотком, пока сальник не выпадет. Это происходит за счёт того, что второй конец вала под ступицу короче и больше по диаметру. Новый сальник усадите в гнездо до упора с помощью круглой наставки, например, обрезка трубы.

    Сальник аккуратно забивается в корпус с помощью оправки

    Установка нового шкива

    Замена шкива водяного насоса не представляет никакой сложности и не требует снятия детали с двигателя, а также слива охлаждающей жидкости. Простейший способ разборки такой:

  • В первую очередь ослабьте три болта, на которых держится шкив.
  • Отпустите гайки крепления генератора и натяжки ремня.
  • Подперев генератор монтажной лопаткой, подайте его в сторону двигателя и снимите ремень.
  • От руки выверните 3 болта крепления и снимите шкив.
  • Для замены шкива сливать антифриз и демонтировать помпу не требуется

    Установка новой запчасти и сборка узла производится в обратной последовательности. Соблюдайте порядок операций: сначала наживите шкив и подтяните болты ключом насколько возможно, а потом надевайте ремень. Окончательная затяжка шкива делается после натяжения ремня привода генератора.

    Видео: как меняются детали помпы

    Можно ли устранить течь насоса в пути

    О потере части тосола в дороге свидетельствует повышение температуры охлаждающей жидкости и снижение уровня в расширительном бачке. Если вы локализовали место утечки и убедились, что виновата помпа, можно попытаться устранить неисправность. Поломки, вызывающие протекание антифриза, бывают такие:

    • потерял герметичность стык между фланцами насоса и блока цилиндров, тосол течёт из-под прокладки;
    • в корпусе помпы образовалась трещина;
    • корпус разрушен ударом крыльчатки.

    В дырку корпуса с лицевой стороны можно вставить клин и обмазать холодной сваркой

    Как правило, неполадки с протечкой водяного насоса являются критическими, их довольно сложно устранить в пути. Подтекающую прокладку попытайтесь ужать затягиванием 4 гаек крепления помпы, для чего придётся снять ремень привода генератора и шкив. Не переусердствуйте — резьбу на шпильках Ø8 мм сорвать нетрудно.

    Мелкую трещину попробуйте заделать химическим составом — холодной сваркой. По возможности примотайте чем-нибудь заплатку к корпусу, чтобы она не отвалилась, долейте воды и добирайтесь до гаража. Законопатить большой пролом от крыльчатки не удастся, нужно искать вариант буксировки авто либо вызывать эвакуатор.

    Видео: заделка трещины корпуса

    С финансовой точки зрения, реставрация помпы выгоднее полной замены, экономия — порядка 50% стоимости новой детали. Учитывая, как часто на «Жигулях» происходят мелкие поломки, подобная разница в цене играет роль. Технология замены подшипника и сальника на водяном насосе ВАЗ 2101 подходит и для других автомобилей, оборудованных двигателем от «классики»: ВАЗ 2121 «Нива» и её модификации, «Нива-Шевроле».

    Источник: kalina-2.ru