Как отремонтировать форсунку своими руками

Авто

Содержание

  • Замена распылителя, ключевые моменты
  • Как понять, что распылитель неисправен?
  • Какие инструменты понадобятся?
  • Замена форсунок, пошаговое руководство
  • Как проверить работоспособность форсунок?
  • Как заменить распылитель?
  • Ремонт распылителя
  • Назначение и устройство распылителя форсунки
    • Виды распылителей форсунок
    • Принцип работы форсунки
      • Видео: принцип работы форсунки
  • Замена распылителя форсунки
    • Симптомы неисправности распылителя форсунки
    • Необходимые инструменты
      • Видео: демонтаж и ремонт форсунок
    • Порядок действий при замене форсунки
      • Видео: замена форсунки своими руками
  • Ремонт распылителя форсунки
    • Порядок действий при ремонте распылителя
      • Видео: ремонт распылителя дизельной форсунки
      • Притирка распылителя
    • Как продлить срок службы распылителя
    • Кратко о форсунках
    • Снятие форсунки
    • Осмотр и проверка
    • Замена распылителей
    • Вывод
    • Рекомендуем посмотреть:

При регулярной эксплуатации дизельных двигателей распыление топлива становится менее эффективным. Наступает момент, когда приходится делать ремонт ТНВД или производить полную замену распылителя. Как это сделать своими руками, не прибегая к услугам автосервиса, и сэкономить приличную сумму денег?

Замена распылителя, ключевые моменты

Со временем водитель замечает, что расход топлива вырос, тогда как мощность упала до катастрофически низких значений. Распространенная причина – выход из строя распылителей. Поскольку на ремонт дизельных форсунок средние цены не радуют, автолюбители задумываются о том, чтобы провести его самостоятельно. Сделать это лучше в максимально сжатые сроки, чтобы проблема не усугубилась.

Как понять, что распылитель неисправен?

Необходимость в ремонте форсунок дизельных двигателей определяется просто:

  • Чрезмерная подача топлива. Даже когда рабочий цикл завершен, ДТ продолжает поступать. Становятся заметны подтеки.
  • Нестабильная работа двигателя. После ночной стоянки он с трудом запускается, обороты плавают.
  • Выхлоп становится плотным и черным.
  • Мощность снижается, и без ремонта ТНВД (топливного насоса) дизельных двигателей точно не обойтись. И возникает вопрос где отремонтировать форсунки? Или может быть попробовать это сделать самому? В этой статье мы расскажем вам как это сделать своими руками.

    Какие инструменты понадобятся?

    Прежде чем начинать ремонт пьезофорсунок, необходимо подготовить необходимые инструменты и приспособления. Крайне не рекомендуется пользоваться рожковым ключом. Даже если удастся снять несколько форсунок для ремонта, установить их обратно уже не получится. Затяжка ключом будет невозможной. Тем, кто собирается выполнять ремонт топливных форсунок своего дизельного двигателя, лучше сразу запастись воротком, торцевыми головками 24, 27. Потому что корпус форсунок Common Rail (да и любых других тоже) – это шестигранник. Торцевые головки должны быть удлиненными. Также понадобится емкость с топливом – в ней будут промываться насос и форсунка дизельная.

    Замена форсунок, пошаговое руководство

    • Ремонт форсунок системы Common Rail начинается со снятия элементов с каналов.
    • Далее снимают шайбы, вычищают грязь. Удобно, выполняя ремонт ТНВД фирмы Bosch, использовать для этих целей специальные крючки.
    • Когда каналы хорошо прочищены, стартер прокручивается 8-10 секунд. Данная процедура является неотъемлемой частью ремонта ТНВД всех дизельных двигателей, так как позволяет полностью очистить каналы от мусора.
    • Даже если ранее ремонтировалась система Common Rail, не лишним будет проверить свечи, выполнить диагностику систем управления.

    Как проверить работоспособность форсунок?

    А вот еще одна обязательная процедура. Когда форсунки сняты, работоспособность проверяется следующим образом:

    • Когда подается топливо, элемент открывается.
    • Топливо не должно течь из распылителя, пока не открылись форсунки.
    • Равномерное распыление – верный признак того, что устройство работает корректно.

    Как заменить распылитель?

    Иногда из строя выходят распылители. Нередко проблема выявляется при выполнении ремонта ТНВД КамАЗа. Понадобятся такие инструменты: емкость с топливом, накидные ключи, тиски. Японские форсунки в тисках лучше не зажимать – они достаточно хрупкие. Сначала в них фиксируют ключ, и уже потом помещают хрупкий элемент.

    Ситуация с немецкими двигателями прямо противоположная. Их можно зажимать в тиски, но для ремонта используются исключительно удлиненные головки и рожковые ключи.

    • Ослабить накидную гайку, аккуратно открутить.
    • Снять промежуточный корпус и промыть его в топливе.
    • Слить остатки.
    • Новый распылитель промыть.
    • Собрать форсунку, проверить работоспособность.
    • Перед установкой смазать посадочное место смазкой. Закручивание осуществляется руками, должен быть легкий ход.

    Процесс сборки как новых, так и отремонтированных дизельных форсунок Бош не представляет сложностей. Перед установкой очень важно промыть трубки топливом. После присоединения надевают зажимы для предотвращения вибрации. Лишний воздух удаляется – можно запускать двигатель.

    Ремонт распылителя

    Покупка форсунки – удовольствие не из дешевых. Поэтому водители часто прибегают к комплексной диагностике и дальнейшему ремонту дизельных форсунок. Распылитель подлежит ремонту в таких случаях:

  • Игла залипла в корпусе из-за деформации.
  • В сопло попала грязь.
  • В качестве эффективных методов, позволяющих отремонтировать распылитель, рекомендована ультразвуковая чистка и притирка с использованием пасты.

    Алгоритм замены достаточно прост. Однако любую поломку гораздо проще предупредить. Для этого рекомендуется использовать качественное топливо и присадки. Эти меры позволят избежать временных и денежных затрат.

    В процессе эксплуатации дизельного двигателя постепенно снижается эффективность распыления топлива. На определённом этапе приходится ремонтировать или менять распылитель форсунки, а иногда и форсунку целиком. Всё это можно сделать самостоятельно, не прибегая к недешёвым услугам автосервиса.

    Назначение и устройство распылителя форсунки

    Одним из основных элементов любой топливной системы, в том числе и Common Rail (CR), является форсунка, основные функции которой:

    • впрыск топлива;
    • герметизация между системой впрыска и камерой сгорания;
    • экономия расхода топлива.

    Читайте также:  После пуска двигателя горит лампочка аккумулятора

    Элемент форсунки, из которого впрыскивается топливо, называется распылителем. Его передний край находится в камере сгорания и постоянно подвергается механическим и температурным нагрузкам. При прохождении топлива через форсунку происходит охлаждение распылителя, но в процессе длительной эксплуатации этого может быть недостаточно. Поэтому наконечник форсунки изготавливается из устойчивых к высоким температурам материалов. В системе CR распылить встроен в форсунку — это увеличивает его срок службы.

    Виды распылителей форсунок

    В топливных насосах высокого давления (ТНВД) рядного многоплунжерного, распределительного и индивидуального типов распылители в форсунке закреплены резьбовым соединением. В результате форсунка представляет собой единое целое.

    Для рядных многоплунжерных, индивидуальных и распределительных ТНВД используются форсунки с распылителями на резьбе

    Топливные системы CR или насос-форсунки имеют встроенные (сборные) распылители. На двигатели c распределёнными камерами сгорания установлены штифтовые форсунки, а на двигатели с непосредственным впрыском — сопловые.

    В системе Common Rail распылители встроены в форсунки

    Принцип работы форсунки

    В системе СR управление форсунками осуществляется через электронный блок управления (ЭБУ), с которого на форсунки поступают определённые сигналы. Этим СR отличается от механической системы, где форсунки открываются при достижении определённого давления.

    Форсунки электрогидравлического типа также открываются при повышении давления топлива. Однако игла распылителя имеет ободок, который используется в качестве поршня. Подача топлива осуществляется под высоким давлением как под поршнем, так и над ним. Поскольку давление одинаково, игла прижимается к посадочному месту, а распылитель находится в закрытом состоянии. Над иглой имеется пространство (канал), которое объединяется с магистралью слива. В это пространство встроен клапан (пьезоэлектрический или электромагнитный), перекрывающий канал в процессе работы.

    При подаче с ЭБУ сигнала происходит срабатывание форсунки. Клапан открывается, канал становится свободным, и топливо над иглой поступает в соответствующую магистраль. В результате возникает разница давления, и топливо, которое находится под иглой, приподнимает пружинку, открывающую отверстие распылителя. В этот момент происходит впрыск. В отсутствии сигнала с ЭБУ давление стабилизируется, а форсунка закрывается.

    В исправном состоянии форсунка распыляет топливо в виде облака. Если же топливо подаётся струёй, то форсунка неисправна.

    Видео: принцип работы форсунки

    Замена распылителя форсунки

    В процессе эксплуатации дизельного автомобиля могут возникать ситуации, когда заметно увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя вплоть до полной остановки. Часто причиной этого являются неисправные распылители. Ремонтные работы в этих случаях желательно провести в максимально короткие сроки.

    Причиной снижения мощности двигателя и повышенного расхода топлива часто является неисправный распылитель форсунки

    Симптомы неисправности распылителя форсунки

    Необходимость замены распылителя можно определить по следующим признакам.

  • Топливо подаётся в избыточном объёме. Оно продолжает поступать в двигатель даже после завершения рабочего цикла. Появляются подтёки.
  • Двигатель работает неустойчиво, плохо запускается после длительной стоянки и плавают обороты на холостом ходу. Причиной этого является недостаток топлива в системе.
  • Из-за неполного сгорания топлива выхлоп становится чёрным и более плотным.
  • В результате снижается мощность двигателя. В этом случае требуется замена распылителей.

    Необходимые инструменты

    Обычно форсунки установлены в головке блока цилиндров на резьбе. Для их демонтажа не стоит пользоваться рожковыми ключами. Даже если получится таким способом форсунки снять, то установить обратно не удастся — выполнить затяжку ключом с требуемым усилием невозможно.

    Основная часть корпуса форсунок представляет собой шестигранник. Для их снятия можно использовать стандартные торцевые головки на 24 и 27 и вороток. Они должны быть удлинёнными. Кроме этого, потребуется ёмкость с топливом для промывки форсунок.

    Видео: демонтаж и ремонт форсунок

    Порядок действий при замене форсунки

    После снятия форсунок из форсуночных каналов удаляют шайбы и загрязнения. Шайбы вытаскиваются с помощью самостоятельно изготовленных крючков. После очистки каналов следует обязательно прокрутить стартер в течение 10 секунд. Это обеспечит полную очистку каналов от мусора. Кроме этого, рекомендуется проверить работоспособность свечей накаливания и систему управления.

    После снятия форсунок проверяется их работоспособность по следующим критериям:

    • при подаче топлива под определённым давлением форсунка должна открываться;
    • до открытия форсунок топливо из распылителя вытекать не должно;
    • распыление должно быть равномерным;
    • при прекращении подачи топлива давление внутри форсунки в течение некоторого времени должно оставаться неизменным.

    При разборке форсунки удобно использовать тиски, но прилагать излишние усилия не стоит

    Если распылители неисправны, на форсунки следует надеть защитные колпачки и подготовить место для работы. Поверхность должна быть чистой и ровной. Потребуются:

    • тиски;
    • ёмкость с чистым топливом;
    • накидные ключи.

    Форсунки японских авто, имеющие обратку через рампу, в тисках зажимать не стоит, поскольку деталь может быть повреждена. В тиски закрепляют ключ и уже в него помещают форсунку.

    Форсунки немецких двигателей можно зажимать в тисках. При этом не рекомендуется использовать рожковые ключи — только торцевые ключи и удлинённые головки.

    Порядок замены распылителя следующий.

  • Ослабляется и откручивается накидная гайка. Иногда она снимается вместе с распылителем. В этом случае её выбивают любой подходящей наставкой, очищают от загрязнений и промывают.
  • Снимается и промывается в ёмкости с топливом промежуточный корпус.
  • С корпуса форсунки сливается оставшееся топливо.
  • Извлекается из упаковки и промывается новый распылитель.
  • Промежуточный корпус вынимают из ёмкости таким образом, чтобы вместе с топливом удалялись частицы загрязнений.
  • Форсунка собирается, затягивается гайка.
  • На стенде проверяется работоспособность форсунки.
  • Перед установкой форсунки посадочное место смазывается графитной смазкой. Затягивание производится с усилием 6–7 кг-м. Закручивать форсунку в канал следует руками — она должна идти легко.
  • Читайте также:  Не качает бензонасос ваз 2109 инжектор причины

    Процесс сборки не представляет каких-либо сложностей, если при разборке трубки и штуцера были помечены. Трубки высокого давления перед установкой промывают топливом как снаружи, так и изнутри. После присоединения на трубки устанавливаются зажимы, предотвращающие их вибрацию и преждевременную поломку. Затем из системы удаляется воздух, и запускается двигатель.

    Видео: замена форсунки своими руками

    Ремонт распылителя форсунки

    Так как покупка и установка новой форсунки сопряжена с довольно серьёзными финансовыми расходами, часто заменяют лишь распылитель. Он состоит из корпуса и расположенной внутри иглы. В процессе эксплуатации посадочные поверхности деформируются, и распылитель начинает работать некорректно.

    Ремонт распылителя возможен в следующих случаях:

  • Залипание иглы в корпусе по причине загрязнения, деформации, задиров или выкрашивания рабочих поверхностей.
  • Загрязнение сопла распылителя.
  • Порядок действий при ремонте распылителя

    Отремонтировать распылитель можно несколькими способами. Одним из них является ультразвуковая чистка, к которой прибегают для снятия нагара с внутренних поверхностей. Однако при сильной закоксованности распылителя полное удаление нагара этим способом невозможно. Более того, ультразвук не может восстановить механически изношенные поверхности.

    Один из вариантов ремонта распылителя — ультразвуковая чистка

    Другой вариант ремонта распылителей — притирка с помощью полировочных паст разной степени зернистости. Недостатком этого способа является возможное нарушение геометрии взаимного расположения деталей. В результате может происходить утечка топлива в форсунку из распылителя. Притирка не поможет и в случае сильной механической деформации поверхностей.

    Элементы форсунки располагаются в строго определённойпоследовательности

    Притирка осуществляется следующим образом.

  • Форсунка зажимается в тисках. Отворачивается гайка, фиксирующая распылитель.
  • Игла промывается в ёмкости с топливом, протирается чистой ветошью и продувается сжатым воздухом.
  • Для притирки иглы используют пасту с содержанием абразива и чугунный притир для окончательной обработки. Игла пропускается по притиру для удаления рисок. При этом следует избегать появления новых повреждений.
  • С помощью никелирования восстанавливается рабочий объем иглы.
  • Механически обрабатывается корпус распылителя. Он должен приобрести гладкий и блестящий вид.
  • Иглу вставляют в корпус. Зазор между иглой и корпусом не должен превышать 1–2 мкм. В противном случае никелирование следует повторить.
  • Таким образом, ремонт распылителя заключается в очистке от нагара, шлифовке и наращивании объёма. Процесс этот достаточно трудоёмок. Если заменить распылитель форсунки сможет практически каждый автовладелец, то для самостоятельного ремонта потребуется специальное оборудование.

    Видео: ремонт распылителя дизельной форсунки

    Притирка распылителя

    Во избежание ошибок процесс притирки распылителей следует рассмотреть более подробно. Для притирки потребуется:

    • паста ГОИ;
    • густое автомобильное масло;
    • дрель.

    Паста ГОИ измельчается в порошок и разводится с маслом в пропорции 1 к 2. Затем состав наносится в корпус распылителя, игла зажимается в дрель, и на самых низких оборотах производится притирка к корпусу. При этом необходимо постукивать иглой о корпус в течение минуты. Затем детали промывают в чистом топливе и продувают компрессором. После этого проводится притирка только маслом.

    Все элементы, в том числе и сама форсунка, промываются в керосине, продуваются и собираются.

    Посадочное место для иглы в корпусе распылителя восстанавливается методом притирки с помощью специальных паст

    Как продлить срок службы распылителя

    Для увеличения срока службы распылителя рекомендуется придерживаться ряда простых, но важных правил:

    • заправляйтесь только качественным топливом на проверенных АЗС;
    • своевременно меняйте топливный фильтр;
    • используйте присадки для топлива, очищающие топливную систему от воды и примесей;
    • при появлении проблем в работе двигателя незамедлительно проведите диагностику на СТО.

    Эти простые рекомендации позволят избежать серьёзных расходов при внеплановой замене форсунок.

    Алгоритм замены форсунок на дизельном двигателе достаточно прост. Сделать это может даже неискушённый автолюбитель. Ремонт распылителя более сложен и трудоёмок. Однако при наличии желания и необходимых инструментов его тоже можно осуществить своими руками. Заправляйтесь качественным топливом, своевременно меняйте топливные фильтры, и проблемы с форсунками будут возникать гораздо реже. Удачи на дорогах!

    Однажды вы замечаете, что «прожорливость» автомобиля сильно выросла в последнее время или снизилась мощность двигателя. Эти симптомы могут свидетельствовать о проблемах с одним из основных элементов инжекторных двигателей – форсунок. В такой ситуации можно попытаться отремонтировать форсунку, отдав ее в руки мастерам (или сделав это своими руками) или же просто заменить ее. Но как это сделать правильно? Вот с этим мы и разберемся в нашей статье.

    Кратко о форсунках

    Итак, многие автолюбители путают два определения «инжектор» и «форсунка», но это разные названия одного устройства. Его задача – образование, подача и распыление топливной смеси для дальнейшего воспламенения в камере сгорания. Установка форсунки может производиться как на дизельных, так и на бензиновых моторах. При этом современные устройства находятся под пристальным управлением ЭБУ.

    Что касается видов форсунок, то по способу впрыска они бывают трех видов:

    – пьезоэлектрические. Устанавливаются на дизельных моторах. Их преимущество – высокая скорость срабатывания и многократность цикла при сохранении идеально точной дозировки. Эти плюсы обусловлены как раз применением пьезоэлементу. Принцип работы – гидравлический (подача топлива осуществляется за счет давления);

    Читайте также:  Обшивка крыши ваз 2107

    – электромагнитные. Ставятся на бензиновые моторы. Самый конструктивно простой вариант форсунки. Работает на электромагнитном принципе. Как только поступает команда с ЭБУ, создается ЭМ поле и осуществляется впрыск. После снятия напряжения механизм возвращается в исходное состояние;

    – электрогидравлические. Монтируются на дизельных двигателях. Работает с использованием давления топлива. При этом команду на открытие сливного дросселя и срабатывания клапана дает ЭБУ.

    Снятие форсунки

    Многие автолюбители не придают значения процессу демонтажа форсунки, а зря. Здесь есть несколько важных моментов, которые необходимо учитывать:

  • Перед снятием форсунки необходимо идеально вымыть не только извлекаемое устройство, но и поверхность вокруг него. Помните, что любое попадание грязи или частички песка чревато для дальнейшей работоспособности узла. Лишний мусор может попасть в канал, разрушить целостность резьбы или уплотнителя. Дальнейшая эксплуатация форсунки будет уже невозможна.
  • Как только снята трубка высокого давления с форсунки, закройте штуцер. Для этого необходимо использовать чистый колпачок с как можно большей плотностью. Если же грязь или песок попадут в штуцер, то при тестировании форсунки на стенде мусор может оказаться в игле, что приведет к ее блокировке. Следовательно, придется менять распылители.
  • Снять форсунку рожковым ключом не получится, а уж тем более установить устройство на место и затянуть его с необходимым моментом. Оптимальный вариант – использование более длинных торцевых головок, имеющих шестигранник на 24 или 27.
  • Сразу выкручивать форсунку не рекомендуется – желательно немного подергать ее в резьбе. Это существенно упростит работу, и предотвратить случайное повреждение головки или же резьбы на ней.
  • Осмотр и проверка

    Сразу после снятия необходимо удалить из каналов форсунки уплотнительные шайбы и все, что там могло остаться после демонтажа (мусор, части элементов шайб и так далее). После завершения очистки необходимо окончательно удалить мусор. Для этого необходимо покрутить двигатель стартером хотя бы 15-20 секунд. Этого будет достаточно для самоочистки мотора. Одновременно с этим необходимо проверить систему управления и состояние свечей (работоспособность последних можно прекрасно наблюдать через открывшиеся каналы). Остается закрыть места, где стояли форсунки, чистыми тряпками и накрыть двигатель полиэтиленом, чтобы воспрепятствовать попаданию воды.

    Следующий этап – проверка работоспособности форсунок. Критерии весьма просты:

    – как только подается топливо, форсунка открывается при достижении определенного давления;

    – наличие небольших струек или течи топлива до полноценного открытия форсунки свидетельствуют о неисправности;

    – струи или капли в период распыла топлива не должны присутствовать;

    – факел должен быть максимально ровным и выходить по оси отверстия;

    – после остановки подачи топлива давление будет еще какой-то период времени.

    Замена распылителей

    Если форсунка не соответствует хотя бы одному из приведенных выше критериев, то замена распылителя неизбежна. Для этого действуйте в следующей последовательности:

    – подготовьте рабочий стол. Здесь важно вымыть все от грязи и пыли, найти две небольшие емкости и залить в них солярку, найти тиски, набор ключей и острый нож. При этом важно учитывать, что форсунки от японских производителей зажимать в тисках нельзя. В противном случае кромки уплотнительной части будут смяты. Такие форсунки необходимо разобрать, вставить в накидной ключ, а уже потом помещать в тиски. Изделия от немецких брендов в этом отношении менее прихотливые;

    – для разборки используйте специальную удлиненную головку, которая уже пригодилась для снятия форсунок. Сначала ослабьте гайку, а дальше откручивайте ее вручную;

    – далее вытягивайте распылитель и очищайте полость гайки (сделать это можно с помощью обычного ерша для чистки клемм АКБ);

    – промойте гайку в первой емкости с соляркой («грязновой» вариант) и оставляем стекать на чистой бумаге;

    – снимайте промежуточный корпус и ополосните его уже во второй ванночке;

    – открывайте упаковку с новым распылителем и полностью смачивайте его в емкости с чистым топливом;

    – ставьте распылитель на место и проверяйте результаты работы на стенде.

    Если все нормально, можно завершать процесс разборки и сборки. Следующий этап – установка форсунок на двигатель. Но нельзя забывать о наличии специальных уплотнителей (одноразовых шайб). Их задача – не только уплотнение канала форсунки, но и защита устройства от перегрева. Кроме этого, перед тем, как ввернуть форсунки на место, необходимо проверить по щупу в двигателе отсутствие воды. Все нормально? – Тогда можно вворачивать форсунки на свое прежнее место, предварительно смазав резьбу на форсунке специальной смазкой (графитовой или медной). Оптимальное усилие протяжки – 6-7 кг*м. Обратный процесс сборки проблем обычно не вызывает.

    Вывод

    Таким образом, при знании некоторых нюансов, наличии природного терпения отремонтировать форсунку не составляет труда. Единственно, что без специального стенда для проверки форсунок сделать это не получится. Если такое устройство есть в наличии – дорога открыта. Если нет, то лучше обратиться к профессионалам. Удачи.

    Источник: kalina-2.ru