Содержание
- Устройство, особенности применения домкрата бутылочного типа
- Обслуживание и ремонт гидравлического домкрата своими руками
- Ремонт и обслуживание
- Как залить масло?
- Схема работы домкрата
- Подкатной домкрат не «держит» — как отремонтировать
- Рекомендуем посмотреть:
Для подъема тяжестей человек изобрел множество приспособлений. Если вкратце описать принцип их работы – трансформация пройденного расстояния в усилие.
Рассмотрим примеры таких преобразований:
По принципу сообщающихся сосудов работает гидравлический домкрат.
Относительно компактные размеры (в сравнении с усилием, которое может развить инструмент) делают его незаменимым при работе с большими тяжестями. Переносные бутылочные домкраты (это второе их название) развивают усилие от 1 до 20 тонн. Более крупные экземпляры могут взять вес в 200 тонн.
При этом именно гидравлика относится к самым безопасным приспособлениям для подъема тяжестей.
Устройство, особенности применения домкрата бутылочного типа
На иллюстрации видно, из каких компонентов состоит гидравлический подъемник.
Вся конструкция умещается внутри резервуара с рабочей жидкостью. Подъемный шток в нижнем положении полностью утоплен в корпусе. Рукоятка-рычаг съемная, и в транспортном положении не занимает много места. Поэтому домкраты такого типа легко умещаются в багажнике автомобиля.
Приспособление, способное поднять солидный внедорожник (усилие 5 тонн) – имеет размеры (с учетом отстегнутой рукоятки) не больше бутылки вина объемом 0,7 литра. Управиться с таким домкратом может один человек.
- Простота в эксплуатации и обслуживании;
- Высокий КПД – до 80%;
- Малое усилие на рабочей рукояти;
- Плавная работа за счет применения жидкости;
- Возможность контролировать высоту подъема с высокой точностью;
- Высокая надежность по причине отсутствия вращающихся и трущихся с усилием деталей;
- Продолжительность срока эксплуатации – кроме уплотнительных колец, в бутылочном домкрате нечему изнашиваться;
- Хороший показатель безопасности в работе – при поломке исключено резкое падение поднимаемого предмета или отбрасывание в сторону части инструмента;
- Широкие возможности применения, не ограниченные эксплуатацией лишь в автомобилях.
- Высота корпуса домкрата практически равна высоте подъема. Это характерно для одноштоковых конструкций, телескопические (многоштоковые) варианты лишены этого недостатка. Частично эта особенность компенсируется выкручивающимся из штока винтом – удлинителем.Из-за подобного недостатка, начальная высота подъема начинается от 20-25 см. Это ограничивает габариты применения устройства;
- Медлительность. Один цикл работы нагнетательного насоса обеспечивает подъем на незначительную высоту. Чем выше грузоподъемность – тем больше движений рукояткой надо сделать для подъема;
- Невозможность точно контролировать высоту опускания груза;
- Работа только в вертикальном положении. В наклоненном или горизонтальном состоянии, в гидросистему попадет воздух, и ее придется прокачать;
- Большая масса приспособления, с учетом рабочей жидкости;
- Высокая стоимость изделия.
Для работы с малыми начальными высотами (например, легковые автомобили с низкой посадкой) применяют подкатной домкрат. Он работает по рычажной схеме, а в качестве движущей силы применяется гидроцилиндр, как в обычном бутылочном домкрате.
Обслуживание и ремонт гидравлического домкрата своими руками
Чтобы знать, как отремонтировать это приспособление – необходимо изучить его устройство и принцип работы. Схема в разрезе изображена на рисунке:
В мощное основание (10) плотно вкручивается рабочий цилиндр (4).
Соединение должно быть надежным, поскольку давление рабочей жидкости (6) при подъеме тяжестей достаточно велико.
В цилиндр помещен рабочий поршень (5) с уплотняющим кольцом. В рабочий поршень (он же подъемный шток) вкручивается винт – удлинитель (3), который при необходимости выкручивается на 2/3 длины штока.
Винт оканчивается опорной площадкой (7), которая имеет противоскользящее рифление.
Вокруг рабочего цилиндра расположен защитный кожух (2), который является емкостью для рабочей жидкости (6).
Рядом расположен нагнетающий цилиндр (плунжер) (8), герметично вкрученный в основание.
Он оснащен двумя клапанами. Заборный клапан при движении нагнетающего поршня вверх (9) заполняет рабочей жидкостью цилиндр.
При опускании нагнетающего поршня, жидкость через подающий клапан поступает в рабочий цилиндр, и давит снизу на рабочий поршень (5).
Под давлением шток движется вверх, поднимая груз. Затем цикл повторяется, пока не будет достигнута требуемая высота подъема груза.
По окончании работ открывается перепускной кран (1), и жидкость из рабочего цилиндра (4) перетекает в корпус-емкость (2).
Кран имеет шариковый затвор, выдерживающий высокое давление. Рабочий поршень под тяжестью груза опускается, вытесняя всю жидкость в емкость.
Домкрат готов к следующему циклу подъема.
Ремонт и обслуживание
Для обслуживания домкрат необходимо разобрать. Не следует этого бояться, никакого высокого давления в нем нет.
Для начала необходимо слить масло гидравлики. Это можно сделать через заливную пробку, а при ее отсутствии – через перепускной кран. Для этого откручивается верхняя шестигранная гайка и полностью выкручивается нижний кран.
Затем снимается корпус, проверяется герметичность и состояние нижнего резинового кольца. Большой нагрузки этот элемент не несет, просто предотвращает вытеканию жидкости из корпуса.
Выкручиваем рабочий цилиндр из основания и извлекаем поршень.
Проверяем состояние внутренней поверхности цилиндра и уплотнительного кольца поршня. При наличии коррозии (что маловероятно) поверхность цилиндра шлифуем и полируем.
Выкручиваем и проверяем состояние плунжера (нагнетающего поршня) и его уплотнительных колец. Проверяем оси, шток и корпус рычага. Не должно быть вмятин, трещин и выработки металла. Поврежденные резиновые уплотнители необходимо заменить на новые.
Промываем все клапана от возможных отложений и мусора. Собираем домкрат в исходное положение.
Как залить масло?
Гидравлическая жидкость заливается через горловину, расположенную сбоку корпуса. Она же является уровнем. Нагрузки на пробку нет, внутри корпуса нет давления. Затем необходима прокачка гидравлического домкрата. Это несложная, но ответственная процедура.
Читайте также: Система охлаждения двигателя ваз 21099 инжектор схема
После заливки необходимо поднять шток на максимальную высоту (без нагрузки). Затем домкрат кладется горизонтально, заливной пробкой вверх. Пробка ослабляется, и шток энергично вдавливается в цилиндр. Большая часть воздуха выдавится в емкость с жидкостью.
Затем пробка плотно закрывается, и производится несколько (до 20) полных циклов подъема на максимальную высоту с нагрузкой 30-50 кг и опускания штока. После чего следует выполнить контрольный подъем под повышенной (100-500 кг) нагрузкой. Если домкрат «не держит» груз – прокачку повторить.
Какое масло залить? То, которое указано в паспорте изделия или в инструкции. Если документы утеряны – найдите информацию на сайте завода изготовителя. Мастера со стажем советуют использовать т.н. веретенку. Это справедливо лишь для старых моделей.
Остались вопросы? Смотрите видео про ремонт 12-ти тонного гидравлического домкрат бутылочного типа.
Без домкрата автолюбитель, без преувеличения, остаётся «как без рук». И нужен он не только для того, чтобы поменять колесо в дороге.
Хороший домкрат незаменим при некоторых видах ремонтных работ – особенно в обычном гараже, не оборудованном подъёмником. Например, при сборке подвески после ремонта, когда необходимо сделать окончательную затяжку рычагов. Совершенно ни к чему опускать авто на колёса, чтобы сайлентблоки приняли «рабочее» положение – достаточно поддомкратить рычаг, чтобы придать ему нужное положение.
Особенно удобен подкатной гидравлический домкрат – благодаря конструкции его можно устанавливать под деталь, расположенную низко, – так, что никаким другим домкратом под неё не подберёшься.
Но, как и любой другой механизм, домкрат может выйти из строя. Ремонт подкатного домкрата доступен любому, кто самостоятельно ремонтирует авто.
Расскажем лишь о том, на что в первую очередь нужно обратить внимание при ремонте подкатного домкрата своими руками.
В первую очередь рассмотрим его устройство.
Схема работы домкрата
Профессиональные подкатные домкраты отличается размерами и грузоподъёмностью. Как правило, управление клапаном осуществляется за счёт поворота рукоятки, что очень удобно при работе.
Но принцип работы всех гидравлических домкратов одинаков, поэтому удобнее воспользоваться схемой, – ведь, несмотря на размеры и вид изделий, они имеют одни и те же причины поломок.
Подкатные домкраты отличается размерами и грузоподъёмностью. Как правило, управление клапаном осуществляется за счёт поворота рукоятки.
Усилие, создаваемое плунжером, через масло, используемое в качестве рабочей жидкости, передаётся на поршень, соединённый со штоком. Масло при этом перекачивается из передней полости цилиндра домкрата в заднюю (со стороны плунжера). Перепускной канал при этом закрыт, а впускной и нагнетательный клапаны позволяют маслу двигаться только в сторону задней полости, то есть домкрат работает как насос. При открытии перепускной иглы (она представляет собой заостренный резьбовой стержень) масло может перетекать обратно в переднюю полость по перепускному каналу. Если в этот момент домкрат находится под нагрузкой, то шток поршня утопится внутрь цилиндра.
Работоспособность домкрата обеспечивается соблюдением трёх условий:
Подкатной домкрат не «держит» — как отремонтировать
Ремонт подкатного гидравлического дамкрата своими руками
Обычно это связано или с недостатком масла в домкрате, либо с повреждением или загрязнением клапанов.
В первом случае достаточно долить масла в домкрат.
Какое масло заливать в гидравлический подкатной домкрат?
Совершенно ни к чему искать какое-то специальное масло для этого. Хотя, если вы пользуетесь домкратом круглый год, то лучше заливайте синтетическое моторное масло – всё-таки оно меньше густеет на морозе. В некоторых автосервисах, когда «заедает текучка», вообще заливают «отработку». Но так делать крайне нежелательно – отработанное масло и грязное и содержит в себе большой процент агрессивных соединений серы.
Если вы пользуетесь домкратом круглый год, то лучше заливайте синтетическое моторное – всё-таки оно меньше густеет на морозе.
Если заправленный домкрат всё же не поднимает или не держит, то без его ремонта не обойтись – скорее всего, клапаны плохо прилегают к посадочным местам. Такое может случиться, если «ослабли» пружинки клапанов, или попала грязь в каналы.
Перед ремонтом можете заранее ремкомплект для подкатного гидравлического домкрата.
Как правило, в него входят уплотнения плунжера и поршня.
Но вряд ли всё это вам пригодится – даже ежедневно используемые в автосервисах домкраты обычно лишь подтекают через уплотнения плунжера. Поэтому не торопитесь разбирать домкрат «по болтику». Достаточно извлечь плунжер и клапаны с пружинками. В зависимости от конкретной модели домкрата, клапаны могут быть установлены либо в разных «колодцах», либо в одном – последовательно (в таких случаях канал имеет сужающееся внутри сечение).
Ремонтный комплект для гидравлического домкрата
После ремонта и заливки свежего масла домкрат нужно «прокачать» – активно «поработать» плунжером чтобы удалить излишний воздух.
Если на клапанах-шариках есть следы деформации, то их нужно заменить. Но обычно причина не в них, а в пружинках – их желательно поменять на более упругие, или, в крайнем случае, подложить под них шайбы – для увеличения силы пружинки.
Но, опять же, обычно всё сводится к банальной грязи, попавшей в каналы домкрата. Поэтому, разобрав его, в первую очередь позаботьтесь о тщательной очистке «внутренностей» домкрата – промойте их бензином и продуйте сжатым воздухом.
Ремонт подкатного гидравлического домкрата грузоподъёмностью 2 или 3 тонны ничем принципиально не отличаются – разве что количеством масла, требуемого для заправки.
После ремонта и заливки свежего масла домкрат нужно «прокачать» – удалить излишний воздух. Для этого сначала нужно активно «поработать» плунжером – пока не появится давление. Дальше всё просто – стравливайте воздух через специальные пробки и добавляйте масло.
Неисправности, характерные для подкатных гидравлических домкратов, присущи и другим подобным устройствам. Например, сходным образом восстанавливается работоспособность домкрата, предназначенного для вытягивания кузова авто, несмотря на то, что нагнетательный и рабочий цилиндры его «разнесены» друг от друга.
Для того, чтобы поддерживать домкрат в рабочем состоянии, когда тот «простаивает», нет необходимости без нужды менять в нём масло – два-три рабочих хода штока раз в три месяца вполне достаточно.
Читайте также: Как понять что провернуло вкладыши
Автомобильный домкрат – Подъем без переворота.
Новый автомобиль, при всех его достоинствах, не всегда средство передвижения. На дороге и в гараже хватает ситуаций, когда любимый Росинант превращается в недвижимость буквально. В зависимости от места произрастания верхних конечностей, автолюбитель либо устраняет досадную помеху самостоятельно, либо обращается к специалистам. И в том и в другом случае отдельные виды ремонта предполагают подъем авто выше его обычного уровня. В этом деле поддержку нам оказывают домкраты. О видах домкратов, их достоинствах и недостатках – этот материал.
На сегодняшний день автомобильное человечество располагает четырьмя базовыми видами домкратов: гидравлическими, пневматическими, винтовыми и реечными. Почему базовыми – потому что практически каждый вид предполагает несколько разновидностей.
Общепринятые характеристики домкратов:
Грузоподъемность – характеризует максимально возможный вес поднимаемого груза.
Высота подхвата – минимальное расстояние между опорной поверхностью (землей, полом) и подхватом (опорной точкой домкрата) в нижнем рабочем положении, соответственно – нижней кромкой груза. В автомобильном разрезе это клиренс.
Высота подъема – максимальное расстояние от опорной поверхности до подхвата в верхнем рабочем положении.
Рабочий ход – расстояние между нижним и верхним рабочим положением подхвата.
Собственный вес – вес домкрата в рабочем состоянии.
Для некоторых видов домкратов актуальна так же характеристика передаточного числа – например соотношение площади плунжера гидравлического насоса с площадью подъемного плунжера в гидравлических домкратах. От него зависит усилие на рукоятке домкрата с ручной подкачкой или мощность двигателя электрического насоса.
Вооружившись этими знаниями, можно пристально рассмотреть все доступные типы домкратов.
Итак, приступим.
Гидравлический домкрат.
Как следует из названия, принцип действия таких домкратов использует жидкость, а точнее – принцип сообщающихся сосудов. В качестве рабочей жидкости обычно используют гидравлическое масло. Смотрим на схему:
На иллюстрации – типичная конструкция так называемого бутылочного гидравлического домкрата. Качая насос вручную или с помощью электричества, пользователь заполняет маслом нижнюю часть цилиндра и поднимает поршень вверх. Характерная и необходимая деталь такого домкрата – перепускной клапан, состоящий, в свою очередь, из всасывающего и нагнетательного клапанов. Именно они позволяют создавать и поддерживать давление в рабочем цилиндре. Всасывающий расположен на патрубке резервуара и препятствует возврату жидкости в резервуар при опускании плунжера насоса. Нагнетательный, соответственно – на патрубке цилиндра, он не дает гидравлической жидкости покинуть цилиндр при подъеме насосного плунжера. Открывая клапан с помощью винта можно сбросить давление и опустить груз на землю. Собственно – надежная и проверенная временем конструкция.
Достоинства.
Важная особенность гидравлики – несжимаемый рабочий материал, то есть жидкость. Отсюда – плавность подъема и опускания, фиксация груза на необходимой высоте и точность торможения. Кроме этого, гидравлические домкраты обладают высоким, до 80%, КПД и значительной, до 100 и более тонн, грузоподъемностью при относительно малом усилии на плунжере насоса.
Недостатки.
Как это обычно бывает, недостатки проистекают из достоинств. Гидравлические домкраты относительно медлительны – один рабочий цикл насоса соответствует небольшой высоте подъема. Еще один недостаток – сложность хранения и транспортировки. Вертикальный гидравлический домкрат можно хранить и перевозить только в вертикальном положении иначе рабочая жидкость может покинуть отведенный ей объем и произвольно растечься по окружающей действительности.
Существуют несколько видов гидравлических домкратов. Перечислю их автомобильные разновидности.
Бутылочный или вертикальный гидравлический домкрат. Его конструкция показана на схеме и, вероятно, является наиболее простой.
Сфера применения таких домкратов достаточно широка в силу большого диапазона поднимаемых весов – от 2-х до 100 тонн. Особенно широко применяют "бутылки" в грузовом автотранспорте. Помимо основных достоинств гидравлического домкрата, вертикальный обладает еще несколькими – это компактность, универсальность применения и большая площадь опоры. Из недостатков – уже упомянутое требование по хранению и транспортировке.
Подкатной домкрат.
В основе такого домкрата лежит тот же принцип, что и у бутылочного с тем лишь отличием, что ось цилиндра находится не в вертикальной оси, а поршень не совмещен напрямую с подхватом и приводит в действие подъемный рычаг.
Подкатным такой домкрат назван потому, что представляет собой тележку на колесах и способен катится по ровной поверхности. При подъеме рычага и подхвата, домкрат смещается или "подкатывается" под груз, в нашем случае – под автомобиль. Отсюда и название. В движение такой домкрат приводится тем же качанием рычага, что и бутылочный, опускается так же – поворотом клапанного винта. Если присмотреться к рукоятке на иллюстрации, можно увидеть перегородку в торце трубки. При необходимости опустить автомобиль или другой груз вниз, трубчатую рукоятку насаживают на клапанный винт, а перегородка входит в паз этого винта – что-то вроде отвертки наоборот. Вращая вокруг своей оси рукоятку, пользователь соответственно вращает и винт, сбрасывая давление в рабочем цилиндре и опуская груз на необходимую высоту.
Чаще всего подкатные домкраты можно встретить на станциях шиномонтажа – они идеально подходят для подъема одной стороны автомобиля, достаточно быстры в работе и установке. Недостатки у такой конструкции проистекают из самого названия – для работы подкатному домкрату необходима ровная твердая поверхность, асфальт или бетон. Кроме этого – значительный размер и масса, возить такой агрегат в автомобиле не очень удобно. Так что самое им место – шиномонтаж и СТО.
Кран манипулятор в аренду – www.megakran.ru
Есть еще один тип подкатных домкратов – трансмиссионный.
Подхват такого домкрата оснащен специальной поворотной рамой. Тут во всей красе показывает себя точность и плавность хода гидравлических домкратов. Монтируемая либо демонтируемая коробка передач автомобиля может быть точно зафиксирована в вертикальной и в горизонтальной плоскости в необходимом положении.
Пневматический домкрат.
В отличие от гидравлики, пневматический домкрат в качестве рабочего тела использует воздух.
Конструктивно, пневматика это либо те же насос и поршень в цилиндре, либо пневматическая подушка. В автомобильном деле такие домкраты используются мало в силу особенностей рабочего тела – воздух способен сжиматься и его труднее, чем жидкость, удержать в закрытом объеме. С другой стороны, пневматический домкрат в виде пневмоподушки способен добраться до труднодоступных мест при малом расстоянии между опорой и грузом и при этом имеет большую площадь подхвата. Чаще всего такие домкраты используют для аварийных и спасательных работ.
Читайте также: Датчик скорости ваз 1118
Перейдем к механическим домкратам.
Винтовые домкраты.
Принцип действия таких подъемных устройств известен человечеству еще со времен Архимеда. В частности с помощью архимедова винта поднимали воду. Винтовой домкрат использует тот же принцип – на винте шарнирно закреплено плечо подхвата, при вращении винта плечо перемещается по нему вверх или вниз, в зависимости от направления вращения. Различают вертикальные и горизонтальные (ромбовые) винтовые домкраты. Вертикальный домкрат знаком нам как часть штатного ремонтного набора автомобиля ВАЗ – Г-образная штанга с ручкой сверху. Подхват такого домкрата был закреплен шарнирно и вставлялся в специальный паз в днище Жигулей. Несущими частями такого домкрата являются корпус и винт. В целом охарактеризовать такую конструкцию довольно сложно, тем более в прошлые годы ему практически не было альтернативы. Огромным минусом, безусловно, была необходимость крепления такого домкрата исключительно в предназначенном для этого месте. Место же это имело свойство забиваться грязью и всячески деформироваться. Поднять этим домкратом что либо отличное от классики автопрома или ту же классику, но в непредусмотренном конструкторами месте нельзя, так что вертикальный винтовой домкрат как то выпал из рынка устройств для подъема автомобилей.
Совсем другое дело – ромбовый винтовой домкрат.
Именно такими домкратами комплектуются практически все современные автомобили. Действует он до смешного просто – фактически это струбцина, сжимающая два шарнирно закрепленных плеча. Излом и соответствующее противоположное движение пары плеч относительно друг друга и является собственно полезным действием домкрата.
Компактность, малый собственный вес, простота в работе и не в последнюю очередь, дешевизна определили место таких домкратов в багажниках легковых автомашин. Более того, многие модели имеют специальный профиль ниши запасного колеса для укладки и фиксации там ромбового домкрата. Еще одно достоинство такой конструкции – малая высота подхвата, то есть машина с низким клиренсом и пробитым колесом может быть поднята таким домкратом без особых проблем. Есть и недостатки. Первый и главный – наличие трущихся силовых сочленений. Поясню – шарнир, передвигающийся по винту, его резьба и резьба самого винта подвергаются значительным механическим нагрузкам. Степень подгонки пары шарнир-винт должна быть очень точной во избежание перекосов и заклинивания, что, в свою очередь, делает эту пару крайне чувствительной к посторонним частицам и предметам, а так же к наличию смазки. Второй недостаток – малый поднимаемый вес. Штатный домкрат чаще всего предназначен для поднятия груза весом до полутора тонн, весом больше этого можно сорвать резьбу винта или шарнира. Если добавить сюда низкий (30-40%) КПД и значительное усилие на рукоятке, то станет понятно – большому весу ромбовый домкрат не товарищ. Еще один неприятный момент – низкая устойчивость такого домкрата. Для его использования категорически необходимы колесные упоры, а сам автомобиль должен стоять на максимально горизонтальной поверхности. Кроме того, сама поверхность должна быть очень твердой иначе при малейшем перекосе установки домкрат сам себя укладывает набок, продавливая то, на чем он стоит гранями опоры.
В целом ромбовые домкраты прочно заняли свое место в багажниках автомобилей. Возможно, это наиболее подходящий вариант подъемного устройства для мелкого ремонта и замены колеса на прямо на дороге.
Следующий тип домкратов – реечные.
В основе такого устройства – вертикальная рейка с зубцами или, как показано на иллюстрации – отверстиями.
Подхват реечного домкрата перемещается в вертикальной плоскости либо с помощью качающегося рычага, либо вращающейся зубчатой шестерни – тогда вместо рычага у домкрата ручка вращения.
Реечные домкраты нашли свое применение главным образом в грузовом автотранспорте. Причин этому несколько – в первую очередь большая грузоподъемность и рабочий ход. Не последнее место занимает и высокий КПД устройства, достигающий 85%. Однако конструкция реечного домкрата несет и ряд недостатков, наиболее значимым из которых является размер домкрата – в багажнике легковой машины ему будет явно тесно.
Итак, мы рассмотрели основные виды домкратов, их плюсы и минусы. Перейдем теперь от теории к практике. Как выбрать домкрат и как им пользоваться? Вот ответы на часто задаваемые вопросы.
В: Какой домкрат выбрать в качестве перевозимого с собой?
О: Для начала стоит заглянуть в багажник и нишу запасного колеса – домкрат там скорее всего уже есть и его должно хватить на все возможные виды дорожного ремонта. Если нет или вышел из строя – тут стоит прикинуть свои возможности и потребности. Заглянем под днище своего ландо – там наверняка есть специальные площадки для упора домкрата. Если площадка ровная – подойдет любой подхват, если экзотика – спрашивайте домкрат именно для вашего автомобиля, просто в днище его упирать нельзя. Вероятно, стоит посоветовать в качестве возимого с собой ромбовый домкрат либо его разновидность с удлиненным плечом. В сложенном состоянии он достаточно компактен и прост в эксплуатации. Поинтересуйтесь у продавца грузоподъемностью домкрата – не факт что полуторотонником нельзя поднять две тонны, но рисковать в таком деле не стоит и лучше подобрать домкрат именно для вашего авто.
В: Я ремонтирую машину самостоятельно в гараже – что выбрать?
О: Гидравлику, причем бутылочную. Вертикальный бутылочный домкрат идеально подходит для гаражного использования в силу достаточно широкой сферы применения. Подкатной домкрат при наличии в гараже смотровой ямы не так просто использовать. Так что бутылочный домкрат на 2-3 тонны закроет практически все потребности.
Источник: