Содержание
- Признаки износа опоры стойки амортизатора
- Какие инструменты необходимы, чтобы заменить
- Тонкости процесса замены опоры амортизатора
- ВИДЫ ОПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ
- Продление срока службы опор и амортизаторов
- Как выбрать новую запчасть
- Как проводится реставрация подшипника: реконструкция подушки на видео
- Визуальный осмотр
- Спец-стенд
-
- Ресурс амортизатора
- Вопрос замены и ремонта
- Что и как выбрать?
- Рекомендуем посмотреть:
-
Амортизатор — это элемент подвески, предназначенный для полного или частичного гашения колебаний кузова и ударов от движения колёс по неровностям. Другими словами, при наезде на выбоину колесо сначала резко уходит вниз (при этом шток выходит из амортизатора), а затем так же резко возвращается в исходное положение. Здесь амортизатор и срабатывает, делая это возвращение более плавным.
Признаки износа опоры стойки амортизатора
Главный признак износа опоры амортизатора – это глухой удар об кузов автомобиля в момент наезда на дорожную неровность. Чтобы визуально убедиться в её неисправности, откройте капот и взгляните на амортизатор. Если резинка опоры имеет повреждения или просто находится не на своем месте, то опору придется заменить.
Если вовремя этого не сделать, то вслед за опорой может выйти из строя и сам амортизатор. Поэтому не откладывайте её замену на долгое время, чтобы не допустить поломку кузова автомобиля.
Помните, что одновременно с заменой амортизаторов необходимо менять и опоры. Обычно за замену амортизаторов вместе с опорами вы отдадите почти столько же, сколько и за отдельную замену опоры.
Какие инструменты необходимы, чтобы заменить
- Накидной ключ с изогнутой рукоятью.
- Специальная головка для разборки стоек.
- Длинная головка (свечная).
- Специальный ключ для штока.
- Обычный комплект — трещотка с набором головок, под размеры крепежа.
- Динамометрический ключ.
- Стяжка для пружин стойки.
Тонкости процесса замены опоры амортизатора
Опора амортизатора в замене не требует стяжки. Инструментальная база и приспособления прежние (штатные, согласно размеру гаек и болтов). Опора амортизатора в замене предусматривает следующие манипуляции:
- отвинчивание крепления опоры;
- поднятие средства передвижения до тех пор, пока амортизационный шток не выйдет из опоры;
- допускается утопление штока руками и выдавливание старой амортизационной опоры;
- очищение посадочного места опоры от загрязнений;
- утопление амортизационного штока и подвод новой опоры;
- крепление опоры без ввода штока в опору;
- постановка автомобиля на место подразумевает параллельное наблюдение за правильным внедрением амортизационного штока к его месту в опоре;
- после успешной установки штока, гайки закручиваются и затягиваются, а домкрат опускается.
ВИДЫ ОПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ
Существует несколько наиболее популярных видов подшипников, используемых в современных автомобилях. К ним относятся:
- подшипник со встроенным кольцом. Такое устройство опорного подшипника передней стойки считается наиболее удобным в установке. Встроенное кольцо может быть внешним или внутренним. Главная особенность данного вида подшипников – наличие специальных отверстий для монтажа. Для его установки не требуется применение прижимных фланцев. Подшипник обеспечивает вращение деталей при помощи как внутреннего, так внешнего кольца;
- с внешним отделяемым кольцом. Внутреннее кольцо обеспечивает соединение с корпусом автомобиля;
- с отделяемым внутренним кольцом;
- одиночно разделенный. Этот вид подшипников практически не отличается от всех остальных, но его особенность состоит в том, что сделан из более прочных материалов.
Продление срока службы опор и амортизаторов
Главный враг опоры переднего амортизатора — это ямы и ухабы. Объехать каждую не представляется возможным, а вот снизить скорость и плавно преодолеть её вполне по силам. Опора, как и амортизатор, боится резких движений и ударов. Чем сильнее отдача от «прыжка» колеса из ямы, тем сильнее реакция штока и опоры.
Очистка и мойка подкапотного пространства от опавшей листвы и грязи не даст засориться водоотводам, тем самым убережёт опоры от загрязнения снаружи, а стаканы — от дополнительного источника коррозии. Периодическая промывка амортизаторов, особенно зимой, от налипшего снега вперемешку с солью и реагентами, также способствует сохранению металлических и резиновых элементов от преждевременного разрушения.
Как выбрать новую запчасть
В автомагазинах имеется огромный выбор запчастей от производителей практически со всего мира разного качества и с различными ценами. Автоконцерны рекомендуют приобретать запчасти либо собственного производства, либо тех фирм, которые устанавливают сами. Деталь должна продаваться в индивидуальной упаковке, на которой обязательно отмечены производитель, номер по каталогу, заводской номер и знак соответствия. Эта информация дублируется и на самой запчасти.
Как проводится реставрация подшипника: реконструкция подушки на видео
В данном случае мы видим исправную резиновую подушку, которая просто изменила размер в процессе эксплуатации. Усадку можно скомпенсировать, установив прокладку, изготовленную на станке.
Читайте также: Устранение грыжи на шине
100% работоспособность опоре вернуть не удастся, но пробег в несколько тысяч километров вы себе обеспечите, причём без видимых проблем в комфорте и безопасности.
Несмотря на то что опора стойки амортизатора является ответственным узлом, восстановить её работоспособность можно без обращения в сервис. В зависимости от тяжести повреждения вы выбираете между установкой нового узла, заменой изношенных компонентов или ремонтом. Решение зависит от вашей квалификации и стоимости комплектующих.
- Признаки неисправности амортизаторов
- Визуальный осмотр
- Спец-стенд
Амортизаторы автомобиля предназначены для гашения возвратно-поступательных нагрузок, возникающих при разгоне, торможении, выполнении поворотов, при движении по различного рода неровностям дороги. На большинстве современных автомобилей, в зависимости от машины и задач, которые она будет выполнять, устанавливаются амортизаторы следующих видов: гидравлические двухтрубные, двухтрубные газо-гидравлические с газом низкого давления, однотрубные газо-гидравлические с газом высокого давления.
Амортизаторы выполнены принципиально одинаково и состоят из: цилиндра, поршня со штоком, клапанов прямого и обратного хода, резиновых уплотнителей, и могут отличаться размерами, материалами, заправляемой жидкостью и другими деталями.
Визуальный осмотр
Требуется обратить внимание на подтёки масла, и если таковые имеются, это говорит о негерметичности амортизатора; корпус и пружина амортизатора не должны быть деформированы; оценка износа протекторов – неравномерные пятна на покрышке также свидетельствуют о неисправности; коррозия пружины и опоры пружины.
Раскачка авто.
Взявшись за переднюю (заднюю) часть автомобиля, раскачайте его. В случае неисправности амортизатора, машина, перед тем как придти в исходное положение, сделает больше одного-двух колебаний. Если же автомобиль после раскачивания мгновенно остановился, это явный признак того, что амортизатор заклинил. Способ раскачки, не сможет дать гарантии того, что проблема «некорректного поведения» авто состоит именно в неисправности амортизатора, потому что одни и те же показатели данной диагностики свойственны и другим неисправностям подвески.
Диагностика амортизатора при езде.
Обращайте внимание на ухудшение качества эксплуатации: плавность входа в поворот, тормозной путь, поведение автомобиля при езде по некачественным покрытиям и общую управляемость машины. Также, при движении амортизатор может издавать стук, это говорит о его механическом повреждении. Стендовая диагностика:
Вибростенд или «шок-тестер» – устройство для диагностики подвески, оборудуемое на СТО.
Позволяет специалистам за минимальное время получить график работы амортизатора, сверить с заводским и произвести оценку их работы. С этим методом связано два больших минуса: на показатели вибростенда влияет изменение заводских характеристик авто, к примеру, замена амортизатора, а также неисправности других деталей подвески, которые проявляются идентично.
Спец-стенд
Для полной картины необходимо на специальном стенде проверить усилие полного выхода и сжатия штока, и в этом случае без его демонтажа не обойтись. Данная диагностика, является наиболее достоверной. К недостаткам можно отнести высокую трудоёмкость и, в итоге, затратность. После анализа принимается решение о ремонте или замене.
Теперь давайте детально рассмотрим причины неполадок и как устранить неисправности амортизатора. Из амортизатора вытекает жидкость. Этому может быть несколько причин:
1. В амортизаторе находится чрезмерное количество жидкости – в таком случае, просто обеспечить нужное ее количество;
2. Ослаблена гайка резервуара – подтянуть гайку;
3. Повреждён резервуар в районе уплотнительного кольца – замена или ремонт резервуара;
4. Забоины на штоке, износ хромового покрытия – замена штока и сальника;
5. Повреждение уплотнительного кольца резервуара – замена кольца;
6. Повреждение или износ сальника штока – замена сальника;
7. Повреждение или наличие больших гофр на сальнике резервуара – замена сальника.
При езде амортизатор издаёт стук.
Первым делом проверьте, не вытекает ли жидкость – зачастую это является наиболее распространённой причиной стука, и, если течь обнаружена, проще всего заменить амортизатор. Если же течь жидкости отсутствует, проведите ранее описанный тест – «раскачивание авто». Стук амортизатора также может говорить о его износе, и если эксплуатация без замены составляет более 60 тыс. км, нужно провести ремонт или замену. Ещё одна из распространённых причин стука – попадание воздуха в наружный цилиндр из-за утечки жидкости. Устранить неисправность можно прокачкой амортизатора, как своими руками, так и на станции технического обслуживания.
Снижение плотности жидкости из-за потери свойств, при длительной работе или применении масла, непредусмотренного инструкцией.
Устранить неисправность можно заменой жидкости, указанной согласно инструкции по эксплуатации. Ослабление затяжки гайки цилиндра. Подтянуть гайку, при необходимости долить или заменить жидкость. Может возникать в критически холодных условиях. В таких случаях производится замена гидравлической жидкости на специальную, морозостойкую, и не забывайте прогревать амортизаторы. Также стук может возникать и после установки новых амортизаторов. Скорей всего, причиной является установка их на изношенные резиновые втулки, либо на неподходящие для данного типа амортизаторов.
Читайте также: Защита порогов ваз 2110
Недостаточное сопротивление амортизатора на прямом ходу (движение штока амортизатора вверх).
Причиной данной неисправности часто является негерметичность пропускного клапана или клапана отдачи в результате повреждения деталей, уменьшение жёсткости пружины клапана сжатия. Устранить неисправность следует, разобрав клапана и заменив детали, пришедшие в негодность. Также проблема может быть вызвана: износом направляющей втулки, недостаточным количеством жидкости в результате утечки, заусенцами на поршне или цилиндре, снижением плотности и вязкости жидкости. Во всех случаях требуется замена повреждённых деталей. Кроме всего прочего, во втором варианте следует долить до требуемого количества, а в третьем и четвёртом – заменить рабочую жидкость.
Недостаточное сопротивление амортизатора на обратном ходу.
Неисправность возникает из-за ряда возможных причин: нет нужного количества рабочей жидкости в результате утечки (провести замену деталей и долить жидкость), приход в негодность дисков клапана сжатия, направляющей втулки или штока (произвести замену деталей), негерметичность клапана сжатия (произвести замену или ремонт), рабочая жидкость засорена различными примесями (промыть все детали и заменить жидкость).
Итак, мы рассмотрели факторы, влияющие на работу амортизатора, оценку их состояния, методы устранения неисправностей. Помните: своевременное устранение неисправности амортизаторов позволит Вам не допустить их разрушения, вывода из строя других деталей подвески и кузова, существенно сократить расходы на ремонт и самое главное, обеспечит безопасность движения Вашего автомобиля.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Автомобили с изношенными амортизаторами – очень опасны. А уж «мертвый» амортизатор, в сумме с небольшим дисбалансом колес, приводит к интенсивному износу шин и всех деталей подвески.
Традиционно по наполнению амортизаторы делятся на три группы: жидкостные («гидравлические», «масляные»), с гидравлическим газовым подпором («газо-масляные») и чисто газовые (в которых используется высокое давление газа).
Гидравлические («масляные») амортизаторы представляют собой систему двустороннего действия. Она уменьшает амплитуду колебаний подвески как при полном ее сжатии, так и во время ее расслабления. Достигается это за счет масла, которое, двигаясь из одной части амортизатора в другую, принимает на себя сопротивление пружин, тем самым гася их разрушительную силу. Состоит гидравлический амортизатор из рабочего цилиндра, штока с поршнем, компенсационной камеры, направляющей втулки и амортизационной жидкости — масла.
Газо-масляные амортизаторы имеют сходную с гидравлическими конструкцию. Главное отличие в том, что вместо воздуха с давлением, равным атмосферному, в них используется азот под давлением от 4 до 20 атмосфер. Это и есть так называемый «газовый подпор». Для чего он нужен? Прежде всего — для борьбы с «аэрацией»: избыточное давление не дает газу смешиваться с маслом. Кроме того, газовый подпор служит дополнительным демпфером, как бы пневматическим отбойником, предохраняющим амортизатор от пробоя (от нем. d?mpfen — заглушать, устройство для гашения (демпфирования) механических колебаний, возникающих в машинах при их работе). Эти особенности конструкции делают гидропневматические амортизаторы более надежными и долговечными.
В пользу последних говорят и данные статистики — газонаполненные амортизаторы используются на 90% всех автомобилей мирового автопрома, в том числе и японских.
Масляные амортизаторы уступают газовым в демпфирующих характеристиках, что особенно проявляется при езде на скорости по некачественному дорожному покрытию. Реакция газо-масляного амортизатора на колебания автомобиля гораздо динамичнее, чем масляного, подвеска автомобиля становится жестче, зато колебания кузова менее заметны.
«Существуют каталоги производителей амортизаторов, в которых указано, какие именно стойки должны стоять в той или иной модели автомобиля, например каталог KYB, — рассказывает Дмитрий Огарков, менеджер по поставкам автомагазина Japan Market. – Если мы посмотрим в этот каталог, то увидим, что явный приоритет отдан газо-масляным стойкам. Что касается автолюбителей, которые принципиально ставят масляные стойки и кроме как на «масле» ни на чем не ездят, считая, что они «работают мягче», — то таких «тонких ценителей» своих авто очень мало. На самом деле люди сейчас гораздо проще относятся к своим машинам и доверяют продавцам. А те в свою очередь опираются на рекомендации каталогов производителей запчастей».
Ресурс амортизатора
Ничто не вечно под луной, а с нашими дорогами век амортизаторов совсем не долог. По статистике сервисных станций, ресурс штатных амортизаторов в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и манеры вождения его владельца составляет не более 70 тыс. км. Однако наши дороги вносят значительные коррективы в эти данные. Например, специалисты считают, что «средний ресурс стоек, в зависимости от модели машины в среднем составляет около 30 тысяч километров пробега».
Читайте также: Заклинило ручник что делать
Как же определить ту границу, за которой амортизатор уже перестает обеспечивать безопасность? Как обнаружить так называемую «деградацию жидкости» или отсутствие газа в амортизаторе?
«Существуют специальные детекторы, которые определяют амплитуду колебаний амортизаторов, — рассказывает Максим Антимонов, старший менеджер сервисного центра «ВТК-Авто». — Но такие детекторы могут выдать и ошибочный «диагноз», например, показать износ в 30% даже новой стойки. То есть они не обладают стопроцентной точностью диагностики».
В данном случае эталоном служат заложенные в компьютер диагностического стенда значения величины затухания, соответствующие аналогичным значениям нового амортизатора, установленного на автомобиль на сборочном конвейере. Минусом этого метода является то, что стенд диагностирует не столько состояние амортизаторов, сколько общее состояние подвески автомобиля.
По мнению Максима Антимонова, опытный мастер может самостоятельно протестировать работоспособность стойки: определить визуально и руками – есть ли четко ощутимый «провал»? Если есть – значит, газ вышел.
Что касается диагностики при помощи раскачивания стоящего на месте автомобиля, то данный метод позволяет определить только два «крайних» состояния амортизатора: либо амортизатор полностью вышел из строя (сломана проушина или шток, износился клапанный узел, отсутствует амортизаторная жидкость в рабочей камере), либо амортизатор «подклинивает» или «заклинило» полностью. В различных автомобилях конструктивно заложены разные параметры жесткости подвески. У некоторых моделей автомобилей подвеска изначально достаточно «мягкая» — так что, раскачивая свое авто, не спешите с выводами. Лучше все-таки обратиться в сервисный центр и сделать диагностику ходовой».
Вопрос замены и ремонта
Есть несколько способов ремонта стоек. Вот один из наиболее прогрессивных.стойка разбирается, промывается, детали осматриваются на наличие износа и повреждений. Изношенные детали меняются на запчасти, взятые из оригинальных б/ушных стоек, после чего стойка закрывается. Когда стойка собрана, то через специальный аппарат в нее закачивается газо-масляная смесь для стоек, имеющих газовую конструкцию (одна рабочая полость), либо газ и масло раздельно в разные камеры для стоек, имеющих газо-масляную конструкцию (две рабочих полости, газ с маслом разделены). Вот, пожалуй, и все варианты «восстановления».
Однако во всем цивилизованном мире отслужившие свое амортизаторы меняют на новые, так как понимают, что это такой же расходный материал, как свечи или тормозные колодки. У нас же пока на первое место зачастую выходит вопрос цены. Здесь каждый случай требует тщательной калькуляции.
«В то время, когда на рынке выбор амортизаторов был ограничен, была распространена услуга по их ремонту, — сообщает Максим Антимонов. – Но постепенно СТО, специализирующиеся на ремонте стоек стали исчезать, их осталось совсем мало, потому что сейчас на рынке представлено много недорогих и качественных амортизаторов. К тому же, как бы ни совершенствовались способы ремонта стоек, на мой взгляд, качество ремонта все равно остается не очень высоким – через определенное время такие амортизаторы надо заново «прокачивать».
Автолюбителям логичнее обращаться в сервисные центры, которые предлагают услуги по замене амортизаторов с гарантией.
«Ремонт стоек не всегда дешев, как это кажется на первый взгляд, — его стоимость составляет от полутора до трех тысяч рублей, — поясняет Максим Антимонов. – Бывают случаи, когда к нам приезжает человек и говорит: «Мне сказали, что ремонт стойки обойдется в сумму 2800 руб.». А мы можем за 2500 руб. вместе со стоимостью работ заменить ее на новую. То есть в целом ряде случаев отремонтировать получается дороже, чем ставить новые амортизаторы с гарантией».
Что и как выбрать?
При выборе новых амортизаторов реально оцените возможности вашего автомобиля. Нет смысла ставить амортизатор с индексом «Gas», «Sport» или «Turbo» на сильно подержанное авто, где кузов изначально не рассчитывался на газонаполненные амортизаторы, и дополнительная жесткость разобьёт его окончательно.
В любом городе представлена продукция большинства ведущих производителей амортизаторов: MONROE, Tokico, KYB и др. Например, в каталоге компании KYB для России можно найти все основные линии KYB: газонаполненные монотрубные амортизаторы Gas-A-Just; газомасляные амортизаторы Ultra SR для интенсивной «спортивной» езды; регулируемые амортизаторы для мощных автомобилей AGX и MonoMax (для 4×4, SUV и внедорожников) и т.д. Аналогичные варианты есть в ассортименте MONROE, Tokico и у других ведущих производителей.
Источник: