Содержание
- От каких параметров зависит степень расходования горючего, и что необходимо предпринять для его уменьшения?
- Новый восьмиклапанный двигатель с индексом ВАЗ-21116 — это глубокая модернизация 1,6-литрового мотора (ВАЗ-21114), который скоро уйдет в отставку со своей верной спутницей «Самарой».
- 1_no_copyright
- Массы шатуннопоршневых групп для двигателей ВАЗ-21114 (тяжелая ШПГ, данные в скобках) и ВАЗ-21116 (облегченная ШПГ).
- Показатели мощности и крутящего момента восьмиклапанных двигателей ВАЗ: 21114 — с относительно тяжелой ШПГ; 11183–50 — с тяжелой ШПГ, но с новыми впуском и выпуском; 21116 — полностью модернизированный.
- Николай ГАНЮШКИН, начальник бюро проектирования двигателей
- Рекомендуем посмотреть:
Принимая в учет постоянно растущие цены на горючее, каждый сэкономленный литр в общей сумме ежемесячно позволяет автовладельцу экономить довольно приличные деньги.
Каким образом добиться снижения расхода топлива, а также причины повышения расхода – это тема сегодняшней статьи. Давайте сразу определимся, что речь пойдет не о минимизации расхода, а только о сведении его к стандартам в соответствии с техническими характеристиками модели вашего автотранспортного средства.
От каких параметров зависит степень расходования горючего, и что необходимо предпринять для его уменьшения?
Во-первых, расход находится в прямой зависимости от состояния вашего авто и его исправности. Думаю, не стоит объяснять, что без регулировки системы питания автомобиля ждать от двигателя экономичной работы не приходится. Такое положение дел в любом случае приведет к сгоранию дополнительных объемов горючей смеси.
У вас машина с инжекторным двигателем? Тогда ваше положение в этом смысле более выгодно. Владельцам карбюраторных двигателей в таком случае потребуется помощь профессионала.
Нередко автолюбители пытаются сэкономить, не обращаясь к специалисту и принимая попытки минимизировать расход горючего своими руками. Ряд владельцев авто довольно глупо полагают, что глубоко ввернутые винты в процессе регулирования качественных и количественных показателей смеси воздуха и топлива приведут к минимизации расхода горючего. Как бы не так: с такой «бедной» смесью мотору попросту не удается работать на нормальных мощностях. Как результат, постоянно приходится переходить на более низкие скорости, снова и снова жать на педаль акселератора. О каком уменьшении расхода топлива в таких условиях приходится говорить?
Существует еще ряд факторов, негативно влияющих на расходование горючего. Обратите внимание: вовремя не произведенная замена воздушного фильтра постепенно приводит к увеличению расхода горючего аж до 10 процентов! Работающий с неисправностями экономайзер принудительного холостого хода увеличивает расходование до 8 процентов.
Неисправная система зажигания авто тоже приведет к возрастанию расхода. Имеющаяся проблема с образованием искр ведет к изменениям обычного хода процесса смесесгорания. Как следствие, мы получаем снижение мощности двигателя, а вслед за ним – увеличение расхода бензина.
Доказано, что изменение зазора в группе распределителя ведет к увеличению объемов сгорающего топлива, что на 10 процентов снижает экономичность.
Предстоит дополнительно тратиться на автозаправках и желающим сэкономить при покупке хороших свечей зажигания. Установка с нарушением угла опережения зажигания неумолимо стремится увеличить расходование горючего аж на 30 процентов!
Минимизировать расходование горючего поможет исправная работа охлаждающей системы мотора. И здесь нет ничего удивительного: при изменении температур работающего двигателя претерпевают изменения и процессы смесеобразования и сгорания топливной смеси. При малых температурах смесь не может выгореть полностью, и, наоборот, при возрастании температуры понижается коэффициент наполняемости цилиндров, что ведет к возникновению условий для детонации. Как результат, в перечисленных случаях моторные мощности падают.
Обратите внимание: вовремя залитый антифриз не позволит автомобилю «закипеть» в условиях многочасовой пробки, и сократит расход горючего до 8 процентов.
Спасибо за подписку!
Свою роль в изменение расхода горючего вносят колеса автомобиля. Так, зимние автопокрышки при движении автомобиля по сухому асфальту приведут к увеличению расхода. При этом, даже если вы потратились на самые дорогие и качественные шины, не упускайте из вида давление в колесах. Так, понижение давления на пол атмосферы приводит к дополнительному износу шины, ведет к повышенному расходу топлива, и часто неимоверно снижает курсовую устойчивость авто. А зачем нам лишние опасности на дороге?
Читайте также: Схема освещения салона калина
Обратите внимание: давление нужно контролировать до поездки, то есть на холодном колесе. В процессе движения автомобиля покрышка греется, давление растет, и заниматься его корректировкой в таких условиях нет ни малейшего смысла.
Любой автолюбитель вне зависимости от стажа знает или догадывается, что на процесс сжигания топлива влияет стиль езды. Но, как это ни странно, далеко не каждый при этом применяет свои знания на дороге. А часть водителей доходят до крайностей: плетутся по дороге словно улитки, зная, что расход горючего увеличивается при быстром разгоне и движении, переключают высокие передачи практически сразу после старта.
В целях минимизации расход бензина нужно уметь правильно выбирать передачу. В этом случае стоит учитывать не столько требования экономии, сколько требования безопасности езды. Отсутствующая возможность быстро набрать скорость может сыграть с вами плохую шутку в моментально обострившейся ситуации на дороге.
Это же самое можно сказать и о торможении. Так, движение «накатом» позволяет водителю автомобиля с карбюратором в некоторой степени минимизировать расход горючего, но в условиях скользкой дороги можно легко уйти в занос. Такая ситуация нередко ведет к дополнительным куда более высоким тратам на ремонт автомобиля. Вам нужна такая экономия?
Мы рассмотрели ряд приемов, позволяющих в той или иной степени экономить горючее. Но на экономию влияют и масса других моментов, которые не уместить в рамки одной статьи. Здесь и люфт, возникший в подшипниках ступиц, и изменения угла схождения колес, и многие другие.
Что можно сказать в итоге: в целях снижения уровня расхода бензина, приведения его к паспортным характеристикам, нужно на постоянной основе контролировать исправность вашего авто, а также постоянно тренировать умения экономичного вождения.
Новый восьмиклапанный двигатель с индексом ВАЗ-21116 — это глубокая модернизация 1,6-литрового мотора (ВАЗ-21114), который скоро уйдет в отставку со своей верной спутницей «Самарой».
В управлении проектирования двигателей Волжского автозавода мы выяснили, чем новый агрегат лучше предшественника и какие переделки для этого потребовались.
1_no_copyright
Модернизацию восьмиклапанного двигателя ВАЗ-21114 приблизили два крупных события: выпуск на рынок «Гранты» и переход всего модельного ряда на следующую экологическую ступеньку — Евро-4. И хотя прежний 1,6-литровый, несмотря на солидный возраст (его корни тянутся к середине 80-х годов прошлого века), не выглядел немощным стариком, новые стандарты и веяния требовали обширных изменений. В то же время возможности маневра мотористам, как это часто бывает, сужали финансовые рамки.
Поэтому пошли по уже проторенной дорожке. Ведь несколькими годами ранее обновление пережил 16-клапанный двигатель того же объема (ВАЗ-21126), на котором обкатали некоторые технические решения. Причем унифицировать смогли не только подход, но и многие детали, например шатун с вкладышами, поршневой палец и кольца. Блок цилиндров хоть и с собственным индексом, но в точности как у двигателя ВАЗ-21126: с дополнительными форсунками для охлаждения поршней маслом и платохонингованием стенок цилиндров, снижающим продолжительность обкатки.
Однако скопировать в точности все изменения не получилось: организовать рабочий процесс в моторе с двумя клапанами на цилиндр сложнее. Тем более что требования к модернизированному восьмиклапаннику оказались жестче. Взять хотя бы ресурс — 160 тыс. км для ВАЗ-21126 и 200 тыс. км для ВАЗ-21116. Что меняли и почему, расскажут фотографии с подписями.
H
Новый H-модуль впуска опробовали еще на промежуточном варианте — двигателе ВАЗ-11183-50 (с катколлектором под Евро-4, но с тяжелой шатунно-поршневой группой). Даже без облегчений, только за счет оптимизации впуска и выпуска удалось улучшить основные характеристики.
Модернизированный узел получил более длинные каналы, что позволило поднять крутящий момент, приблизившись к показателям шестнадцатиклапанника. При этом у ВАЗ-21116 его пик достигнут на 700–800 об/мин ниже. Другая важная особенность: на входе в ресивер теперь установлен электромеханический модуль дроссельной заслонки (обиходное название «е-газ»), а от педали акселератора к двигателю протянут не тросик, а провода. Тем самым блок управления получил возможность полностью контролировать подачу не только бензина, но и воздуха в цилиндры. Это во благо не только экологии, но и безопасности, ведь многие электронные ассистенты (их список на вазовских моделях в скором времени пополнится) удерживают автомобиль на траектории в том числе путем дозирования тяги.
Читайте также: Как обкатать двигатель после замены колец
Массы шатуннопоршневых групп для двигателей ВАЗ-21114 (тяжелая ШПГ, данные в скобках) и ВАЗ-21116 (облегченная ШПГ).
Массы шатунно-поршневых групп для двигателей ВАЗ-21114 (тяжелая ШПГ, данные в скобках) и ВАЗ-21116 (облегченная ШПГ).
В прежнем катколлекторе с цилиндрическим блоком четыре канала, идущих от двигателя, сходились почти в одну точку, — потоки выхлопных газов сталкивались, создавая дополнительное противодавление.
H
В модернизированном увеличили длину труб, а приплюснутая форма блока позволила изменить схему их входа в «бочонок»: потоки развели, соответственно, снизив сопротивление и потери.
Сделать каналы еще длиннее не позволила компоновка и нормы по шуму: чем каналы протяженнее, тем громче звук. Кроме того, чем дальше катколлектор отодвинут от двигателя, тем медленнее он прогревается и дольше выходит на рабочий режим. Результат: больше вредных веществ вылетает из выхлопной трубы после пуска.
Одним из самых трудоемких процессов оказался подбор поршня. Поначалу хотели оставить мотор «безвтычным» (при обрыве ремня ГРМ клапаны не загибаются), поэтому первые поршни были с лунками на днище. Но от этой идеи отказались: из-за повышенной термонагруженности в утонённых местах появлялись микротрещины, что сказывалось на ресурсе. Так как у восьмиклапанного мотора часть камеры сгорания расположена в поршне (только так можно обеспечить нормальный процесс горения), подбирали размер так называемой мульды (нем. Mulde — ложбина, корыто) — углубления в днище.
H
Из-за критической температуры в зоне первого поршневого кольца пришлось ввести дополнительное анодирование канавки. Кстати, 16-клапанные моторы испытывают меньшую термическую нагрузку в этой зоне и потому обходятся без дополнительной обработки.
У нового поршня еще одно любопытное и очень важное для наших условий отличие. На юбку наносят графитовое покрытие, снижающее вероятность задиров при холодном пуске. Не исключено, что ВАЗ-21116 поделится графитированием с 16-клапанными агрегатами.
Показатели мощности и крутящего момента восьмиклапанных двигателей ВАЗ: 21114 — с относительно тяжелой ШПГ; 11183–50 — с тяжелой ШПГ, но с новыми впуском и выпуском; 21116 — полностью модернизированный.
Показатели мощности и крутящего момента восьмиклапанных двигателей ВАЗ: 21114 — с относительно тяжелой ШПГ; 11183–50 — с тяжелой ШПГ, но с новыми впуском и выпуском; 21116 — полностью модернизированный.
Еще обширнее изменения в головке блока. Из-за измененной камеры сгорания она подросла в высоту на 1,2 мм — такую корректировку можно вносить без серьезной переналадки работающего в заводских цехах оборудования.
H
Используя компьютерное моделирование, подобрали оптимальное проходное сечение газовых каналов, улучшив их пропускную способность и снизив потери на впуске. Так как мощность повысили, двигатель стал более термонагруженным, поэтому пришлось включить в технологический процесс дополнительную операцию — термообработку. Кстати, ее проходят все 16-клапанные головки. Кроме того, ради более эффективного отвода тепла увеличили сечение охлаждающих каналов, но только тех, которым это действительно необходимо.
Повысили надежность газового стыка, внедрив двухслойную металлическую прокладку: она обеспечивает более высокие удельные давления и герметичность при меньшем усилии затяжки. Это позволило уменьшить диаметр болтов, стягивающих головку и блок цилиндров (с М12 на М10). Преимущества не только в снижении массы и экономии металла: чем ниже усилие затяжки, тем меньше деформируются цилиндры. Конечно, счет идет на микроны, но именно такие мелочи влияют на надежность и ресурс.
H
Так как при обрыве ремня ГРМ на двигателе ВАЗ-21116 поршни встречаются с клапанами, одной из важных задач было разработать более надежный и долговечный привод.
Подобрать ремень помог проверенный партнер — фирма «Гейтс». Серийный образец полностью удовлетворял основным техническим условиям: работать при температуре от —40 до +45 ºС и не требовать замены за весь ресурс двигателя. Да-да, его не придется менять раньше 200 тыс. км! И подтягивать тоже — об этом позаботится автоматический натяжитель.
Читайте также: Установка поршневых колец ваз 21213
H
Он не только освобождает от лишней операции, но и обеспечивает правильное натяжение, что влияет на ресурс в не меньшей степени, чем качество самого ремня. Если перетянуть, страдают подшипники роликов и водяного насоса. Последний, кстати, тоже модернизирован: установили более надежные подшипник и сальник, а также подняли производительность (узел от шестнадцатиклапанника, только со шкивом под узкий ремень).
От механических повреждений привод теперь защищает закрытый пластиковый кожух с герметичными уплотнениями.
Николай ГАНЮШКИН, начальник бюро проектирования двигателей:
Николай ГАНЮШКИН, начальник бюро проектирования двигателей
Модернизация восьмиклапанного двигателя для переднеприводных моделей шла два года. Основными целями поставили сокращение расхода топлива и повышение динамических показателей за счет снижения механических потерь двигателя, а попутно — уменьшение вредных вибраций и шумов. И конечно, увеличение надежности. Нормы Евро-4 требуют, чтобы двигатель сохранял первоначальные параметры по выбросам вдвое дольше — до 160 тыс. км. И почти вдвое мы подняли ресурс: со 120 тыс. до 200 тыс. км. Шатунно-поршневая группа у ВАЗ-21116, как и у шестнадцатиклапанника, покупная. В перспективе некоторые детали планируем выпускать сами, а часть будем по-прежнему закупать у иностранных партнеров из группы «Федерал Могул», которые намерены локализовать производство комплектующих в России. Мы учитываем также интересы альянса Renault-Nissan. Если объемы выпуска моторов вырастут, то разумно будет закупать дополнительное оборудование и организовывать производство деталей шатунно-поршневой группы в Тольятти.
прочитал все 16 страниц темы, но я так и не нашел причины, почему жрет масло.
а теперь послушайте пою лавстори – машинка у меня с 18 января, на текущий момент пробег 21600. Езжу на g-energy 10w-40 полусинг, рекомендовано автовазом, меняю каждые 7500. Все то у официалов. Так вот, когда было 21300 вдруг загорелся чек двигателя, доезал до работы (50км) там мотор остыл через пару часов – вышел посмотреть что там – а там уровень масла меньше отметки MIN. Я офигел, достал из багажника литра полтора масла остатков с прошлых замен (за 3 раза), и влил это все, отметка почти на максимум, ну чуть ниже. Тут же записался в сервис по гарантии (дело было в четверг, в сервис смогу попасть не раньше вторника утра), и успокоился. Но каково же было моё удивление на следующий день, в пятницу, когда в 10 вечера (прошло где то 130км) у меня СНОВА зажглась лампа чека двигателя. Доехал до газпромзаправки, купил литрушку, влил ее почти полностью, сбросил клемму – ошибка пропала.
А теперь – полный финиш. Сегодня (в воскресенье) примерно спустя 45-50 км у меня СНОВА загорелся чек енжин. Причем клянусь вам – перед поездкой в кино я открыл капот – уровень на максимуме. Съездил в кино (5км), обратно, приезжаю в гараж – загорелась опять – но уровень масла еще не смотрел – жду пока остынет двигатель. Поэтому 700гр на 1000 км мне кажутся сказочно малым расходом, товарищи.
Под машиной пятен масляных нет, до этого момента не жрала ни грамма.
Я в шоке, товарищи. А еще возрос расход до 10 литров на 92ом, обычно был 8,2-8,4.
Во вторник отпишу вам, что скажут в сервисе.
Если вас заинтересует стиль езды – то по городу я езжу спокойно, выше 3к двитгатель не кручу. На мкаде же ночью – могу и 150 ездить, если дороги абсолютно сводоны, при жтом я не разгоняюсь тапокй в пол, а просто когда уже едешь 120 на 5ой передаче – можно уже и утопить и погонять немного. Чтобы не плодить офтоп – рекорд на гранте мой 178 по гпсу, 190 на спидометру, но это с горки)
Источник: