Содержание
- Радиатор печки «Нивы»
- Местоположение радиатора
- Устройство и функции радиатора
- Типичные неисправности радиатора
- Снятие радиатора печки ВАЗ-2121
- Подготовка инструментов
- Порядок работ по демонтажу радиатора
- Видео: установка радиатора
- 1 Доработка мотора Нива – монтаж датчика давления масла
- 2 Тюнинг салона – улучшение штатной печки
- 3 Работа с подвеской – кардинальная модернизация отечественного внедорожника
- Рекомендуем посмотреть:
Работа печки на классической «Ниве» традиционно вызывает нарекания у большинства владельцев этого автомобиля. Откровенно слабый, но шумный вентилятор и неудачная конструкция воздуховодов не прогревают салон должным образом. К тому же на работу отопителя влияет эксплуатация ВАЗ 2121, 2131 в сложных дорожных условиях. Происходит засорение радиатора печки, воздуховодов, разрушение патрубков. Поэтому понимание принципов работы отопителя и умение его ремонтировать своими руками становятся важной задачей для водителя «Нивы».
Радиатор печки «Нивы»
Радиатор отопителя ВАЗ 2121, 2131 не относится к критически важным узлам автомобиля. Но в холодную погоду управление машиной с неисправной печкой вряд ли доставит удовольствие. Помимо откровенного холода в салоне, может возникнуть запотевание стёкол, что приводит к ухудшению обзора, а это уже вопрос безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Конструктивно радиатор представляет собой теплообменник или проще говоря батарею, задачей которого является нагрев проходящего через его решётку воздуха. Внешне он выглядит также, как аналогичный узел на других автомобилях.
Для «Нивы» и «классики» ВАЗов используется один и тот же тип радиатора отопителя
Радиатор от «Шевроле-Нива» не подходит для семейства ВАЗ-2121, 2131. Это следует учесть при подборе запчасти в магазине.
Местоположение радиатора
Радиатор отопителя на «Ниве» расположен под приборной панелью за центральной консолью между сиденьем водителя и правого пассажира. Это стандартное место для печки в большинстве автомобилей. По сравнению со многими другими моделями машин доступ к радиатору в «Ниве» довольно прост. Специалисту средней квалификации на это потребуется около 10–15 минут.
Устройство и функции радиатора
Радиатор печки представляет собой узел, в котором происходит передача тепла от нагретой жидкости окружающему воздуху. Он состоит из двух горизонтальных рядов трубок, пересекающихся вертикальными металлическими пластинами (рёбрами). С боков конструкция ограничена панелями, которые обеспечивают функции бачков. К одному из бачков пристыкованы входящий и исходящий патрубки охладительного контура.
Внутри бачка есть две несвязанные полости. Антифриз поступает через входящий патрубок в полость, связанную с верхним рядом трубок. С другой стороны радиатора размещён возвратный бачок, через который антифриз перетекает во второй ряд трубок и движется в обратную сторону ко второй полости бачка и исходящему патрубку. После выхода из радиатора антифриз попадает в основную охладительную систему автомобиля. Антифриз, циркулирующий в трубках, обеспечиваете нагрев всей решётки, благодаря этому теплоотдача от радиатора достигает максимального эффекта.
Установлен радиатор в консоли панели приборов в пластмассовом кожухе и уплотнён по периметру поролоновой лентой. Нагрев воздуха зависит от степени открытия крана, регулирующего поток жидкости через радиатор. Кран установлен на входе в радиатор и управляется верхним рычагом на центральной консоли.
Холодный воздух поступает из внешней среды, проходя через горячий радиатор, нагревается и поступает в салон автомобиля
Главная и единственная функция радиатора отопителя — нагрев воздушного потока, поступающего в салон через воздуховоды.
Изготавливаются радиаторы из алюминия или меди. Алюминиевое изделие держит температурный режим слабо. Медный радиатор работает эффективнее, но стоит дороже. К преимуществам медного радиатора следует отнести и его ремонтопригодность: возможность запаивания трещин на трубках.
Типичные неисправности радиатора
Существуют две основные неисправности радиатора:
Поскольку Нива часто эксплуатируется в сложных дорожных условиях, то вероятность загрязнения решётки от пыльного забортного воздуха очень велика. Засорение ячеек снижает площадь теплоотдачи радиатора, и как следствие приводит к уменьшению тепла, выделяемого из воздуховодов в салон. В таких случаях радиатор печки демонтируется и подвергается промывке под высоким давлением.
Засор трубок радиатора тоже встречается часто. Если выходной патрубок едва тёплый или холодный, то забиты трубки радиатора. Это происходит по разным причинам, в том числе и попадание инородных предметов в магистраль охлаждения во время проведения ремонтных работ. В таких случаях тоже выполняется промывка самих трубок. Для этого необязательно снимать радиатор отопителя. Достаточно отделить патрубки радиатора от системы охлаждения, и в один из патрубков радиатора подать воду под давлением.
Читайте также: Двигатель м115 мерседес технические характеристики
Нарушение герметичности трубок радиатора можно определить по течи охлаждающей жидкости, которая обычно образуется с правой стороны центральной консоли в зоне ног пассажира. Как правило, течь сопровождается запахом антифриза (тосола) в салоне. Не стоит ориентироваться на один только запах антифриза. Пары охлаждающей жидкости очень летучи и могут ввести в заблуждение относительно источника течи. Запах тосола говорит и об утечке в подкапотном пространстве.
Нарушение герметичности радиатора отопителя происходит вследствие естественного износа металла, из которого он сделан. Постоянные циклы нагревания и охлаждения, воздействие различных химических реагентов и расходных жидкостей со временем приводят к разрушению металла и образованию трещин. Трещины в медном радиаторе поддаются запаиванию. Алюминиевый радиатор придётся менять на новый.
Типичные неисправности радиатора печки ВАЗ-2121 можно устранить в гаражных условиях
Снятие радиатора печки ВАЗ-2121
Процедура снятия радиатора печки на вазовской «Ниве» не требует особых навыков и умений. Важно подготовить заранее необходимые материалы и инструменты. Большинство инструкций по ремонту автомобильных печек содержит рекомендацию по сливу охлаждающей жидкости перед началом работ. На практике многие автолюбители ограничиваются сливом только той части антифриза, которая находится в самом радиаторе и ближних патрубках системы охлаждения.
Подготовка инструментов
Для работ по замене радиатора потребуются следующие инструменты:
- пассатижи;
- шлицевая отвёртка;
- крестовидная отвёртка;
- набор маркеров для идентификации проводов;
- гаечный накидной ключ на «7»;
- гаечный накидной ключ на «10»;
- торцевой ключ на «7»;
- торцевой ключ на «10».
Порядок работ по демонтажу радиатора
Все операции необходимо выполнять в такой последовательности:
Отвернуть левый саморез крепления вещевой полки.
Саморез откручивается крестовой отвёрткой
Правая сторона полки крепится к обивке салона
Центральная часть полки откручивается от щитка передка
Правый край полки свободно опускается вниз
С левой стороны полки имеется специальный шип
Нижняя часть панели тоже зафиксирована саморезом
Процесс показан с правой стороны, с левой стороны выполняется аналогично
Панель отводится в сторону
Колодки проводов отсоединяются, чтобы убрать полностью панель радиоприёмника
После отключение проводов панель свободно снимается
Ослабление хомута показано на примере нижнего патрубка, аналогичная операция выполняется и с верхним
Винты откручиваются торцевым ключом с головкой на «7»
Снятый уплотнитель позволяет вывести патрубки радиатора из моторного отсека
Гайка крепления откручивается ключом на «7»
Тяга снимается с рычага крана
Тяга отсоединяется от кожуха вентилятора
Скобы поддеваются шлицевой отверткой
Кожух с вентилятором отводится в сторону
После снятия вентилятора радиатор аккуратно вынимается из своего отсека
Кран и патрубки отворачиваются ключом на «10»
Снятый кран проверяется на герметичность
Нижняя гайка часто выпадает и теряется
Отсоединить исходящий патрубок.
Две гайки крепления откручиваются ключом на «10»
После демонтажа следует провести тщательный осмотр радиатора на предмет засоров решётки и течи из трубок. По результатам проверки принимается решение о возможности ремонта или установке нового радиатора.
Видео: установка радиатора
Процесс замены радиатора печки на классической «Ниве» изучен многими автовладельцами вдоль и поперёк. По сути, порядок действий похож на всем семействе классики АвтоВАЗа. Тем не менее при работах следует соблюдать осторожность и технику безопасности. После окончания ремонта перед выездом на дороги общего пользования необходимо убедиться в том, что все узлы и механизмы автомобиля работают в штатном режиме. Только после этого следует начинать повседневную эксплуатацию машины.
Приступая к тюнингу ВАЗ 2131 Нива, каждый владелец внедорожника должен выбрать один из двух вариантов. Первый метод бюджетный, он заключается в незначительных доработках двигателя и повышении комфортабельности салона. Второй вариант более дорогостоящий, он направлен на модернизацию подвески Лада 2131 4×4 для езды по бездорожью. Давайте рассмотрим, в чем заключаются оба способа улучшения ВАЗ, и что они дают нам в итоге.
1 Доработка мотора Нива – монтаж датчика давления масла
Тюнинг автомобиля, вне зависимости от его модели и года выпуска, всегда лучше начинать с доработки двигателя. Это же касается и ВАЗ 2131. Так как отечественный внедорожник оборудован надежным силовым агрегатом, адаптированным для передвижения по бездорожью, его улучшение не будет столь же кардинальным, как этого требует тюнинг двигателя Нива Шевроле.
Однако небольшие доработки своими руками все же потребуются, и первое, что стоит сделать – это установить индикатор давления масла в моторе. Индикатор, показывающий давление масла – очень полезная деталь, которой должен оснащаться каждый автомобиль. Если ваша Лада 2131 не имеет столь полезного прибора, стоит немедленно приступать к его установке. Тем более что монтаж датчика своими руками сможет выполнить каждый.
Читайте также: Кто нибудь покупал права
Для работы нам потребуются запчасти от ВАЗ 2106 и небольшой перечень инструментов:
- "тройник" индикатора давления масла от "шестерки";
- индикатор от этой же модели;
- датчик давления от ВАЗ 2106;
- отвертки.
Для начала необходимо снять штатный датчик, отвечающий за аварийное давление масла в моторе Нива 4×4. Вместо заводской детали устанавливаем "тройник", к которому присоединяем ранее снятый датчик аварийного давления и датчик индикатора давления от "шестерки". Чтобы подключить полученную конструкцию, не нужно изучать схемы и обращаться к специалистам – все можно сделать своими руками. Сначала берем провод "масса" и подключаем его к клемме "+" на аккумуляторе Лада 2131. К минусовой клемме, расположенной рядом, подключаем провода, отвечающие за подсветку и работу индикатора. Сам индикатор можно разместить в любой части салона. Главное – чтобы он всегда был на виду.
2 Тюнинг салона – улучшение штатной печки
Большинству владельцев Нива 2131 4×4 не нравится работа штатной печки авто. Из-за того, что зимой в салоне авто практически постоянно холодно, многие из них прибегают к самостоятельному решению этого вопроса. Некоторые меняют штатную обшивку салона, выбирая для этого современные материалы для перетяжки. Другие идут более простым путем и устанавливают центробежный вентилятор, который можно "одолжить" у ВАЗ 2108.
Вначале для модернизации печки Лада своими руками понадобится приобрести "улитку" от ВАЗ 2108. Далее можно приступать к выполнению работы. Демонтируем верхнюю решетку салона Нива, после чего берем "улитку" и срезаем с нее все выступы. В верхнем кожухе внедорожника нужно проделать 2 надреза. Затем опускаем "улитку" так, чтобы ее выхлоп был направлен вниз. При этом крышка воздухопритока в салон должна быть постоянно открытой. После этого от "улитки" к воздухопритоку проводим трубку, по которой будет циркулировать воздух.
Следующим этапом тюнинга станет разогрев "улитки". Для этого берем фен и нагреваем деталь, после чего ее необходимо спрессовать. Для управления печкой потребуется взять переключатель на 10 положений от старой радиостанции. Полученную отопительную систему можно подключить к аккумулятору через отдельное реле. После этого в салоне вашего ВАЗ 2131 4×4 всегда будет комфортная температура.
3 Работа с подвеской – кардинальная модернизация отечественного внедорожника
Если перечисленных бюджетных методов доработки Лада 2131 вам показалось мало, и вы можете позволить себе потратить несколько десятков тысяч рублей, тогда можете обратить внимание на способы улучшения ходовой части Нива. Их выполнение своими руками отнимет немало времени и сил, но в итоге вы получите мощный внедорожник, который справится с любым бездорожьем.
Первым мероприятием, которое советуют выполнять специалисты, должна стать замена штатных пружин Нива 2131 на более жесткие. Для тюнинга подойдут детали от Волги, предварительно укороченные на 2 витка. Стоит отметить, что детали вместе с установкой обойдутся владельцу ВАЗ почти в 15 тыс. руб. Если выполнять работу по улучшению проходимости авто на бездорожье самостоятельно, то можно сэкономить, но придется провозиться с машиной целый день.
В результате, в связи с большим наклоном нижних рычагов к горизонтальной линии, увеличится клиренс Лада 2131. Кроме того, после тюнинга подвеска внедорожника станет быстрее отзываться на команды водителя на бездорожье.
Вторым этапом тюнинга станет монтаж дополнительных амортизаторов, с помощью которых диапазон рабочих режимов ходовой части Нива 2131 4×4 увеличится в несколько раз. Сразу стоит предупредить, что браться за такую работу новичкам категорически не рекомендуется. Специалисты же попросят минимум 20 тысяч. Результатом такого улучшения станет увеличенная проходимость машины на бездорожье, ведь если из строя выйдет штатный амортизатор, его моментально заменит дополнительный. Если исправными будут все элементы подвески, то такая Нива проедет почти везде.
Многие владельцы Нива не совсем довольны ощущениями от не всегда комфортной температуры воздуха внутри салона при сильных морозах.
И тут начинается борьба. Кто-то спасается всяческими спирто-глицериносодержащими жидкостями. Кто-то начинает заниматься очень полезной работой по профилактике всего тракта прохождения воздуха через воздушные рукава, заслонки, радиатор печки. Это вызвано плохим качеством монтажа указанных деталей на ВАЗе. Нужно уплотнить все щели с помощью поролона, а лучше чем-то менее гниющим, к примеру силиконовым герметиком. Очень рекомендуется обратить внимание на то, как расположены сопла, обдувающие лобовое стекло. Некоторые коллеги доходят до того, что отсоединяют воздуховоды, идущие к боковым стеклам и заклеивают отверстия. Этот момент спорный. А вот заклеивание воздуховода, идущего к решетке на передней стороне панели приборов нива 2131 вполне допускаю. Тем более, что кое-кто вынимает эту решетку и устанавливает на это место маршрутный компьютер.
Читайте также: Лада деталь саранск каталог
Интересный момент. Обратите внимание, что воздухозабор под капотом забирает воздух только из 2/3 от решетки на самом капоте. И поток воздуха делится на две части. Причем, в меньшую часть возможно идет не 1/3 потока, а больше, т.к. меньше сопротивление потоку воздуха. Вывод: надо заклеить левую 1/3 решетки. Я заклеил её скотчем под "ноздрей" на капоте.
Рекомендуется заменить штатный вентилятор с латунными подшипникам на вентилятор с шарикоподшипниками. Правда теплее у вас, скорее всего, не будет (кроме "запусченных" случаев, когда смазка уже окаменела :-). Но вот тише будет точно, особенно после "фирменных" ВАЗовских звуков дикожужжащих вентиляторов.
Еще стоит обратить внимание на все, что связано с протоком тосола через систему отопления нива 2121. Иногда попадаются "самоварные" краники с уменьшенным пропускным сечением. Радиатор забивается осадками от некачественного тосола. И, конечно же, бывают проблемы с воздушными пробками, которые надо убирать. Нужно чтобы термостат хорошо работал. Только выбирайте правильный.
Всем известно, что штатная звуко-теплоизоляция ВАЗ-ов это скорее накопитель влаги, и многие её просто выкидывают. Можно попробовать сделать всё заново и на качественно ином уровне.
Но самые отчаянные решаются на более кардинальные действия. При этом их взор обращается на более производительный и более тихий центробежный вентилятор от ВАЗ-2109(8 и пр.).
Сообщение в конференции чуть раньше:
Был в Москве в начале ноября, купил за 210 р улитку от восьмёрки, приехал домой и начал творить. Верхнюю решетку убрал, на "улитке" срезал все выступающие детали (профили всякие, уши для крепления). Вкожухе (верхнем в Ниве) сделал два вертикальных надреза острым ножом и улитку опустил выхлопом вниз, крышка воздухопритока должна быть открыта, слегка разогрев корпус "улитки" тепловым феном, примял ее слегка, чтобы крышка капота закрывалась без труда. Крепить ничего пока не крепил, капотом всё прижимается довольно плотно. В общем до ума конструкцию пока не довел, но доволен. Управление сделал через реле и через гасящие сопротивления родные от восьмёрки, переключатель взял от радиостанции на 10 положений миниатюрный, гасящие сопротивления расположил в коробке воздухопритока, греются они! В итоге стало тише в салоне, ведь живу то на Севере, и печка молотит постоянно. Еще есть вариант такой, я его применял на предыдущей Ниве: прямо на радиаторе печки ваз 2131 располагал два вентилятора типа компьютерных на размерчик поболее, и когда тепло -10 -20 то этого вполне хватает, но при морозах за 30 этого мало.
Из рисунка (вид сбоку) видно, что для размещения вентилятора не хватает объема кожуха воздухозабора.
Поэтому он сделал две прорези на передней пластиковой стенке кожуха и отогнул его вперед.
На виде сверху видно, что забор воздуха теперь осуществляется сбоку.
Для управления вентилятором устанавливается дополнительный выключатель. Благо свободные места на "бороде" имеются. Допускается одновременная работа вентиляторов. При этом воздушный поток становится достаточным для качественного обдува стекол и прогрева салона даже в условиях, в которых эксплуатирует свою Нивку.
Кстати, установка центробежного вентилятора в воздушный тракт обогрева снижает естественный напор воздуха при движения ваз 2121 при выключенных вентиляторах. Поэтому установка приличных (по площади отверстий) "ноздрей" на капот на решетку воздухозабора очень приветствуется.
На прилагаемом ниже рисунке изображен совсем радикальный способ модернизации, когда штатный вентилятор снимается, а взамен его устанавливается центробежный . При этом приходится заново изготавливить нижний кожух.
Источник: