Содержание
- Содержание
- Система охлаждения
- Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083
- Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)
- Описание конструкции
- Рекомендуем посмотреть:
Почему если есть отдельный датчик включения электрического вентилятора, то заводские инженеры ставят его после радиатора — в выходном бачке или патрубке.
Обычно это предмет споров. И оппоненты воспринимают назначение датчика слишком прямолинейно "нагрелся лишне двигатель — включаем вентилятор". Однако, в хорошей системе двигатель должен иметь постоянную температуру в широком диапазоне нагрузок, а значит постоянную температуру охлаждающей жидкости (ОЖ), выходящей из двигателя и входящую в радиатор по верхнему патрубку. Меняться должен лишь объем проходящей жидкости, но не температура в этом отрезке системы охлаждения.
И совершенно верно, что именно здесь стоит информационный линейный датчик температуры двигателя. Но место ли здесь управляющему дискретному датчику включения вентилятора с гистерезисом в десяток градусов?
Рассмотрим схему стабилизации температуры двигателя, не менявшуюся последний век.
Вентилятор крутится постоянно и на выходе из радиатора всегда охлажденная жидкость.
Начинаем с того, что двигатель не прогрет. Термостат закрыт, и ОЖ крутится по малому кругу только по двигателю. Радиатор — и вход и выход — холодный.
Двигатель прогрелся до "температуры начала открытия" термостата, например, 90 градусов. Заметьте, для термостата чаще указывается только одно значение и называется оно так. Термостат приоткрывается. В радиатор начинает потихоньку выходить горячая ОЖ. В двигатель соответственно входит охлажденная, снижая его температуру.
Двигатель под большей нагрузкой. Температура выросла до 91 градуса. Термостат открылся сильнее. Больше охлажденной жидкости поступило в двигатель, уравновешивая увеличившееся тепловыделение.
Опыты в кастрюле показывают, что максимальное открытие термостата из примера происходит при 94 градусах. Но проходное сечение под тарелкой клапана уже в начале открытия увеличивается лавинообразно, и на практике температура стабилизируется в ещё более узком диапазоне 1-2 градуса. И в верхнем патрубке при прогретом двигателе тоже 90-92 градусов, не больше и не меньше. Меняется только количество проходящей по большому кругу жидкости.
Рассматривать системы с логикой предполагающей большие колебания рабочей температуры двигателя, просто не хочется.
Поверьте, такая схема используется в "любом" автомобиле и сейчас. За одним исключением — вентилятору не нужно постоянно продувать радиатор. На это тратится много мощности — несколько лошадиных сил при высоких оборотах двигателя.
Какой же критерий включения вентилятора? Смотрим условие работы точной схемы: "на выходе из радиатора всегда охлажденная жидкость".
Понимая всех эти вещи, конструкторы всё же отказались от отдельного датчика включения вентилятора в современных автомобилях с инжектором. В распоряжении электронного блока управления двигателем есть информация о температуре двигателя и забортной, скорости автомобиля и нагрузке. Этого вполне достаточно, что выбрать период включения принудительного обдува радиатора.
Читайте также: Поиск авто по номеру лота аукциона
Добавлено:
Распространенные ЭБУ для управления электровентилятором используют только датчик температуры. И данные скорости при его отказе.
Содержание
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083
1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – подводящий шланг радиатора;
6 – отводящий шланг радиатора;
7 – левый бачок радиатора;
8 – алюминиевые трубки радиатора;
9 – датчик включения электровентилятора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора;
24 – блок подогрева карбюратора;
25 – выпускной патрубок;
26 – подводящий патрубок отопителя;
27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора;
28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
29 – термостат.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)
1 – расширительный бачок;
2 – пробка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке;
6 – дроссельный узел;
7 – подводящий шланг радиатора;
8 – отводящий шланг радиатора;
9 – левый бачок радиатора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка;
24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку;
25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
26 – выпускной патрубок;
27 – подводящий патрубок отопителя;
28 – термостат;
29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.
Описание конструкции
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Читайте также: Ремонт главного тормозного цилиндра газ 3110
Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.
При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.
Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.
Читайте также: Съемник шруса дело техники
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.
При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов (см. Органы управления и приборы).
Система отопления описана в главе Система отопления и вентиляции.
Немного ревизии охлаждающей системы. Еще при покупке авто предхоз мне говорил о новых радиаторах, что внешний осмотр лишь подтверждал — оба радиатора спереди были абсолютно чистыми и без повреждений от камешков. Но само функционирование СО было далеко не идеальным. Практически сразу после приобретения авто был заменен термостат, потому что старый потел прямо через пластиковый корпус. Дальше больше. Однажды в начале мая стоя в пробке в глаз бросилась красная лампочка, загоревшаяся на приборке. Взгляд на приборы и ахтунг, стрелка в красной зоне, перегреваемся. Памятуя о большой нелюбви к перегревам рядных шестерок, срочнейшим образом ретируемся на обочину и начинаем мозговой штурм: подрубил комп, читаю параметры, ДТОЖ на выходе радиатора кажет -25, тогда как в двигателе все +120, причем ошибки по обрыву или кз на датчике нет, поэтому вентилятор просто не включился. Коварный обман со стороны датчика! Ну да ладно, простейшим решением стало включение кондиционера, при котором "карлсон" начинает трудиться принудительно, благо на улице было весьма тепло, и это только добавляло общего комфорта. Плюсом к этим злоключениям был слегка потекший патрубок от радиатора к термосу, как раз тот, в котором установлен датчик — удобнее менять будет. По всей видимости, патрубки очень не любят многократных циклов съема/установки — резиновое колечку внутри патрубка, являющееся основным уплотнением, уминается и начинает подтекать.
Заодно был установлен тюненый термостат (шток удлинен на 3мм, чтобы выбрать свободный ход, тем самым снизив температуру начала открытия до 89 градусов). Теперь даже в самых глухих пробках температура не превышает 92 градуса, на трассе при движении постоянные 89-90. Ранее стоявший Wahler отправился в запас — вдруг что…
Успел добраться до КХХ, хорошенько промыл его от некоего сажевого налета карбклинером. Ни лучше ни хуже от этого не стало, но вместе с ним очистилась и совесть =)
Источник: