Что включает в себя диагностика двигателя

Авто

АВТОЭЛЕКТРИК-ДИАГНОСТ т.+37529-98-94-554
Введение: Автоэлектрик-диагност это моя профессия, которой я посвятил более 20 лет.На данный момент это моё хобби, и в силу своих возможностей и свободного времени стараюсь помочь людям которые попали в трудную ситуацию. Далее в небольших статьях я постараюсь поделиться своим опытом, чтобы уберечь вас от самых распространенных ошибок и бесполезной траты денег и времени.
Компьютерная диагностика
Эти слова производят на неискушенного человека почти магическое действие, и он искренне уверен, вот подключится компьютер, считаются ошибки, сотрутся из памяти ЭБУ, и всё, машина исправна! Чем и пользуются мошенники(объявлений в инете о предоставлении таких услуг великое множество ), сосчитал ошибки, стер, для важности произнес несколько слов на английском якобы объясняющих причину возникновения проблемы, с умным видом посоветовал поменять то или это, взял деньги и исчез в неизвестном направлении. И как говорил один из моих посетителей «И только тогда до меня дошло, что я лох, и меня только что развели на энную сумму». Но это личный выбор каждого и переубеждать вас у меня нет ни малейшего желания.
Компьютерная диагностика –точнее чтение ошибок из памяти ECU, просмотр параметров, облегчает поиск одних, , но затрудняет поиск других проблем. Диагност способен при помощи сканера может обнаружить 40-60% неисправностей, остальные сканер не отслеживает или указывает на несуществующие. Так происходит, когда неисправность не относится к электрике, либо не укладывается в предусмотренный разработчиком алгоритм самодиагностики, по которому ECU формирует набор кодов ошибок. Потеря одной функции обеспечения приводит к невозможности исполнения нескольких функций исполнения. Последние просто не будут работать, будучи полностью исправными, именно поэтому такие неисправности принято называть наведенными.
Хочу дать несколько советов( если вы решили ремонтировать машину самостоятельно) думаю, они будут полезны и уберегут вас от ошибок.
1) Всегда нужно помнить, ошибки ECU это информация к размышлению, а не к действию
2) Всегда нужно знать принцип работы того или иного проблемного датчика или исполнительного механизма и его параметры.
3) Всегда проверять питающие напряжения, состояние массы, исправность проводки.
4) Всегда под рукой иметь электросхему, и внимательно её изучить.
5) Всегда руководствоваться правилом « Не уверен, не делай!»
6) Всегда нужно помнить, любую неисправность нужно доказать, никогда не торопитесь сразу менять.
7) Никогда не слушайте совета друга и соседа по гаражу, всегда помните, это ваша машина, и деньги тоже ваши.
Всегда можно задать вопрос на профильном форуме, но вопрос нужно сформулировать точно и кратко, из-за массы подробностей и многословия вас могут просто не понять. НО, подавляющее большинство советчиков это диванные спецы, настоящие профи всегда в работе, им просто некогда читать и писать посты, и общаются они на узко- специализированных форумах.
Всегда необходимо помнить( если вы всё-таки решили обратиться на СТО) громкое название, обилие рекламы, чай, кофе в офисе, не всегда соответствует профессиональному уровню персонала, а вот ценник на услуги будет запредельным.
Я не веду статистику, но по моим наблюдениям, за последние два года количество обращений ко мне за помощью, после посещений СТО, удвоилось . Даже был забавный случай, клиент потратил на эвакуаторы 350$, просто перевозя свою машину с одного СТО на другое, с отстоем на каждой от 3 дней до недели. Везде сначала брались за работу, надеясь её завести, но столкнувшись с трудностями, поняв что по быстрому бабло срубить не получиться, отказывались от работы. Я очень пожалел, что не записал речь разгневанного клиента в адрес всех СТО куда он обращался, после того как машина была заведена, это был шедевр русского мата!(Машина была заведена через 2 часа)
Причина всего этого одна- низкий уровень квалификации диагностов на СТО, и очень высокое самомнение.
Если вы все-таки приехали на СТО, всегда помните"Считывание ошибок-это не диагностика, стирание ошибок -это не ремонт" Если вам сказали"Ошибки мы стерли, теперь будет все нормально" не верьте, они появятся снова, возникновению их всегда есть причина, и её нужно найти. Настоящий диагност всегда найдет причину неисправности, но на её поиск иногда уходит много времени, но это все равно дешевле чем искать проблему методом подмены катушек, свечей, расходомеров, и прочих датчиков. Если же в памяти ЭБУ ошибок нет, то вам именно это путь и предложат, тогда смело говорите им до свидания! Сарафанное радио ещё никто не отменял, всегда есть отзывы о квалифицированных специалистах. Всегда помните, за пиво вам никто ничего не будет делать, диагност это в первую очередь высококвалифицированный специалист, к этому идут годами, плюс очень много денег вложено в оборудование, сканеры, инструмент, программное обеспечение. Соответственно и стоимость услуг соответствующая, но не запредельная как на фирменных СТО.
Не стесняйтесь спросить сколько будет стоить устранить проблему, вам ответят сколько будет стоить час работы, но никто не озвучит всю сумму, проблема может быть найдена за 5 минут или за пять часов, все зависит от неисправности. Никогда не соблазняйтесь дешевизной, всегда помните, неправильно поставленный диагноз влечёт за собой неоправданные финансовые затраты. Никогда не торгуйтесь, вы не на базаре, не устраивает цена, ищите дешевле, это ваша машина и проблемы тоже ваши.
И самое важное- никогда не стойте рядом с диагностом когда он работает, и тем более не задавайте вопросы, этим вы сбиваете человека с мысли, и таким образом удлиняете процесс работы. Диагност в основном работает не руками а мозгами, и не нужно ему мешать. Из личного опыта могу привести пример, " клиент очень мне хотел помочь, поэтому без остановки рассказывал по симптомы болезни, или давал советы или задавал вопросы по его мнению очень важные." Всё это время я совершенно не мог сосредоточится, все буквально валилось из рук, и тогда ему было предложено свалить домой, и чем быстрее, тем лучше, но очень вежливо и настойчиво. После его ухода, я успокоился. спокойно попил кофе, и через 40 минут проводка была проверена, обрыв найден и запаян, собран жгут. До этого я безтолку потратил полтора часа. Кстати, самая распространенная проблема СТО, это у автоэлектрика нет своего постоянного рабочего места, работает где придётся, из-за этого процесс диагностики и ремонта возрастает в разы. Вот поэтому квалифицированные специалисты там долго не задерживаются, или ищут место с нормальными условиями работы, или сваливают работать на себя. Сейчас очень популярно делать компьютерную диагностику самому, этому усиленно помогает реклама типа" Сэкономь деньги, сделай диагностику самостоятельно" и наши китайские товарищи, выпускающие различные недорогие сканеры типа ELM с выходом на Андроид. Это по моему мнению, приняло размер эпидемии, все стараются диагностировать сами, к радости продавцов, продажи растут как грибы. Но самое печальное, на основании ошибок пытаются сами ремонтировать, и в результате головная боль и денежные расходы. Пример: один человек по советам в инете, неравномерность работы двигателя пытался устранить заменой топливной рампы с форсунками, на момент приезда ко мне, у него в багажнике уже лежало две, и намеревался купить ещё одну. У второго, тоже в багажнике, лежал комплект свечей, расходомер, датчики коленвала и распредвала, бензонасос, и ЭБУ, катушка зажигания и комплект высоковольных проводов. Ну и как их назвать? Но есть и другие, человек обратился с проблемой повышенного расхода топлива, но ходовые характеристики его устраивали. Рекомендовано заменить катушку и лямбда-зонд, параметры их были не в норме, но в данных случаях я всегда сохраняю осциллограммы и описание проблемы, это на случай предьявления претензий. Парень всё внимательно выслушал, предложил проверить ещё раз машину после замены проблемных деталей. Через два дня он появился снова и рассказал, что о результате диагностики поделился с друзьями, а они его подняли на смех, типа машина ведь работает, диагноз неправильный, ничего менять не надо. Но катушку и лямбда-зонд он поменял, и сразу же почувствовал что машина стала ещё резвее и расход топлива упал. Были сняты осциллограммы с катушки и лямбда-зонда и сравнены со старыми- результат как говорится налицо. Парень попросил результаты сохранить на флешку и потом уже прощаясь с улыбкой сказал" Ну а теперь, я над ними поиздеваюсь!"
К чему я это все так подробно рассказываю? А к тому, что каждый должен заниматься своим делом, наша народная забава, сэкономить или нахаляву просто неистребима, ведь все прекрасно знают" Скупой платит дважды" и все равно делают это. Ну а если хочешь всё делать сам, учись! Для этого есть всё, только нужно желание!
Примеры и описания компьютерной диагностики выкладывать нет никакого смысла, это займет много текста, и формат блога на это нисколько не потянет.

Читайте также:  Можно ли поставить на уаз дизельный двигатель

Это моё рабочее место, к сожалению размер не очень большой, но все было сделано так, чтобы максимально было свободно. Отопление водяное, стоят 3 батареи, самодельный газовый котел, циркуляционный насос. От печки на отработке отказался сразу, хотя предлагали довольно продвинутые, уже готовые варианты. На зиму хватило одного баллона газа, но заправляю его я не пропаном, а пропан-бутаном на заправке, у него температура горения значительно больше. Главный эффект, это нет запаха и сажи, а утепленный потолок дает хороший эффект. А когда загоняю машину и открываю капот, то зачастую печку приходится выключать, становиться жарко, и работать уже не комфортно. Мои знакомые всегда удивляются, почему я никогда не смотрю машину на улице, а только в гараже, а ответ очень прост- у меня всё под рукой, всё рядом, все сканеры, инструмент, приспособы, ноутбук с вторым монитором на поворотной стойке, и как результат экономия времени.
Моторная диагностика
А вот на этом методе диагностики ДВС остановимся подробнее, поскольку компьютерной диагностикой состояние механики самого двигателя проверить невозможно, а вот при помощи мотор-тестера USB Autoscope очень просто. Я бы сказал больше, это просто подарок для диагноста, то, на что я раньше тратил часы, теперь уходит минуты.

Перед вами график давления в исследуемом цилиндре, и на основании этого графика, можно точно определить состояние самого цилиндра, какова его степень износа, как работают клапана и компенсаторы, как установлен ремень ГРМ, угол опережения зажигания, компрессию в цилиндре, степень наполнения цилиндра на впуске, противодавление катализатора, и многое другое. Точнее сказать, я визуально могу просмотреть процесс работы исследуемого цилиндра, и вынести точный диагноз, не словами" может быть, я так думаю, мне кажется а сказать именно причину неисправности. Но ещё очень важная деталь, график можно сохранить, а это очень важно.

Мотор-тестер позволяет диагностировать любую систему зажигания, а записав осциллограмму можно просмотреть как она работает на различных оборотах и под нагрузкой, и уверенно сказать об неисправности.
Пример:Nissan Murano 3,5L V6 жалоба на легкую вибрацию по кузову, ошибок по пропускам зажигания нет, катушки зажигания индивидуальные, на каждый цилиндр. Катушки были проверены мотор-тестером, две моментально забраковал. Клиент вынимает из багажника две катушки, одна куплена на разборке, вторая новая, в упаковке. Проверяю, БУ нормальная, новая явный брак. Клиент смотрит недоверчиво, ведь она-же новая! На проверку всех катушек ушло 10 минут, а на обьяснения, почему я забраковал новую катушку, ушло 15 минут. Вроде убедил, клиент после моих обьяснений стал технически подкован, уехал менять. Через час приезжает с новой катушкой, проверяем- конкретный брак.(ошибок по пропускам зажигания нет) Но на этот раз он процесс проверки снимает на камеру и опять уезжает. Через час приезжает радостный, катушку после боданий с продавцом ему поменяли и он поставил её на двигатель возле магазина, вибрации по кузову пропали. Не имея мотор-тестера эту проблему я бы не решил никогда, потому что так-же как и клиент считал бы, новая-значит хорошая! Это самая распространенная ошибка, и специалистов СТО и тех, кто ремонтирует машины самостоятельно, всегда нужно помнить, " Неисправнсть нужно доказать, а всё новое проверить.
80% машин которые приезжают ко мне, вообще не имеют ошибок по двигателю, несмотря на то, что машины довольно свежие или в силу своей древности их и сосчитать то нет возможности, или световой код. Вот тогда мотор-тестер неоценимый помощник, принцип работы всех датчиков и исполнительных механизмов практически одинаков, несмотря на то, что одна машина выпуска 90-х годов, а вторая уже в 21 веке.
Как говорил ранее, осциллограмму можно записать, и внимательно просмотреть, очень удобно.

Читайте также:  Как выровнять давление горячей и холодной воды

У кого хватило терпения прочитать текст и просмотреть видео, (кстати, на первых секундах, это и есть разработчик ПО для мотор-тестера А.В.Шульгин) должен возникнуть вопрос, а почему я совсем не рассказал про компьютерную диагностику, а столько времени уделил именно мотор-тестеру. Ответ прост, 80-90% машин которые приезжают ко мне, это после посещения СТО и как правило ошибок в памяти нет.
Пример"Девушка обратилась на СТО по проблеме легкой вибрации по кузову, но поскольку ошибок в памяти ЭБУ не было, (кстати, у неё муж работает менеджером на сервисе, там ничем помочь не смогли) пошли предположения о причинах вибрации. То, что проблема может быть в двигателе они отбросили сразу(ошибок нет!) как версия была высказана идея про крестовины кардана, неотбалансированные колёса, коробка-автомат, подушки двигателя. Проблема же, была в двух пробитых свечах, и грязных форсунках. Мотор-тестер доказал свою эффективность, и очень быстро.
Мы рассматривали вопросы диагностики довольно свежих автомобилей, это с 2010 года выпуска, но есть просто огромное количество выпуска 90-х и начала 2000-х годов, и благодаря нашим рукастым малярам, жестянщикам, мотористам, слесарям эти машины будут бегать по нашим дорогам ещё очень долго. Вот тут роль мотор-тестера в диагностике таких автомобилей возрастает в разы. На таких автомобилях если и есть возможность компьютерной диагностики, то набор параметров измерений минимален.
Пример:Toyota Avensis 1,6L машина не заводится, хозяин промучался два дня, пытаясь найти проблему путем подмены. Мотор-тестером проблема была найдена за 2 МИНУТЫ!Главная ошибка при таком методе поиска неисправности-слабое или полное незнание принципа работы двигателя, и в придачу просто фанатическая вера в компьютерную диагностику. Как правило это приводит к неоправданным финансовым тратам и массе потерянного времени. Пример:автомобиль Opel Vectra, двигатель регулярно переходил в аварийный режим, но после остановки и выкл-вкл зажигания работал нормально. Обращение на СТО №1,диагноз-"неисправен блок управления коробки-автомат" №2-коробка -автомат, БУ электроусилителя руля, №3-ЭБУ двигателя, коробки -автомата, усилителя руля.№4-ребята честно признались, ошибки мы сотрём, но что послужило причиной они не знают, поэтому машину в ремонт не возьмут. Все выводы основывались на ошибках считанных из памяти ЭБУ. Проблема же заключалась в перетертой проводке, при резком повороте или тряске было кратковременное замыкание на корпус, и что вызывало ошибки. На устранение ушло около 3-х часов, львиная доля которых ушла просто на осмысление данной проблемы, желание просто логически вычислить, что-же послужило причиной и вероятное место в жгуте.Я думаю это намного эффективнее и дешевле, чем тупо следовать ошибкам. Самая главная задача диагноста -это поставить правильный диагноз, поскольку цена ошибки велика в финансовом плане. Пример- индивидуальная катушка-от 80 до 120$.
, расходомер-от 120$, лямбда-зонд от 80$. Это цены навскидку, на брендовые машины ещё дороже. Начинающих диагностов, при неправильно поставленном диагнозе, серьезные ребята быстро приводят в чувство" Ты сказал эта штука неисправна, мы поменяли, не помогло, верни нам потраченные деньги, а эту штуковину забери себе.И честно говоря, я с ними согласен, каждый должен отвечать за свою работу.
Дорогие посетители моего блога. Если кто-то хочет узнать больше, или задать вопрос, пишите в комментариях.
Есть мысль снять видео, и в нем изложить ответы на ваши вопросы. Пишите!

Продолжение
Наконец-то решился снять видео, но как понимаете, режиссер я никакой, опыта работы на камеру тоже никакого, и получилось, то что получилось. Судить вам.
Первое видео это что-то вроде рекламы

Про компьютерную диагностику

Про ценообразование или за что мы платим

Диагностика автомобиля — это необходимая процедура, позволяющая своевременно выявить неполадки, оценить состояние как отдельных систем и узлов, так и общее состояние автомобиля. Благодаря диагностике (при условии, что она проводится регулярно и профессионально), можно значительно снизить риск возникновения неисправностей. Также экономится ваше время, деньги на ремонт – любую поломку дешевле и безопаснее предотвратить, чем устранить.

Что такое «компьютерная диагностика» на СТО?

Компьютерная диагностика автомобиля на СТО — это полная проверка электронных систем вашего автомобиля на наличие имеющихся проблем и неполадок. Диагностика автомобиля на СТО позволяет оценить реальное состояние узлов, деталей и блоков управления автомобиля, а также дать оценку его технического состояния. В процессе диагностики специалистами СТО измеряются различные характеристики автомобиля, которые непосредственно влияют на его работу. Диагностика автомобиля на СТО включает в себя последовательную проверку большинства систем управления, таких как управление двигателем, автоматической трансмиссией, АБС/ПБС, подушками безопасности, круиз-контролем, климат-контролем, иммобилайзером, щитком приборов, системой парковки, пневмоподвеской, системой навигации и т.д. В свою очередь, диагностика каждой системы на СТО – многоступенчата, например, при диагностике двигателя проводятся проверка системы, управляющей двигателем, проверка топливной системы, проверка наполняемости цилиндров, анализ оборотов и пр. По результатам диагностики работники СТО предоставляют Вам отчет об обнаруженных ошибках и предложения по ремонту неисправностей или замене каких-либо агрегатов и узлов здесь же, на СТО.

Зачем нужна диагностика на СТО?

Современный автомобиль — это набор сложных взаимосвязанных устройств, и его работоспособность зависит от большого числа параметров. Как анализы крови позволяют врачу судить о состоянии здоровья пациента, так и диагностика автомобиля на СТО позволяет нашим мастерам максимально точно оценить состояние электронных систем вашего автомобиля. Сервисный центр АСК-АВТО предлагает Вам следующие услуги:

Регулярная плановая диагностика автомобиля на СТО, т.е. элементарная профилактика, которая, в конечном итоге, сэкономит Вам время, деньги и нервы. Плановая диагностика автомобиля позволяет прогнозировать возможные неисправности, которые еще не возникли, но в скором времени могут заявить о себе. Кроме того, она позволяет определить состояние и износ узлов, чтобы вовремя произвести их замену и избежать дорогостоящего ремонта. Таким образом, благодаря диагностике на СТО, ни одна возможная проблема не останется незамеченной. К сожалению, электроника не идеальна, а значит, она может и сломаться и просто некорректно работать. В случае незначительных неполадок, Вы можете и не заметить, что в Вашем автомобиле что-то «не так». Дело в том, что в случае неисправности какого-либо из датчиков (датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик температуры воздуха, датчик расхода воздуха и т.п.) современные бортовые компьютеры заменяют его текущие показатели некоторым «усредненным» значением, не всегда выводя сообщение о неисправности на контрольную панель. Подобные неполадки водитель не всегда может заметить – слишком уж совершенны современные системы управления двигателем. Может возрасти расход топлива, уменьшиться приемистость, но в целом автомобиль будет продолжать двигаться. Особенно это важно, если Вы купили автомобиль, бывший в эксплуатации. Он уже может быть «болен», но Вы не знаете, каким он был ранее. Вам не с чем сравнивать. Поэтому, крайне важно хотя бы раз в полгода обращаться в автосервис (СТО) на «медосмотр». При этом посещении будут выявлены неисправные датчики (если они есть), считаны ошибки и проверена работа двигателя. В процессе эксплуатации автомобиля, при различных неисправностях, в электронном блоке управления (ЭБУ) накапливаются коды ошибок, которые даже после устранения поломки могут привести к сбоям в работе различных систем. При диагностике автомобиля на СТО накопившиеся старые ошибки удаляются из памяти ЭБУ, и больше не мешают нормальной работе. По вашему желанию мы, специалисты СТО, можем вести карту диагностики вашего автомобиля, в которой будут последовательно отмечаться показатели работоспособности всех проверенных систем. Такая карта поможет проследить динамику изменений в функционировании всех устройств и значительно облегчит установление причин внезапно возникших неисправностей и убыстрит процесс ремонта силами работников СТО.

Читайте также:  Ваз 2109 топливная система обратный клапан

Диагностика возникших неисправностей. Мы, специалисты СТО, знаем, что эффективно и качественно отремонтировать автомобиль можно только тогда, когда известна неисправность. Грамотнаядиагностика автомобиля и поиск неисправности на СТО занимают иногда значительно больше времени, нежели непосредственно ремонт. С помощью диагностических систем можно очень эффективно сузить поле поиска и определить характер неисправности, не прибегая к ненужным (а зачастую и очень трудоемким!) «хирургическим» вмешательствам. Поэтому чаше всего ремонт автомобиля на СТО начинается с тщательной и подробной диагностики. Каждый автомобиль по своему индивидуален, поэтому и подход к нему должен быть индивидуальный. Не существует единого рецепта ремонта автомобиля. Мы гарантируем Вам индивидуальный подход и квалифицированно выполненные диагностику и ремонт Вашего автомобиля на нашей СТО.

3 причины провести диагностику двигателя:

1. Вы заметили какие-либо признаки неисправности двигателя Вашего автомобиля:

  • увеличенный расход топлива;
  • замедление при нажатии на педаль газа;
  • длительный (дольше обычного) прогрев;
  • не запускается / плохо запускается;
  • заметно потерял мощность;
  • издает посторонние шумы и стуки;
  • выпускает черный или белый выхлоп;
  • работает неравномерно и др.

2. Вы заботитесь о своем автомобилей, о безопасносной езде, и стараетесь регулярно проходить плановое техническое обслуживание. В ходе планового ТО полезно делать профилактическую диагностику двигателя, которая позволяет выявить многие скрытые неисправности, не проявляющие себя до поры до времени.

3. Диагностику иногда проводят и с целью приблизительной оценки остаточного ресурса двигателя, что может быть полезным при осмотре автомобиля (например перед покупкой).

Записаться на диагностику автомобиля Вы можете по телефону отдела сервисного обслуживания: (812) 334-44-13 или (981) 724-39-13.

Любой современный автомобилист прекрасно знает, что прежде, чем запустить мотор машины, необходимо провести контроль указателя на инструментальной панели – «Check-Engene» – или, проще говоря, осуществить проверку двигателя.

В случае, если индикатор при включении зажигания не потух или замигал во время движения авто – вашей машине нужна компьютерная диагностика мотора.

Что дает диагностика двигателя

Отметим, что при диагностировании двигателя автомобиля с помощью компьютера, можно быстро и надежно обнаружить неисправность машины, а в перспективе не тратиться на дорогие ремонтные работы. Современный автотранспорт, можно сказать, на 70% оснащен электроникой и в связи с этим, мы говорим «диагностика двигателя», а подразумеваем диагностирование машины в полном объеме.

В настоящее время имеется достаточно большое количество оборудования для диагностики разных моделей автомобилей. Это и портативный диагностический сканер, и персональный компьютер с множеством адаптеров, а также специальные установки от ведущих автопроизводителей. В некоторых случаях можно выявить неполадку в автомобиле с помощью недорогого сканера. Однако случается, что определить неисправность в машине и провести эффективное диагностирование мотора и всех его электронных систем можно лишь сканером от производителя.

В процессе диагностирования машины с помощью компьютера опытные специалисты определяют эффективность работы датчиков электрических цепей и элементов, зажигания, давления горючего на дизельных моторах системы Common Rail и бензиновых двигателей JDI.

Однако, существует ошибочное мнение о том, что работу мотора автомобиля можно рассмотреть с помощью подключения диагностического разъёма к двигателю. Сделать качественную диагностику можно при условии применения разных диагностических систем. Для этого имеется специальное оборудование для диагностики: с целью контроля зажигания, манометры для контроля давления топлива, правильность установки ремня ГРМ и другие системы.

Почему диагностику лучше делать у специалистов

Необходимо отметить, что при покупке автолюбителя с пробегом, рекомендуется в первую очередь провести компьютерную диагностику мотора, с целью определения состояния машины и для исключения неоправданных затрат на ремонтные работы.

Нужно сказать, что очень часто хозяева автомобилей ставят бортовые компьютеры для контроля расхода горючего, думая, что смогут самостоятельно диагностировать и выявить поломку в машине и отремонтировать ее. Однако, для диагностики необходимы специальные навыки, потому что информация, поступающая от бортового компьютера, порой может быть неверной из-за сопутствующих погрешностей. При этом владелец машины может потратить немалую сумму денег на приобретение другого датчика.