ALER: Рекомендую посмотреть замечания, которые сделал firesanek (Переделка КПП в "разорванный пакет").
В процессе сборки нужно помнить об одной важной операции – проворачивании валов после каждой, следующей установленной детали. Валы должны вращаться легко, без подклинивания. Если ощущается тугое вращение после установки какой-либо детали, то эта деталь бракованная, и её необходимо заменить. Не поленитесь это сделать, иначе работа будет напрасной, КПП либо не будет нормально работать, либо опять быстро выйдет из строя.
Зажмите вторичный вал в тиски через тряпку и сделайте болгаркой пропилы с двух сторон на его заднем конце для фиксации гайки хвостовика:
Внимание! Если вторичный вал изношен или неисправен, у купленного взамен пропилы имеет смысл делать только в самом конце процесса сборки, после установки механизма переключения передач и проверки его работы. В случае брака из-за этих пропилов вам не удастся вернуть в магазин купленный вал.
Смазываем внутреннюю обойму подшипника первичного вала маслом или литолом. Ставим первичный вал на деревянную чурку, надеваем на него подшипник проточкой с фиксирующей шайбой вверх. Через оправку (трубу подходящего диаметра) осаживаем его на вал:
Ставим пружинное кольцо и стопорное кольцо, осаживаем его легкими ударами молотка через зубило до полной фиксации:
При необходимости замены синхронизаторов снимаем их, как писалось выше про пятую передачу, и меняем синхронизаторы:
Стопорные кольца при этом нужно перевернуть из-за выработки в местах контакта с синхронизатором. Загнутый конец пружины обязательно должен попасть в "свою" впадину между зубьями:
Если синхронизатор "заедает" или не параллельно прижимается к упорному кольцу при перемещении вдоль оси, конец пружины поставлен неправильно.
Собираем вторичный вал. На левом фото показаны все детали и узлы, монтируемые на вторичный вал. Порядок расположения их следующий: нижний ряд слева направо, затем средний тоже слева направо, затем верхний. На правом фото эти же детали и узлы установлены на вторичный вал:
Ставим на вторичный вал шестерню третьей передачи и ее ступицу. Обратите внимание на асимметричность ступиц. С одной стороны у шлицов есть вырез (левое фото), с другой – нет :
Вырезы у трех шлицов ступицы должны быть направлены к шестерне (слева – правильно):
Пружинное кольцо и стопорное кольцо надеваем точно так же, как ставили эти детали на первичный вал.
Надеваем шестерню второй передачи и ступицу первой-второй передачи:
Вырезы у шлицов ступицы должны быть направлены к шестерне второй передачи (слева – правильно):
Надеваем муфту первой-второй передачи, шестерню первой передачи в сборе, а также муфту третьей-четвертой передачи. Проверяем легкость перемещения муфт на все шестерни:
Вторичный вал c собранными с первой по третью передачами устанавливаем в картер КПП.
Ставим подшипник вторичного вала – загоняем его на место легкими ударами молотка по внутренней обойме. Устанавливаем игольчатый подшипник, ставим первичный вал в сборе (ставится легко, от руки).
Устанавливаем вилки первой-второй и третьей-четвертой передач дырками под болты вверх (напоминаю: КПП зажата в тисках поддоном вверх).
Устанавливаем фланец подшипника вторичного вала. Перед затяжкой винтов осматриваем корончатые шайбы под их головками на наличие трещин. Винты затягиваем ударной отверткой с помощью молотка.
Далее после установки каждой следующей детали несколько раз проворачиваем первичный и вторичный валы. Они должны вращаться без заеданий.
При установке штоков проверяем легкость их перемещения в отверстиях стенки картера: заеданий быть не должно.
Устанавливаем шток первой-второй передачи, притягиваем вилку болтом (провернуть валы) и закладываем длинный сухарь:
Устанавливаем шток третьей-четвертой передачи. Вдеваем его в вилку не до конца, ориентируем отверстие в штоке под блокирующий сухарь горизонтально и вставляем сухарь:
Вдвигаем шток и затягиваем болт вилки (проверните валы). Аналогично сухарю штока первой-второй передачи устанавливаем короткий сухарь.
Вставляем промежуточный вал: сначала задний конец, затем передний. Ставим средний подшипник промежуточного вала. Обратите внимание, что внутренняя обойма подшипника состоит из двух деталей: втулки и кольца.
Читайте также: Куда подставлять домкрат на ваз 2110
Добавление, автор vzhik. Втулка должна быть ориентирована таким образом, чтобы она находилась внутри картера коробки, а кольцо – снаружи. При неправильной установке роликового подшипника – втулкой наружу, а кольцом внутрь – промвал будет иметь продольный люфт около 1.5-2 мм.
Втулка должна быть ориентирована внутрь картера коробки.
Устанавливаем двухрядный подшипник. Ставим его на посадочное место и одновременно одеваем на передний конец промежуточного вала. Болтом без шайбы и шайбы Гровера запрессовываем подшипник на посадочное место. Заканчиваем установку, надев на болт шайбу:
Надеваем на болт обе шайбы, наживляем его, но пока не затягиваем (провернуть валы).
Ставим шпонку в паз вторичного вала, надеваем большую шестерню задней передачи выступающей частью назад и ступицу пятой передачи (выемка ступицы должна сесть на выступ шестерни).
Собираем пятую передачу. Для этого привинчиваем вилку к штоку, надеваем вилку на муфту, вставляем в муфту шестерню пятой передачи. Одновременно надеваем шестерню на конец вторичного вала и вставляем шток в отверстие. Продолжаем вдвигать пятую передачу до тех пор, пока между верхним концом вилки и осью малой шестерни заднего хода не останется 35 мм. Вкладываем малую шестерню задней передачи в вилку, затем вдвигаем все до упора муфты в ступицу. Поворачиваем муфту пятой передачи так, чтобы она попала на шлицы ступицы. Устанавливаем кольцо на средний подшипник промежуточного вала и ставим "грибок":
Вдвигаем всю пятую-заднюю передачу до конца (провернуть валы).
Внимание! Последнее время ВАЗ стал ставить на шток пятой-задней передачи дополнительную упорную втулку:
Вставляем пластинку из мягкого металла между шестернями первой передачи вторичного и промежуточного вала; заворачиваем болт блока шестерен ("грибка") моментом 66,6. 82,3 Н . м (6,8. 8,4 кГ . м):
Аналогично затягиваем передний болт промежуточного вала моментом 79,4. 98 Н . м (8,1. 10 кГ . м):
Добавление, автор vzhik. Для КПП 4-х ступки. На хвостовик промежуточного вала одеваем ПРУЖИННУЮ ШАЙБУ и звездочку задней передачи. Пружинная шайба должна находиться между кольцом роликового подшипника и звездочкой задней передачи. Звездочка фиксируется на валу малым стопорным кольцом.
При дефектных вилках зазоры между тремя штоками будут неодинаковы, а муфта шестерни не будет надеваться на ступицу. На левых фото – все нормально, на правых – шток пятой-задней передачи цепляет за шток третьей-четвертой:
Из-за дефектных вилок проворачивание валов будет сопровождаться подклиниванием.
Надеваем на вторичный вал маслоотражательное кольцо (вершина конуса должна быть направлена к хвостовику), дистанционную втулку и внутреннюю обойму заднего подшипника вала (выступающим буртиком вперед – показан стрелкой на правом фото):
Собираем механизм фиксации передач. Пружинки можно удлинить примерно на 1 мм с помощью бокорезов. Закладываем шарики в отверстия и сразу вставляем пружинки (длинная пружинка – для штока пятой передачи). Смазываем литолом прокладку и устанавливаем ее и планку-заглушку на место:
Проверяем, как включаются передачи с первой по пятую, каждый раз проворачивая первичный вал:
Передачи должны включаться четко и без заеданий, при проворачивании первичного вала не должно ощущаться подклинивание. Внимание! При проверке пятой передачи, для того, чтобы избежать задевания шестерни пятой передачи за большую шестерню "грибка", при проворачивании первичного вала нужно другой рукой нажать на одетую ранее на вторичный вал внутреннюю обойму заднего подшипника.
Смазываем прокладки задней крышки и картера сцепления литолом или герметиком и укладываем их на место. Устанавливаем направляющую выжимного подшипника сцепления. Если нет оправки, можно использовать неисправный подшипник вторичного вала:
Устанавливаем сальник в картер сцепления и закладываем в картер сцепления пружинную шайбу вершиной конуса назад:
Смазываем рабочую кромку сальника литолом, надеваем картер сцепления на шпильки картера КПП и наживляем гайки. Подтягиваем гайки: справа и слева средние, затем крест-накрест, затем окончательно затягиваем в том же порядке динамометрическим ключом. Момент затяжки гаек на 17 – 31,8. 51,4 Н . м (3,25. 5,25 кГ . м), гайки на 13 – 15,7. 25,5 Н . м (1,6. 2,6 кГ . м):
Читайте также: Съемник подшипников задних полуосей
Запрессовываем сальник в заднюю крышку, смазываем литолом его рабочую кромку. Если подшипники задней крышки были сняты, устанавливаем их, осаживая деревянной ручкой молотка ударами по кругу:
Если снималась пластмассовая заглушка, приклеиваем ее герметиком.
Устанавливаем заднюю крышку. Предварительно включаем заднюю передачу, нажав на шток пальцем. Первоначально крышку поворачиваем по часовой стрелке, затем поворачиваем ее в правильное положение:
Через отверстие для механизма выбора передач сдвигаем пальцем внутреннюю обойму заднего подшипника вторичного вала в сам подшипник и надвигаем крышку дальше, проворачивая при этом первичный вал:
Внимание! Молотком или киянкой пользоваться не рекомендуется! Задняя крышка должна одеваться от руки. Удары могут привести к разрушению сепараторов подшипника.
Гайки задней крышки (на 13) тянуть динамометрическим ключом моментом 15,7. 25,5 Н . м (1,6. 2,6 кГ . м) крест-накрест.
Все штоки передач ставим в среднее положение (нейтраль). Смазываем литолом прокладку механизма выбора передач, устанавливаем ее и сам механизм выбора передач на место; помогает небольшое покачивание рычага кулисного механизма другой рукой:
Проверяем включение всех передач с проворачиванием первичного вала.
Если пропилы на хвостовике вторичного вала не были сделаны ранее, делаем их теперь болгаркой с двух сторон:
Устанавливаем на хвостовик "вертолет", надеваем на хвостовик шайбу усиками в пазы "вертолета":
Тщательно промываем резьбу старой гайки хвостовика или берем новую. Резьбу хвостовика и резьбу на гайке смазываем герметиком для долговременной фиксации резьбовых соединений:
Примечание от 14.11.04.
Нужно использовать герметик, допускающий отвинчивание гайки ручным инструментом. Некоторые марки таких герметиков для развинчивания резьбового соединения требуют нагрева до температур порядка 250 градусов.
В конференции этот вопрос поднял Chaynik.
Навинчиваем гайку. Фиксируем болтом вторичный вал от проворачивания и затягиваем гайку (ее размер 30) динамометрическим ключом моментом 66,6. 82,3 Н . м (6,8. 8,4 кГ . м):
От Ведущего FAQ: советую посмотреть статью Затяжка гайки хвостовика КПП, авторы Кистей и qwe.
Проверяем включение всех передач с проворачиванием первичного вала.
Положив хвостовик на опору, зачеканиваем буртик гайки хвостовика в пропилы:
Зубилом отгибаем края шайбы, затем обжимаем ими грани гайки пассатижами:
Гайка хвостовика надежно зафиксирована:
Привинчиваем кронштейн крепления хомута приемной трубы глушителя (шпилька М8, болт с квадратной головкой М8 и две гайки на 13). Устанавливаем датчик заднего хода, не забыв подложить медную уплотнительную шайбу.
Привинчиваем траверсу ("третью опору", две шпильки М8 с гайками на 13). Надеваем пыльник на кулису:
Смазываем тонким слоем литола направляющую выжимного подшипника и опору вилки выключения сцепления:
Установить выжимной подшипник и вилку сцепления в картер сцепления. На левом фото показана правильная установка подшипника на вилку (вид как бы изнутри коробки), на правом – установленные в картер сцепления подшипник и вилка:
Смазать литолом прокладку поддона картера коробки, правильно сориентировать ее по скошенному углу (стрелка на левом фото) и уложить на место. Залить 1,6…1,7 л трансмиссионного масла:
Поставить поддон картера (10 шпилек М6 с гайками на 10) и быстро перевернуть коробку в нормальное положение. Внимание! После заливки масла возможно небольшое подтекание в районе кулисы, поэтому оставлять коробку с залитым маслом в перевернутом положении на длительное время нежелательно.
Шифр чертежа
Компас 3D v15
А-1, А-2
Список чертежей
Сборочный чертеж автооператора для зубошевинговального станка с техническими требованиями (формат А1)
Чертеж сборочный автооператора для шлифовального станка с указанными размерами и техническими требованиями: перемещение штоков должно быть плавным без рывков и заеданий (формат А1)
Сборочный чертеж устройства для контроля диаметров с указанными размерами и техническими требованиями: настройку производить по эталонной детали винтами поз.1 и 2, перемещение измерительного наконечника должно быть плавным, без заеданий, трущиеся поверхности смазать смазкой МПВ ГОСТ 1805-76 (формат А1)
Читайте также: Замена стоек калина своими руками видео
Сборочный чертеж зажимного приспособления с размерами (формат 2хА1)
Чертеж планировки участка с условными обозначениями и перечнем оборудования (формат А1)
Чертеж шевера с указанными размерами и техническими требованиями: твердость не менее 62. 65 HRC, не допускается на режущей части наличие трещин, забоин, выкрошенных мест, следов коррозии, параметры шероховатости рабочих поверхностей шевера по ГОСТ 2789-73, остальные технические требования-по ГОСТ 22085-76, маркировать: обозначение, модуль нормальный, число зубьев, угол зацепления, номинальный делительный диаметр, угол наклона винтовой линии зубьев, материал (формат А2)
Чертеж схем механической обработки вала первичного КПП автомобиля ВАЗ (формат 3хА1)
Чертеж вала первичного КПП с указанными размерами и техническими требованиями: HB 159-162, неуказанные предельные отклонения (формат А2)
Автоматизированная линия обработки механической первичного вала коробки переключения передач автомобиля марки ВАЗ. К чертежам прилагается спецификация на 10 листах.
Имеем отмытый корпус мкпп 5
Все что было внутри коробки, не считая блокировки, штока выбора передач и стопоров с очками ,все было заменено на новые детали. Главная пара 4.3, ряд 18, подшипники новые не смотря на то, что я их менял зимой и игольчатые на валу тоже новые, выбор передач усиленный, новые. муфты 1-2…3-4 , все вилки под замену, синхроны новые, сальники.
Мы имеем первичный вал: слева сток с права 18 ряд, мерить штангелем не стал
Выбор передач. Усиление можно и самому сделать, но цена на столько не велика что и делать не охота, замена все равно неизбежна была, так как все под замену и выбор пал на усиленную.
На тот момент верстак еще не был готов, и пришлось собирать ёлку на полу.
Крепим первичный вал, надежно зажав в тески через ткань или ветошь.Одеваем подшипник игольчатый, после чего устанавливаем стопорное кольцо. Подшипник предварительно смазав маслом.
ВНИМАНИЕ
В дальнейшем перед установкой любой детали на первичный вали вообще при сборке, предварительно смазываем каждую деталь
Берем шестерню первой передачи 18 ряда, смазываем и одеваем на вал.
Шестерня 1 передачи на месте.
После чего смазываем посадочное место синхрона.
Одеваем синхронизатор и прокручиваем его, .
Далее берем муфту 1-2, смазываем подвижные части .
Одеваем муфту на вал.
Вид сбоку. Муфта посажена на синхрон .
Фиксируем стопорное кольцо
Муфта 1-2 завиксировано стопорным кольцом.
Дальше берем синхронизатор и одеваем на вал. Смазываем игольчатый подшипник и одеваем на вал.
берем шестерню 2 передачи и смазываем место подшипника и синхрона.
Одеваем ее на вал, прокрутив на синхроне и посадив на место.
Вот что получилось. Вид сбоку.
Берем полукольца и фиксирующий шарик снятый со старой елки
И устанавливаем все сверху 2 передачи.
Дальше берем кольцо
и фиксируем полукольца кольцом
Одеваем смазанный подшипник
Смазываем и одеваем шестерню 3 передачи.
Одеваем шестерню 3 передачи на вал, смазываем место под синхрон и одеваем синхрон, прокрутив его на месте.
Далее одеваем муфту 3-4 передачи, предварительно смазав подвижные части.
поверх втулки одеваем игольчатый подшипник и сверху одеваем кольцо
Берем кольцо. ВНИМАНИЕ, данное кольцо поставляется в наборе с рядом
Одеваем шестерню 4 передачи и сверху одеваем шайбу ( кольцо )
На фото не совсем видно, но плоскость ровная.
После сборки прокручиваем все шестерни в ручную и включаем все скорости на месте.
1 скорость включена
4 передача включена
3 передача включена
И так несколько раз, тяжело только первое включение
Вторичный вал ВАЗ 2108 собран и готов к установке