Содержание
- Чистка и промывка – зачем это нужно?
- Инструменты и материалы
- Средства для чистки радиатора
- Как очистить радиатор изнутри
- Приступая к работе
- Откручиваем крышку
- Диагностика зажимов и шлангов
- Избавление от охлаждающей жидкости
- Промывка радиатора
- Выполнение замены охлаждающей жидкости
- Удаляем воздух из системы
- Финальная уборка
- Наружная очистка радиатора
- Подводя итоги
- Видео – Как чистить радиатор своими руками
- Рекомендуем посмотреть:
Радиатор автомобиля предназначен для одной, предельно важной функции – снижение рабочей температуры двигателя до необходимой для нормального функционирования отметки. Его работа напрямую влияет на работу мотора, поэтому следует уделять должное внимание данной детали. В связи с тем, что радиаторам свойственно загрязняться во время длительной эксплуатации, многие автомобилисты сталкиваются с необходимостью проведения такой процедуры, как чистка радиатора автомобиля. Причем чистить радиатор приходится не только снаружи, но также и изнутри.
Стоит отметить, что данный процесс не является столь сложным, поэтому справиться с возникшей проблемой, будь то очистка или промывка радиатора, сможет каждый автовладелец, который пожелает улучшить техническое состояние своего авто. Другое дело, если чистка уже не поможет решить проблему – в таком случае необходимо прибегать к ремонту (пайка, холодная сварка, аргон и так далее), но делать это нужно предельно осторожно. Помните: если есть хоть какие-либо сомнения по поводу ремонта – обращайтесь к специалисту, ведь это сможет уберечь ваше авто от фатальных ошибок, сделанных вами при самостоятельных попытках починки. Ремонт радиатора автомобиля – это крайность, прибегать к которой неопытным водителям не рекомендуется. Но сначала о промывке и чистке.
Чистка и промывка – зачем это нужно?
Специалисты рекомендуют периодически проводить чистку радиатора. Дело в том, что малейшие неисправности в работе радиатора приведут к перегреву двигателя автомобиля, что чревато фатальным последствиям. К примеру, все трущиеся детали силового агрегата при повышенной температуре повреждаются. Это грозит проведением капитального ремонта двигателя и, как последствие, значительным финансовым расходам.
Рано или поздно с этим сталкивается каждый водитель
Чтобы обезопасить себя от дополнительных материальных затрат, необходимо систематически чистить и промывать радиатор.
Важно! Выполнять очистку следует не только внутренней, но и наружной части радиатора.
На все про все у вас уйдет не так уж и много времени, но зато вы сможете полностью устранить проблему недостаточного охлаждения двигателя.
Инструменты и материалы
Для чистки этой детали собственными руками первое, что от вас потребуется, это свободное время и, конечно же, большое желание проделать данную часть работы самому, без сторонней помощи. Забегая наперед, хочется отметить, что на все у вас уйдет не более часа. И это с учетом того, что вы будете выполнять данную процедуру по очистке впервые.
Одного желания будет недостаточно, вам также потребуются определенные материалы с инструментами, без которых произвести качественную чистку вам не удастся.
Что для этого потребуется:
- от 6 до 8 литров антифриза (в зависимости от особенностей вашей модели);
- немного дистиллированной воды;
- специальное средство для промывки;
- емкий сосуд;
- резиновый или пластиковый шланг для полива;
- кисть (старайтесь выбирать не жесткую, а наоборот, очень мягкую);
- разбавленная вода с мылом;
- пустое ведро;
- специальная емкость для отходов;
- несколько старых тряпок;
- набор инструментов (отвертки, ключи и т.д.).
Безопасность – прежде всего!
Средства для личной безопасности:
- пара перчаток для работы;
- защитные очки;
- влагоустойчивая форма (если такая имеется).
Средства для чистки радиатора
Стремительное развитие автомобильного рынка благополучно сказалось и на появлении на прилавках автомагазинов специальных средств, предназначенных для наружной чистки радиаторов охлаждения. Их количество стремительно растет, поэтому мы рассмотрим лишь несколько производителей, которые являются весьма популярными на современном рынке.
Популярные средства для чистки РО
Не горят фонари заднего хода
Более детальную информацию об этом вы сможете найти здесь. Также вас может заинтересовать наша статья о замене лобового стекла.
Как очистить радиатор изнутри
Перед тем, как приступить к работе, обязательно убедитесь, что двигатель автомобиля полностью остыл. Это предусматривается целями вашей безопасности. Дело в том, что высокая температура двигателя повышает давление жидкости. Это может привести к неприятным моментам во время работы – речь идет об ожогах. К тому же температура заливаемой жидкости, как правило, гораздо ниже от температуры двигателя, что может также привести к его повреждению.
Во избежание механических повреждений сот радиатора при чистке необходимо соблюдать все правила техники безопасности. Придерживайтесь инструкции, и все будет отлично.
Приступая к работе
Приподняв капот двигателя, его необходимо закрепить, чтобы он не свалился на вашу голову при работе. Все автомобили оснащены специальными креплениями или пневматическими фиксаторами, так что с этим не возникнет проблем.
Важно! Использованная жидкость-охладитель – очень токсичное вещество, поэтому при ее удалении из системы охлаждения нужно быть предельно осторожным. Ни в коем случае не сливайте отходы в грунт.
Специальная тара, подготовленная для слива переработанного охладителя, не должна повторно использоваться на кухне, соприкасаясь с продуктами питания. Это очень опасно для здоровья. При выборе данной емкости следует брать во внимание некоторые моменты. Например, она должна свободно помещаться между днищем машины и землей. Также ее ширина должна быть достаточно большой для того чтобы вам было удобно проводить промывку.
Подобрав подходящую по размеру тару, установите ее под радиатором охлаждения, как раз под вентилем.
Откручиваем крышку
Как уже упоминалось ранее, температура двигателя, так же как и его тип, влияет на уровень давления охлаждающей жидкости. Необходимую информацию вы сможете прочесть на крышке радиатора охлаждения (РО). Для сохранения необходимого давления в радиаторе крышка оснащена специальной пружиной. Если вы заметили, что она (пружина) потеряла в жесткости, то ее необходимо заменить. Также замена требуется в том случае, если на местах крепления образовалась ржавчина.
Важно! Специалисты рекомендуют проводить замену крышки РО каждые два года. С такой же периодичностью необходимо делать промывку радиатора.
Стоит отметить, что существуют разные типы крышек, каждый из которых предназначен для определенного уровня давления.
Диагностика зажимов и шлангов
К радиатору крепится два шланга: первый, присоединен к крышке, играет роль вывода скопившейся горячей жидкости из двигателя автомобиля. Второй шланг крепится внизу, он служит для подачи охлажденной жидкости к двигателю. Для замены шлангов необходимо будет сначала высушить радиатор, после чего провести диагностику на наличие неисправностей. При обнаружении даже незначительных трещин или протечек на шлангах, их нужно заменить. То же касается и металлических зажимов, заменить которые также необходимо при наличии следов ржавчины.
Проверьте качество всех шлангов и зажимов
Замену шлангов также нужно проводить, если они потеряли свою прежнюю прочность и стали мягкими. Желательно проводить замену сразу обоих шлангов – так надежнее.
Избавление от охлаждающей жидкости
В связи с токсичностью охладителя, обязательно одевайте рабочие перчатки перед тем, как открутить вентиль. Предварительно поставьте емкий сосуд под машину, в который должна стечь вся жидкость. Когда все остатки охлаждающей жидкости оказались в емкости, вентиль можно закрутить обратно. Отходы поместите в специально подготовленную емкость.
Охлаждающую жидкость обязательно нужно сливать в специальный сосуд
Промывка радиатора подразумевает под собой еще одну емкость для жидкости, установленную под вентилем. На протяжении выполнения всех операций не рекомендуется снимать защитные перчатки.
Промывка радиатора
Этот этап чистки радиатора можно назвать самым простым в исполнении. Используя обычный садовый шланг, наполните радиатор чистой водой. Затем воду нужно слить в специальный контейнер для утилизации отходов. Обратите внимание на цвет воды, вытекающей из радиатора: если она все еще грязная, то данную процедуру необходимо повторить снова.
Промывку обычной водой из-под крана можно делать лишь в том случае, если внутренняя часть радиатора загрязнена не слишком сильно. В противном случае есть смысл воспользоваться специальным средством для чистки. Какое именно средство выбрать – это ваше дело, главное, чтобы оно хорошо справлялось со своей задачей.
Для промывки РО подойдет обычная вода из шланга
Залив очищающую жидкость в радиатор, заведите автомобиль примерно на 15 минут. Времени должно быть достаточно для распределения средства по всем «закоулкам» системы охлаждения вашего авто. После 15-минутной работы систему охлаждения необходимо прочистить. Для этой цели используйте воду (обратно возвращаемся к садовому шлангу).
Выполнять очистку необходимо при работающем двигателе. Также не забудьте открыть специальные краны для слива жидкости.
Выполнение замены охлаждающей жидкости
Качественная охлаждающая жидкость (ОЖ) состоит всего лишь из двух элементов – это вода и антифриз. Причем обычная вода из-под крана уже не прокатит, нужно использовать дистиллированную. Связано это с тем, что в состав дистиллированной воды не входят различные минеральные вещества, из-за которых химические свойства ОЖ могут измениться. В таком случае жидкость перестанет выполнять свою изначальную задачу, и двигатель будет очень быстро перегреваться.
Для приготовления ОЖ своими руками необходимо смешать эти два компонента в чистой емкости. Разумеется, вы можете и купить готовую жидкость в любом магазине автозапчастей. Неплохой вариант – это AUTOMAX (автомакс) или «Эльф», хотя вы можете подобрать для себя любой другой вариант.
Теперь производим замену охлаждающей жидкости
Среднестатистический радиатор охлаждения способен вмещать в себя примерно 6-8 литров, что нужно учитывать заранее, когда вы приобретаете ОЖ или мешаете ее самостоятельно. Согласитесь, будет неприятно, когда вам придется снова ехать в магазин за жидкостью, в то время как процесс чистки радиатора практически завершился. Изначально продумайте все детали вашего плана.
Удаляем воздух из системы
Воздушные пробки, образовавшиеся в патрубках и магистралях системы охлаждения, необходимо удалить. Перед тем, как приступить к удалению воздуха, двигатель необходимо хорошенько прогреть. Открыв радиатор, запустите двигатель и дайте ему поработать на минимальных оборотах около 15-ти минут. Открытый РО позволит немного снизить уровень давления.
Как нужно удалять воздух из СО
Спустя 15 минут работы включите обогреватель в машине (печку) на полную мощность. Благодаря включенной печке охлаждающая жидкость сможет беспрепятственно циркулировать по системе, а скопившийся в ней воздух постепенно уйдет через его горловину. После того, как весь воздух покинет систему, нужно заполнить освободившееся место охладителем.
Важно! Добавляя охладитель, нужно быть осторожным, так как из горловины может все еще выходить очень горячий воздух – вы можете обжечься.
Долив необходимое количество охладителя, плотно закрутите крышку и вытрите горлышко РО сухой тряпкой.
Финальная уборка
Произведя промывку, убедитесь в отсутствии возможных утечек на радиаторе. Также уделите внимание вентилю: не брызгает ли там жидкость. Если вы используете сильные химические вещества для очистки РО, постарайтесь удалить их остатки с корпуса по завершению процедуры. В противном случае возможно образование коррозии, что пагубным образом влияет на детали. Но это не касается антифриза, о чьих антикоррозийных свойствах знают все автомобилисты. Находящийся в нем этиленгликоль препятствует появлению накипи и коррозии.
Наружная очистка радиатора
Скопления грязи на наружной части РО зачастую может стать причиной частого перегрева двигателя. Вполне возможно, что после открытия капота вы увидите слой из пыли или пуха толщиной в несколько сантиметров. Многие водители решают эту проблему при помощи продувки радиатора сжатым воздухом. Метод действенный, но при этом нужно быть предельно аккуратным. Вы же не хотите переусердствовать с давлением и погнуть радиаторные соты.
Многие специалисты рекомендуют надежный дедовский способ – промывка радиатора водой с мылом. Используя нейлоновую кисть, постарайтесь соскрести как можно больше грязи с поверхности детали. Направления движений кисти должны совпадать с расположением сот. В противном случае возникает риск повреждения хрупкого металлического изделия.
Пример старого доброго дедовского способа
Остатки грязи смойте мощной струйкой чистой воды – это поможет очистить РО быстро и качественно. Повторять такую процедуру рекомендуется регулярно, каждые 18-20 тысяч пройденных километров.
Совет! Старайтесь избегать разного рода агрессивных кислот, поскольку использование химических составов на их основе могут нанести серьезный вред деталям системы охлаждения вашего авто.
Подводя итоги
Проводя регулярную промывку и чистку РО, вы сможете не только улучшить общее состояние вашего транспортного средства, но и продлить срок эксплуатации радиатора. Процедура несложная, но если у вас все-таки возникли проблемы, тогда лучше сразу обратиться за помощью к специалистам. Стоимость их услуг не очень большая, чтобы подвергать риску ваш любимый автомобиль. Ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!
Видео – Как чистить радиатор своими руками
Если мотор можно сравнить с сердцем автомобиля, то система охлаждения, это, пожалуй, железы внутренней секреции. Нормальное функционирование системы охлаждения жизненно необходимо машине, потому как результатом ее несвоевременной диагностики или замены нужных элементов могут стать серьезные проблемы с двигателем. Исходя из этого, для нормальной работы системы охлаждения нужен всего-то правильный уход и регулярная профилактика.
Радиатор, как основная ее составляющая, принимающая на себя главный грязевой и пылевой удар, особенно нуждается в своевременной промывке и очистке. Песок, грязь, ржавчина и накипь, трупы неосторожных насекомых – все это в обилии скапливается в радиаторе, располагающимся непосредственно перед двигателем автомобиля.
— пойти в магазин и купить новый радиатор.
— промыть и прочистить радиатор самому.
Привести в порядок систему охлаждения двигателя самостоятельно не сложно. Главное перед чисткой соблюсти все правила безопасности: обязательно дать двигателю остыть, прочно закрепить капот, надеть водонепроницаемые перчатки.
Для проверки загрязнения радиатора нужно слить из него весь антифриз (если жидкость чистая, то в промывке радиатора нет необходимости – в нем нет накипи и ржавчины) и залить в систему охлаждения чистую воду (лучше всего дистиллированную). Далее необходимо завести машину и дать ей поработать 15-20 минут, а затем слить воду. Эта операция проводится несколько раз, до тех пор, пока из сливных кранов не пойдет чистая вода. Для усиления эффективности операции в воду добавляют чистящее средство для промывки радиатора (или каустическую соду, или антинакипин). Для этого много специального средства для промывки радиатора не требуется — достаточно будет всего нескольких грамм. Старайтесь не злоупотреблять с количеством средства, и соблюдать указания на упаковке чистящего препарата — при неправильной дозировке можно навредить системе охлаждения.
После того как промывка радиатора закончена, следует слить воду с чистящим средством и промыть радиатор чистой водой не менее 5 раз. Если не удалить как следует остатки средства для чистки радиатора, то это чревато образованием коррозии в радиаторе. В целях профилактики образования накипи, в антифриз, основой которого является этиленгликоль, добавляют различные присадки, которые благодаря своим антикоррозийным и смазывающим элементам препятствуют образованию ржавчины и различных отложений в радиаторе.
Очень часто следствием перегрева двигателя автомобиля становится забитый снаружи радиатор (например, пылью или тополиным пухом). Для решения этой проблемы радиатор обычно продувают. Для данного процесса очистки радиатора можно снять его и промыть на полу при помощи стандартных минимоек или струей воды под давлением. Старайтесь не переусердствовать с давлением, потому как это чревато повреждением сот радиатора. Нежелательно при промывке радиатора использовать химические жидкости на основе агрессивных кислотных составляющих. Это может нанести значительный урон всей системе охлаждения, уплотнителям радиатора и шлангам.
Фанта-спрайт не помогут, пол-года назад мыл снятый радиатор в ванне дома.
Степень отмываемости прикидывал по патрубку – изнутри виден налет, так вот наполнение радиатора раствором лимонной кислоты с водой 90+*С, в концентрации раз в 5 большей чем в фанте к заметному растворению налета не привело (заливаю только антифриз).
При этом меньшая концентрация лим. кислоты в электрорукомойнике на даче прекрасно снимает накипь (с нержавейки идеально, с ТЭНа просто хорошо).
После мыл душем без лейки, решил не сходить с ума с другой химией.
Имеет смысл хорошо под давлением промыть соты, очень много песка.
Ну да. Только это было оринтировано на промывку СО машин, где в качестве ОЖ использовалась вода. Там основная проблема была в образовании накипи + некоторое количество оксидов. Сейчас же, при использовании антифризов, состав отложений намного более сложен. Накипи практически нет, оксидов тоже меньше. Зато много продуктор распада составляющих антифризов. И не факт что они хорошо вымоются слабым раствором кислоты.
Надо промывать всю систему охлаждения целиком. Причем делать это не раз в . цать лет, а регулярно, при плановой замене ОЖ (в мануале на когда-то бывшую у меня 3110 это было предписано раз в два года, на тех машинах, кои эксплуатирую последние 8 лет это предписано делать раз в шесть лет или 90ткм).
Для промывки есть специаьные жидкости (волговодам, конечно, сподручшее фанту или кока-колу использовать, но деньги те же – флакон спецжижи стоит,наверное, аж целых рублей 150-200, а колхоза больше). Там все расписано – сливаешь ОЖ, разводишь флакон в нужном количестве воды (литров 10 для волги), заливаешь, гоняешь двигатель на ХХ полчаса (ну можно съездить куда-нибудь недалеко), сливаешь. Заливаешь чистую воду, опять полчаса на ХХ. Сливаешь. Можно еще разок воды залить, если предыдущая сильно мутной была. Заливаешь свежую ОЖ.
Проточная вода тут не нужна. Нужно достаточное количество (30-40л) чистой воды.
Почитай архивы. Промывка радиатора фантой тут в свое время практиковалась и пропагандировалась. Даже несмотря на то, что спецсредства по сравнимой цене уже в магазинах присутствовали.
Тут вот до сих пор предлагают уксусом мыть, "как дедушка завещал". Особо не задумываясь о том, что дедушка на воде ездил, а не на антифризе.
странно это, по правде говоря. фанта не когда не была бросовой по цене.
а раньше стоила еще дороже.
нужна кислота, в фанте она фосфорная, ок. Но там же сахар, газы, сколько их не вытравливай. херь какая-то.
разве что "в те времена" под видом спецжижи мочу пролавали.
кастательно воды. рассказывали что ездили, да.
прчем правильно было воду брать из батареи. не помню почему, может потому что там она с примесями – смазывающими и антикорозийными.
еще слышал, что современные помпы рассчитаны на смазку антифризом. за исключением каких-то военных вариантов, где подшипники свою смазку имеют. как раз для того чтобы в радиатор можно было лить воду хоть из реки в боевых условиях.
Вода из батареи > прчем правильно было воду брать из батареи. не помню почему, может потому что там она с примесями – смазывающими и антикорозийными.
Нет, в батареи идет вода без примесей. Но – она сильно кипяченая. И при кипячении весь кислород из неё вышел. Она – сильно негазированная. И – весьма мягкая по своему солевому составу. То есть в трубах горячего водоснабдения накипь (в отличие от холодных) не образуется и они изнутри не гниют (если заполнены). Потому и брали кипяченую воду из батарей.
хм. на сколько я знаю, вода бывает "перегретая", которая по магистралям идёт – 90 градусов.
а вот та что в квртиры по батареям идёт – она примерно 60 градусов.
по идее, в каждом доме долже стоять теплоухел, где перегретая вода из магистрали обменивается теплом с внутридомовой.
правда, по факту эти теплоузлы или везде есть или растырбанены во времена безвременья.
и много где пускают перегретую воду по батареям. дозируя, разумеется, чтобы остыла.