Содержание
- Когда необходима промывка силового агрегата
- Первопричины зашлаковывания мотора
- Ситуации, когда промывка обязательна
- Когда внутренняя очистка ДВС не требуется?
- Доступные методы: чем лучше промыть двигатель перед заменой отработанного масла на свежее
- Узнаем, какое промывочное масло лучше использовать для бензинового двигателя: пользовательский рейтинг
- Lukoil
- ТНК Промо Стандарт
- Shell Helix
- ХАДО Verylube
- Роснефть Express
- ZIC Flush
- Выводы
- Процесс промывки
- Чем это опасно
- Чем и когда промывать двигатель
- Рекомендуем посмотреть:
Кому-то надо, кому-то разъяснит эта статья, а кто-то льёт Олейну и ему по"*й
Как часто, заезжая на автосервис, чтобы поменять масло, слышишь от сервисменов предложение промыть двигатель, перед заливкой свежего и нового масла. Доводов, побуждаемых к этому «мероприятию», вроде бы, предостаточно: во-первых, неизвестно, кто и когда последний раз менял в машине масло «правильно» (то есть вовремя и используя качественное масло). Во-вторых, работая по принципу «всяк кулик свое болото хвалит», сервис, предрасположенный к использованию масла одного производителя, обязательно посоветует промыть систему, если до этого использовалось масло другого производителя. В третьих, самый «продвинутый» мастер по замене масла всенепременно глянет под крышку маслозаливной горловины, или напротив, на щуп уровня масла, и выдаст свой вердикт – масло грязное, лучше промыть. Вроде бы, все просто, — нужно, так нужно, гигиена двигателя штука полезная, кто бы сомневался. Но давайте не будем торопиться, и посмотрим все таки, что же происходит при промывке двигателя.
Начать следует с самого промывочного масла, или промывочной жидкости. Что же это такое? Как правило, промывочная жидкость, делается из недорого минерального масла (оно не должно долго работать в двигателе, поэтому его смазочные свойства интересны в десятую очередь) в которое добавлено несколько пакетов высокощелочных и прочих активных присадок, чья задача растворять отложения в двигателе. Современные промывочные жидкости делятся на две категории, — длительного воздействия (эти уже отживают свой срок), и «пятнадцатиминутки».
Промывки первого типа были распространены на рынке примерно 15 лет назад. Использовались они следующим образом: автомобиль, которому требуется промывка, и последующая замена масла, заезжал на станцию, и в него, после слива старого отработанного масла, заливалось «промывочное масло», на котором автомобиль должен был проездить какое-то время. Обычно мастер назначал повторный заезд через 1-2 дня. После этого промывочная жидкость сливалась, и вместо нее заливалось новое моторное масло.
В наше время, эта система имеет крупные недостатки. Например, сегодня, когда каждая минута на счету, никто особо и не захочет заезжать два раза на сервис с интервалом в два дня. В идеале надо, чтоб все было сделано «здесь и сейчас».
Вторым, и более ощутимым недостатком, было ограничение на скорость передвижения автомобиля. Промывочное масло при всех своих «минеральных базах» очень далеко от свойств даже плохого, но обычного моторного масла. Эксплуатировать автомобиль на высоких оборотах, в котором залита промывка было попросту нельзя, — чревато поломкой двигателя, из-за слабой масляной пленки, поэтому к проблеме «катания два дня» добавлялось еще и полное отсутствие удовольствия от такой езды.
Третьим, и самым главным недостатком длительного воздействия на двигатель промывочного масла (которое, напомним, обладало пакетом мощных чистящих присадок), являлись неконтролируемые химические реакции, которые происходили с сальниками двигателя. Гулявшее по двигателю промывочное масло, никак не могло обходить стороной резинотехнические изделия, для которых щелочь, в принципе, является очень опасным объектом. Небольшое количество щелочи, присутствующее в каждом современном масле сальники хорошо переносят, но эксплуатация автомобиля в течение двух дней на «щелочи с добавлением масла» нередко приводила к полному «выкрашиванию» сальников. То есть при контакте с щелочью, свойства резины менялись, она «дубела» и начинала крошиться. Это приводило к достаточно дорогому ремонту, но опять же, 15 лет назад и машины были другими, и цены были пониже. Сегодня, на технически сложном двигателе (например, Honda или Subaru) замена одного сальника приводит к полному разбору подкапотного пространства автомобиля, — иначе просто не долезть до нужного места!
Проанализировав все вышеперечисленные недостатки, производители промывочных масел предложили новый товар, — «пятнадцатиминутную» промывку двигателя. Преимущества этого состава были, на первый взгляд, очевидны, — быстрее работает, значит, меньше портит. Подводным камнем оказался вопрос «а лучше ли очищает?», после которого каждый производитель начинал петь дифирамбы своей продукции. И вот тут появляется следующий логичный вопрос, — а за счет чего же происходит очищение, как минимум не хуже чем на промывке старого типа, но не за два дня, а за 15 минут?! А оказывается, за счет того, что концентрация активных моющих веществ была значительно увеличена! С одной стороны, это должно было привести просто к уничтожению сальников, но с другой, как заверяет нас производитель, в промывочную консистенцию была добавлена химическая присадка, которая, при попадании на резину, создавала защитный слой, предохраняющий сальники от вредного воздействия щелочи! При этом к отложениям на металлических частях двигателя новый тип промывки категоричен и беспощаден.
Кстати, промывки-пятнадцатиминутки бывают двух типов. Первый тип, — промывочное масло, продаваемое в больших, четырехлитровых, или пятилитровых канистрах, которое заливается в двигатель после старого, слитого масла. Второй тип, — промывочная жидкость в чистом виде, — маленькая упаковка, примерно в 300 мл, выливаемая в старое масло. В обоих случаях, после попадания в систему этих жидкостей, необходимо дать поработать двигателю на холостых оборотах 15 минут, после чего ее можно сливать, и заливать новое, чистое масло.
И знаете что? Клинические испытания на независимых автосервисах показали, что это работает! После подобной операции, слабо загрязненный двигатель становился почти чистым. Казалось бы, — вот оно счастье, живи, и радуйся. Но тут возникли, как обычно бывает, непредвиденные обстоятельства.
Первым, и очень тревожным, звонком стала переборка двигателя на Honda Civic (да-да, том самом, который из Ишикавы), во время которой было обнаружено, что сетка маслозаборника, с которого начинается путь масла из поддона в ГБЦ, была залеплена грязью, на три четверти. Это было удивительно, ведь к этому моменту масло трижды менялось в двигателе, и все три раза была использована хорошая «пятнадцатиминутная» промывка. Кроме этого, состояние всего двигателя было такое, что чтобы его отмыть от отложений (теперь уже при помощи щеток и ершиков) потребовалось не одно ведро солярки. Ну да ладно, двигатель был отмыт, собран, и вроде как об этой неприятности можно было удивиться и забыть, но вскоре прозвучал второй звонок, и это уже был настоящий набат.
Читайте также: Что залить в пороги автомобиля от ржавчины
Не утихают споры автомобилистов по поводу необходимости промывки мотора в процессе смены смазывающей жидкости. Дело в том, что новых автомобилей по-прежнему продается существенно меньше, чем подержанных. Между тем б/у машина – это лотерея. Каково качество смеси, которая плескалась в ДВС – никому не известно. Отсюда возникают вопросы о необходимости и материалах для процедуры очистки мотора.
Когда необходима промывка силового агрегата
Первопричины зашлаковывания мотора
Главная цель чистки ДВС изнутри – удаление различных загрязнений и отложений, ухудшающих его эксплуатационные характеристики. Природа зашлаковывания состоит в следующих моментах:
- Высокая эксплуатационная температура жидкости. Нагар черного цвета чаще всего образуется на рабочих поверхностях, нагрев которых достигает пределов от 400 до 950°C.
- Масляный состав в процессе работы ДВС контактирует с продуктами горения топлива и воздухом. Это приводит к образованию углеродистых отложений. Даже самое лучшее моторное масло не гарантирует отсутствие нагара.
- Формирование тонкого углеродистого слоя на поверхностях с умеренным нагревом. В основном от этого страдают стержни клапанов, нижняя область цилиндров, внутренняя плоскость поршней и юбки, а также поршневые шатуны и пальцы.
- Образование шлама. Нерастворимые смолистые и твердые вещества, присутствующие в масляной смеси, при взаимодействии с газами, водой и топливом образуют эмульсию. В последующем она превращается в шлам, что приводит к повышению вязкости.
Ситуации, когда промывка обязательна
Прежде, как думать, чем лучше промыть двигатель перед заменой масла, важно уяснить моменты, при которых эта операция необходима:
- При смене марки смазочного состава. Неизвестно, насколько остатки предыдущей жидкости будут совместимы с новой смазкой, поэтому лучше использовать очищающие смеси.
- В случае, когда автовладелец выбирает продукцию даже одного производителя, но с другой вязкостью (например, ранее он использовал синтетику, а теперь решил залить полусинтетику) – также стоит обработать мотор моющим составом изнутри.
- После выполнения капитального ремонта ДВС.
- Если есть подозрение, что в мотор попало горючее или охлаждающая жидкость.
- Если купленный автомобиль имеет солидный эксплуатационный стаж, при этом вся информация о его сервисном обслуживании отсутствует.
Своевременная очистка системы смазки автомотора – эффективный технологический процесс, который способен увеличить ресурс силового агрегата. Процедура традиционно включает не только промывку, но и замену фильтров. Некоторые автомобилисты покупают кроме воздушного, два масляных фильтра – с одним промывают, а другой ставится перед тем, как заливать свежее масло.
Когда внутренняя очистка ДВС не требуется?
Бывают частные случаи, когда промывка не требуется. Более того, в определенных ситуациях эта процедура может даже навредить, например:
- Если мотор доведен до состояния крайней степени загрязненности. Применение агрессивных методов очистки может усугубить ситуацию, вплоть до полной непроходимости каналов системы. Поэтому есть смысл разобрать ДВС и почистить его вручную.
- Если автомашина новая, то думать о том, какое промывочное масло лучше применить для бензинового двигателя, нет никакого резона.
- Если замена масляного фильтра и смазки производилась в срок или владелец уверен в сервисе, где производится техобслуживание.
В любом случае визуальный осмотр отработки поможет определиться в необходимости проведения очищающих мероприятий. Даже если отложений не так и много, но масляная смесь напоминает гудрон – мотор следует обработать. Дело в том, что полностью слить смазку не получится, 15-20% всегда останется в системе, и именно этот остаток будет максимально загрязнен.
Доступные методы: чем лучше промыть двигатель перед заменой отработанного масла на свежее
Как уже упоминалось, в особо запущенных случаях мотор разбирают и чистят вручную. При менее сложных обстоятельствах существуют специальные средства для удаления отложений в ДВС:
- Пятиминутная промывка – заливается в систему перед заменой смазывающей жидкости и смешивается с отработкой. После этого дают мотору поработать 5-10 минут и сливают весь объем смазки.
- Препараты, с которыми следует проехать определенное расстояние – за 80-100 км до момента замены его заливают в агрегат. Во время пробега рекомендуется передвигаться в умеренном режиме. Далее – классическая процедура смены фильтра и смазывающей жидкости.
- Масло для промывки – представляет собой стандартный минеральный состав, в котором присутствуют моющие и противоизносные присадки. Этот продукт является ответом на вопрос, чем лучше промыть двигатель перед заменой моторного масла на автомобиле. Технология применения – завести авто и дать ему поработать 15-20 минут на холостом ходу, слить отработку и залить препарат в заправочном объеме. Затем еще раз запустить мотор и дать ему поработать 10-20 минут, после чего слить промывку и заправить ДВС свежим смазывающим составом.
Последний способ наиболее популярен среди отечественных автолюбителей. Ассортимент такой продукции представлен в достаточном количестве, даже именитые компании не считают зазорным выпускать препараты для чистки силового агрегата.
Узнаем, какое промывочное масло лучше использовать для бензинового двигателя: пользовательский рейтинг
Lukoil
Продукция от отечественного производителя завоевала авторитет среди автолюбителей благодаря своей доступной цене и высокому качеству. Низкая вязкость смеси позволяет эффективно удалять шлам, грязь и зольные отложения из самых труднодоступных мест.
Несмотря на стоимость всего в 300 рублей, препарат обладает несколькими преимуществами:
- В составе присутствуют фосфор, цинк и кальций, предотвращающие процессы окисления в ДВС.
- Остатки рабочего масла при смешивании с промывкой не теряют своей вязкости.
- Предохраняет детали системы от перегрева.
- Наличие присадок, обеспечивающих приличные антикоррозионные и моющие параметры.
Читайте также: Суммарный люфт в рулевом управлении что это
ТНК Промо Стандарт
Эффективная минеральная смесь с противопенными и моющими присадками, что позволяет избавиться от продуктов окисления в любых климатических условиях. Содержание кальция больше, чем у конкурирующей продукции Лукойл. Низкая цена в 300 рублей может оказать заметное влияние на решение вопроса, какое промывочное масло лучше использовать для бензинового двигателя вашей автомашины.
Однако без недостатков не обошлось. Анализы показывают повышенное содержание серы, что говорит о несложной структуре чистящего средства. Собственно, постоянно на нем ездить вы не будете, а за короткий промежуток очистки смесь не успеет состариться.
Shell Helix
Основное отличие этого продукта – основа из органических растворителей. Однако заплатить за такую опцию придется около 600 рублей за литр. Впрочем, такая сумма оправдывается эффективной и быстрой очисткой мотора от нагара и грязи.
Особенно важно то, что от воздействия состава резиновые уплотнители абсолютно не страдают, чего не скажешь о некоторых аналогах.
ХАДО Verylube
Минеральная промывочная смесь работает как в маслосистеме ДВС, так и в трансмиссии. В своем составе она имеет не только комплекс специальных присадок, но и ревитализант, который осуществляет компенсацию текущего износа узлов. Цена двухлитровой упаковки составляет 570 рублей.
В числе присадок присутствуют противоизносные, моюще-диспергирующие и противозадирные элементы, способствующие доведению системы до уровня технической чистоты:
- Маловязкая основа гарантирует беспрепятственную циркуляцию жидкости по системе, а также быстрое растворение сгустков загрязнений.
- Противозадирные компоненты обеспечивают мягкую очистку даже при промывке 30-40 минут.
- Моющие присадки активно чистят рабочие поверхности от высокотемпературных и шламовых отложений.
Роснефть Express
Один из самых доступных минеральных составов, его стоимость находится на уровне 300-400 рублей за четырехлитровую канистру. Если вы еще не решили, чем лучше и эффективнее промыть двигатель перед заменой масла, то стоит обратить на этот продукт внимание. Он, конечно, не показывает рекордные результаты, но имеет ряд преимуществ:
- В основе лежит композиция из высокоэффективных моющих присадок как отечественного, так и импортного производства.
- Смесь показывает хорошие результаты при очистке как дизельных, так и бензиновых агрегатов.
- В составе присутствуют диспергирующие компоненты, удерживающие нерастворимые частицы продукта старения масла во взвешенном состоянии. Это исключает блокировку каналов маслосистемы даже при сильном уровне загрязнения.
ZIC Flush
Хорошее масло для промывки, которое производится на базовой основе Yubase для всех смазочных материалов фирмы Зик. Четырехлитровая канистра обойдется в 700 рублей. Положительные стороны состава выражены следующими параметрами:
Выводы
Если прислушаться к отзывам и рекомендациям специалистов, то напрашивается важное умозаключение: лучше всего менять моторное масло через 7500-8000 км пробега. Это практически в два раза чаще, чем советуют автопроизводители. Но именно таким образом получится избежать ускоренного износа мотора. Простое правило должны соблюдать владельцы всех новых автомобилей.
Для подержаных машин процедура промывки необходима. В дальнейшем следует соблюдать те же рекомендации. Ассортимент средств для очистки весьма широк как в ценовом диапазоне, так и в качественном. Среди отечественной продукции хорошие результаты продемонстрировали Lukoil и ХАДО Verylube, из зарубежной — Shell Helix.
Часто при замене масла автовладельцы задаются вопросом: нужно ли делать промывку двигателя, прежде чем заливать новое масло? И большая часть из них отвечают на этот вопрос утвердительно.
Естественно, механики в автосервисах и не думают отговаривать таких клиентов от промывки, а многие советуют ее дополнительно, даже настаивают, хотя клиент и не просил о такой услуге. Они начинают в красках и подробностях описывать все отложения, скопившиеся в моторе за годы работы, а так же рассказывать, какой эффект даст процедура промывки. Но можно ли объективно оценивать слова человека, который заинтересован в том, чтобы продать нам как можно больше товаров и услуг? Да и едва ли найдется много по-настоящему хороших автомехаников, которые действительно разбираются в автомобилях и понимают что для них полезно и необходимо, а что нет.
Тема промывки актуальна для любого автовладельца, потому что вряд ли найдется хоть один, кому эта идея не приходила в голову. Но, несмотря на актуальность и популярность этой темы, вопросов в ней намного больше, чем ответов. Точнее, рядовому автомобилисту обычно не хватает информации о процессах, происходящих при промывке, чтобы принять правильное решение. А автомеханики далеко не всегда компетентны или хотят просветить клиента, чтобы он потратил в их автосервисе как можно больше денег. В статье мы рассмотрим механизм промывки двигателя, ее основные виды, а также дадим некоторые рекомендации о проведении данной процедуры.
Процесс промывки
Прежде чем углубляться в разговор о том, какая промывка двигателя лучше, необходимо понять сам процесс. Итак, вы собираетесь заменить масло в своей машине, но перед этим решаете «почистить» мотор. Для этого вы приезжаете на СТО, где автомеханик советует вам использовать для этого хорошую дорогую жидкость для промывки двигателей.
Теперь мы выяснили, что при промывке мотора специальным средством, оно не полностью сливается и какая-то его часть остается внутри. Так, в среднестатистическом автомобиле с объемом двигателя 1,6 литра останется примерно 400 мл промывочной жидкости. Что не менее важно, жидкость эта будет не чистой, а смешанной с тем, от чего должна была избавить ваш двигатель: старым, грязным маслом и прочими загрязнениями.
Чем это опасно
Большинство автомобилистов должны понимать, что собой представляет современное моторное масло. Такая жидкость, условно говоря, является смесью основного (или базового) масла с различными присадками. Собственно, наличием и количеством присадок в сейчас и определяется его класс, цена и возможные условия эксплуатации. Каждый производитель стремится добиться наиболее удачного их сочетания. Существует достаточно много видов различных присадок, самыми важными из них являются:
- вязкостные;
- противопенные;
- антикоррозийные;
- антиокислительные;
- моющие;
- и т.д.
Читайте также: Почему гудит коробка передач ваз 2107
А теперь попытайтесь представить, что происходит с моторным маслом, которое добавляют в двигатель, на четверть заполненный промывающей жидкостью и шлаками. Совершенно верно, ничего хорошего. Главное негативное последствие – «разбавление» масла. Теперь в вашем моторе состав, концентрация присадок на единицу объема в котором меньше, чем вы ожидали. Это означает, что такое масло будет вести себя совсем не так, как вы привыкли; некоторые его свойства либо вовсе пропадут, либо станут менее выраженными. То есть вероятность того, что с двигателем может случиться поломка, возрастает. К возможным последствиям езды на «разбавленном» масле можно отнести:
- его вспенивание;
- появление эмульсии;
- чересчур быстрая выработка ресурса;
- недостаточная смазочная способность;
- и т. д.
Но самой важной проблемой, естественно, является уменьшение вязкости состава. Этот показатель моторного масла отвечает за густоту состава и ее изменение в зависимости от температуры. Также по параметрам вязкости можно примерно определить и срок службы моторного масла, поэтому он и уменьшается при разбавлении.
Очевидно, чем больше промывающей жидкости осталось внутри двигателя, тем больше будет разница между ожидаемой и фактической вязкостью после его заливки. Например, если вы заливаете моторное масло с показателями вязкости 5W-40, то по факту в двигателе получите как минимум 5W-30, а то и еще меньшее значение вязкости.
Чем и когда промывать двигатель
Прежде чем перейти к ответу на вопрос «чем лучше промыть двигатель перед заменой масла», разберемся, когда, вообще, стоит проводить данную процедуру со своим автомобилем. Так как мы выяснили, что промывание двигателя имеет и свои негативные последствия, делать ее перед каждой заменой все-таки не рекомендуется. Не стоит также делать этого на новых автомобилях, ведь на заводе в них заливают хорошее, фирменное масло (в том числе и затем, чтобы вы впоследствии продолжали заливать именно его). Тех, кто беспокоится о некачественном масле «с завода» или «с салона» слушать не стоит.
Однако, такой совет актуален только для тех автовладельцев, которые следят за состоянием своего автомобиля и регулярно производят замену всех технических жидкостей.
В каких же случаях замена масла желательна и даже необходима? Их немного:
- Во-первых, обязательно необходимо промыть двигатель при переходе с одного вида масла на другое. Например, при переходе с синтетики на полусинтетику, с лета на зиму или при замене составов с большой разницей в показателях вязкости (5W-40–15W-40).
- Во-вторых, лучше сделать промывку двигателя при покупке автомобиля с пробегом. Покупка б/у машины всегда немного похожа на кота в мешке, поэтому перестраховаться и промыть мотор будет совершенно нелишним (так же, как и заменить все прочие жидкости и расходники).
- В-третьих, в зоне риска машины, подверженные интенсивной эксплуатации либо эксплуатации в тяжелых природных условиях.
- В-четвертых, турбированные двигатели. Двигатели, оснащенные турбинами, требуют использования хорошего, чистого масла. Иначе турбина может выйти из строя и серьезно ударить по кошельку. Поэтому проводите промывку турбированных двигателей каждые две-три замены масла.
Разобравшись с тем, когда промывка двигателя точно необходима, разберемся чем лучше промывать двигатель при замене масла. Традиционных способов замены четыре:
Сразу хочется отметить, что солярка не является специализированным средством для промывки бензиновых/дизельных двигателей. Ей пользовались наши отцы и деды, промывая свои ВАЗы, ГАЗы и прочие советские автомобили. В наше время осталось немало последователей, которые промывают отечественные автомобили соляркой. Вообще, промывать двигатель соляркой категорически не рекомендуется , особенно если речь идет об иномарке. Мало того что воздействие солярки на сальник, прокладки и уплотнители может способствовать их разрушению, так она еще и дополнительно загрязняет двигатель. Если вас все-таки заинтересовал такой способ промывки двигателя, то следующее видео поможет вам разобраться во всех его тонкостях:
Так называются средства, которые добавляются в старое масло за пять минут до его слива и последующей замены. Эти пять минут мотор должен работать. Производители утверждают, что их составы действительно отчищают двигатель за столь непродолжительное время. Подтвердить их слова гораздо труднее, чем опровергнуть, поэтому данный советовать данный способ мы не решаемся. Если польза от него весьма сомнительная, то повреждение сальников и уплотнителей может быть вполне реальным.
О ее недостатках мы уже подробно говорили выше: она остается в двигателе и «разбавляет» новое моторное масло, тем самым изменяя его свойства.
Пожалуй, самая лучшая промывка для двигателя – это промывка маслом. Для ее осуществления обычно покупают недорогое моторное масло в достаточно большом количестве (чтобы хватило хотя бы на 2 заливки). Некоторые автолюбители при первой промывке мешают моторное масло с промывающей жидкостью в соотношение один к одному. В принципе перед промывкой двигателя маслом можно промыть его жидкостью, а потом вытеснить ее остатки маслом. Разумеется, после промывки какая-то часть масла останется в двигателе. Но в отличие от промывки жидкостью или отсутствия промывки, это будет чистое моторное масло.
Подводя итог, хочется еще раз посоветовать не промывать двигатель перед заменой масла, если ваш автомобиль не эксплуатируется слишком часто или в тяжелых условиях. Для его нормальной работы будет достаточно своевременной замены масла и масляного фильтра, а также бережной эксплуатации. Если у вас остались какие-то вопросы о промывке двигателя перед заменой масла, посмотрите данное видео: