Смотря на современные системы вооружения, которыми обустроены воздушно-десантные войска ведущих армий мира, стоит излишний раз вспомянуть о том, чем приходилось вести войну их предшественникам. Одна из таковых систем – мотороллер-гранатомет Vespa 150 ТАР, суровое орудие французских десантников 50-х годов прошедшего века.
Основная изюминка Vespa 150 TAP заключается в том, что она установлена на обыкновенном «штатском» итальянском мотороллере, создание которых наладила французская авто компания Ateliers de Construction de Motocycles et Automobiles (ACMA). Всего с 1956 по 1959 годы для нужд французской армии было выпущено 600 мотороллеров.
Машинка, окрашенная в тускло-оливковый цвет, владела усиленной рамой и стойками, к которым крепилось снаряжение. Но сам мотороллер – это всего только лафет, на котором было установлено 75-мм безоткатное орудие южноамериканского создание М20, стреляющее 10-кг снарядами, летящими со скоростью 305 м/сек. Основное его достоинство – отсутствие отдачи и томного затворного блока, благодаря использованию отвода пороховых газов.
Vespa 150 TAP могла стрелять дымовыми, осколочно-фугасными и кумулятивными противотанковыми снарядами, способными пробивать 10-см броню с расстояния 6400 метров. Орудие длинноватой 2,08 м размещалось, начиная от заднего крыла через сиденье, отверстие в фронтальном щитке и за границы фронтального колеса.
На теоретическом уровне стрелять из М20 на ходу было можно, но прицеливание при всем этом не представлялось вероятным. Vespa доставлялись в район десантирования на парашюте парами. Любой мотороллер крепился к специальному поддону с подушечкой из сена для амортизации удара при контакте с поверхностью. К нему также придавался велик для транспортировки боезапаса и увесистый орудийный треножник времен Первой мировой войны.
Vespa 150 TAP стала в 50-е годы настоящей боевой машинкой французской армии и обширно применялась, а именно, во время боев в Алжире.
Источник — Popular Mechanics
Источник: