Российскому автомобильному рынку будет еще хуже, чем сейчас. В этом сходятся все: и эксперты, и дилеры. Цены уже давно кажутся катастрофическими, но на самом деле представительства компаний продолжают их искусственно сдерживать, чтобы не допустить совсем уж шокирующего скачка. Насколько шокирующего? Чтобы это выяснить, мы сравнили стоимость автомобилей в России и за рубежом.
Принцип таков: берем максимально близкие комплектации (по возможности — базовые) и смотрим, сколько они стоят в России, Украине, а также в стране происхождения бренда. Четвертая страна — «плавающая», в каждом конкретном случае добавляющая дополнительный слой к общей картине. Скажем, для азиатских брендов это Европа, а для европейских — одна из «соседок». В подборке примерно поровну импортных и локализованных в России моделей, а результаты очень разнообразные. Цены посчитаны по курсам валют на 09.02.2021.
Skoda Octavia
Фото: Skoda
Если вы негодуете от того, что новое поколение «Октавии» в богатой комплектации теперь тянет на два с лишним миллиона рублей, посмотрите на эту табличку. В Европе начальная версия Ambition с «механикой» и теми же 150 силами под капотом (правда, при более современном моторе) может обойтись и в 2, и в 2,5 миллиона! Так что локализация лифтбека в Нижнем Новгороде однозначно спасла «Шкоду» от краха позиций. Однако если посмотреть в сторону Украины, где Octavia тоже собирается местными силами, становится понятно, что скорое подорожание исключать нельзя.
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
Ambition 1.4 150 МТ
1 533 000
Ambition 1.5 150 МТ
596 900 крон
2 075 826
Ambition 1.5 150 МТ
27 360 евро
2 448 911
Ambition 1.4 150 MT
620 740 грн
1 658 382
Kia Sportage
Фото: Kia
В случае корейского «паркетника» локализация в Калининграде — не панацея: переднеприводный Sportage с двухлитровым мотором и «автоматом» стоит дороже, чем в родной Корее. Подобрать точный аналог среди европейских машин не получается: там выбор моторов состоит из недоступных в России бензиновых 1.6 (атмосферного и турбированного), а также дизеля, который с некоторых пор у нас тоже не предлагается. Так что смотрим на ближайшие по духу безнаддувные 1.6 в стартовых комплектациях — и удивляемся. Украинцы получают такие машины за логичные полтора миллиона рублей, а вот немцы — за два с лишним, причем на «механике».
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
2.0 AT 2WD
1 714 900
2.0 AT 2WD
24 200 000 вон
1 611 172
1.6 MT 2WD
22 890 евро
2 049 715
1.6 AT 2WD
562 094 грн
1 502 156
Renault/Dacia Logan
Фото: Renault
Среди всех «бюджетников», представленных на российском рынке, худо-бедно оценивать можно только Renault, ведь Европа не знает ни «Солярисов», ни тем более Lada Vesta. Но тут тоже все сложно, ведь Logan только что сменил поколение в Старом Свете. До нас он доедет еще не скоро, а российская моторная гамма не пересекается вообще ни с кем. Тем не менее, стоимость самых дешевых версий «у нас» и «у них» сопоставима, а вот украинцам не позавидуешь. Они пока получают машины прошлого поколения, собранные в Румынии — и вынуждены платить почти миллион в рублевом эквиваленте. Это за самую пустую комплектацию.
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
1.6 82 л.с. МТ
683 000
1.0 65 л.с. МТ
8 400 евро
752 500
1.0 73 л.с. MT
8 360 евро
748 801
1.0 65 л.с. МТ
367 400 грн
987 179
Toyota RAV4
Фото: Toyota
Чуть менее болезненно обстоит дело с Toyota RAV4 японской сборки: украинцы переплачивают за базовую переднеприводную версию с вариатором примерно 200-300 тысяч рублей относительно японцев и европейцев. Латвия здесь выбрана как одна из редких стран ЕС, где можно купить «рафик» без гибридного привода — то есть похожий на то, что продается у нас. Однако надо помнить, что российские машины локализованы в Санкт-Петербурге, и двухлитровый «атмосферник» у них послабее, чем у заграничных. Зато цена — вторая по привлекательности после японской.
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
2.0 CVT 2WD 149 л.с.
1 961 500
2.0 CVT 2WD 171 л.с.
2 743 900 иен
1 941 309
2.0 CVT 2WD 175 л.с.
22 790 евро
2 043 795
2.0 CVT 2WD 173 л.с.
841 184 грн
2 249 319
BMW 3-Series
Фото: BMW
Сборка на калининградском «Автоторе» позволяет баварскому седану удерживать очень заманчивые ценники относительно европейских. Обратите внимание, что испанцам приходится заметно переплачивать по сравнению с немцами: эту тенденцию мы сегодня увидим еще не раз. А вот демпинговая стоимость такой же машины на Украине — загадка: вероятно, достигается она исключительно за счет усилий импортера.
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
320i Sport Line
3 340 000
320i Sport Line
44 850 евро
4 021 511
320i Sport Line
47 548 евро
4 262 840
320i Sport Line
1 231 672 грн
3 295 571
BMW X5
Фото: BMW
Парадоксально, но тот же импортер продает украинцам самые дорогие X5. Вероятно, все потерянное на «трешках» компенсируется как раз тут: в рублевом эквиваленте разница с Германией составляет целых 1,2 миллиона. Бюджет российских клиентов, тем временем, хранит все та же калининградская сборка — хотя такой большой ценовой разрыв так и напрашивается на корректировку в ближайшее время. Так что ждите подорожаний.
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
40i xDrive
5 860 000
40i xDrive
70 700 евро
6 338 573
40i xDrive
79 800 евро
7 151 197
40i xDrive
2 830 322 грн
7 564 756
Mercedes-Benz E-класса
Фото: Mercedes-Benz
Обновленная «ешка» вызвала бурю негодования своими заоблачными ценниками — и нам остается к этому только присоединиться. Посмотрите: базовый седан российской сборки стоит дороже, чем в Германии. Украинское представительство снова творит чудеса ценообразования, а сильнее всех страдают испанцы: там E-класс — уже настоящая роскошь. И все же с российским позиционированием объективно надо что-то делать.
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
E 200
4 770 000
E 200
50 218 евро
4 498 687
E 200
56 225 евро
5 035 257
E 200
1 509 436 грн
4 052 858
Peugeot 3008
Фото: Александр Катаев
Переходим к автомобилям, которые в России не локализованы. Например, паркетник Peugeot 3008, который кажется неоправданно дорогим по сравнению с конкурентами, мы на самом деле получаем с гигантским — на треть — дисконтом. В выборке представлена дизельная версия, потому что 150-сильного турбомотора 1.6 ЕРЗ в Европе не сыскать. Удивительно, что в родной Франции 3008 лишен еще и двухлитрового дизеля, а более простая версия все равно стоит дороже, чем где бы то ни было.
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
2.0 D Allure AT
2 499 000
1.6 D Allure AT
38 400 евро
3 441 273
2.0 D Allure AT
34 641 евро
3 104 255
2.0 D Allure AT
888 100 грн
2 369 038
Land Rover Defender
Фото: Land Rover
Очень сильно демпингует российский офис Jaguar Land Rover с долгожданным новым «Дефом». Прямо сейчас на официальном сайте не высвечиваются цены — все в индивидуальном порядке — так что ориентируемся на последний озвученный прайс-лист. Ну и на те экземпляры, которые есть в наличии: самый дешевый Defender в России сейчас стоит 4,3 млн рублей, и это не совсем базовая машина, а все-таки снабженная несколькими опциями. Обратите внимание, что украинская цена соответствует рынку, в то время как Peugeot 3008 там продается даже с большей скидкой, чем в России.
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
110 D200 Standard
4 060 000
110 D200 Standard
45 315 фунтов
4 624 679
110 D200 Standard
55 600 евро
4 978 924
110 D200 Standard
1 796 934 грн
4 802 342
Porsche 911
Фото: Porsche
А как насчет спорткаров? Разумеется, логично смотреть на эталон, то есть Porsche 911. Российское представительство отдает базовую «Карреру» со скидкой почти в полтора миллиона рублей, хотя в процентном отношении это далеко от щедрости Peugeot. Испанцы снова страдают непонятно за что. Самое главное — не вспоминать, что 10 лет назад на те же 8 миллионов рублей можно было купить ровно вдвое больше 911-х.
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
Carrera
8 130 000
Carrera
106 352 евро
9 525 635
Carrera
122 358 евро
10 960 829
Carrera
3 967 170 грн
10 602 284
Audi e-tron
Фото: Audi
Наконец, электромобили — сейчас без них никуда. В случае с Audi e-tron в огромном выигрыше оказываются украинцы: по сравнению с немцами они экономят два с лишним миллиона рублей. Испанцев в данном случае совсем уж сильно грабить не стали, ну, а россиянам электрокроссовер предложен с ожидаемой для нелокализованных моделей скидкой около 15%.
Комплектация
Цена в валюте
Цена в рублях
55 quattro
6 280 000
55 quattro
82 500 евро
7 395 641
55 quattro
85 815 евро
7 692 902
55 quattro
1 921 304 грн
5 136 720
Что все это значит
В случае импортируемых машин — только одно: цены обязательно будут расти, пока не сравняются с зарубежными, если только рубль резко не укрепится относительно евро. Но и локализация не гарантирует существенной выгоды. Некоторые компании и так продают автомобили российской сборки по «импортным» ценам, а остальной рынок так или иначе вынужден будет на это реагировать. Эксперты прогнозируют, что первая волна больших подорожаний придется на весну, и она наверняка не будет последней в этом году. И каких высот могут достичь российские цены, вы теперь примерно представляете.