— На данный момент самым непредсказуемым и зрелищным классом является Moto3. Это гонки, в которых 12 человек заходят в поворот по 4-5 мотоциклов в ряд и претендуют на подиум вплоть до последнего поворота. Эта игра продолжается 18 кругов. Однако максимальные скорости 250-кубовых мотоциклов не превышают 235 км/ч. То есть, пелетон Moto3 едет на 100 км/ч медленней, чем Королевский класс и на 60 км/ч медленней, чем Moto2. Но нам все равно нравится смотреть эти заезды — они впечатляют гораздо больше, чем гонки MotoE или Moto2. Почему?
Все зависит от ощущений
Потому что нас интересует борьба равных, сражение, противостояние. Когда мы можем сравнивать.
Типичный Moto3
Погони, в которых за лидером на большом расстоянии тянутся несколько преследователей, могут выглядеть интересными… с академической точки зрения: когда у лидера кончатся покрышки или бензин, и кто его догонит. Мы, журналисты обычно пишем, что там «была напряженная погоня» бла бла бла. Обычно, так выглядят гонки Moto2, в том числе, Гран-При Катара. И они мало впечатляют рядовых зрителей, хотя интересуют профессионалов.
С MotoE другая история. Это как мультик: мы не видим и не чувствуем их скорости. Компьютер или закадровая озвучка может придать гонкам электромотоциклов гораздо больше привлекательности, если от них будут исходить хоть какие-то вибрации. Но пока есть то, что есть. Вот почему зрители никогда не остаются на трибунах, чтобы увидеть MotoE после основного шоу — это не впечатляет.
354 км/ч на главной прямой Losail International Circuit
Даже если бы прототипы MotoGP ехали 250, а не 350 км/ч, мы бы радовались шоу, конечно, будь там борьба в каждом повороте. Такими были гонки в 500 куб.см. в 90-х, и поэтому эти времена называют «золотой эрой Мото Гран-При».
Сколько это — достаточно скорости?
Валентино Росси застал те дни. Его карьера началась в 1996, а до того он впитывал вибрации гоночных уикендов в буквальном смысле с молоком матери, которая следовала за Грациано по чемпионату мира — до, во время и после беременности.
Когда Росси вступил в Королевский класс в 2000 году, 2-тактные прототипы с 500-кубовыми двигателями уже разгонялись до 300 км/ч. Рекорд скорости в том сезоне был установлен Гарри Маккоем на Yamaha YZR500: на квалификации Гран-При Италии в Муджелло в скоростной ловушке на главной прямой он показал 317.5 км/ч; в той же квалификации Теди Окада, пилот заводской команды Repsol YPF Honda проехал немногим медленней — 315.1 км/ч. Но поул-позицию все равно взял другой человек, а именно Алекс Баррош из Pons Honda, и его скорость на пике не превышала 306.9 км/ч. Надо также отметить, что Карлос Чека, выступавший в том году за Marlboro Yamaha, показал гораздо лучшие результаты на квалификации в Муджелло, несмотря на то, что проигрывал в скорости и Маккою, и Окаде почти 15 км/ч.
Как быстро должны ехать прототипы, чтобы этого было достаточно для всех и не стало представлять угрозы?
Валентино Росси как бы предупреждает
«Для меня все, что быстрее 330 км/ч, представляет угрозу. Так что 360 км/ч это и так уже невероятная цифра. Думаю, цифры впечатляют фанатов мотоспорта, но на деле, это становится реально опасным делом» — считает Валентино.
На самом деле, он говорил это же в 2012 году, когда ездил на Ducati — самом мощном и в абсолюте быстром прототипом MotoGP. Кто-то обязательно скажет: Росси не догоняет! Или: «старый конь» борозды не портит. Или: молодые мозги работают быстрее. Но любой мозг может адаптироваться к скорости.
Росси говорит с точки зрения эксперта и самого опытного мотогонщика в мире: у него за спиной 25 сезонов в Мото Гран-При!!! Речь не только о том, может ли человек воспринять такую скорость, а может ли техника адекватно отработать.
И главное: а рассчитаны ли сегодняшние автодромы на вылет с трассы на скорости в 350 км/ч?
Марк Маркес чудом избежал встречи с отбойником в Муджелло на скорости около 320 км/ч
Вот Марк Маркес хорошо знает, что такое — промазать с выходом из поворота Bucine и не попасть в дугу после пит-лейна на Autodromo Internazionale del Mugello! В 2013 году Марк совершил один из самых смелых прыжков с мотоцикла, когда выкатился в траву с 338 км/ч. Он сразу сообразил, что остановить мотоцикл просто невозможно и его ждет неминуемая встреча с отбойником. По данным телеметрии Repsol Honda и Alpinestars Марк спрыгнул с мотоцикла на скорости около 320 км/ч. От серьезных травм Марка спасла подушка безопасности Alpinestars Tech-Air, но лицо он все-таки повредил.
Маверик Виньялес спрыгнул с мотоцикла на 220 км/ч, чтобы спасти себе жизнь
Самый недавний пример — Гран-При Штирии и отказ тормозов на мотоцикле Маверика Виньялеса в 1-м повороте Red Bull Ring. Пилот заводской команды Yamaha заранее знал судьбу своего YZR-M1: байк достиг отбойника за 3 секунды, пробил надувную защиту Air Fence и взорвался, ударившись в металлическую гардрейль. Рама и маятник переломились пополам, а от вилки не осталось ни одной целой детали. Но двигатель YZR-M1 чудом уцелел. Более того, Виньялес продолжил использовать этот мотор вплоть до Гран-При Арагона. Но сам факт, что на скорости 220 км/ч Маверик принял единственно рабочее решение — катапультироваться. Как позже он сказал в эфире радио Ondo: «У меня даже не было времени на подумать. Единственное, что я знал в тот момент: лучше отбить зад, чем лишиться головы».
Привет, я был мотоциклом Маверика Виньялеса!
Речь о 220 км/ч, не о 360 км/ч.
Почувствовать скорость: в каких пределах это возможно?
Тот же Андреа Довициозо еще в 2018 году, установив очередной рекорд скорости в Муджелло сказал, что для него нет разницы между 336 и 356 км/ч. Это влияет только на возможность обгона на прямой, но никак не улучшает характеристики мотоцикла перед первым поворотом! А сегодня тормоза куда важнее, чем мотор.
Британский журналист Мэт Оксли делал материал о ветеране MotoGP, чемпионе мира Уэйне Рейни. Он задал тому вопрос, как быстро он вообще разгонялся на прототипе Yamaha и где это вообще произошло. Рейни тогда ответил: «323 км/ч на тестах в Фукурои (Япония)». Затем Уэйн добавил: «По мне, что 150 [240 км/ч], что 205 миль в час [330 км/ч] — без разницы. Когда едешь так быстро, ничего особенного не ощущаешь, все сливается. Единственное, о чем я действительно думал в тот момент, что мне нужно убрать один зуб с задней звезды».
Хорхе Лоренцо на тестовом Yamaha YZR-M1 в Сепанге в феврале, следующий выход на трек — в сентябре
В мотоспорте, где выступают профессиональные атлеты, которые хорошо тренированы физически и психологически, для них это привычно — быстро менять скоростной режим. Но даже им после зимних каникул требуется время, чтобы вернуть скорость. А если гонщик пропускает полгода или более, вернуть ощущение скорости бывает непросто. Ближайший пример — Хорхе Лоренцо, который почти 8 месяцев не садился на прототип после короткой тестовой сессии в Сепанге 2020 года, а вернувшись в седло Yamaha на тестах в Портимао проиграл 4 секунды (!) Алешу Эспаргаро. Но когда Лоренцо вышел на трек после столь длительного перерыва, у себя в голове он гнал во весь опор!
Сегодня все хотят увидеть, в какой форме теперь Марк Маркес. Ведь каталонец не выходил на старт MotoGP уже почти 9 месяцев, больше, чем Лоренцо.
Скорость в реальной жизни
Любой мотоциклист знает, что укрывшись за ветровиком своего байка, существенной разницы от ощущения скорости — между 180 км/ч и 240 км/ч нет. Уже на 180 км/ч, если вы не используете беруши, меняется общее ощущение окружающей среды, меняется даже тональность звуков. Уши хотят «свернуться в трубочку», но не от шумового фона: это ощущение дает вестибулярный аппарат человека, и среднее ухо в нем играет ведущую роль. Это своеобразный гироскоп, который определяет положение головы человека в пространстве и реагирует на скорость перемещения в нем. При быстрой смене скоростного режима и резких перепадах скорости вестибулярный аппарат находится в состоянии панической атаки. Затем, адаптируется, если скорость сохраняется некоторое время. Вот почему, если долгое время ехать достаточно быстро, снизив скорость даже 100 км/ч, нам начинает казаться, что мы практически остановились.
Почувствовать скорость и привыкнуть к ней можно на трек-днях
Но если ехать достаточно быстро продолжительное время, а рядом нет объектов, которые могли бы стать референсными точками, без цифры на спидометре вы бы никогда не определили, как быстро на самом деле движетесь. Чувство реальной скорости пропадает после 180 км/ч. И это частая ошибка начинающих мотоциклистов, которая нередко приводит к печальным последствиям в путешествиях — эффект «залипания». Если вдруг рядом происходит что-то в принципиально ином скоростном режиме, реагировать на это мозг просто не успевает — он работает на другой волне.
Тренировать чувство скорости необходимо регулярно. Лучше всего для этого подходят трек-дни, потому что кратковременные разгоны на шоссе лишь приводят к стрессу, а не тренируют мозг.
Источник: