Обзор современных мотосигнализаций | статьи на e-krasnoebeloe

Новости

Я почему раньше злой был? Это у меня велосипеда не было. А теперь, когда у меня и мотоцикл украли, я вас просто убивать буду!
© Почтальон Печкин, народная версия

Неспешно выбираю сигналку себе на эндурку. Под катом информация, которую мне удалось выудить из инета.

Небольшой ликбез, чтобы не путаться в терминахСигнализация с односторонним каналом связи — самый простой вариант, нет информационного дисплея на брелке. Мот угоняют – сирена орет, брелок молчит, всем пофиг.

Сигнализации с двухсторонним каналом связи (с обратной связью) — обычно есть 2 брелка: один с ЖК дисплеем, второй без него, запасной. Мот угоняют, сирена орет, брелок пищит и светится, хозяин выбегает и устраивает вору справедливое возмездие.

Самые первые сигнализации с радиоканалом имели статический код — каждой команде соответствовал свой командный пакет. Так как вариантов кода было немного, то иногда своим брелоком можно было открыть чужую машину с такой же сигнализацией — форматы пакетов совпадали. В некоторых дешевых китайских сигнализациях до сих пор используют статический код.

Динамический код отличается от статического тем, что при каждом нажатии на кнопку формат пакета меняется по определенному закону, который известен только сигнализации и запрограммированному для нее брелку. Самым известным алгоритмом динамического кодирования является Keeloq от компании Microchip. Аналитически алгоритм Keeloq до сих пор не взломан. Всю математическую мощность этой технологии сводит на нет физическая реализация – подбирать код никто и не пытается. Вместо этого посылку портят, запоминают и передают в следующий раз. Многие производители систем охраны разрабатывали свои собственные динамические коды, внося различные улучшения. Некоторые из них так до сих пор и не вскрыты, и вроде бы могут использоваться в охранных системах. Чем индивидуальнее, малосерийнее, новее изделие, — тем ниже вероятность вскрытия дескриптора от этого модельного ряда. Однако ни один динамический код не гарантирует защиту от взлома!

Для защиты от кодграбберов разработали двойной динамический код (D2), в котором при нажатии брелка меняется не только код, но и закон образования нового кода. Это индивидуальное правило записывается в декодер один раз при программировании брелка, в эфире больше не появляется и радиоперехвату недоступно. Даже разработчик системы, обладая всей необходимой информацией о способах кодирования и соответствующей аппаратурой, не сможет расшифровать этот код. Правда, темная сторона Силы не дремала и появились продвинутые кодграбберы, способные взломать и D2.

Самым криптостойким и надежным считается диалоговый протокол обмена между брелоком и основным блоком, использующий ассиметричные алгоритмы шифрования и частоты 2.4 ГГц. Он требует двустороннего канала связи, то есть наличия приемника и передатчика, как в основном модуле, так и в брелке. Получив сигнал, система убеждается, что он послан со «своего» брелка, причем это происходит не однократно, а в диалоге. В ответ на первый сигнал система посылает на брелок запрос в виде псевдослучайного числа, который обрабатывается брелком по специальному алгоритму и отсылается обратно. Сигнализация обрабатывает свою посылку по тому же алгоритму, сравнивая полученный ответ со своими данными. Если они совпадают, команда выполняется, а на брелок отправляется подтверждение. Правда, от физической кражи брелка даже диалоговое кодирование не спасет.

Довольно распространенный подвид сигнализаций с обратной связью — GSM-сигнализации. Они могут управляться как с брелков, так и с телефона путем отправки спец. команд sms, либо звонком и набором команды в тональном режиме. Использует сим-карту любого оператора. Если происходит потеря GSM сигнала в режиме охраны, то при последующем восстановлении приходит смс. В аварийном случае сигнализация отправляет смс с указанием причины срабатывания, а так же начинает дозваниваться хозяину. Хорошая штука, если бы не пара нюансов: нет 100% покрытия территории сотовой связью, есть большая вероятность остаться в глухом районе с заблокированным байком и севшим смартфоном, необходимость платить за связь. В теории можно допилить WiFi-модуль и частично обойти эти ограничения, но готовых мотосигнализаций такого рода я не встречала. Однако всё идет к тому, что в скором времени придём к связке метка+смартфон, и применение брелков останется в прошлом.

Глушилку всех GSM диапазонов сейчас можно купить на каждом шагу. Однако на любую хитрую гайку всегда найдется свой болт с левой резьбой. В данном случае это модули контроля GSM канала: сигнализация каждые 2-3 минуты по каналу GPRS посылает на специальный сервер краткую метку наподобие «я на месте, все ок, координаты хх, уу». Как только сервер не получит в отведенное время сигнал, приходит смс о потере связи.

Некоторые современные сигнализации оснащены RFID-меткой для бесконтактного доступа («hands free»), дальность связи – до 10 метров. Не нужно доставать брелок из кармана и нажимать на кнопку – если метка находится в зоне действия приёмника сигнализации, то мотоцикл снимается с режима охраны. В основном метки работают на частоте 2.4ГГц. С одной стороны, удобная штука, но есть нюансы. По словам Алексея Night-hunter, «раздражает постоянная постановка и снятие мота с сигналки, когда ты стоишь недалеко от моцика и ключ у тебя в кармане, а не в замке зажигания, так как срабатывает метка и шлет сигналы то в одну сторону, то в другую.»

Спутниковые сигнализации – определяют координаты ТС в режиме реального времени и по каналу GSM передают информацию в мониторинговый центр. В случае тревожного сигнала оператор звонит владельцу и может направить на место происшествия группу экстренного реагирования. В настоящее время (февраль 2013) в России есть только одна спутниковая мотосигнализация — ARKAN Moto. Помимо GSM у нее есть независимый дублирующий канал связи, работающий на частотах от 146 до 174 МГц. По сути она является не просто спутниковой, а радиопоисковой сигнализацией и работает на базе пеленгационных автономных станций компании ARKAN. Эти станции располагаются таким образом, чтобы система покрывала весь город, а также пригородную территорию на расстоянии до 100 километров (насколько я знаю, пока есть только в крупных городах России). Радиоканал ARKAN невозможно заглушить средствами, доступными угонщикам, и он пробивается даже из металлических укрытий, тоннелей и многоуровневых паркингов. Судя по зарубежному опыту, шансы вернуть мот с радиопоисковой сигналкой — порядка 80%.

GPS/GSM-маяк – крайне полезная штука, как в режиме отдельной закладки, так и в качестве бонуса к сигналке. Маяки бывают с автономным питанием от литиево-ионных батарей и питанием от аккума. Автономных обычно хватает на 500-1000 смсок, а неавтономные выкушивают аккум за пару дней (тк токи потребления у маяков в лучшем случае около 40мА в режиме регистрации сотовой сети, а в режиме поиска спутников около 60мА). В спящем режиме маяк кушает <10мА, но тогда ему приходится тратить около 30 секунд на регистрацию в сотовой сети и поиск спутников. Да и смски не мгновенно передаются… А трое гастарбайтеров закидывают мот в Газель за одну минуту.

При срабатывании акселерометра/подаче напряжения на контакт маяк сразу после включения шлет смску: «ААА! Меня пнули!!!» Когда он находит спутники, шлет еще смску с координатами вдогонку: «Хозяин, меня пинают вот здесь! Срочно спасай меня!!!» А если он спутники не находит, то пишет «Сорри, бро. Спутников не вижу. Беги туда, где последний раз меня видел!!»

Если использовать автономный маяк как закладку, то можно настроить режим выхода на связь и ожидания команд раз в сутки. Сканером поля при угоне он не обнаружится, зато потом пришлет координаты мота (если запрятать поглубже, чтобы при физическом осмотре не нашли).

Продвинутая версия маяка – GPS/GSM-трекер – позволяет отслеживать перемещения мотоцикла в режиме он-лайн через специальную программу/web-интерфейс.

Стратегия защитыМногие уверены, что крадут только дорогие пафосные мотоциклы, но это неправда! Воруют все, что плохо лежит.
Стандартная схема угона: глушение – угон – перегон в отстойник – демонтаж блоков, если удается их найти – отстой – перегон покупателю или сообщнику для легализации.

Аэрография сейчас уже не отпугивает от угона, т.к. появилась дешевая возможность изменения экстерьера виниловыми пленками. Ставить секретный тумблер/иммобилайзер смысла нет, т.к. все это легко демонтируется в отстойнике.

Мотоциклы угоняют либо профи по наводке, либо местная шпана. Если от первых защититься довольно сложно, то от вторых иногда хватает даже простенькой сигналки-вопилки. Однако не стоит пренебрегать механическими средствами защиты. В идеале защита должна быть комплексной. Мне кажется, должны присутствовать стремный неброский чехол, толстый цепак с хорошим замком до ближайшего столба, сигналка с ОС и маяком и автономный маяк-закладка в тайном месте. Видеокамера, пишущая по срабатыванию датчика движения/фоторегистратор/охраняемая стоянка/собака-яйцеотрывака/боевой камышовый кот тоже приветствуются=)

Из интервью с Андреем Кондрашовым, занимающимся авторской защитой автомобилей от угона, я узнала, что для защиты ТС от угона нужно сделать угон высококвалифицированным, нерентабельным и длительным по времени.

Безымянный камрад seter уже приводил отрывок из этого интервью касаемо мотоциклов:
Как можно уберечь от угона мотоцикл?
1. В основном мотоциклы воруют методом полной погрузки, поэтому нужно при начале его перемещения включить мощные пьезосирены, звук которых находится за болевым порогом. Мотоцикл станет сложно перемещать. Нужно либо закрыть уши, либо перемещать мотоцикл.
2. Оповестить хозяина, который может командой (с пульта или телефона), убедившись, что мотоцикл угоняют, активировать дымовой патрон, который генерирует 100 кубов дыма. Мудаки в панике разбегутся, а если успели затащить его в Газель, с удовольствием выкинут.
3. Если же мотоцикл всё же увезли, пробовать его искать посредством автономного маяка, который можно очень хорошо спрятать, несмотря на размеры мотоцикла.

ТЗОсновные требования: низкий ток потребления, компактность, влагозащищенность, возможность подключения доп. датчиков, регулировка чувствительности, надежность.

Низкий ток потребления — ключевой параметр в мотосигнализации. Из комментов выяснили важный нюанс: по словам Андрея Andsah, «производители указывают потребление при условии нормального GSM и GPS сигнала. Если сигнал слабый или отсутствует, то потребление намного больше.Кстати это беда касается и большинства сигнализаций с пейджером.»

КМК, наиболее универсальный вариант мотосигнализации – сигналка с диалоговой обратной радиосвязью с GSM-маяком. Если на мот покушаются всякие ызарги, она подает сигнал и через радиосвязь, и через маяк. Туда, куда брелок не дотянется, долетит смска. Помимо этого маяк сразу же высылает точные координаты мота. И кикстартер на мот поставить, ибо такая штука аккум нехило сажать будет=)

Рассмотренные вариантыHAWK MOTORCYCLE ALARM X60 + GSM/GPS-маяк.

+ цена
+ влагозащищенность
+ «есть говорящий режим при котором при срабатывании датчика удара сирена не орёт, а мотоцикл человеческим голосом просит отойти подальше. И только при срабатывании датчика наклона или максимально сильном воздействии на датчик удара включается пъезосирена с полным выносом мозгов. Соответственно по смс можно сообщать только о тревогах по датчику наклона» ©Андрей Andsah
+ в комплекте уже есть сирена, иммобилайзер, датчик объема
+ можно прикрутить GSM-маяк/трекер
— алгоритм динамического кодирования Keeloq. Защита от взлома кодграбером не гарантирована (в отличие от диалоговых алгоритмов). С другой стороны, эта сигналка в России довольно редкая…
— ток потребления довольно высок: сама сигналка кушает всего 1.2мА, зато маяк – около 40мА в активном режиме.
Цена: ~2600р с оффсайта с доставкой в Мск + маяк.

HAWK MOTORCYCLE ALARM WITH GPS/GPS TRACKER – к HAWK X60 прикрутили трекер. Разница в цене с обычным Хоуком – 6200р. По словам Андрея Andsah, этот маяк на dealextreme.com стоит 1500р.
Цена: ~8850 с оффсайта с доставкой в Мск.

M+S LEGOS 2 ALARM SYSTEM + GSM-маяк
Серия LEGOS — потомки снятой с производства Meta DEF.COM 3 (KTM Alarm System) от MetaSystems.

+ влагозащищенность
+ относительно компактный блок управления (100x66x20мм)
+ простота установки
+ в комплекте уже есть сирена;
+ можно прикрутить GSM-маяк/трекер и кучу всяких ништяков от M+S (типа сирены с возможностью проигрывать свои аудио-файлы. Зальете туда Бибера и вор сдохнет от звуковой атаки:-D)
— алгоритм динамического кодирования, защита от взлома кодграбером не гарантирована
— ток потребления довольно высок: сама сигналка кушает всего 1.8мА, зато маяк – около 40мА в активном режиме.
— слишком простая установка, соответственно и снятие
— цена
Цена: 5400р с louis.de + маяк

M+S LEGOS 4 ALARM SYSTEM – потолстевшая (130x65x37мм) и подорожавшая M+S LEGOS 2 ALARM SYSTEM с иммобилайзером.
Цена: 6700р с louis.de + маяк

SPY 5000m (аналог — BERET Moto 2, CD-MT166 и 100500 других китайских клонов).
На одном форуме нашла интересную инфу про эту фирму:
В 2007 году группа компаний МВА представила на российский рынок автоэлектроники свой бренд — «SKY». … После появления первого бренда SKY, как и принято в Китае, сразу появились дубли — Spy…

+ цена (порядка 130$ с доставкой);
+ ток потребления <10мА по словам производителя;
+ влагозащищенность;
+ выносная антенна;
+ есть регулировка чувствительности выносного датчика объема, с пульта регулируется чувствительность датчика удара (в блоке)- 3 положения.
+ В комплекте уже есть сирена, датчик объема и 2 брелка с ЖК-дисплеем;
— заявленная дальность 5000м полный бред, в реале дальность связи гораздо меньше (максимум 1000м)
— алгоритм динамического кодирования, защита от взлома кодграбером не гарантирована
Цена: 130$ с доставкой с ебея = ~4500р. Как мне подсказал в комментах безымянный камрад wasserfall, с aliexpress.com ее можно взять за 70$(~2200р) с бесплатной доставкой=)

StarLine Moto V62

+ диалоговый алгоритм кодирования;
+ потребляемый ток всего 8 мА в режиме охраны (тк нет датчика объема в стоке);
+ можно проверять заряд аккумулятора из дома;
+ компактный блок управления (75х63х15мм)
+ можно подключить кучу ништяков, включая GSM-трекер.
+ простая установка;
— несмотря на вроде бы маленький ток потребления, на самом деле аккум с включенной сигналкой живет неделю
— плохая влагозащищенность (исправляется резиновой перчаткой с силикагелем). Блок герметичный везде, кроме разъема. Поэтому его надо ставить разъемом вниз и туда, где в него не будет задувать грязь и стекать конденсат
— слишком простая установка, соответственно и снятие
— «Геморойнейшая система настройки, с этими длинными и короткими нажатиями (если бы брелок можно было бы удушить, он у меня уже раз 10 бы помер)» ©Виталий Vatson
— судя по отзывам, чуть ли не самая глючная сигналка. Правда, ее глючность сильно зависит от прямизны рук установщика;)
Цена: 5950р у дилера + сирена

Gorilla 8017 Motorcycle Alarm

+ влагозащищеность
+ выносная антенна
+ резервная батарея в корпусе
+ в комплекте есть сирена, датчик удара, датчик наклона и датчик измерения напряжения в сети
+ регулировка чувствительности датчика удара: 7 позиций
— ток потребления??
— алгоритм шифрования динамический, а не диалоговый
— довольно жирный блок управления (90мм х 65мм х 45мм)
— нельзя подключить внешние концевики
— моноблок и встроенная сирена
Цена: 205$ с доставкой с ебея = ~6200р

Scorpio SR-i900 RFID

+ влагозащищенность
+ алгоритм хоть и динамический, но не распространенный Keelog
+ относительно компактный блок управления (100мм х 70мм х 22,5мм). Старлайн с Пандорой худее, но у них сирена внешняя)
+ резервная батарея в корпусе
+ RFID-метка
+ простота в использовании и установке, можно купить косичку проводов для своего мота.
+ нет глюков Старлайна, отлично работает RFID, есть комплектация с отличными объемными сенсорами, срабатывающими на приближение
— моноблок
— ток потребления?
— алгоритм шифрования динамический, а не диалоговый
— довольно тихая встроенная сирена, которая может подохнуть, а подключить внешнюю крайне проблематично
Цена: ~320$ с доставкой с ебея = ~10600 р

Scorpio rLiNK SR-i1100 GPS/GPRS/RFID Tracking System – по сути это Scorpio SR-i900 + трекер.
Цена: ~570$ с доставкой с ебея = ~17200р

Pandora DXL 4200

+ диалоговый алгоритм кодирования;
+ компактный блок управления (93мм х 55,5мм х 16мм)
+ есть экономный режим, при котором сигналка будет всегда с выключенным модулем GSM, а включаться будет только при срабатывании тревоги, для оповещения владельца об опасности… но тогда невозможно будет на неё дозвониться, чтобы произвести какие-либо действия.
+ уведомление о критическом уровне заряда аккумулятора;
+ RFID-метка
+ дистанционный запуск двигателя, включение/отключение блокировок и использование прочих функций с помощью мобильного телефона
— сложная установка
— потребление тока около 20мА (по словам Вадима vadopo, это «3-4 дня в наших реалиях»)
— «RFID метки на основе pandect имеют один плохой глюк — могут не ловиться на расстоянии 20 сантиметров» Говорят, в новых метках этот глюк исправили. В любом случае есть ручная постановка/снятие через ручку сцепления или телефон.
— нет спец. мобильного приложения, в отличие от Scorpio rLiNK SR-i1100 или автомобильной Pandora. Общаться приходится методом дозвона до абонента и последующим набором комбинаций цифр в тональном режиме.
Цена: 6300р у дилера + сирена

Pandora DXL 4400 – по сути это Pandora DXL 4200 с иммобилайзером в комплекте, драйвером CAN-шины и няшным брелком а-ля часы. Старая Пандора получила новую метку с кнопками постановки и снятия с охраны. Еще одно отличие от предыдущей модели — возможность работы с беспроводным GPSГЛОНАСС-приемником Pandora NAV-03, определяющим координаты мота по запросу.

Цена: 9970р у оф. дилера в Мск

Куб GSM мото – дешевый аналог Пандоры с Keelog, к которому можно подключить адову кучу разных датчиков.

+ цена
+ очень компактный блок (65х45х22мм)
+ влагозащищенность
+ в блоке есть GSM/GPS-трекер и можно отследить местоположение мота в системе Куб-онлайн
+ уведомление о критическом уровне заряда аккумулятора;
+ дистанционный запуск двигателя, включение/отключение блокировок и использование прочих функций с помощью мобильного телефона
+ неограниченное количество подключаемых датчиков
+ уникальная система защиты от глушения GSM сигналаО_О
— ток потребления 20мА в режиме ожидания
— Keelog вместо диалогового алгоритма
— нет спец. мобильного приложения
Цена: основной блок с GSM-трекером 3099р + сирена + выносные датчики + брелки

Magnum Elite MH-822 – украинская автомобильная GSM-сигнализация, которую некоторые пилоты ставили на свои мотоциклы. В топовых моделях (840, 880) даже есть специальное мобильное приложение на Андроиде для управления этой самой сигналкой.

+ цена
+ потребление тока около 18мА
+ выносная GSM-антенна
+ двойной динамический код Magnum MSS
+ уведомление о критическом уровне заряда аккумулятора;
+ дистанционное управление с помощью мобильного телефона
+ в комплекте есть сирена, датчик удара и термодатчик
— сложная установка, тк сигналка изначально заточена под авто
— влагозащищенность
— габариты блока
Цена: 1100 гривен ~4200р + датчик наклона + доставка из Киева в Мск

STaRLink eBike – топовая израильская сигналка-трекер

+ влагозащищенный чехол в комплекте
+ компактность (92x65x28мм)
+ самый низкий ток потребления (3-10мА, в зависимости от режима) из GSM-сигналок + резервная батарея. Правда, в активном режиме (GSM+GPS on) при включенном зажигании он все равно 20-30мА кушает.
+ автоматическая активация «спящего режима» (~3,5мА) с самостоятельным выходом из него по одному из событий, таких как движение/наклон/удар и включение зажигания. Как и в Пандоре, в спящем режиме отключен модуль GSM (тут еще и GPS).
+ уведомление о критическом уровне заряда аккумулятора;
+ дистанционное управление с помощью мобильного телефона
+ RFID-метка
+ в блоке есть GSM/GPS-трекер и можно отследить местоположение мота в системе Wialon
— алгоритм шифрования динамический
— нет спец. мобильного приложения
Цена: 8483р у дилера + сирена

Спутниковая сигнализация ARKAN Moto – единственная спутниковая мотосигналка в России. К сожалению, я не нашла отзывы реальных владельцев этой сигналки. Либо она не слишком популярна, либо народ ставит и не палится=)

+ независимый радиоканал Arkan невозможно заглушить, а потом можно найти по нему угнанный мот (если сигналку физически не снимут)
+ миниатюрный блок (точные габариты не указаны=()
+ есть встроенная в моноблок системы аккумуляторная батарея;
+ в комплекте есть GSM-трекер и можно отследить местоположение мота в режиме On-line
+ RFID-метка
+ в комплекте уже есть сирена, иммобилайзер, датчик объема и трекер с автономным питанием
— ток потребления???
— по каждому чиху будут звонить из центра мониторинга
— независимый радиоканал работает только в зоне досягаемости установленных оператором радиоантенн (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород)
— стоит как чугунный мост=(((
Цена: 30 000 руб + абонентская плата (около 10000р/год)

14 сигналок в обзоре, а выбирать все равно не из чего= Пока что я так ничего и не заказала – выбираю между Хоуком, Пандорой и Старлинком (у них самые красивые брелки;))
Возможно, коллективный разум БП подскажет еще более интересную модель сигналки?

Источник: bikepost.ru