— Согласно регламенту FIM, завод омологирует на сезон один тип двигателя для одного пилота (команды). Это позволяет разделять технологические потоки между factory-командами и саттелитами, и даже между отдельными гонщиками, как было в случае с Такааки Накагами в LCR Honda; то же самое в случае с Франко Морбиделли в Petronas Yamaha SRT — оба пилота ездили на прототипах в клиентской конфигурации с двигателями предыдущего поколения.
Клиенты заводских команд получают в свое распоряжение шасси и двигатели, уже бывшие в эксплуатации, а затем восстановленные и обновленные, что здорово снижает стоимость их аренды и эксплуатации в целом. Но сегодня это стало палкой о двух концах. Например, в памятной истории с Накагами: японец мог бы показать хорошие результаты в 2020 году и принести Honda гораздо больше очков в копилку Кубка производителей, если бы ехал на более мощном RC213V модели 2020 года. Но Накагами не имел такой возможности: на него был записан двигатель 2019 года, отличный по спецификации от двигателей братьев Маркесов и даже Кэла Кратчлоу.
В Yamaha подобная ситуация была всегда: Tech 3 Yamaha (саттелит до конца 2018 года) и Petronas Yamaha SRT (с 2019) ездили на «б/у» прототипах, что существенно снижало потенциал гонщиков. Тем не менее, как показала практика, даже саттелиты Yamaha могли подниматься на подиум! Ну, а Фабио Куартараро, нашедший в себе силы для борьбы с самим Марком Маркесом в 2019 году, в итоге, получил на сезон 2020 года от Yamaha усовершенствованный прототип M1 в конфигурации, почти как у Виньялеса и Росси. Куартараро выиграл первые две гонки сезона и записал на свой счет еще одну победу в Каталонии, несмотря на многочисленные жалобы на мотоцикл.
Проблемы с двигателями у Yamaha не были главными, как уже многократно отметили все участники проекта, включая его босса Лина Джарвиса. Из-за нехватки предсезонных тестов, Yamaha Factory Racing не могла получить достаточно данных для гарантии надежности и полноценности нового YZR-M1.
И вот теперь, перед Yamaha стоит вопрос: омологировать на 2021 год двигатель модели 2020 года (более мощный, но скомпрометированный результатами прошлого сезона) или модели 2019 года, с которым Франко Морбиделли стал вице-чемпионом MotoGP. Актуальное шасси M1 одинаково готово для обоих моторов, но с прошлогодним было заметно меньше трудностей. Исключение — сход Морбиделли на Гран-При Андалусии (кстати, Yamaha Factory Racing до сих пор так и не анонсировала, в чем именно заключалась та самая проблема в Хересе).
Единственное, что запрещают поправки в регламент («заморозка разработки до конца сезона-2021»), это омологировать двигатель в конфигурации, отличной от моделей, уже принятых в прошлом (2019 и 2020). То есть, Yamaha сегодня может выбрать двигателя из имеющегося списка и объявить его официальным на 2021 год.
Это будет решаться в Катаре, в рамках официального шейкдауна (3-5 марта) и первых тестов IRTA с участием призовых пилотов (6-7 марта). Соответственно, на вторых тестах IRTA Qatar, запланированных на 10-12 марта 2021 года (за 2 недели до первого этапа MotoGP — Гран-При Катара), производители должны будут представить Технической Дирекции чемпионата двигатели на омологацию. Это будет чисто формальная приемка моторов на ответственное хранение, без проведения глубокой экспертизы, так как агрегаты уже были омологированы прежде.
Источник: