Инженеры Техасского института A&M провели серию тестов новейшей конструкции мостовых опор, сделанной по экспериментальной технологии. Ее рабочее заглавие «гибридный скользящий-качающийся мост», а идею для нее почерпнули в строении человечьих конечностей. Две кости в суставе неразрывно скреплены вместе, но при всем этом могут сдвигаться на достаточно значимые расстояния и под различными углами, чтоб восполнить перегрузки.
Основная мысль совсем не в том, чтоб создать сверхпрочный мост, которому нипочем никакие сейсмические толчки – такое сооружение навряд ли окупится даже за сотку лет службы. Заместо этого создатель исследования доктор Петрос Сидерис предложил теорию опор, которые отчасти деформируются при колебаниях, но эти смещения просто обратимы. По аналогии со связками в человеческом теле – при обычной работе они держат нагрузку, при перегрузке растягиваются, но их можно исцелить и возвратить конечности прежние характеристики, не заменяя ее полностью.
Все механизмы, использованные в макете, экспериментальные – обрисовывать их смысла нет. Инженеры преднамеренно разрушили первую систему на имитаторе землетрясения, починили ее с помощью раствора и распорок, а потом разрушили вновь. Оценивались эксплуатационные свойства до и опосля, как проходило повторное разрушение, как неплох был ремонт, какие издержки необходимы, а от чего же можно отрешиться. Общий вывод – ремонтопригодность скользяще-качающегося мост в разы выше, чем у недвижных цельных конструкций, ну и нагрузку он держит еще лучше.
Минус таковой конструкции в еще большей цены за счет внедрения относительно сложных устройств при сооружении опоры заместо обычной заливки бетона. В теории, изначальные издержки с лихвой окупятся за счет дешевенького и, основное, резвого ремонта потом, когда покоробленный землетрясением мост будет введен в строй в кратчайшие сроки. Осталось внушительно обосновать это инженерам-мостостроителям.
Источник — Texas A&M University
Источник: