— Россия, Yakhnich Motorsport и Moscow Raceway только еще готовились принять свой первый национальный этап World Superbike. На Moscow Raceway еще не было даже асфальта (его как раз начинали укладывать в те весенние деньки). Но в Ассене (Нидерланды) все уже было готово к некоторому историческому событию.
Миновал стартовый раунд на Phillip Island, где российская команда Yakhnich Motorsport дебютировала в Чемпионате Мира. Дебютировала так себе: гонка для Леонова завершилась на первом же круге из-за коллизии с Имром Тотхом и Массимо Рокколи. Но зато в первой гонке сезона стало ясно, кто будет спорить за титул — победу одержал Кенан Софуглу из Kawasaki Lorenzini. Турок уже стал двукратным чемпионом World Supersport и защищал титул, взятый в 2011 году. Так что он пер вперед, как локомотив всей серии.
Но во второй гонке сезона — в Имоле у Кенана все пошло наперекосяк. В гонке он перенервничал, дважды срезал последнюю шикану, вернулся не так и не там, был пенализирован Дирекцией гонки, напортачил с проездом через пит-лейн — и в итоге был дисквалифицирован, что стало для турка полной неожиданностью.
Первый успех — в Имоле: с 16-й позиции на первом круге — к схватке за ТОП-5
Зато у Леонова в тот день все начало получаться: квалифицировавшись 13-м, он проиграл старт, но затем воспрянул духом и в борьбе пробился к ТОП-5. Схватка за место в пятерке шла 12 кругов подряд, соперниками Володи были известные итальянцы — Роберто Тамбурини и Вито Яннуццо. Гонка проходила в сильную облачность и в совсем не по-итальянски холодных условиях, что помогло Леонову проявить свое мастерство на асфальте температурой всего +14 градусов.
А затем — TT Circuit Assen. А в апреле в Ассене, да и во всех Нидерландах предсказание погоды — самое неблагодарное занятие. Вы, наверное, помните, как в 2019 посреди гоночного дня выпало 5 см снега, и пилоты WSBK вместо гонок стали играть в снежки?
22 апреля 2012 года обошлось без снега. Но был прогноз погоды с 80% вероятностью дождя при температуре +6.
Гуинтоли на подиуме в сложнейших условиях дождевой гонки в Ассене
Первая гонка дня — заезд в классе WorldSBK был остановлен красными флагами после падений лидеров: дождь начался внезапно. Том Сайкс и Марко Меландри возглавляли гонку и грохнулись, как только на асфальт TT Circuit упали первые капли дождя. Был объявлен рестарт, и победу одержали совсем не те, кого мы тогда ожидали увидеть на подиуме — Джонатан Рэй, Сильвейн Гуинтоли и Юджин Лаверти, выступавший тогда в качестве напарника Бьяджи в Aprilia Racing.
Когда дело дошло до гонки в Supersport, на небо смотрели каждые 5 минут. На стартовой решетке обстановка была крайне напряженная, потому что Дирекция никак не решалась объявить статус гонки — «wet» или «dry». На трассе было полно влажных пятен. В двух поворотах были даже лужи, но маршалы боролись с ними всеми доступными средствами. Команды, видя ситуацию на треке — все-таки, сохнет! — выставили мотоциклы в «сухих» настройках и на гоночной резине. Но тут с неба снова закапало, и Дирекция спокойно объявила — «wet race»!
Дождь вернулся, и команды поняли, что никто не угадал. Никто, кроме Кенана Софуглу: Lorenzini Kawasaki пришлось поменять только покрышки, а сетап у чемпиона был, похоже, уже дождевой. Кенан был спокоен, как никогда. Остальным, кроме покрышек, за 3-5 минут нужно было полностью изменить сетап. В частности, установить более мягкие пружины в вилку, изменить настройку амортизатора, возможно, даже заменить тормозные колодки. Леонову не успели поменять настройки шасси, сменили только колеса. Гонку отменять не стали — дали старт.
Володя Леонов — мастер дождевых гонок. Вторая попытка: Monza, 2012
В плотной туче водяной пыли совершенно не было ясно, кто и каким по порядку зашел в первый поворот. Ясность появилась, когда пелетон прошел первые три поворота и миновал первую петлю хронометража, на экране все увидели порядок: Брок Паркс, Сэм Лоус, Кенан Софуглу и… Леонов!
Пелетон рассыпался на части уже на первом круге. Не проехали и круга — грохнулись Джед Метчер, Джей Дэй, Массимо Рокколи, Ланусс, Шольц. Фабиан Форе, Польцер и Куармби, сделав круг, сдались — вернулись на пит-лейн в свои боксы. Затем, ошибки стали допускать лидеры.
Сэм Лоус подвинул Брока Паркса и возглавил заезд. Британец пытался убежать от преследователей и допустил ошибку — переоценил свой возможности и темп, что затем привело к катастрофе.
В погоне за Кенаном Софуглу и первым российским трофеем в World Superbike
Софуглу также прошел Паркса, а следом за ним это же сделал и Леонов, который ехал очень стабильно и постоянно ускорялся. К 6-му кругу группу догнал Лоренцо Ланци, ветеран итальянского супербайка, от которого здесь вообще никто ничего не ожидал. Ланци в этот уикенд выступал по wildcard, подменяя кого-то в ProRace Honda… Но Ланци взял такой темп, что пронизал группу лидеров насквозь, насел на Софуглу с Парксом, и оказался впереди них в самый подходящий момент.
На 11-й минуте гонки Сэм Лоус выхватил жесткий хайсайд и покинул заезд. Ланци тут же занял место лидера — и укатил ото всех в пучу водной пыли, только его и видел! Софуглу не мог держать темп итальянца, но Леонов — пытался. Он провел несколько атак на турка. Это помогло Леонову продержаться в призовой тройке до самого финиша — шанс найти лазейку в защите Софуглу и понимание, что дождь не мешает бороться. Но Софуглу слишком хорошо оборонялся, чтобы Володя смог пройти его в этих условиях. К тому же, Леонов ехал на «сухом» мотоцикле, просто с дождевой нарезкой!
Первый трофей WSBK в руках российского мотогонщика Владимира Леонова
Первый подиум в чемпионате мира — это всегда особое ощущение, тем более, что до тебя его ни брал ни один российский гонщик. Позже, в том же 2012 году Леонов повторил свой реультаты, став 3-м на дебютном этапе WSBK в Москве. А на следующий год улучшил позицию до 2-й в напряженной дуэли со своим новым напарником по Yakhnich Motorsport Сэмом Лоусом. В 2013 году двойной подиум российской команды, 1-2 места были взяты в Имоле, где у Леонова произошел первый грандиозный прорыв в WSS. Как и в ассенском дебюте, главными соперниками Леонова в Имоле и Москве стали Сэм Лоус и Кенан Софуглу — два чемпиона World Supersport.
Владимир Леонов на подиуме 3-го этапа World Supersport 2012 года в Ассене
По сей день Владимир Леонов остается самым результативным мировым пилотом из России. Он также остается единственным, кто вышел на старт и удивил всех своей производительностью в World Superbike, где Леонов мог бы участвовать в 2018 году, уже с командой SPB Racing Team. Также, Леонов единственным из россиян принял участие в тестах прототипа MotoGP саттелитной команды Ducati Pramac Racing.
P.S. Я, конечно, безумно благодарен Yakhnich Motorsport за то, что они затеяли всю эту движуху, вовлекли в нее меня и позволили пережить все эти эмоциональные моменты, которые теперь — чистая история, и когда ждать ее повторения, трудно предсказуемо.
Источник: