Первая половина нынешнего года стала временем испытания российской экономик на прочность, и пока ее «вытягивают» сельское хозяйство и курьерские службы, полагает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова.
Как отмечает эксперт, «для большинства секторов внутри российской экономики июнь стал месяцем выхода из кризиса». «По крайней мере, об этом говорят данные Росстата. Но в целом первое полугодие стало временем испытания экономик на прочность. Согласно цифрам Росстата, прибыль производственного сектора за январь–июнь составила 6,99 трлн рублей, она упала на 25,2% в годовом сопоставлении. Убытки при этом оцениваются в 2,68 трлн рублей, и это более чем вдвое выше, чем было за аналогичный период 2019 года. Часть бизнеса резко нарастила убытки, но некоторые оказались в плюсе. В числе стабильных лидеров — сельское хозяйство», — говорится в обзоре Бодровой.
На ее взгляд, «показатели в реальном секторе выглядят вполне достоверно». «Действительно, лучше всех сейчас аграриям, что выглядит необычно, так как в последние годы тут прочно укрепилась репутация низкорентабельного и высокорискованного производства, но, с другой стороны, у с/х бизнеса если и были остановки в работе в первом полугодии, то только короткие и в ожидании финансирования», — констатирует аналитик.
Вполне возможно, предполагает она, что «убытки предприятий розничной и оптовой торговли за июнь выросли на фоне расширения всевозможных издержек — на содержание персонала, выплату долгов за аренду и коммуникации, распродажу продукции ниже себестоимости и прочее».
«Никто и не рассчитывал, что в июне на рынке резко появятся потребители, так как о платежеспособности населения сегменту розничной торговли хорошо известно. Однако ставка на сезонный всплеск интереса все же присутствовала, она и не сработала. У строителей и девелоперов с ростом убытков все еще прозрачнее: ограничения в деятельности и отсутствие потока покупателей продолжили загонять застройщиков в долговую яму», — указывает эксперт.
При этом, считает она, «дотации правительства семьям с детьми в июне в экономике не оказались». «Значит, эти деньги пошли на „поддержание штанов“. Например, на то, чтобы расплатиться с долгами», — допускает Бодрова.
Она прогнозирует, что «как минимум на протяжении третьего квартала в сложной ситуации останутся не только ритейлеры (здесь может „выстрелить“ отдельное направление, которое нивелирует негатив в остальных), но и девелопмент». «Пассажирские перевозки понемногу оживают. Это в большей степени касается наземного транспорта, поэтому тут убытки будут сокращаться, но авиаперевозчики как были в коме, так в ней и останутся», — сетует аналитик.
В то же время, подчеркивает она, «королями положения в этом году однозначно будут курьерские службы». «Мода на доставку пришла и останется надолго, здесь точно есть, куда развиваться. Список аутсайдеров тоже очевиден — турбизнес и непродуктовый ритейл», — подытоживает эксперт.
Напомним, что российская экономика в феврале–марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России утвердили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.
11 мая президент РФ Владимир Путин объявил о завершении с 12 мая единого периода нерабочих дней, введенного с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19.
2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства общенациональный план по восстановлению российской экономики в 2020–2021 годах, сообщив, в частности, что стоимость нацплана составит около 5 трлн рублей. 19 июня Путину был направлен доработанный проект нацплана.
По итогам II квартала 2020 года экономика России сократилась, по предварительным данным Росстата, на 8,5% в годовом сопоставлении, а за I полугодие — на 3,6%.
Источник: