Правила игры для мирового нефтяного рынка «очень неожиданно для многих изменились», полагает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев.
По его словам, «нефть — давно не только кровь мировой экономики, но и финансовой актив, причем ликвидный и популярный». «Вот только на финансовом рынке очень неожиданно для многих изменились правила игры», — заявил эксперт «Росбалту».
Он поясняет, что Федеральная резервная система (ФРС) США «обновила долгосрочные цели и стратегию своей денежно-кредитной политики». «Американский регулятор десятилетиями заявлял, что его главными задачами являются контроль инфляции и обеспечение занятости. Но теперь все стало по-другому, и абсолютно никому на рынке не понятно. Ясно, что было, но не ясно, что теперь. Озвученные новые цели невнятны. (Глава Федрезерва) Джером Пауэлл заявил что-то про среднюю инфляцию. Однако он не уточнил, на каком горизонте это среднее считается. Инфляция больше не является целью ФРС и в обозримом будущем не будет», — говорится в обзоре Разуваева.
При этом, указывает он, «американский регулятор теперь свободен делать что угодно, не ориентируясь на какие-то жесткие цифры и правила, создает себе поле для субъективной политики, которая базируется на ожиданиях конкретных лиц в руководстве ФРС». «Теперь рынки, в том числе цены на нефть, будут значительно более рискованны и волатильны. Вероятно, в США процентные ставки останутся на текущих уровнях еще очень долго, но монетарная политика ведущих мировых Центробанков будет очень сильно отличаться. Сырьевой рынок, как и основные валютные пары и фондовые индексы, может начать отыгрывать новую ситуацию уже в сентябре», — прогнозирует аналитик.
Тем временем, констатирует он, «цифры российского нефтяного сектора по-прежнему не радуют, несмотря на стабилизацию мировых цен». «По итогам июля добыча полезных ископаемых в России сократилась на 15,1%. Спад в добыче нефти на 16,3% стал рекордным с момента развала СССР. В отличие от позднего СССР нефтяные компании сокращают добычу в рамках договоренностей ОПЕК+. По итогам июля добыча газа упала на 11,4% год к году, показав второй худший результат за всю историю доступной статистики, спад сильнее был в 2008 году — на 12,4%. ОПЕК прогнозирует, что в результате кризиса Россия безвозвратно потеряет около 10% нефтяной промышленности», — подчеркивает эксперт.
Однако, возражает он, «учитывая относительно незначительный спад инвестиций в российском нефтяном секторе, этот сценарий выглядит маловероятным». «Дополнительную поддержку российским нефтяным компаниям оказывает политика слабого рубля. Считается, что спрос на нефть полностью восстановится только к концу 2021 года. Вероятно, в итоге доля России на мировом нефтяном рынке даже увеличится. Хотя, конечно, саудиты в любой момент могут устроить новую нефтяную войну, их демпинг никто, естественно, не отменял. Как и непредсказуемые теперь действия Федрезерва», — добавляет Разуваев.
Он ожидает, что в сентябре стоимость барреля Brent будет колебаться в коридоре $44-48.
Напомним также, что с начала нынешнего года по мировому нефтяному рынку прокатились несколько волн падения цен на «черное золото». Негативная ситуация была вызвана целом комплексом факторов: общим перепроизводством сырья, резким падением спроса на фоне стремительного распространения коронавирусной инфекции COVID-19 (11 марта было объявлено о пандемии) и опасениями по поводу ее влияния на глобальную экономику, а также развалом сделки ОПЕК+ (официально с 1 апреля, но фактически после безрезультатных переговоров стран-нефтепроизводителей на встрече 6 марта в Вене).
Тем не менее, 12 апреля страны ОПЕК+ согласовали новую сделку, участниками которой стали 23 государства. Соглашение будет действовать два года — с 1 мая 2020-го до 1 мая 2022-го. В мае—июне текущего года сокращение добычи составит 9,7 млн баррелей в сутки (от уровня октября 2018 года), далее — до конца 2020 года — на 8 млн баррелей, и на 6 млн — до конца апреля 2022 года. Новая сделка ОПЕК+ стала вынужденной реакцией нефтедобывающих стран на ситуацию на рынке и давление со стороны США. Однако в целом она не перекрыла объемов снижения мирового спроса, к тому же на рынке скопились огромные запасы сырья.
На встрече 6 июня страны-участницы ОПЕК+ продлили на месяц — до конца июля — срок действия соглашения о сокращении добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки.
15 июля участники совещания министерского мониторингового комитета (JMMC), в который входят представители стран — участниц соглашения ОПЕК+, согласовали смягчение с 1 августа ограничений на добычу нефти (примерно на 2 млн баррелей в сутки), — добывавшийся до введения ограничений объем будет сокращен уже не на 9,7 млн, а только на 7,7 млн баррелей в сутки.
Источник: