Компания Iran Khodro завершает производство седана Peugeot 405, который выпускался в Иране по лицензии с 1997 года. Впервые модель была представлена еще в 1987 году, через год получила титул европейского автомобиля года и выпускалась без особенных изменений целых 33 года сначала в Европе, потом в Египте и Иране. Остановить выпуск иранцев заставили принятые в стране новые требования безопасности и токсичности.
Peugeot 405 далеко не единственный автомобиль-долгожитель. В списке моделей, которые пробыли на конвейере 30 лет и больше, немало отечественных машин и целый ряд довольно экзотических конструкций.
Volkswagen Kaefer/Beetle (57 лет)
Знаменитый «Жук» — главный автомобильный долгожитель планеты. Серийное производство модели в Германии началось в 1946 году и продолжалось до середины семидесятых, после чего было перенесено в Мексику, откуда Beetle завозили в Европу аж до 1985 года. Без существенных конструктивных изменений «Жук» продержался на конвейере до последнего, 2003 года, а всего за 57 лет было изготовлено больше 21,5 млн машин — еще один вечный рекорд.
Hindustan Ambassador (56 лет)
Простенький седан на базе английской модели Morris Oxford III начали выпускать под Калькуттой в далеком 1958 году, и на следующие полвека он стал почти официальным «королем дорог Индии». Формально модель сменила четыре поколения, но, по сути, конструкция подвергалась лишь легкому фейслифту и незначительным техническим изменениям. К 2014 году модель устарела настолько, что перестала пользоваться спросом даже при цене 10 000 долларов, и была снята с производства.
UAZ-452 (55 лет)
Знаменитая «Буханка» с 1965 года совершенно не изменилась внешне, остается на конвейере и имеет все шансы побить рекорд немецкого «Жука». За 55 лет производства УАЗ-452 дважды менял двигатель, получил немного облагороженный салон и оброс огромным числом модификаций. Модель хотели снять с производства в девяностых, когда готовили семейство вэнов нового поколения, а потом в двухтысячных, когда не могли адаптировать впрысковый мотор, но в итоге «Буханка» осталась на конвейере.
Volkswagen Transporter T2 (46 лет)
Transporter второго поколения появился в 1967 году и задержался на конвейере на 46 лет. До 1979 года он выпускался в Ганновере, а после появления модели третьего поколения T2 переехал в Бразилию, где под именем Volkswagen Kombi производился до 2013 года, когда в стране был введен обязательный краш-тест. В 2005-м машина получила двигатель водяного охлаждения, и именно тогда на ней появилась черная пластиковая решетка радиатора — характерный признак бразильских машин.
ВАЗ-2121 «Нива» / Lada 4×4 (43 года)
Вопрос о том, сможет ли «Нива» обогнать Transporter, остается открытым, но в нынешнем году модель пережила обновление и на покой явно не собирается. За 43 года в Тольятти было изготовлено более 2,2 млн внедорожников, которые к тому же стали самой успешной экспортной моделью АвтоВАЗа. Наиболее существенно машина менялась в 1994 году, но принципиально это автомобиль той же конструкции, который вынужденно сменил имя в 2006 году по соглашению с General Motors. Сегодня имя «Нива» снова принадлежит АвтоВАЗу.
Citroen 2CV (42 года)
Пик спроса на простенький «дэ шво» пришелся на 1974 год, когда модель должна была окончить свой век, но оказалась очень кстати в период нефтяного кризиса. После окончания кризиса она осталась в строю только благодаря тому, что обрела культовый статус и популярность у молодежи, хотя изначально создавалась, чтобы вытащить послевоенную Францию из руин. Производство во Франции остановили в 1988 году, но «гадкий утенок» еще два года выпускался в Португалии. Всего с 1948 года было изготовлено более 5 млн экземпляров.
Mini (41 год)
Британский переднеприводный компакт Mini в 1959 году сотворил примерно такую же революцию, как когда-то немецкий «Жук», но за 46 лет разошелся более скромным тиражом в 5 млн экземпляров. Помимо Англии Mini выпускали в Испании, Италии, Бельгии, Новой Зеландии, Португалии, Австралии, Венесуэле, Югославии и ЮАР, причем на разных рынках модель называлась Morris, Austin, Wolseley, Riley, Rover, Innocenti, Authi. Автомобиль обновляли шесть раз до 2000 года, когда производство перешло под контроль BMW и немцы начали готовить принципиально новый MINI.
Peugeot 504 (38 лет)
В послужном списке европейского автомобиля 1969 года — заводы во Франции, Кении, Аргентине, ЮАР, Нигерии, Испании, Тайване и Китае. На родине он выпускался с 1968 по 1983 год, а в Нигерии держался на конвейере вплоть до 2006 года. Peugeot 504 встречается во многих странах Африки и местами до сих пор используется в качестве нелегальных такси. В гонках и ралли-марафонах заднеприводный автомобиль успешно участвовал до начала девяностых.
Zastava 101/ Yugo Skala (37 лет)
В социалистической Югославии была своя собственная «классика» — переднеприводная Zastava, которая представляла собой модернизированный седан Fiat 128. В отличие от прототипа, Zastava выпускалась с кузовами трех- и пятидверный лифтбек, а также пикап.
В девяностых ревизии подверглись двигатели и подвески, а в 2008 году обновленная Skala даже появилась на стенде белградского автосалона. Но уже тогда устаревшую модель не покупали даже за 4000 евро, и производство остановили. Всего с 1971 года было построено почти 1,3 млн машин.
Renault 12 / Dacia 1300 (35 лет)
Еще один французский автомобиль, который стал совершенно интернациональным. Помимо Франции Renault 12 выпускался в Турции, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии и Аргентине, но больше всего машин сделали в Румынии под маркой Dacia. С 1969 по 2004 год только в Румынии было изготовлено около 2 млн автомобилей с кузовами седан, универсал и лифтбек, а пикап и вовсе выпускался до 2006 года. К концу производства машину продавали за 4100 евро. На смену ей пришел хорошо известный Logan.
Land Rover Defender (33 года)
Имя Defender официально используется с 1990 года, но фактически этот внедорожник выпускался с 1983 года и изначально назывался Land Rover 90, 110 и 127 по длине колесной базы. Легендарная машина продавалась по всему миру, использовалась военными и спецслужбами, участвовала в ралли-рейдах и почти не менялась, обновляя лишь двигатели и оснащение. К концу рыночной карьеры в 2016 году она с трудом укладывалась в требования безопасности.
Tata Telcoline (32 года)
В 1988 году индийский бренд начал выпуск пикапа на собственной платформе с двигателем Peugeot и почти сразу занял четверть рынка легких коммерческих автомобилей. Чуть позже пикап начали экспортировать в ЮАР и Европу, а в Малайзии даже наладили его сборку. В 2007 году появляется наследник Tata Xenon, но оригинальный Telcoline с чуть более современной внешностью продолжает выпускаться сейчас и все еще вывозится в ЮАР.
ВАЗ-2107 (32 года)
В СССР и России тольяттинская «семерка» выпускалась с 1982 по 2012 год, после чего еще два года оставалась на конвейере в Египте. В Союзе ВАЗ-2107 был самой престижной легковой моделью АвтоВАЗа, но самой массовой так и не стал. Всего было изготовлено около 2,9 млн машин, что меньше 4 млн ВАЗ-2106, который провел на конвейере 30 лет. Те же 30 лет выпускались и ВАЗ-2105, которых было сделано чуть больше 2 миллионов.
Volkswagen Passat B2 / Santana (31 год)
Помимо Германии Passat второго поколения, представленный в 1981 году, выпускался в Испании, Бразилии, Мексике, ЮАР и даже в Японии, но столь долгую конвейерную жизнь ему обеспечил Китай. В большинстве стран выпуск модели свернули в 1988 году после выхода Passat B3, но в Шанхае к тому моменту успели наладить полноценную сборку рестайлинговой машины вместо отверточной и продолжили производство. Выпуск продолжался вплоть до 2012 года, а сам Passat до сих пор является неотъемлемой частью трафика китайских городов.
Toyota Century MK1 (30 лет)
Седан Century до сих пор несет звание самого роскошного автомобиля Японии и изготавливается вручную для японской элиты. Если не считать модернизации двигателей V8, машина первого поколения выпускалась без значимых изменений с 1967 по 1997 год. Машина второго поколения — плод не слишком глубокой модернизации, поэтому с натяжкой можно считать, что самый первый Century продержался на конвейере не 30, а 50 лет — до 2017 года, когда на смену пришла совсем новая машина условно третьего поколения.