— Среди гонщиков-любителей и просто завсегдатаев трек-дней существует ряд мифов, которые нередко приводят к весьма печальным последствиям. Возвращение на трек после зимней спячки — это почти то же самое, как пытаться выжать нагруженную штангу из положения лежа без подготовки и подстраховки.
Миф первый: я начну там, где закончил прошлый сезон
Езда по треку это всегда демонстрация навыков. Часть из них бессознательные (мышечная память), часть сознательные (принятие решений). Но совершенно точно (и я это гарантирую), часть этих навыков после длительного перерыва утрачивается, и ты никогда не сможет точно сказать, какая именно.
Первое, что нужно помнить: стоит начинать постепенно, проверяя, что работает, а на чем придется сознательно концентрироваться.
Сознательные навыки работают медленнее. Поэтому и начинать надо медленно — «вкатиться» снова в столь хорошо знакомый трек, вернуть бессознательные навыки и убедиться, что часть сознательных тоже стали бессознательными — и только затем ускоряться.
Начинай с малого, тренируй один навык за другим, проверяй — и двигайся вперед
Забудь на время все старые точки торможения и ускорения, начни с нуля. Скоро вспомнишь, что было в прошлом сезоне. Если сразу начать мочить, в какой-то момент просто не успеешь переключить передачу и полетишь в гравий.
Миф 2: Я помню этот трек!
Гонщики MotoGP очень часто говорят: «нет двух одинаковых гонок» или «каждый сезон — разный». Что они имеют в виду? То, что все очень быстро меняется, и асфальт — это не гранитная скала, которая может простоять миллион лет.
После зимы покрытие трека меняется: где-то немного проседает грунт, где-то появляется новое чуть более влажное место, где-то сильнее проявляется перелом.
Знакомый до боли Circuito de Jerez: реально, меняется каждый год!
Даже в самых подробных записях (ты же ведешь дневник тренировок — о том, как ехать каждый трек?) ты не можешь записать все. Где-то ты бессознательно закатываешь правильную последовательность действий, но бессознательное, как мы помним, теряется со временем.
Хорошим примером является Ricardo Tormo Circuit в Валенсии, который каждый раз обновляют перед MotoGP в ноябре. Это ярчайший пример, как автодром мирового уровня меняется год от года. Каждый раз, возвращаясь туда, как мне кажется, прикатанным к треку, я начинаю знакомиться с ним буквально заново. Так, новые поребрики становятся более скользкими, где-то меняется держак…
Миф 3: Я помню этот мотоцикл!
Нет, не помнишь. «Помнить» мотоцикл — это привыкнуть к его ускорению и поведению в зависимости от работы руками и ногами. Например, ты поворачиваешь ручку газа, и мотоцикл привычно откликается. Всем, кто только открывает сезон, поначалу кажется, что мотоцикл супербыстрый. Зато через пару трек-дней тебе снова кажется, что мотоцикл «не прет», ты снова и снова лезешь в моторные карты и показания лямда-датчика — где же тут надо поправить, чтобы «попер»? А на самом деле, ничего не менялось.
Марк Маркес — очень хороший пример. Каждый год он начинает в разной физической форме
Твоя физическая форма тоже могла за время измениться (будем надеяться, в лучшую сторону) — и вот, развесовка мотоцикла стала другой! Мотоцикл нужно перенастроить заново под нового себя, не полагаться на прошлогодние настройки.
Миф 4: моя физическая форма в норме
А как может быть иначе? Ведь всю зиму я тренировался на беговой дорожке (а также лыжах, флейте, коньках и курсах кулинаров). Верно, что-то ты делал все это время.
Вот только… мотоспорт — довольно специфический. С точки зрения физических нагрузок, мотоспорт представляет из себя серию статических и слабодинамических аэробных упражнений, перемежающихся взрывными нагрузками. Если ты специфично тренировался именно так, отлично. Но беговая дорожка дает общую выносливость, а не изометрическую. Поэтому будь готов к тому, что ноги, как и раньше, снова будут неметь, болеть и ты не сможешь поддерживать хороший темп всю сессию. Удивление в первый день — будет! Главное, заранее знать, что «это ОК», и не переживать (пугаться, ругаться, бежать к тренеру).
Вторым немаловажным фактором являются реакции мозга. Глазами мы смотрим, но видим и анализируем — мозгом.
При езде на мотоцикле требуется сверхбыстрая реакция на тысячу мелочей и нюансов, которых нет при езде на автомобиле или ходьбе пешком и так далее. Мотоциклисты, которые ездят на байке каждый день, обычно, более собраны и активны, способны быстрее реагировать — их мозг тренируется каждый день, потому что расслабление на дороге граничит с катастрофой.
Даже если ты ездишь на мотоцикле, при выходе на трек, все меняется — посадка, ощущения…
За зиму зрение отвыкло от быстроперемещающихся картинок и, вполне вероятно, не все детали мозг теперь успевает ловить. Здесь также требуется тренировка. Хотя какой-нибудь настольный теннис и тренирует реакцию, но, чтобы она адаптировалась к мотоспорту — вновь потребуется время.
Баланс: да, можно тренировать баланс на лыжах, баланс-борде и/или на стоячем велосипеде. Но также, обладая этим сразу, организму нужно время, чтобы адаптировать навыки к мотоспорту.
Миф 5: сейчас все пойдет, надо только не бояться
Крайне опасное заблуждение, которое стоило мне пары шрамов 🙂
Да, надо развивать свои навыки, а не просто кататься и закатывать одни и те же ошибки. План -> цели -> контроль -> прогресс. В идеале, нужен тренер, который построит постепенный процесс и будет следить за исполнением программы.
Еще раз повторю — не стоит пытаться повторить то, что делает гонщик, который быстрее тебя на 3 секунды на треке: его навыки находятся на другом уровне — ты просто упадешь!
А ведь Хорхе казалось: что может пойти не так?
Навыки стоит развивать последовательно, беря каждый раз на сессию какой-то один навык и сознательно переходя на следующий, чуть более продвинутый шаг (чуть раньше тормозить, чуть выше скорость в определенных точках, быстрее открывать газ и пр.).
При этом важно понимать: а что есть мерило — получается ли у тебя или нет? Только если сравнивать свои ощущения с наблюдением тренера и анализом данных телеметрии!
Просто «собрать яйца в кулак» и ехать быстро — невозможно проверить, невозможно повторить, опасно и ведет к падению. Это не прогресс, это просто бессистемная и рискованная игра. Если хочешь заниматься спортом, не делай так.
Хочешь знать больше? Спрашивай!
Как записаться?
Напрямую написав на адрес info@bm-race.com
Воспользоваться формой для записи по адресу: bm-race.ru/ru/online-services/
Вопросы и комментарии
Лучший способ: написать на info@bm-race.com
Альтернатива — сообщение в Facebook на нашу страничку: facebook.com/bmrace
Телефон (Whatsapp): +79256284733
Источник: