— Подробнее — Часть 1: Time Keepers — Сколько человек нужно, чтобы зафиксировать результат Гран-При?
Но снять данные хронометража и распечатать результаты заезда — еще не все: протокол должен быть утвержден Дирекцией гонки.
Что представляет из себя MotoGP Race Control
Дирекция гонки чрезвычайно сложный организм, состоящий из великого множества людей. В каждой гонке задействованы порядка 450 человек, включая персонал Контрольной башни, стюардов на пит-лейне и стартовой решетке, а также многочисленных маршалов. Маршалы не принимают решений, но являются ценным источником информации для стюардов.
В Дирекцию MotoGP входят представители всех возможных органов управления, и здесь не только члены FIM и Dorna Sports, но также представители автодрома и местных властей.
Майк Уэбб, Директор гонок MotoGP
Во главе Дирекции стоит директор гонки, который ставит свою подпись под всеми официальными документами. С 2009 по 2016 год Дирекцией руководил Хавье Алонсо, с 2017 года MotoGP Race Control возглавляет Майк Уэбб, сам бывший мотогонщик Гран-При.
Автодром представляют: ответственный за коммуникацию с автодромом (Clerk of the Course), шеф медицинской службы и шеф по безопасности. Но и в MotoGP есть свой медицинский директор. Иногда, решение о допуске пилота к гонке принимает он, иногда — местный шеф. Clerk of the Course назначается местной федерацией, принимающей Гран-При, поскольку на нем лежит большая ответственность: он и отвечает за то, что трасса полностью готова, и за то, как все службы автодрома реагируют на ситуацию.
Дирекция MotoGP проводит брифинг с пилотами Moto3
На испанских этапах MotoGP в Дирекцию гонки входят дополнительно представители силовых структур — Guardia Civil, национальной полиции и региональной полиции, которые координируют действия по контролю за многочисленными фанатами в паддоке, на трибунах и в жилом лагере. Примерно так же обстоит дело и в Италии, но там всем занимаются карабинеры.
Что делает на гонках FIM
Представители Международной Федерации выполняют надзорные и консультационные функции, поскольку FIM — это прежде всего законодательный орган в мотоспорте. Состав комиссии FIM на каждом этапе неизменен — это 9 человек:
Президент FIM Хорхе Виегас представляет ключевых представителей Федерации в MotoGP на Гран-При Катара
Директор комиссии по автодромам (CCR) — Френк Вайзи, который также является представителем Losail International Circuit (Clerk of the Course).
Офицер по безопасности FIM — Франко Унчини, первый человек, ответственный за омологацию и соответствие трасс требованиям MotoGP и WorldSBK.
Координатор комиссии по автодромам — Пол Дюпарк, третий человек, отвечающий за омологацию и соответствие трасс требованиям MotoGP.
Постоянный стюард FIM при MotoGP — Билл Камбоу представляет FIM в Коллегии Стюардов.
Стюард FIM по MotoGP — Ральф Бонхёрст координирует связь Дирекции с Коллегией Стюардов.
Апелляционный стюард FIM в MotoGP — Стюарт Хиггс принимает протесты и апелляции от команд.
Постоянный представитель FIM по медицине — Джанкарло Ди Филиппо контролирует соответствие действий медицинских служб нормам Кодекса.
Директор FIM по коммуникациям и маркетингу — Фабио Мюнер работает в тесном контакте с пресс-менеджером Dorna Sports.
Менеджер FIM по коммуникациям — Изабель Ларивье пишет пресс-релизы и официальные заявления, которые выпускают совместно и по отдельности Федерация и Dorna Sports.
Босс профсоюза гоночных команд MotoGP — IRTA — Майк Тримби
Ключевые фигуры в Дирекции MotoGP
Из пятеро. Помимо Уэбба, это представитель IRTA — «босс профсоюза» Майк Тримби, который представляет команды и гонщиков, следит за соблюдением их интересов; представитель автодрома (Clerk of the Course — назначается национальной федерацией, которая принимает Гран-При); а также представитель FIM (сейчас, Ральф Бонхёрст), который следит за законностью всех действий Дирекции с точки зрения спортивного кодекса и т.п. и представитель Dorna Sports, который отвечает за организационные вопросы на самом событии.
Решение принимается коллегиально. До появления Коллегии Стюардов (Stewards Panel) в 2018 году, на плечах Майка Уэбба лежало слишком много обязанностей. Кроме руководства гонкой, должен был принимать решения о правомерности действий гонщиков во время событий, т.е. должен был раздавать наказания и штрафы. Разумеется, все — после гонки, поскольку во время заезда Дирекция занята на 100%, поэтому зачастую решения затягивались надолго. Как пример, знаменитый SepangClash между Маркесом и Росси — решение по итогам гонки принималось весь вечер, было много споров.
Президент Dorna Sports Кармело Эспелета всегда на виду, но решения принимают другие люди
Функция Dorna Sport во время гонок, на самом деле, огромная. Однако, при этом она совершенно не касается спортивной части. Dorna отвечает за организацию трансляции, награждения, медийных событий (пресс-конференций) и т.п. Представитель Dorna, как генерального промоутера, конечно же, имеет слово и в случае чего оно может перевесить слово Директора… но это случается чрезвычайно редко, только в критических ситуациях, когда дело касается либо отмены, либо переноса событий, как было в Малайзии, Катаре или Великобритании из-за неприемлемых погодных условий или проблем с трассой.
Как работает Race Control
Race Control — самая закрытая (в прямом смысле слова) часть Контрольной башни, куда не допускают никого, кроме членов Дирекции. Журналисты, фотографы и видео-операторы — персоны нон-грата в этой комнате, поскольку зачастую истина рождается в очень жарких спорах, о которых посторонним знать современно не следует: Дирекция гонки должна иметь непререкаемую репутацию.
Рабочее место одного из судей (представителей автодрома) Motorland Aragon: вид на Race Control
На фотографии в Race Control практически пусто: это затишье между сессиями. Но в ходе Гран-При MotoGP (да и World Superbike тоже) в Дирекции собирается огромная, но закрытая тусовка, число вовлеченных в процесс достигает 35 человек.
Большинство из них внимательно следят за ходом гонки на многочисленных мониторах. На всех трассах класса FIM B и FIM A должна быть многоканальная система телевизионного мониторинга: все повороты, все прямые, паддок и пит-лейн под постоянным присмотром. Члены Дирекции обсуждают происходящее и выносят решения, раздают команды подчиненным, маршалам и т.д — каждый представитель ответственнен за свой участок.
Медицинская элита MotoGP на презентации обновленной Clinica Mobile в Хересе
На фото: три ветви медицинского обеспечения MotoGP — слева-направо: Доктор Ксавье Мир, руководитель клиники Quiron (Института Дексиуса в Барселоне); Директор по медицине Circuito de Jerez; Президент Dorna Sports Кармело Эспелета (в центре); Директор MotoGP по медицине Анхель Чарте (второй справа); Директор Clinica Mobile Микееле Заза.
Так, Директор автодрома по медицине должен не только подготовить и натренировать весь персонал к гонкам, но также оптимально расставить кареты скорой помощи; он напрямую руководит действиями всех экипажей и врачей, а также собственным медцентром по ходу уикенда. К слову, Clinica Mobile не входит в структуру MotoGP, хотя и присутствует на каждом этапе. Однако, в Мобильной Клинике есть приборы, которых зачастую лишены медцентры автодромов. Врачи Мобильной Клиники, конечно же, участвуют в обслуживании пострадавших, поскольку обладают огромным опытом. Но зачастую, Клиника выполняет терапевтические функции — т.е. оказывает пилотам MotoGP услуги по восстановлению (массаж, процедуры, физиотерапия и т.д.).
Как получают результаты каждого Гран-При, я описал вчера. Но это пока только цифры. Протоколы нужно утвердить!
Фиксация результата и спорные моменты
Протокол каждой гонки проходит три стадии утверждения.
Первая стадия — это сама фиксация результата хронометристами, которые печатают протокол и передают его в Дирекцию. Директор гонки, если у него персонально не возникло замечаний по заезду, утверждает протокол.
Зачастую, MotoGP публикует результаты гонки сразу после этого, и мы можем видеть их через считанные минуты после того, как линию пересек последний гонщик.
Трехкратный чемпион Мото Гран-При Фредди Спенсер возглавил Коллегию Стюардов MotoGP в марте 2019 года
Вторая стадия — проверка хода гонки на предмет нарушения правил, этим занимается Коллегия Стюардов под руководством Фредди Спенсера. Стюарды вносят свои комментарии по ходу всего заезда, затем, дополнительно рассматривают видео спорных моментов — и выносят решение. По мелким нарушениям теперь процедура упрощена, и чтобы не надо было вносить изменения в протокол, санкции накладываются прямо по ходу заезда, т.е. штрафуется пилот «естественным образом» (проезд через пит-лейн, через штрафную петлю или процедура stop-n-go). Но есть моменты, которые нуждаются в обсуждении коллегиально, и это часто требует больше времени.
Вот почему нередко уже после завершения гонок, и даже всего гоночного дня появляются официальные заявления Дирекции о санкциях для отдельных гонщиков с последующим изменением протокола.
Третья — в течение получаса после финиша каждого заезда каждая команда имеет право опротестовать результаты или действия оппонентов. Также, в течение получаса ТОП-5 финалистов каждого заезда обязаны предоставить свои мотоциклы на техническую комиссию FIM, где производится быстрый, но квалифицированный осмотр на предмет нарушения технического регламента.
К этому моменту, статус результатов заезда — предварительный. В случае, если возражений не поступило ни от команд, ни от Технического директора MotoGP, Директор гонки ставит подпись под протоколом — и отправляет его в архив FIM. Если же есть протесты, которые требуют внимания, предварительный статус сохраняется до вторника следующей недели. Во вторник, следующий за Гран-При, Дирекция должна принять решение, давать ход делу, либо нет.
P.S.
Но изменить результаты гонок можно в любой момент, даже задним числом. Например, если какой-то пилот будет уличен в приеме допинга, что можно выяснить лишь спустя 1-2 месяца. Тогда, результаты меняются задним числом, пересчитываются очки… в общем, меняется всё! Но это уже другая история.
Источник: